Существуют индивидуальные, индивидуально – групповые формы организации обучения.
Классно урочная система и групповые формы работы.
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное, начиналось на втором этапе.
В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:
1) Обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии, которые мешают его способности к обучению в условиях групповой работы. Такие дети требуют непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки контроля многократности повторения. Сенсорная и моторная системы таких детей испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром (дети с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями);
2)когда в соответствии со спецификой образовательного процесса особенности отклонения в развитии возрастных особенностей ребенок нуждается в индивидуальной психологической, педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. При этом учитывается своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка.
В условиях индивидуальной работы может оказаться психологическая помощь, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь
3) Если ребенок обучается в домашних условиях продолжительность занятий должно быть около 20 – 30 минут.
Индивидуально-групповая форма организационного обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционный педагогический эффект на индивидуальных занятиях. На более поздних этапах обучения эта форма работает с детьми имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Классно урочная система (урок) представляет собой возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьника.
Отличие урока от других форм учебной работы:
1) состав группы учащихся постоянен. В случаях интегрированного обучения возможно временное объединение учащихся в рабочие группы по разным признакам (темп учебной деятельности, характер самого урока);
2) деятельность у всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;
3) ученики овладевают знанием непосредственно на уроке. В специальном образовании существует также система подготовительных классов.
В большинстве случаев уроки проводятся по смешанному или комбинированному типу, т. к. не может усваиваться материал большими порциями.
Исследователи отмечают, что закономерности развития ребенка с отклонениями развития совпадают с закономерностями нормально развивающегося ребенка. Зная их можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями.
Факторы, влияющие на продвижение в развитии ребенка с отклонениями:
1) Биологические (характер и выраженность нарушения). Выделяют время приобретения нарушения, состояние здоровья ребенка;
2) Социальные. Выделяют:
- спонтанное обучение (воздействие социальной среды: велика роль семьи, коллектива сверстников, отношения со взрослыми);
- организованное обучение неспециалистами (пребывание ребенка в детском саду, школе, систематические занятия с родителями);
- специально организованное воспитание и обучение (в домашних условиях, в закрытом помещении, интеграция в среду нормально развивающихся сверстников). В результате правильно организованного, специального обучения происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка;
3) Собственная психическая активность (интересы, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов. Следовательно, очень важно воспитание активной жизненной позиции у ребенка.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.