Экономика библиотечного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономика библиотечного дела

Рабочая программа дисциплины

Челябинск 2016



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Экономика библиотечного дела

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность

 

Уровень высшего образования бакалавриат

Программа подготовки: академический бакалавриат

Квалификация: бакалавр

 

Форма обучения: очная

срок изучения – 5 семестр

Форма обучения: заочная

срок изучения – 4, 5 семестр

 

Челябинск 2016

УДК 01(073)

ББК 78.я73

Э40

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.

Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013)

 

Автор-составитель: И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 17.10.2016 г.

Экспертиза проведена 28.10.2016, акт № 2016/БИДБ

Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:

Учебный год Совет факультета № протокола, дата утверждения
2017–2018 ФДКТ №1 от 18.09.2017
2018–2019 ФДКТ №1 от 31.08.2018
2019–2020    
2020–2021    

 

Э40 Экономика библиотечного дела : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. И. Ю. Матвеева ; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – 58 с. – (ФГОС ВО версия 3+).   Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

© Челябинский государственный

 институт культуры, 2016


Содержание

Аннотация 5
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 7
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 9
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 9
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 10
4.1. Структура преподавания дисциплины 10
4.1.1. Матрица компетенций 12
4.2. Содержание дисциплины 13
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 16
5.1. Общие положения 16
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы 18
5.2.1. Содержание самостоятельной работы 18
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы 19
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы 20
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы 20
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 20
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы 20
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 24
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования 24
6.2.2. Описание шкал оценивания 28
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на зачете 28
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы 28
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания различных видов учебной работы 28
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 30
6.3.1. Материалы для подготовки к зачету 30
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине 31
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы 33
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций 34
6.3.4.1. Планы семинарских занятий 34
6.3.4.2. Задания для практических занятий 41
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий 47
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока) 47
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) 47
6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению 48
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 48
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 49
7.1. Основная литература 49
7.2. Дополнительная литература 49
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины 51
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 52
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 54
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 55
12. Иные сведения и материалы 55
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 55
Лист изменений в рабочую программу дисциплины 57



Аннотация

1 Код и название дисциплины по учебному плану Б1.В.ОД.12 Экономика библиотечного дела
2 Цель дисциплины дать систематизированные знания в области экономики библиотечно-информационной деятельности, способствовать развитию у студентов экономического образа мышления
3 Задачи дисциплины заключаются: · обучение специальным знаниям, умениям и навыкам в области теории и практики экономики; · раскрытие возможностей и перспектив экономической деятельности в библиотечно-информационных учреждениях; · овладение функциями планирования, организации, анализа экономической деятельности; · освоение методики управления материальными, финансовыми ресурсами библиотеки.
4 Коды формируемых компетенций ОК-3, ПК-13, ПК-14, ПК-36
5 Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень) В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести: знания: · идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения, · перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения, · описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения, · определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения   умения: · описывать использование направлений экономики в библиотечной практике, · приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов, · отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики, · выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки   навыки и (или) опыт деятельности: · выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей, · описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки, · выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики, · объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки
6 Общая трудоемкость дисциплины составляет в зачетных единицах – 3, в академических часах – 108
7 Разработчики И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:




Таблица 1

Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код)

Перечень планируемых результатов обучения

по дисциплине в рамках компонентов компетенций

Пороговый (обязательный для всех обучающихся) Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) Повышенный (максимальная сформированность компетенции)
1 2 3 4

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3)

знания: идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения знания: анализирует особенности проявления экономической деятельности в библиотечной на уровне анализа знания: проектирует использование экономических знаний и направлений в библиотечной деятельности на уровне синтеза
умения: описывать использование направлений экономики в библиотечной практике умения: управляет библиотечной деятельностью с использованием экономических методов умения: синтезирует экономические аспекты библиотечной деятельности для получения комплексного видения
навыки и (или) опыт деятельности: выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей навыки и (или) опыт деятельности: моделирует использование экономических методов навыки и (или) опыт деятельности: объясняет экономические предпосылки и последствия отдельных явлений применительно к библиотеке и отрасли

готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности (ПК-13)

