Экономика библиотечного дела
Рабочая программа дисциплины
Челябинск 2016
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Экономика библиотечного дела
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
срок изучения – 5 семестр
Форма обучения: заочная
срок изучения – 4, 5 семестр
Челябинск 2016
УДК 01(073)
ББК 78.я73
Э40
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013)
Автор-составитель: И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 17.10.2016 г.
Экспертиза проведена 28.10.2016, акт № 2016/БИДБ
Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:
Учебный год | Совет факультета | № протокола, дата утверждения |
2017–2018 | ФДКТ | №1 от 18.09.2017 |
2018–2019 | ФДКТ | №1 от 31.08.2018 |
2019–2020 | ||
2020–2021 |
Э40 | Экономика библиотечного дела : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. И. Ю. Матвеева ; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – 58 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. |
© Челябинский государственный
институт культуры, 2016
Содержание
Аннотация | 5 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 7 |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы | 9 |
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | 9 |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий | 10 |
4.1. Структура преподавания дисциплины | 10 |
4.1.1. Матрица компетенций | 12 |
4.2. Содержание дисциплины | 13 |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 16 |
5.1. Общие положения | 16 |
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | 18 |
5.2.1. Содержание самостоятельной работы | 18 |
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы | 19 |
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы | 20 |
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы | 20 |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 20 |
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | 20 |
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | 24 |
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования | 24 |
6.2.2. Описание шкал оценивания | 28 |
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на зачете | 28 |
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы | 28 |
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания различных видов учебной работы | 28 |
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | 30 |
6.3.1. Материалы для подготовки к зачету | 30 |
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | 31 |
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы | 33 |
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций | 34 |
6.3.4.1. Планы семинарских занятий | 34 |
6.3.4.2. Задания для практических занятий | 41 |
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий | 47 |
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока) | 47 |
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) | 47 |
6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению | 48 |
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | 48 |
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 49 |
7.1. Основная литература | 49 |
7.2. Дополнительная литература | 49 |
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины | 51 |
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 52 |
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 54 |
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 55 |
12. Иные сведения и материалы | 55 |
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 55 |
Лист изменений в рабочую программу дисциплины | 57 |
Аннотация
1 | Код и название дисциплины по учебному плану | Б1.В.ОД.12 Экономика библиотечного дела |
2 | Цель дисциплины | дать систематизированные знания в области экономики библиотечно-информационной деятельности, способствовать развитию у студентов экономического образа мышления |
3 | Задачи дисциплины заключаются: | · обучение специальным знаниям, умениям и навыкам в области теории и практики экономики; · раскрытие возможностей и перспектив экономической деятельности в библиотечно-информационных учреждениях; · овладение функциями планирования, организации, анализа экономической деятельности; · освоение методики управления материальными, финансовыми ресурсами библиотеки. |
4 | Коды формируемых компетенций | ОК-3, ПК-13, ПК-14, ПК-36 |
5 | Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень) | В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести: знания: · идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения, · перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения, · описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения, · определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения умения: · описывать использование направлений экономики в библиотечной практике, · приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов, · отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики, · выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: · выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей, · описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки, · выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики, · объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки |
6 | Общая трудоемкость дисциплины составляет | в зачетных единицах – 3, в академических часах – 108 |
7 | Разработчики | И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций | ||
Пороговый (обязательный для всех обучающихся) | Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) | Повышенный (максимальная сформированность компетенции) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3) | знания: идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения | знания: анализирует особенности проявления экономической деятельности в библиотечной на уровне анализа | знания: проектирует использование экономических знаний и направлений в библиотечной деятельности на уровне синтеза |
