Раздел II. Финансовое обеспечение функционирования библиотеки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема 3. Финансирование библиотечных учреждений

Основные принципы бюджетного финансирования. Влияние современных условий социально-экономического развития России на состояние и уровень финансирования отечественных библиотек. Особенности финансирования библиотек различных типов и видов с учетом их принадлежности к различным формам собственности и ведомствам.

Федеральный, региональный, муниципальный, ведомственный бюджет. Приоритеты бюджетного финансирования, ограничения в использовании целевых ассигнований. Проблемы разработки нормативов бюджетного финансирования.

Бюджетная классификация, разделы, параграфы, статьи. Порядок получения бюджетных финансовых ресурсов. Смета – основной плановый документ финансирования библиотеки как бюджетного учреждения. Порядок составления, расчет расходов по отдельным статьям, их характеристика: фонд заработной платы, канцелярские и хозяйственные расходы, приобретение оборудования и инвентаря и др.

Инициативная деятельность библиотеки: сущность, цели, основные направления. Учет правового пространства, внутренней и внешней среды. Потенциальные источники внебюджетных финансовых поступлений в библиотеку: дополнительные сверхнормативные услуги и продукты, хозяйственно–договорная деятельность, продажа неиспользованной части библиотечного фонда, целевые социально–творческие заказы , аренда помещений, спонсорские взносы, пожертвования, экономические санкции пользователей).

Управление инициативной хозяйственной деятельностью библиотеки: бизнес- планирование, организация, регулирование, контроль. Нормативная база. Направления обеспечения эффективности инициативной деятельности библиотеки: усиление экономической заинтересованности персонала, укрепление материально–технической базы библиотеки, повышение комфортности обслуживания пользователей, рекламная политика, паблик–рилейшнз. Файндрайзинг: содержание понятия, принципы, технология.

 

Тема 4. Сверхнормативные услуги в библиотеке. Ценообразование библиотечных услуг

Роль и место современной библиотеки на рынке услуг. Границы и соотношение бесплатного и платного в деятельности конкретной библиотеки. Отличительные признаки платных услуг и обслуживания: обязательный денежный эквивалент стоимости, мобильность предлагаемого перечня в соответствии с конъюнктурой спроса.

Ведущие методологические принципы постановки платных направлений библиотечной работы: сверхнормативность (внебюджетный характер ресурсного обеспечения), заменяемость (альтернативность бесплатным формам), самоокупаемость/рентабельность, адресность (целевая ориентация), востребуемость/ликвидность, вариативность реализуемых версий, конкурентоспособность.

Платные услуги как вариант целесообразной инициативной деятельности библиотеки в условиях рыночной экономики. Моделирование перечня платных услуг библиотеки на основе предметно–деятельностного ранжирования (классификации): библиотечно–информационные, прибиблиотечные и сервисные, консалтинговые и образовательные, досуговые, издательско–полиграфические, рекламные и посреднические услуги. Характеристика перспективных базовых ассортиментных групп платных услуг российских библиотек.

Платное обслуживание – долговременная форма взаимодействия библиотеки с пользователем, его отличительные особенности. Наиболее распространенные виды дополнительного платного обслуживания пользователей библиотек: разноаспектные абонементы, комплексное абонентное обслуживание, обслуживание в рамках автономных стационарных подразделений (специализированных отделов, профилированных кабинетов/центров, проблемно ориентированных целевых библиотек и т.д.

Ценообразование библиотечных услуг. Правовой режим ценообразования в условиях библиотеки. Роль цены. Фиксированные и свободные цены; рыночная природа договорных цен. Калькуляция как основа ценообразования: упрощенная методика (алгоритм) установления цен на услуги/продукцию библиотечных учреждений. Ведущие калькуляционные статьи: прямые затраты, накладные и прочие расходы, амортизационные отчисления, плановые накопления (рентабельность). Ценовой маркетинг – специализированная система целевого адаптационного управления ценообразованием. Установление цен платных библиотечно-информационных и иных продуктов в зависимости от ресурсных расходов, задач текущего момента, степени полезности для потребителя. Корректировка цен (ценовые маневры) в соответствии с так называемым жизненным циклом услуг/продукции, колебаниями конъюнктуры, действиями конкурентов и другими факторами. Ценовая диверсификация (многообразие) в практике библиотеки.

Наиболее распространенные способы ценообразования на услуги и интеллектуальную продукцию библиотеки: ценообразование, основанное на базовом учете затрат; ценообразование, основанное на спросе; ценообразование, основанное на прецеденте; экспертное ценообразование и др. Ценовая политика как важная составная часть общего финансового планирования деятельности библиотечного учреждения. Целевые приоритеты ценовой политики библиотеки: преимущественное обеспечение реализации услуг/продукции, максимизация текущей прибыли, стабилизация позиций и закрепление на профильном рынке.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 600.