знания: перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения знания: применяет современные требования к анализу плановых и отчетных документов на уровне применения знания: оценивает плановые и отчетные документы в соответствии с заданными критериями на уровне оценивания
умения: приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов умения: демонстрирует умение составлять плановую и отчетную документацию библиотеки умения: организует создание и оценку плановой и отчетной документации библиотеки
навыки и (или) опыт деятельности: описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: вычисляет показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: устанавливает соответствие и дает оценку показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки

способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных организаций (ПК-14)

знания: описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения знания: обнаруживает в положениях библиотечного права информацию, необходимую для принятия управленческих решений на уровне анализа знания: объединяет положения библиотечного права, необходимые для принятия управленческих решений на уровне синтеза
умения: отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики умения: подготавливает правовую информацию, необходимую для принятия управленческих решений умения: исследует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений
навыки и (или) опыт деятельности: выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики навыки и (или) опыт деятельности: предсказывает результат использования норм права в экономической и управленческой деятельности библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: интерпретирует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений

готовность к владению методами качественной и количественной оценки работы библиотеки (ПК-36)

 

знания: определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения знания: применяет методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне применения знания: реорганизует методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне синтеза
умения: выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки умения: связывает полученные результаты анализа качественной и количественной оценки работы библиотеки с факторами, ставшими причиной умения: обосновывает изменения методики качественной и количественной оценки работы библиотеки в соответствии с конкретной профессиональной ситуацией
навыки и (или) опыт деятельности: объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: иллюстрирует полученные результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: оценивает результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы[1]

Дисциплина «Экономика библиотечного дела» входит в вариативную часть учебного плана.

Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Экономическая теория», «Библиотековедение». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:

  • знание сущности и понимания системности библиотечной деятельности,
  • знание основных технологических процессов библиотеки,
  • знание номенклатуры библиотечно–информационных услуг,
  • понимание основных законов экономики и умение их видеть, воплощенными в библиотечной практике.

Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин: «Информационно–аналитические продукты и услуги», «Научно-методическое обеспечение деятельности библиотек», «Правовые основы библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным персоналом», научно-исследовательской работе, прохождении преддипломной практики, подготовке к государственной итоговой аттестации.

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 3 зачетные единицы, 108 часов:




Таблица 2

Вид учебной работы

Всего часов

Очная Форма Заочная Форма Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108 108 – Контактная работа (по учебным занятиям) (всего) 52 10 в том числе:     Лекции 10 2 Семинары 22 4 практические занятия 20 4 мелкогрупповые занятия - - индивидуальные занятия - - – Внеаудиторная работа1:     консультации текущие 5 % от аудиторной работы 15 % от аудиторной работы курсовая работа - - – Самостоятельная работа обучающихся (всего) 56 94 – Промежуточная аттестация обучающегося (зачет) (всего часов по учебному плану): - 4

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий

4.1. Структура преподавания дисциплины

 



Таблица 3

Очная форма обучения

Наименование разделов, тем

Общая

Трудоемкость

(всего час.)

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу обучающихся и

Формы

Текущего

Контроля

Успеваемости

Контактная работа

С/р

лек. сем. практ . инд. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Заочная форма обучения

Наименование разделов, тем

Общая

Трудоемкость

(всего час.)

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу обучающихся и

Формы

Текущего

Контроля

Успеваемости

Контактная работа

С/р

лек. сем. практ . инд. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Таблица 4

Матрица компетенций

Наименование

Разделов, тем

Общая

Трудоемкость

(всего час.)

Коды компетенций

ОК-3 ПК-13 ПК-14 ПК-36 Общее кол-во компетенций 1 2 3 4 5 6 7

Общие положения

Самостоятельная работа обучающихся – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.

Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на практических и семинарских занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:

– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;

– без контакта с преподавателем: в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа прежде всего включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским, практическим занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение; научно-исследовательскую и творческую работу обучающегося.

Целью самостоятельной работы обучающегося является:

- формирование приверженности к будущей профессии;

- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;

- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);

- развитие познавательных способностей и активности обучающегося (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

- развитие исследовательского и творческого мышления.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.

Для эффективной организации самостоятельной работы обучающийся должен:

знать:

 – систему форм и методов обучения в вузе;

– основы научной организации труда;

– методики самостоятельной работы;

– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

уметь:

- проводить поиск в различных поисковых системах;

- использовать различные виды изданий;

- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины;

иметь следующие навыки и опыт деятельности:

– планирование самостоятельной работы;

– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;

– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Время и место самостоятельной работы выбираются обучающимися по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.

