Раздел 2. Научные основы специальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Права детей

Конституция РФ утверждает социальное право, равенство, необходимость защиты прав всех слоев населения РФ, а созданные на основе Конституции законы предусматривают определенные правовые льготы отдельных категорий граждан.

1. Закрепление прав детей в главных сферах жизнедеятельности, Конституция РФ, постановл. права РФ о внесении изменений и дополнений в закон РФ об образовании, указ президента РФ о мерах по формированию доступных для инвалидов и их среды – жизнедеятельности, федеративная целевая программа «Дети России».

2. Разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей и взрослых с ограниченными возможностями. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, закон РФ о социальной защите инвалидов, Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов»

3. Разработка и принятие мер направленных на обучение и воспитание подрастающего поколения, указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», указ президента РФ «О гарантировании прав граждан на получение образования», послание президента и парламента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидов».

4. Обеспечение через социальные институты государственных и общественных компенсаций в т.ч. семьям имеющим детей-инвалидов. Указ президента РФ, закон «О социальной защите инвалидов».

5. Поддержка детей, лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления, семейная надежда РФ.

6. Разработка и принятие мер по преодолению снижения рождаемости от лиц с ограниченными возможностями.

7. Создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения на основе таких документов как:

- закон РФ «О социальной защите инвалидов» 1995 г.

- Семейный кодекс РФ 1996 г.

- Закон РФ «Об образовании» редакция №12 1996 г.

- Закон РФ «Об образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Важнейшие показатели для выявления отклонений в развитии

 

1. Развитие ребенка во внутриутробном развитии.

2. Первый год жизни ребенка: восприятие, сенсорные и моторные функции – позволяют выявить отклонения в развитии, в т.ч. врожденные механизмы – рефлексы.

Важна констатация стимуляции органов чувств.

3. На 2 – 3 году жизни закладывается основа речевой деятельности, расширяется комплексные функции (до 6 лет).

4. С 6 – 10 лет происходит скачок в психическом и физическом развитии.

5. В 7 – 8 лет наращивается мышечная масса, развивается мелкая моторика.

6. К 10 годам развитие движений соответствует уровню взрослого человека.

7. К 10 годам заканчивается рост черепа. Совершенствование НС за счет функционального развития.

Знание сущности причин и время возникновения нарушений в этих системах организма позволяет педагогам и психологам правильно строить образовательную и коррекционную программу для каждого ребенка с отклонениями, проводить профилактическую работу.

Положения Выготского Л.С.

1. Важно включать аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создавать активные и действенные формы детского опыта.

2. Структура дефекта. Первичные нарушения влекут вторичные, третичные.

3. Связь общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость.

4. Основной путь компенсации – включение их в активную трудовую деятельность. Которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.

5. Сами по себе слепота, глухота и т.п, частные дефекты не делают носителя их дефектным.

Положения:

Типовое положение «Об образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утверждено 31 июня 1998г.

1. Общие положения.

2. Организация деятельности и учреждения.

3. Образовательный процесс.

4. Участники образовательного процесса.

5. Управление учреждения.

6. Имущество и средства учреждения.

 

Регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в обучении, развитии, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

 

Задачи учреждения:

- Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы;

- Осуществление индивидуальной, ориентированной, педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

- Оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

 

Основными направлениями деятельности является:

1. Организация образовательной деятельности по общему образованию и начальному профессиональному образованию в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями психического и физического развития.

2. Диагностика уровня физического, психического развития и отклонений в поведении детей.

3. Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

4. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.

5. Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

6. Оказание помощи обучающихся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, трудовой адаптации.

7. Анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

 

Раздел 2. Научные основы специальной психологии

Философия и специальная психология

 

Философия по отношению к специальному образованию выступает:

- как мировоззренческий фундамент;

- как методологическая основа, которая предполагает применение универсальных принципов и способов при изучении процесса специального образования.

В соответствии с разделами философии в исследовании проблем специальной педагогики выделяют основные аспекты:

1) онтологический (место специального образования в структуре бытия);

2) гносеологический (связь обучения и познания);

3) аксиологический (установление пед. приоритетов и ценностных предпосылок специального образования);

4) философско-антропологический (обобщении научных данных о человеке с ограниченными возможностями для стимуляции углубленного познания внутреннего мира, своеобразия жизнедеятельности и социализации).

5) историко-философский (реконструкция взглядов философов прошлого на специальную педагогическую проблематику);

6) социально-философский (явление специальной педагогики в социально-культурном аспекте).

Ключевые проблемы специального образования настолько сложны, что могут быть решены лишь на основе междисциплинарного подхода. Проблемы существования, лечения, обучения людей, отягощенными болезнями и отклонениями в развитии, с давних пор привлекали философов.