умения: описывать использование направлений экономики в библиотечной практике | умения: управляет библиотечной деятельностью с использованием экономических методов | умения: синтезирует экономические аспекты библиотечной деятельности для получения комплексного видения | |
навыки и (или) опыт деятельности: выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей | навыки и (или) опыт деятельности: моделирует использование экономических методов | навыки и (или) опыт деятельности: объясняет экономические предпосылки и последствия отдельных явлений применительно к библиотеке и отрасли | |
готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности (ПК-13) | знания: перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения | знания: применяет современные требования к анализу плановых и отчетных документов на уровне применения | знания: оценивает плановые и отчетные документы в соответствии с заданными критериями на уровне оценивания |
умения: приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов | умения: демонстрирует умение составлять плановую и отчетную документацию библиотеки | умения: организует создание и оценку плановой и отчетной документации библиотеки | |
навыки и (или) опыт деятельности: описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: вычисляет показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: устанавливает соответствие и дает оценку показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки | |
способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных организаций (ПК-14) | знания: описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения | знания: обнаруживает в положениях библиотечного права информацию, необходимую для принятия управленческих решений на уровне анализа | знания: объединяет положения библиотечного права, необходимые для принятия управленческих решений на уровне синтеза |
умения: отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики | умения: подготавливает правовую информацию, необходимую для принятия управленческих решений | умения: исследует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений | |
навыки и (или) опыт деятельности: выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики | навыки и (или) опыт деятельности: предсказывает результат использования норм права в экономической и управленческой деятельности библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: интерпретирует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений | |
готовность к владению методами качественной и количественной оценки работы библиотеки (ПК-36)
| знания: определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения | знания: применяет методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне применения | знания: реорганизует методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне синтеза |
умения: выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки | умения: связывает полученные результаты анализа качественной и количественной оценки работы библиотеки с факторами, ставшими причиной | умения: обосновывает изменения методики качественной и количественной оценки работы библиотеки в соответствии с конкретной профессиональной ситуацией | |
навыки и (или) опыт деятельности: объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: иллюстрирует полученные результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: оценивает результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы[1]
Дисциплина «Экономика библиотечного дела» входит в вариативную часть учебного плана.
Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Экономическая теория», «Библиотековедение». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:
Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин: «Информационно–аналитические продукты и услуги», «Научно-методическое обеспечение деятельности библиотек», «Правовые основы библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным персоналом», научно-исследовательской работе, прохождении преддипломной практики, подготовке к государственной итоговой аттестации.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 3 зачетные единицы, 108 часов:
Таблица 2
Вид учебной работы
Всего часов
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура преподавания дисциплины
Таблица 3
Очная форма обучения
Наименование разделов, тем
Общая
Трудоемкость
(всего час.)
Виды учебной работы,
включая самостоятельную работу обучающихся и
Формы
Текущего
Контроля
Успеваемости
Контактная работа
С/р
Заочная форма обучения
Наименование разделов, тем
Общая
Трудоемкость
(всего час.)
Виды учебной работы,
включая самостоятельную работу обучающихся и
Формы
Текущего
Контроля
Успеваемости
Контактная работа
С/р
Таблица 4
Матрица компетенций
Наименование
Разделов, тем
Общая
Трудоемкость
(всего час.)
Коды компетенций
Общие положения
Самостоятельная работа обучающихся – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.
Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на практических и семинарских занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:
– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;
– без контакта с преподавателем: в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа прежде всего включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским, практическим занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение; научно-исследовательскую и творческую работу обучающегося.
Целью самостоятельной работы обучающегося является:
- формирование приверженности к будущей профессии;
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;
- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);
- развитие познавательных способностей и активности обучающегося (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
- развитие исследовательского и творческого мышления.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.