 

5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Таблица 5

5.2.1. Содержание самостоятельной работы

Наименование разделов, темы Содержание самостоятельной работы Кол-во часов с/р Форма контроля

Таблица 6

Таблица 7

Таблица 8

Таблица 9

Таблица 10

Описание шкалы оценивания

Итог

 

Письменная работа (контрольная работа)

Критерии оценки Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Обоснование актуальности темы        
Качество оценки степени разработанности темы в специальной литературе        
Степень реализации поставленной цели и задач        
Объем и глубина раскрытия темы        
Наличие материала, ориентированного на практическое использование        
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов        
Степень оригинальности текста        
Эрудиция, использование междисциплинарных связей        
Соблюдение требований к структуре работы        
Качество оформления работы с учетом требований        
Информационная культура (цитирование, оформление списка использованной литературы)        
Общая оценка        

Практическое задание

Оценка по номинальной шкале Характеристики ответа обучающегося
Отлично Обучающийся самостоятельно и правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументированно излагал свое решение, используя профессиональную терминологию.
Хорошо Обучающийся самостоятельно и в основном правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя профессиональную терминологию.
Удовлетворительно Обучающийся в основном решил учебно-профессиональную задачу, допустил несущественные ошибки, слабо аргументировал свое решение, путаясь в профессиональных понятиях.
Неудовлетворительно Обучающийся не решил учебно-профессиональную задачу.

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

6.3.1. Материалы для подготовки к зачету

Таблица 11

Материалы, необходимые для оценки знаний
(примерные теоретические вопросы) к зачету

№ п/п Примерные формулировки вопросов Код компетенций
1 Сущность библиотечной экономики ОК-3
2 Понятие хозяйственного механизма в библиотечно-информационной сфере. Особенности внутрихозяйственного механизма современной отечественной библиотеки ОК-3
3 Основные принципы финансирования библиотек в Российской Федерации. Источники бюджетного и внебюджетного (альтернативного) финансирования деятельности библиотечного учреждения ПК-14
4 Экономико-правовые основы функционирования российской библиотеки в условиях рыночной экономики ПК-13
5 Внутренняя нормативная документация как правовая база хозяйственно–экономической деятельности библиотеки ПК-13
6 Инициативная хозяйственная деятельность современной библиотеки: особенности организации, варианты, перспективные направления развития ПК-36
7 Методологические подходы к определению критериев бесплатности и платности библиотечно-информационного обслуживания пользователей ПК-36
8 Организационно–правовые (договорные) взаимоотношения библиотеки с пользователями и партнерами ПК-14
9 Методика ценообразования (формирования цен) на платные услуги/продукцию библиотеки ПК-36
10 Возможные формы благотворительного ресурсного обеспечения библиотечно-информационной деятельности ПК-14
11 Экономический анализ деятельности библиотеки: сущность, значение, методика проведения ПК-36
12 Основные виды эффективности библиотечных процессов: функциональная, экономическая, социальная ПК-36
13 Современные критерии социально–экономической эффективности работы библиотечного учреждения. Проблемы комплексной оценки деятельности библиотеки ПК-36
14 Управление качеством библиотечной деятельности как экономическая проблема: общие методологические подходы, факторы обеспечения качества, необходимость выработки нормативных требований ПК-36

 


Таблица 12

Формирования компетенций

Планы семинарских занятий

 

Семинар № 1. Тема «Правовая база организационно–экономической деятельности библиотеки» (4 часа) (ОК–3)

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие библиотечной экономики.
  2. Экономические аспекты библиотечной деятельности.
  3. Спрос, предложение и потребление в библиотечной сфере.
  4. Библиотечный продукт / услуга как основной объект экономических отношений в библиотеке.
  5. Особенности функционирования библиотеки в условиях рынка.

 

Литература:

1. Бойкова, О. Ф. Влияние потребительского спроса на набор платных услуг / О. Ф. Бойкова // Библиотековедение. – 1998. – № 6. – С. 14–25.

2. Каранец, С. М. Характеристика библиотечных услуг как общественных благ / С. М. Каранец // Библиотековедение. – 2016. – Т. 1, № 2. – С. 227–234.

3. Клюев, В. К. Микроэкономические аспекты управления библиотечными ресурсами / В. К. Клюев // Румянцевские чтения : материалы науч.–практ. конф. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 87–94.