Платон различал телесные болезни и душевные недуги (сумасшествие, невежество), причиной которых являются дурные свойства тела или неудавшиеся воспитание. В основе его концепции воспитание лежит идея различения и отбора детей по их способностям (философское осмысление диагностики). В этическом учении Аристотеля испорченность, злобность, тупость считаются отклонениями и расцениваются как избыток или недостаток присущий порочности. В аристотелевской философии берет начало осмысление профилактики отклонений в развитии человека. В работах античных авторов Плутарха, Сенеки встречаются отдельные упоминания о традиции избавляться от уродливых и болезненных детей.

С развитием практики лечения и обучения детей, которые имеют недостатки развития в эпоху нового времени, философский анализ отклоняющегося развития становится более последовательным, перестраивается с умозрительной теоретизации на систематизацию опытных данных.

Д. Дидро выделил особенности человеческих ощущений, опираясь на факты жизни слепорожденных и слепых, показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека связаны с устройством его тела и состоянием органов чувств. Э. Кант заложил основу философской классификации отклонений, построив классификацию слабости , где слабоумие рассматривал как отсутствие души. И. Кант обосновал необходимость государственной благотворительной помощи бедным инвалидам и больным. В системе Гегеля разбираются формы помешательства , которые возникают в тех случаях, когда объективная необходимость вступает в противоречие с человеческой субъективностью.

Ф. Энгельс с позиций материализма раскрыл роль социально-экономических факторов в этнологии отклоняющегося патологического развития. А. Шопенгауэр негативно относился к коррекционно-педагогической помощи , т.к. считал, что сущность и характер человека практически неизменны и не м.б. исправлены. Так же высказывался Ницше, который осуждал методы исправления как противоестественные и бесполезные. Однако, идеи системы о стремлении к превосходству и преодолению болезненных симптомов подготовили почву для изучения возможностей компенсации нарушенного развития.

В начале 20 века, в связи с социальными переживаниями увеличивается количество лиц с отклонениями в развитии, особое внимание приобретают проблемы школьного образования и развития. Наибольшее внимание этим проблемам уделяется представителями трех направлений западной современной философии: экзистенциализм; психоанализ; постмодернизм, экзистенциализм. Избавление от патологических явлений связано с движением к подлинному существованию. Условием подлинности существования человека является его самоосуществление, основанное на согласовании его свободы со свободой других людей и эти идеи оказ0али большое влияние на развитие ПТ практики.

Психоанализ считает возникновение невротических симптомов результатом подавления бессознательных импульсов под давлением репрессивных запретов культуры, а излечение неврозов достигается в ходе их осознания. В специальной литературе получила развитие идея Адлера о развитии ребенка с дефектом, как процесс, направленном на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

В постмодернизм (Фука, Дилес) – акцент на отсутствии границ между нормой и патологией. На основе анализа медицинских тестов отмечаются трудности распознавания данных явлений в клинической практике, раскрывается явление иррадиации патологии в разные пласты бытия и сознания. Постмодернистские идеи косвенно обосновывают тенденцию критики коррекционной деятельности.

В отечественной философии получили освещение лишь некоторые проблемы специального образования:

1. Спиркин А.Г. проанализировал такие аномалии сознания как патологическая субъективность и состояние нарушенного сознания.

2. Ильенков и Михайлова проанализировали успешный эксперимент Соралянского и Мещерякова по обучению слепоглухих посредством «совместно разделенной» деятельности пришли к выводу, что формирование человеческой психики происходит через специфическую человеческую деятельность.

3. Выготский Л.С. – «единство общих и особенных черт в развитии нормальных и анормальных детей».

В настоящее время в основе построения философии специальной педагогики лежат идеи гуманизации, фундаментализации и интеграции.

Фундаментализация – переосмысление и уточнение основоположных положений специальной психологии.

Разработка философских основ специальной психологии – одна из ее актуальных проблем.

 

Социально-культурные основы специального образования

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями распространялась до оформления в кон. 19 – нач. 20в под влиянием философии ценностей (Штерн, Лессер, Риппер). Например, «уважение к различиям между людьми», парадигма – «в обществе люди с ограниченными возможностями являются членами общества». Во основе лежала идея о социальной полезности, согласно ей школа обязана воспитать активную и социально полезную обществу личность, но ребенок с нарушениями не должен стать обузой для общества. Такие люди приспосабливались к нуждам общества . В 20-е годы в странах Зап. Европы и США эта концепция была усилена идеями расовой биологии, расовой гигиены, социального дарвинизма. Были законы о принудительной стерилизации лиц, которые являются носителями опасных нежелательных для общества дефектов умственного, физического, психического развития в США, Канаде, Дании, Швейцарии, Германии.

Большой вклад в реализацию этой идеи сделали фашисты. Фашисты идеологически обосновали необходимость физического уничтожения социально бесполезных неполноценных людей. Они развернули широкую компанию по уничтожению Рейха и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии одновременно шло планомерное уничтожение людей, которые попадали в категорию социально бесполезных. Преследованием подвергались и психологи-дефектологи. Система специального образования за годы войны была разрушена.

В советской социальной практике: концепция социальной реабилитации лиц удачно соединилась с концептуальными основаниями современной теории о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Признание приоритета общества над личностью, ее интересами фактически узаконило статус социальной малоценности применительно к таким людям.