Для эффективной организации самостоятельной работы обучающийся должен:
знать:
– систему форм и методов обучения в вузе;
– основы научной организации труда;
– методики самостоятельной работы;
– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
уметь:
- проводить поиск в различных поисковых системах;
- использовать различные виды изданий;
- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины;
иметь следующие навыки и опыт деятельности:
– планирование самостоятельной работы;
– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;
– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Время и место самостоятельной работы выбираются обучающимися по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Таблица 5
5.2.1. Содержание самостоятельной работы
Наименование разделов, темы | Содержание самостоятельной работы | Кол-во часов с/р | Форма контроля |
Таблица 6
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
Таблица 10
Описание шкалы оценивания
Итог
Письменная работа (контрольная работа)
Критерии оценки | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Обоснование актуальности темы | ||||
Качество оценки степени разработанности темы в специальной литературе | ||||
Степень реализации поставленной цели и задач | ||||
Объем и глубина раскрытия темы | ||||
Наличие материала, ориентированного на практическое использование | ||||
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов | ||||
Степень оригинальности текста | ||||
Эрудиция, использование междисциплинарных связей | ||||
Соблюдение требований к структуре работы | ||||
Качество оформления работы с учетом требований | ||||
Информационная культура (цитирование, оформление списка использованной литературы) | ||||
Общая оценка |
Практическое задание
Оценка по номинальной шкале | Характеристики ответа обучающегося |
Отлично | Обучающийся самостоятельно и правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументированно излагал свое решение, используя профессиональную терминологию. |
Хорошо | Обучающийся самостоятельно и в основном правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя профессиональную терминологию. |
Удовлетворительно | Обучающийся в основном решил учебно-профессиональную задачу, допустил несущественные ошибки, слабо аргументировал свое решение, путаясь в профессиональных понятиях. |
Неудовлетворительно | Обучающийся не решил учебно-профессиональную задачу. |
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
6.3.1. Материалы для подготовки к зачету
Таблица 11
Материалы, необходимые для оценки знаний
(примерные теоретические вопросы) к зачету
№ п/п | Примерные формулировки вопросов | Код компетенций |
1 | Сущность библиотечной экономики | ОК-3 |
2 | Понятие хозяйственного механизма в библиотечно-информационной сфере. Особенности внутрихозяйственного механизма современной отечественной библиотеки | ОК-3 |
3 | Основные принципы финансирования библиотек в Российской Федерации. Источники бюджетного и внебюджетного (альтернативного) финансирования деятельности библиотечного учреждения | ПК-14 |
4 | Экономико-правовые основы функционирования российской библиотеки в условиях рыночной экономики | ПК-13 |
5 | Внутренняя нормативная документация как правовая база хозяйственно–экономической деятельности библиотеки | ПК-13 |
6 | Инициативная хозяйственная деятельность современной библиотеки: особенности организации, варианты, перспективные направления развития | ПК-36 |
7 | Методологические подходы к определению критериев бесплатности и платности библиотечно-информационного обслуживания пользователей | ПК-36 |
8 | Организационно–правовые (договорные) взаимоотношения библиотеки с пользователями и партнерами | ПК-14 |
9 | Методика ценообразования (формирования цен) на платные услуги/продукцию библиотеки | ПК-36 |
10 | Возможные формы благотворительного ресурсного обеспечения библиотечно-информационной деятельности | ПК-14 |
11 | Экономический анализ деятельности библиотеки: сущность, значение, методика проведения | ПК-36 |
12 | Основные виды эффективности библиотечных процессов: функциональная, экономическая, социальная | ПК-36 |
13 | Современные критерии социально–экономической эффективности работы библиотечного учреждения. Проблемы комплексной оценки деятельности библиотеки | ПК-36 |
14 | Управление качеством библиотечной деятельности как экономическая проблема: общие методологические подходы, факторы обеспечения качества, необходимость выработки нормативных требований | ПК-36 |
Таблица 12
Формирования компетенций
Планы семинарских занятий
Семинар № 1. Тема «Правовая база организационно–экономической деятельности библиотеки» (4 часа) (ОК–3)
Вопросы для подготовки:
Литература:
1. Бойкова, О. Ф. Влияние потребительского спроса на набор платных услуг / О. Ф. Бойкова // Библиотековедение. – 1998. – № 6. – С. 14–25.
2. Каранец, С. М. Характеристика библиотечных услуг как общественных благ / С. М. Каранец // Библиотековедение. – 2016. – Т. 1, № 2. – С. 227–234.
3. Клюев, В. К. Микроэкономические аспекты управления библиотечными ресурсами / В. К. Клюев // Румянцевские чтения : материалы науч.–практ. конф. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 87–94.
4. Кожевникова, Л. А. Проблемы экономики библиотечного дела на современном этапе / Л. А. Кожевникова // Библиотечное дело – XXI век : науч.–практ. сб. – М., 2010. – № 2 (20). – С. 170–184.