4. Кожевникова, Л. А. Проблемы экономики библиотечного дела на современном этапе / Л. А. Кожевникова // Библиотечное дело – XXI век : науч.–практ. сб. – М., 2010. – № 2 (20). – С. 170–184.

5. Матвеева, И. Ю. Конкуренция и сотрудничество: две формы взаимодействия библиотек на рынке / И. Ю. Матвеева // Музеи, библиотеки и архивы как институты исторической памяти : сб. науч. статей, докл. и тез. VI междунар. музейныъх чтений "Современные проблемы музееведения" (Орел, 14–16 мая 2013 г.). – Орел, 2014. – Вып. 5. – С. 240–243.

6. Могилевер, Н. В. Экономические интересы библиотек как основа формирования нормативно–правовой базы их деятельности   / Н. В. Могилевер // Государственная политика в области библиотечного дела и реализация законов Российской Федерации "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" : Всерос. науч.–практ. конф., г. Омск, 23–26 апр. 1996 г.: тез. докл. и сообщ. / [ред.: Инькова Л.М., Маслова А.Н.]. – СПб., 1997. – С. 31–33.

7. Пульянова, Н. А. Учет потребительского фактора в деятельности библиотеки как управленческая проблема / Н. А. Пульянова // Румянцевские чтения : материалы науч.–практ. конф. – М., 1998. – Ч. 1. – С. 94–99.

8. Фенелонов, Е. А. Методологические основы экономики библиотечного дела как научной дисциплины / Е. А. Фенелонов // Библиотечное дело – XXI век : науч.–практ. сб. – М., 2004. – № 1(7). – С. 6–15.

 

Семинар № 2. Тема «Правовая база организационно–экономической деятельности библиотеки» (4 часа) (ПК–13)

Вопросы для подготовки:

1. Значение правового обеспечения для организационно–экономической деятельности библиотеки.

2.  Характеристика профильных статей общего и законодательства в сфере культуры.

3. Обзорная характеристика действующего российского информационно–библиотечного законодательства (по конкретным действующим документам).

4. Организационно-правовая форма библиотеки: экономические последствия.

5. Внутренняя нормативная документации библиотеки.

6. Хозяйственно-договорные отношения в библиотеке.

 

Литература:

1. Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: метод. пособие / под ред. С. И. Самсонова. М. : Либерея – Бибинформ, 2006. – 520 с.

2. Бойкова, О. Ф. Библиотеки и местное самоуправление / О. Ф. Бойкова // Библиотека и закон. – 2005. – Вып. 18. – С. 3 – 11.

3. Бойкова, О. Ф. Правой статус библиотеки / О. Ф. Бойкова // Библиотека и закон. – 2007. – Вып. 23. – С. 6 – 87.

4. Бубекина, Н. В. Детские библиотеки в эпоху административных реформ / Н. В. Бубекина // Независимый библиотечный адвокат. – 2005. – № 5. –С. 22 – 33.

5. Гриханов, Ю. А. Публичные библиотеки России и реформирование бюджетной сферы / Ю. А. Гриханов // Библиотека в контексте административных реформ. Опыт реформирования: проблемы, поиск, решения: метод. пособие /под ред. С. И. Самсонова. М.: Либерея – Бибинформ, 2006. – С. 37 – 42.

6. Игнатьева, Е. Л. Инструменты и механизмы внедрения новых типов государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры / Е. Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. – № 9. – С. 5 – 12.

7. Игнатьева, Е. Л. Перспективы развития сферы культуры в контекстереформ / Е. Л. Игнатьева // Справочник руководителя учреждения культуры. –2004. – № 12. – С. 13 – 20.

8.  Инициативная деятельность библиотеки: платная интеллектуальная продукция: науч.–практ. пособие. / О. Ф. Бойкова, И. В. Каскж, В. К. Клюев, С. Д. Колегаева; науч. ред. В. К. Клюев. – Вып. III. – М., 1999. – 262 с. – (Настольная книга библиоменеджера).

9. Клюев, В. К. Библиотека в системе хозяйственно–договорных правоотношений / В. К. Клюев, В. М. Суворова. // Библиотека и закон: справочник. Вып. 11. – М. : Либерея, 2001. – С. 338 – 368.

