Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономика библиотечного дела

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность

 

Уровень высшего образования бакалавриат

Программа подготовки: академический бакалавриат

Квалификация: бакалавр

 

Форма обучения: очная

срок изучения – 5 семестр

Форма обучения: заочная

срок изучения – 4, 5 семестр

 

Челябинск 2016

УДК 01(073)

ББК 78.я73

Э40

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.

Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013)

 

Автор-составитель: И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 17.10.2016 г.

Экспертиза проведена 28.10.2016, акт № 2016/БИДБ

Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:

Учебный год Совет факультета № протокола, дата утверждения
2017–2018 ФДКТ №1 от 18.09.2017
2018–2019 ФДКТ №1 от 31.08.2018
2019–2020    
2020–2021    

 

Э40 Экономика библиотечного дела : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. И. Ю. Матвеева ; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – 58 с. – (ФГОС ВО версия 3+).   Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

© Челябинский государственный

 институт культуры, 2016


Содержание

Аннотация 5
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 7
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 9
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 9
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 10
4.1. Структура преподавания дисциплины 10
4.1.1. Матрица компетенций 12
4.2. Содержание дисциплины 13
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 16
5.1. Общие положения 16
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы 18
5.2.1. Содержание самостоятельной работы 18
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы 19
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы 20
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы 20
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 20
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы 20
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 24
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования 24
6.2.2. Описание шкал оценивания 28
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на зачете 28
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы 28
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания различных видов учебной работы 28
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы 30
6.3.1. Материалы для подготовки к зачету 30
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине 31
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы 33
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций 34
6.3.4.1. Планы семинарских занятий 34
6.3.4.2. Задания для практических занятий 41
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий 47
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока) 47
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) 47
6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению 48
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 48
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 49
7.1. Основная литература 49
7.2. Дополнительная литература 49
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины 51
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 52
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 54
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 55
12. Иные сведения и материалы 55
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 55
Лист изменений в рабочую программу дисциплины 57



Аннотация

1 Код и название дисциплины по учебному плану Б1.В.ОД.12 Экономика библиотечного дела
2 Цель дисциплины дать систематизированные знания в области экономики библиотечно-информационной деятельности, способствовать развитию у студентов экономического образа мышления
3 Задачи дисциплины заключаются: · обучение специальным знаниям, умениям и навыкам в области теории и практики экономики; · раскрытие возможностей и перспектив экономической деятельности в библиотечно-информационных учреждениях; · овладение функциями планирования, организации, анализа экономической деятельности; · освоение методики управления материальными, финансовыми ресурсами библиотеки.
4 Коды формируемых компетенций ОК-3, ПК-13, ПК-14, ПК-36
5 Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень) В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести: знания: · идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения, · перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения, · описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения, · определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения   умения: · описывать использование направлений экономики в библиотечной практике, · приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов, · отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики, · выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки   навыки и (или) опыт деятельности: · выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей, · описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки, · выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики, · объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки
6 Общая трудоемкость дисциплины составляет в зачетных единицах – 3, в академических часах – 108
7 Разработчики И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:




Таблица 1

Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код)

Перечень планируемых результатов обучения

по дисциплине в рамках компонентов компетенций

Пороговый (обязательный для всех обучающихся) Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) Повышенный (максимальная сформированность компетенции)
1 2 3 4

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3)

знания: идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения знания: анализирует особенности проявления экономической деятельности в библиотечной на уровне анализа знания: проектирует использование экономических знаний и направлений в библиотечной деятельности на уровне синтеза
умения: описывать использование направлений экономики в библиотечной практике умения: управляет библиотечной деятельностью с использованием экономических методов умения: синтезирует экономические аспекты библиотечной деятельности для получения комплексного видения
навыки и (или) опыт деятельности: выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей навыки и (или) опыт деятельности: моделирует использование экономических методов навыки и (или) опыт деятельности: объясняет экономические предпосылки и последствия отдельных явлений применительно к библиотеке и отрасли

готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности (ПК-13)

знания: перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения знания: применяет современные требования к анализу плановых и отчетных документов на уровне применения знания: оценивает плановые и отчетные документы в соответствии с заданными критериями на уровне оценивания
умения: приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов умения: демонстрирует умение составлять плановую и отчетную документацию библиотеки умения: организует создание и оценку плановой и отчетной документации библиотеки
навыки и (или) опыт деятельности: описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: вычисляет показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: устанавливает соответствие и дает оценку показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки

способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных организаций (ПК-14)

знания: описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения знания: обнаруживает в положениях библиотечного права информацию, необходимую для принятия управленческих решений на уровне анализа знания: объединяет положения библиотечного права, необходимые для принятия управленческих решений на уровне синтеза
умения: отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики умения: подготавливает правовую информацию, необходимую для принятия управленческих решений умения: исследует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений
навыки и (или) опыт деятельности: выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики навыки и (или) опыт деятельности: предсказывает результат использования норм права в экономической и управленческой деятельности библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: интерпретирует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений

готовность к владению методами качественной и количественной оценки работы библиотеки (ПК-36)

 

знания: определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения знания: применяет методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне применения знания: реорганизует методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне синтеза
умения: выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки умения: связывает полученные результаты анализа качественной и количественной оценки работы библиотеки с факторами, ставшими причиной умения: обосновывает изменения методики качественной и количественной оценки работы библиотеки в соответствии с конкретной профессиональной ситуацией
навыки и (или) опыт деятельности: объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: иллюстрирует полученные результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: оценивает результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы[1]

Дисциплина «Экономика библиотечного дела» входит в вариативную часть учебного плана.

Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Экономическая теория», «Библиотековедение». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:

  • знание сущности и понимания системности библиотечной деятельности,
  • знание основных технологических процессов библиотеки,
  • знание номенклатуры библиотечно–информационных услуг,
  • понимание основных законов экономики и умение их видеть, воплощенными в библиотечной практике.

Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин: «Информационно–аналитические продукты и услуги», «Научно-методическое обеспечение деятельности библиотек», «Правовые основы библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным персоналом», научно-исследовательской работе, прохождении преддипломной практики, подготовке к государственной итоговой аттестации.

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 3 зачетные единицы, 108 часов:




Таблица 2

Вид учебной работы

Всего часов

Очная Форма Заочная Форма Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108 108 – Контактная работа (по учебным занятиям) (всего) 52 10 в том числе:     Лекции 10 2 Семинары 22 4 практические занятия 20 4 мелкогрупповые занятия - - индивидуальные занятия - - – Внеаудиторная работа1:     консультации текущие 5 % от аудиторной работы 15 % от аудиторной работы курсовая работа - - – Самостоятельная работа обучающихся (всего) 56 94 – Промежуточная аттестация обучающегося (зачет) (всего часов по учебному плану): - 4

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий

4.1. Структура преподавания дисциплины

 



Таблица 3

Очная форма обучения

Наименование разделов, тем

Общая

Трудоемкость

(всего час.)

Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу обучающихся и

Дата: 2018-11-18, просмотров: 506.