Экономика библиотечного дела
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
срок изучения – 5 семестр
Форма обучения: заочная
срок изучения – 4, 5 семестр
Челябинск 2016
УДК 01(073)
ББК 78.я73
Э40
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.
Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19.12.2013)
Автор-составитель: И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 17.10.2016 г.
Экспертиза проведена 28.10.2016, акт № 2016/БИДБ
Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:
Учебный год | Совет факультета | № протокола, дата утверждения |
2017–2018 | ФДКТ | №1 от 18.09.2017 |
2018–2019 | ФДКТ | №1 от 31.08.2018 |
2019–2020 | ||
2020–2021 |
Э40 | Экономика библиотечного дела : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. И. Ю. Матвеева ; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск, 2016. – 58 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. |
© Челябинский государственный
институт культуры, 2016
Содержание
Аннотация | 5 |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 7 |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы | 9 |
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | 9 |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий | 10 |
4.1. Структура преподавания дисциплины | 10 |
4.1.1. Матрица компетенций | 12 |
4.2. Содержание дисциплины | 13 |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 16 |
5.1. Общие положения | 16 |
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | 18 |
5.2.1. Содержание самостоятельной работы | 18 |
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы | 19 |
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы | 20 |
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для самостоятельной работы | 20 |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 20 |
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | 20 |
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | 24 |
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования | 24 |
6.2.2. Описание шкал оценивания | 28 |
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на зачете | 28 |
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы | 28 |
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания различных видов учебной работы | 28 |
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | 30 |
6.3.1. Материалы для подготовки к зачету | 30 |
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | 31 |
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы | 33 |
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций | 34 |
6.3.4.1. Планы семинарских занятий | 34 |
6.3.4.2. Задания для практических занятий | 41 |
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий | 47 |
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока) | 47 |
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов) | 47 |
6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению | 48 |
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | 48 |
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 49 |
7.1. Основная литература | 49 |
7.2. Дополнительная литература | 49 |
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины | 51 |
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 52 |
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем | 54 |
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 55 |
12. Иные сведения и материалы | 55 |
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 55 |
Лист изменений в рабочую программу дисциплины | 57 |
Аннотация
1 | Код и название дисциплины по учебному плану | Б1.В.ОД.12 Экономика библиотечного дела |
2 | Цель дисциплины | дать систематизированные знания в области экономики библиотечно-информационной деятельности, способствовать развитию у студентов экономического образа мышления |
3 | Задачи дисциплины заключаются: | · обучение специальным знаниям, умениям и навыкам в области теории и практики экономики; · раскрытие возможностей и перспектив экономической деятельности в библиотечно-информационных учреждениях; · овладение функциями планирования, организации, анализа экономической деятельности; · освоение методики управления материальными, финансовыми ресурсами библиотеки. |
4 | Коды формируемых компетенций | ОК-3, ПК-13, ПК-14, ПК-36 |
5 | Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень) | В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести: знания: · идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения, · перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения, · описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения, · определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения умения: · описывать использование направлений экономики в библиотечной практике, · приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов, · отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики, · выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки навыки и (или) опыт деятельности: · выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей, · описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки, · выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики, · объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки |
6 | Общая трудоемкость дисциплины составляет | в зачетных единицах – 3, в академических часах – 108 |
7 | Разработчики | И. Ю. Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций | ||
Пороговый (обязательный для всех обучающихся) | Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) | Повышенный (максимальная сформированность компетенции) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3) | знания: идентифицирует проявление экономических знаний в теории библиотечного дела и функционировании библиотеки на уровне воспроизведения | знания: анализирует особенности проявления экономической деятельности в библиотечной на уровне анализа | знания: проектирует использование экономических знаний и направлений в библиотечной деятельности на уровне синтеза |
умения: описывать использование направлений экономики в библиотечной практике | умения: управляет библиотечной деятельностью с использованием экономических методов | умения: синтезирует экономические аспекты библиотечной деятельности для получения комплексного видения | |
навыки и (или) опыт деятельности: выбирает из практического библиотечного опыта функции и направления, с вязанные с экономической составляющей | навыки и (или) опыт деятельности: моделирует использование экономических методов | навыки и (или) опыт деятельности: объясняет экономические предпосылки и последствия отдельных явлений применительно к библиотеке и отрасли | |
готовность к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности (ПК-13) | знания: перечисляет требования и состав плановых и отчетных документов на уровне воспроизведения | знания: применяет современные требования к анализу плановых и отчетных документов на уровне применения | знания: оценивает плановые и отчетные документы в соответствии с заданными критериями на уровне оценивания |
умения: приводит примеры различных элементов плановых и отчетных документов | умения: демонстрирует умение составлять плановую и отчетную документацию библиотеки | умения: организует создание и оценку плановой и отчетной документации библиотеки | |
навыки и (или) опыт деятельности: описывает показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: вычисляет показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: устанавливает соответствие и дает оценку показатели различных плановых и отчетных документов библиотеки | |
способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных организаций (ПК-14) | знания: описывает положения библиотечного права и требований к внутриорганизационным нормативным документам, соотносит их с функциями управления на уровне воспроизведения | знания: обнаруживает в положениях библиотечного права информацию, необходимую для принятия управленческих решений на уровне анализа | знания: объединяет положения библиотечного права, необходимые для принятия управленческих решений на уровне синтеза |
умения: отличать условия и сущность норм права, необходимых для развития экономических направлений библиотечной практики | умения: подготавливает правовую информацию, необходимую для принятия управленческих решений | умения: исследует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений | |
навыки и (или) опыт деятельности: выбирать нормы права, необходимые для развития экономических направлений библиотечной практики | навыки и (или) опыт деятельности: предсказывает результат использования норм права в экономической и управленческой деятельности библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: интерпретирует нормы права для правомерного использования нормативных документов в принятии управленческих решений | |
готовность к владению методами качественной и количественной оценки работы библиотеки (ПК-36)
| знания: определяет последовательность действий при использовании методов качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне воспроизведения | знания: применяет методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне применения | знания: реорганизует методики качественной и количественной оценки работы библиотеки на уровне синтеза |
умения: выбирать сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки | умения: связывает полученные результаты анализа качественной и количественной оценки работы библиотеки с факторами, ставшими причиной | умения: обосновывает изменения методики качественной и количественной оценки работы библиотеки в соответствии с конкретной профессиональной ситуацией | |
навыки и (или) опыт деятельности: объясняет сведения для качественной и количественной оценки работы библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: иллюстрирует полученные результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки | навыки и (или) опыт деятельности: оценивает результаты качественной и количественной оценки работы библиотеки |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы[1]
Дисциплина «Экономика библиотечного дела» входит в вариативную часть учебного плана.
Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Экономическая теория», «Библиотековедение». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:
Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин: «Информационно–аналитические продукты и услуги», «Научно-методическое обеспечение деятельности библиотек», «Правовые основы библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным персоналом», научно-исследовательской работе, прохождении преддипломной практики, подготовке к государственной итоговой аттестации.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных
занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 3 зачетные единицы, 108 часов:
Таблица 2
Вид учебной работы
Всего часов
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам
(разделам) с указанием отведенного на них количества
академических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура преподавания дисциплины
Таблица 3
Очная форма обучения
Наименование разделов, тем
Общая
Трудоемкость
(всего час.)
Виды учебной работы,
включая самостоятельную работу обучающихся и
Дата: 2018-11-18, просмотров: 554.