5. Матвеева, И. Ю. Конкуренция и сотрудничество: две формы взаимодействия библиотек на рынке / И. Ю. Матвеева // Музеи, библиотеки и архивы как институты исторической памяти : сб. науч. статей, докл. и тез. VI междунар. музейныъх чтений "Современные проблемы музееведения" (Орел, 14–16 мая 2013 г.). – Орел, 2014. – Вып. 5. – С. 240–243.
6. Могилевер, Н. В. Экономические интересы библиотек как основа формирования нормативно–правовой базы их деятельности / Н. В. Могилевер // Государственная политика в области библиотечного дела и реализация законов Российской Федерации "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" : Всерос. науч.–практ. конф., г. Омск, 23–26 апр. 1996 г.: тез. докл. и сообщ. / [ред.: Инькова Л.М., Маслова А.Н.]. – СПб., 1997. – С. 31–33.
7. Пульянова, Н. А. Учет потребительского фактора в деятельности библиотеки как управленческая проблема / Н. А. Пульянова // Румянцевские чтения : материалы науч.–практ. конф. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 94–99.
8. Фенелонов, Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной дисциплины / Е. А. Фенелонов // Библиотечное дело – XXI век : науч.–практ. сб. – М., 2004. – № 1(7). – С. 6–15.
Семинар № 2. Тема «Правовая база организационно–экономической деятельности библиотеки» (4 часа) (ПК–13)
Вопросы для подготовки:
1. Значение правового обеспечения для организационно–экономической деятельности библиотеки.
2. Характеристика профильных статей общего и законодательства в сфере культуры.
3. Обзорная характеристика действующего российского информационно–библиотечного законодательства (по конкретным действующим документам).
4. Организационно-правовая форма библиотеки: экономические последствия.
5. Внутренняя нормативная документации библиотеки.
6. Хозяйственно-договорные отношения в библиотеке.
Литература:
1. Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: метод. пособие / под ред. С. И. Самсонова. М. : Либерея – Бибинформ, 2006. – 520 с.
2. Бойкова, О. Ф. Библиотеки и местное самоуправление / О. Ф. Бойкова // Библиотека и закон. – 2005. – Вып. 18. – С. 3 – 11.
3. Бойкова, О. Ф. Правой статус библиотеки / О. Ф. Бойкова // Библиотека и закон. – 2007. – Вып. 23. – С. 6 – 87.
4. Бубекина, Н. В. Детские библиотеки в эпоху административных реформ / Н. В. Бубекина // Независимый библиотечный адвокат. – 2005. – № 5. –С. 22 – 33.
5. Гриханов, Ю. А. Публичные библиотеки России и реформирование бюджетной сферы / Ю. А. Гриханов // Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: метод. пособие /под ред. С. И. Самсонова. М.: Либерея – Бибинформ, 2006. – С. 37 – 42.
6. Игнатьева, Е. Л. Инструменты и механизмы внедрения новых типов государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры / Е. Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. – № 9. – С. 5 – 12.
7. Игнатьева, Е. Л. Перспективы развития сферы культуры в контекстереформ / Е. Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры. –2004. – № 12. – С. 13 – 20.
8. Инициативная деятельность библиотеки: платная интеллектуальная продукция: науч.–практ. пособие. / О. Ф. Бойкова, И. В. Каскж, В. К. Клюев, С. Д. Колегаева; науч. ред. В. К. Клюев. – Вып. III. – М., 1999. – 262 с. – (Настольная книга библиоменеджера).
9. Клюев, В. К. Библиотека в системе хозяйственно–договорных правоотношений / В. К. Клюев, В. М. Суворова. // Библиотека и закон: справочник. Вып. 11. – М. : Либерея, 2001. – С. 338 – 368.
10. Клюев, В. К. Гражданско–правовой договор в библиотеке / В. К. Клюев // Библиография. – 2002. – № 3. – С. 54 – 65.
11. Клюев, В. К. Правовая основа деятельности библиотеки : учеб. – практ. пособие / В. К. Клюев. – М. : Профиздат , 2002. – 96 с.