10. Клюев, В. К. Гражданско–правовой договор в библиотеке / В. К. Клюев // Библиография. – 2002. – № 3. – С. 54 – 65.

11. Клюев, В. К. Правовая основа деятельности библиотеки : учеб. – практ. пособие / В. К. Клюев. – М. : Профиздат , 2002. – 96 с.

12. Клюев, В. К. Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки: учеб. пособие / В. К. Клюев. – М. : Москов. гос. ун–т культуры, 2003. – 140 с.

13. Кулабухов, А. В. Модель структуры сети муниципальных учреждений культуры / А. В. Кулабухов, Н. О. Андросова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – № 6. – С. 8 – 14.

14. Куликова, Л. В. Как пройти реформы с наименьшими потерями / Л. В. Куликова // Библиотечное дъло. – 2005. – № 3. – С. 12 – 14.

15. Пашин, А. И. Правовые основы управления библиотекой / А. И. Пашин // Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учеб.-метод. пособие. – М., 2005. – С. 54-68.

16. Ульченко, Е. В. Казенные, бюджетные, автономные / Е. В. Ульченко // Современная библиотека. – 2010. –  № 3. – С. 26 – 31.

Задания для практических занятий

 

Практическое занятие № 1. Соотношение экономической теории и экономики библиотечного дела (4 часа) (ОК-3)

Цель работы – освоение теоретических основ и особенностей экономики библиотечного дела.

Задание и методика выполнения: Ответьте на вопросы и заполните предлагаемые таблицы:

 

1. В чем сущность современной экономической теории? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дайте определение экономической теории

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Экономическая теория включает две части. Дайте их определение:

Микроэкономика:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Макроэкономика

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Что входит в предмет экономической теории?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Перечислите функции экономической теории и раскройте их содержание:

Функции Содержание
   
   
   
   

 

9. К какой подотрасли экономики относится экономика библиотечного дела?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Укажите какие экономические вопросы приходится решать любому обществу применительно к культуре?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Приведите определение  экономики культуры

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. В чем проявляется специфика экономики культуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. В основе функционирования экономики как хозяйственной системы лежат потребности людей. Дайте определение потребности и представьте их специфику в сфере культуры:

 

потребность –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Специфика потребностей людей в сфере культуры:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Раскройте суть закона возвышения потребностей

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Дайте определение товара как экономической категории

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

14. В чем проявляется экономическая сущность товара \ услуги сферы культуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Дайте определение спроса

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. В чем состоит специфика спроса в сфере культуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Дайте определение предложения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

18. В зависимости от каких факторов находится предложение в сфере культуры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19. Дайте определение библиотеки, показывающее ее экономическую сущность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

20. Перечислите и охарактеризуйте экономические отношения, возникающие в библиотеке

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

21. Какие типы и виды юридических лиц существуют в современной экономической системе:

  Определение Характеристика

Типы предприятия в зависимости от цели их деятельности

   
   

Виды предприятий в зависимости от вида собственности

   
   
   

 

22.Выделите критерии и характеристики отличия коммерческих и не коммерческих предприятий (к которым относится библиотека):

Критерий Коммерческое предприятие Не коммерческое предприятие
1.Цель деятельности    
2. Источники финансирования    
И т.д.    

 

23. Библиотеки имеют одну из трех организационно-правовых форм собственности. Охарактеризуйте их, чем они отличаются друг от друга?

 

Бюджетное Казенное Автономное
     

 

 

Формирования компетенций

 

1. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2017 г. № 301 и локальными актами (положениями) образовательной организации «Об организации учебной работы» (утв. 25 сентября 2017 г.), «О текущем контроле успеваемости» (утв. 15 февраля 2016 г.), «О промежуточной аттестации обучающихся» (утв.).

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине отражены в 4 разделе «Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий».

Анализ и мониторинг промежуточной аттестации отражен в сборнике статистических материалов: «Итоги зимней (летней) зачетно-экзаменационной сессии».

2. Для подготовки к промежуточной аттестации рекомендуется пользоваться фондом оценочных средств:

– перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (см. п. 6.1);

– описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания (см. п. 6.2);

– типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы (см. п. 6.3).

3. Требования к прохождению промежуточной аттестации. Обучающийся должен:

- принимать участие в семинарских занятиях;

- своевременно и качественно выполнять практические работы;

- своевременно выполнять самостоятельные задания;

 

4. Во время промежуточной аттестации используются:

– список теоретических вопросов и база практических заданий, выносимых на экзамен;

– описание шкал оценивания;

– журнал текущего контроля успеваемости и самостоятельной работы обучающихся;

– справочные, методические и иные материалы.

1. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья адаптированы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достигнутые ими результаты обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в рабочей программе дисциплины. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т. п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины[2]

7.1. Основная учебная литература

1. Гребнев, Л. С. Экономика для бакалавров [Электронный ресурс] : учебник / Л. С. Гребнев. – Москва : Логос, 2013. – 240 с. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/216712. – Дата: обращения: 23.12.16.

2. Гузнер, С. С. Адаптация библиотек: подходы, методы, модели, практика : научно-методическое пособие: [учебное пособие] / С. С. Гузнер, Л. А. Кожевникова, О. В. Макеева. – Москва : Либерея-БИБИНФОРМ, 2013. – 160 с. – (Библиотекарь и время. 21 век. 100+100 выпусков).

3. Кожевникова, Л.А. Экономика библиотечной деятельности [Электронный ресурс] : учебник / Л. А. Кожевникова . – 2-е изд., доп. — Новосибирск : Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2005 . – 200 с. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/13614. – Дата: обращения: 23.12.16.

4. Чарная, И. В. Введение в экономику культуры : учеб. пособие / И. В. Чарная; М-во образования Рос. Федерации; Мос. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2006. - 126 с.

5. Экономика и управление на предприятии [Электронный ресурс] : учебник / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев, Е.А. Ерохина. – Москва : ИТК "Дашков и К", 2014. – 400 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/287145. – Дата обращения: 23.12.16.

 

7.2. Дополнительная литература

Таблица 13

Оценочные средства по дисциплине с учетом вида контроля

Наименование оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства Виды контроля
Аттестация в рамках текущего контроля Средство обеспечения обратной связи в учебном процессе, форма оценки качества освоения образовательных программ, выполнения учебного плана и графика учебного процесса в период обучения студентов. Текущий (аттестация)
Деловая и(или) ролевая игра Коллективное практическое занятие, позволяющее обучающимся совместно находить оптимальные варианты решений в искусственно созданных условиях, максимально имитирующих реальную обстановку (например, имитация принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных вопросах, осуществляемых при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости). Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. Текущий (в рамках практического занятия или семинара)
Доклад   Средство оценки навыков публичного выступления по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. Текущий (в рамках самостоятельной работы и семинара)
Зачет Формы отчетности обучающегося, определяемые учебным планом. Зачет служит для оценки работы обучающегося в течение срока обучения по дисциплине (модулю) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Промежуточный
Конспекты Вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, основанный на умении «свертывать информацию», выделять главное. Текущий (в рамках лекционных занятия или сам. работы)
Контрольная работа   Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Наряду с решением типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач могут быть включены задания повышенного уровня, требующие многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы)
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. Текущий (в рамках семинара)
Практическая работа   Оценочное средство для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач. Текущий (в рамках практического занятия, сам. работы)
Разноуровневые задачи и задания Оценочное средство для отработки умений и навыков. Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Текущий (в рамках практического занятия или сам. работы)
Ситуационные задания Задания, выполняемые обучающимися по результатам пройденной теории, включающие в себя не вопрос – ответ, а описание осмысленного отношения к полученной теории, т. е. рефлексию, либо применение данных теоретических знаний на практике. Текущий (в рамках практического занятия, семинара или сам. работы)
Творческое задание   Учебные задания, требующие от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов в решении поставленной в задании проблемы. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Текущий (в рамках самостоятельной работы, семинара или практического занятия)

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированный порядок их применения.

По дисциплине «Экономика библиотечного дела» используются следующие информационные технологии:

– проведение аудиторных занятий с использованием слайд-презентаций;

– демонстрация графических объектов, видео-, аудиоматериалов;

– офисные программы

– Wi №dows,

- Microsoft Office 2007,

– специализированные программы

- Skype,

- Google Chrome.

– организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, форумов, интернет-групп, Skype, чатов;

– видеоконференцсвязь;

– вебинары.



Иные сведения и материалы

 

12.1. Перечень образовательных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.

 


Таблица 14

Экономика библиотечного дела

Рабочая программа дисциплины

Челябинск 2016



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Дата: 2018-11-18, просмотров: 659.