12. Клюев, В. К. Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки: учеб. пособие / В. К. Клюев. – М. : Москов. гос. ун–т культуры, 2003. – 140 с.
13. Кулабухов, А. В. Модель структуры сети муниципальных учреждений культуры / А. В. Кулабухов, Н. О. Андросова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 6. – С. 8 – 14.
14. Куликова, Л. В. Как пройти реформы с наименьшими потерями / Л. В. Куликова // Библиотечное дъло. – 2005. – № 3. – С. 12 – 14.
15. Пашин, А. И. Правовые основы управления библиотекой / А. И. Пашин // Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учеб.-метод. пособие. – М., 2005. – С. 54-68.
16. Ульченко, Е. В. Казенные, бюджетные, автономные / Е. В. Ульченко // Современная библиотека. – 2010. – № 3. – С. 26 – 31.
Задания для практических занятий
Практическое занятие № 1. Соотношение экономической теории и экономики библиотечного дела (4 часа) (ОК-3)
Цель работы – освоение теоретических основ и особенностей экономики библиотечного дела.
Задание и методика выполнения: Ответьте на вопросы и заполните предлагаемые таблицы:
1. В чем сущность современной экономической теории? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте определение экономической теории
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Экономическая теория включает две части. Дайте их определение:
Микроэкономика:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Макроэкономика
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что входит в предмет экономической теории?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечислите функции экономической теории и раскройте их содержание:
Функции | Содержание |
9. К какой подотрасли экономики относится экономика библиотечного дела?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Укажите какие экономические вопросы приходится решать любому обществу применительно к культуре?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Приведите определение экономики культуры
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В чем проявляется специфика экономики культуры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. В основе функционирования экономики как хозяйственной системы лежат потребности людей. Дайте определение потребности и представьте их специфику в сфере культуры:
потребность –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфика потребностей людей в сфере культуры:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Раскройте суть закона возвышения потребностей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Дайте определение товара как экономической категории
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. В чем проявляется экономическая сущность товара \ услуги сферы культуры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Дайте определение спроса
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. В чем состоит специфика спроса в сфере культуры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Дайте определение предложения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. В зависимости от каких факторов находится предложение в сфере культуры?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Дайте определение библиотеки, показывающее ее экономическую сущность
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Перечислите и охарактеризуйте экономические отношения, возникающие в библиотеке
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Какие типы и виды юридических лиц существуют в современной экономической системе:
Определение | Характеристика | |
Типы предприятия в зависимости от цели их деятельности | ||
Виды предприятий в зависимости от вида собственности | ||
22.Выделите критерии и характеристики отличия коммерческих и не коммерческих предприятий (к которым относится библиотека):
Критерий | Коммерческое предприятие | Не коммерческое предприятие |
1.Цель деятельности | ||
2. Источники финансирования | ||
И т.д. |
23. Библиотеки имеют одну из трех организационно-правовых форм собственности. Охарактеризуйте их, чем они отличаются друг от друга?
Бюджетное | Казенное | Автономное |
Формирования компетенций
1. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2017 г. № 301 и локальными актами (положениями) образовательной организации «Об организации учебной работы» (утв. 25 сентября 2017 г.), «О текущем контроле успеваемости» (утв. 15 февраля 2016 г.), «О промежуточной аттестации обучающихся» (утв.).
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине отражены в 4 разделе «Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий».
Анализ и мониторинг промежуточной аттестации отражен в сборнике статистических материалов: «Итоги зимней (летней) зачетно-экзаменационной сессии».
2. Для подготовки к промежуточной аттестации рекомендуется пользоваться фондом оценочных средств:
– перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. п. 6.1);
– описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. п. 6.2);
– типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы (см. п. 6.3).
3. Требования к прохождению промежуточной аттестации. Обучающийся должен:
- принимать участие в семинарских занятиях;
- своевременно и качественно выполнять практические работы;
- своевременно выполнять самостоятельные задания;
4. Во время промежуточной аттестации используются:
– список теоретических вопросов и база практических заданий, выносимых на экзамен;
– описание шкал оценивания;
– журнал текущего контроля успеваемости и самостоятельной работы обучающихся;
– справочные, методические и иные материалы.
1. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья адаптированы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достигнутые ими результаты обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в рабочей программе дисциплины. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины[2]
7.1. Основная учебная литература
1. Гребнев, Л. С. Экономика для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник / Л. С. Гребнев. – Москва : Логос, 2013. – 240 с. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/216712. – Дата: обращения: 23.12.16.
2. Гузнер, С. С. Адаптация библиотек: подходы, методы, модели, практика : научно-методическое пособие: [учебное пособие] / С. С. Гузнер, Л. А. Кожевникова, О. В. Макеева. – Москва : Либерея-БИБИНФОРМ, 2013. – 160 с. – (Библиотекарь и время. 21 век. 100+100 выпусков).
3. Кожевникова, Л.А. Экономика библиотечной деятельности [Электронный ресурс] : учебник / Л. А. Кожевникова . – 2-е изд., доп. — Новосибирск : Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2005 . – 200 с. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/13614. – Дата: обращения: 23.12.16.
4. Чарная, И. В. Введение в экономику культуры : учеб. пособие / И. В. Чарная; М-во образования Рос. Федерации; Мос. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2006. - 126 с.
5. Экономика и управление на предприятии [Электронный ресурс] : учебник / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев, Е.А. Ерохина. – Москва : ИТК "Дашков и К", 2014. – 400 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/287145. – Дата обращения: 23.12.16.
7.2. Дополнительная литература
Таблица 13
Оценочные средства по дисциплине с учетом вида контроля
Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Виды контроля |
Аттестация в рамках текущего контроля | Средство обеспечения обратной связи в учебном процессе, форма оценки качества освоения образовательных программ, выполнения учебного плана и графика учебного процесса в период обучения студентов. | Текущий (аттестация) |
Деловая и(или) ролевая игра | Коллективное практическое занятие, позволяющее обучающимся совместно находить оптимальные варианты решений в искусственно созданных условиях, максимально имитирующих реальную обстановку (например, имитация принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных вопросах, осуществляемых при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости). Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Текущий (в рамках практического занятия или семинара) |
Доклад | Средство оценки навыков публичного выступления по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Текущий (в рамках самостоятельной работы и семинара) |
Зачет | Формы отчетности обучающегося, определяемые учебным планом. Зачет служит для оценки работы обучающегося в течение срока обучения по дисциплине (модулю) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. | Промежуточный |
Конспекты | Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, основанный на умении «свертывать информацию», выделять главное. | Текущий (в рамках лекционных занятия или сам. работы) |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Наряду с решением типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач могут быть включены задания повышенного уровня, требующие многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. | Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы) |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Текущий (в рамках семинара) |
Практическая работа | Оценочное средство для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач. | Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы) |
Разноуровневые задачи и задания | Оценочное средство для отработки умений и навыков. Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Текущий (в рамках практического занятия или сам. работы) |
Ситуационные задания | Задания, выполняемые обучающимися по результатам пройденной теории, включающие в себя не вопрос – ответ, а описание осмысленного отношения к полученной теории, т. е. рефлексию, либо применение данных теоретических знаний на практике. | Текущий (в рамках практического занятия, семинара или сам. работы) |
Творческое задание | Учебные задания, требующие от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов в решении поставленной в задании проблемы. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Текущий (в рамках самостоятельной работы, семинара или практического занятия) |
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированный порядок их применения.
По дисциплине «Экономика библиотечного дела» используются следующие информационные технологии:
– проведение аудиторных занятий с использованием слайд-презентаций;
– демонстрация графических объектов, видео-, аудиоматериалов;
– офисные программы
– Wi №dows,
- Microsoft Office 2007,
– специализированные программы
- Skype,
- Google Chrome.
– организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, форумов, интернет-групп, Skype, чатов;
– видеоконференцсвязь;
– вебинары.
Иные сведения и материалы
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.
Таблица 14
Экономика библиотечного дела
Рабочая программа дисциплины
Челябинск 2016
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Дата: 2018-11-18, просмотров: 734.