Современные социально-культурные условия приводят людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации (вынужденное сужение возможности участия в социальной жизни).

Это приводит к выработке иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью и усиливает их маргинализацию.

В послевоенный период колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека привели одному демократическому и научно-освободительному движению. Их целью было признание смысла существования всего общества для жизни человека. Новый взгляд на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями – эта идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости. Устанавливается приоритет интересов личности над интересами общества не зависимо от того может ли человек принести пользу обществу или нет. Независимая жизнь – эта материальная независимость, отсутствие зависимости при передвижении, общении, быту. Это право законодательно закреплено, экономически обеспечено.

Общественно полезный труд и социальная полезность человека неглавное и не единая цель современной концепции реабилитации. Главное – это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации человека с ограниченными возможностями со стороны здоровых людей, общественных институтов, общественного сознания. Безусловно, для достижения статуса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрагивать больше ресурсов на лиц с ограниченными возможностями. Специальный психолог и специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни человека с ограниченными возможностями.

Необходимо сформировать у детей с отклонениями в развитии базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации (умение организовывать свой отдых, свое свободное время). Объективные ограничения возможностей участия в различных формах досуга не должны означать их полной изоляции от участия в творческой деятельности. Специальные формы досуговой деятельности способствуют развитию социальных навыков в рамках субкультуры.

Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями. Наше общество находится в начале длинного пути перехода от культуры полезности к культуре достоинства, при которой ведущая ценность – личность человека.

 

 

Экономические основы специального образования

Источником экономики отечественного специального образования на Руси служила мощная система церковной благотворительности. С 996 г. указом князя Владимира было установлено, что 1/10 казны передается церкви на содержание «убогих». В эпоху Петра1 благотворительность распространяется и на светскую жизнь. В дальнейшем эта традиция развивалась.

В США со времен Авраама Линкольна президент является патроном первого в мире ВУЗа для неслышащих Галлоудет-колледж (1864г.). в России более 100 лет (до 1917 г.) существовало ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (Мариинское ведомство), в котором были сосредоточены капиталы, состоявшие из пожертвований частных лиц и членов императорского дома. В 1806 г. – первая школа в Павловске для глухих. К концу 19 века насчитывалось более 200 школ Мариинского ведомства. Научная интеллигенция оказывала помощь в проведении диагностики, консультации, оказывала медицинскую, психиатрическую, консультационно-педагогическую помощь.

Купец Третьяков построил здание Московского училища для глухих детей и в течение 25 лет финансировал его. Его дочь в 1900 г. помогла материально созданию в Москве первого в России детского сада для глухих детей. В России специальное образование не было включено в государственный сектор финансирования и существовало на средства благотворительности.

В первые годы Советской власти были приняты поспешные решения в области социальной помощи и специального образования. Специальная школа лишилась поддержки церкви и благотворительных организаций.

Только к 1937 г. восстановлена та сеть специальных учреждений, которая была в 1914 г. материальное положение специального образования было тяжелым. Зарплата учителей очень низкой, низок был и социальный статус учителя такой школы.

Особенно благоприятными для специального образования были 60-70 года. С конца 70-х, когда появилась скрытая инфляция, поддержка специального образования снизилась. Со второй половины 80-х годов вошла в период кризиса, который не преодолен и до сих пор.

В настоящее время финансирование системы специального образования передано в ведение регионов и местных бюджетов.

Формируется новое общественное сознание, происходит возврат к духовным и нравственным ценностям. Специальное образование получает материальную помощь от международных благотворительных организаций.

 

Правовая основа специального образования

 

С 90-х годов действует Федеральная целевая программа «Дети России», в которой подпрограмма «Дети-инвалиды» предусматривает финансирование потребностей детей с ограниченными возможностями.

В 1992 г. был принят «Закон РФ об образовании» - предусматривает финансирование каждого человека, введено государственное именное образовательное обязательство - именной документ, устанавливающий обязанность органов власти осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями при обучении их в образовательных учреждениях. Тем самым ребенок и его родители получают право выбора образовательного обучения.

Еще одна важная проблема системы специального образования – деинституализация специального образования, т.е. родители обучают ребенка на дому.

Подлинная интеграция дороже специального образования. Более выгодным является финансирование системы ранней помощи и дошкольного образования детей с проблемами в развитии.

Для развития системы специального образования на основе гуманистических принципов необходимо:

- гарантировать ее государственное финансирование;

-интеграция государственного и общественного финансирования;

- экономическое обеспечение полноценного включения человека с ограниченными возможностями в общество;

- адресность и вариативность, гибкость финансирования системы специального образования в различных условиях.

Защита прав и свобод человека, социальная защита населения и механизм ее реализации базируется на конституционно-правовых и международных актах о правах и свободах человека. Особенно значительным является право на образование. Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов: «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» и находит отражение в законодательных актах РФ, гарантируется государством в главном законе – Конституции. На современном этапе совершенствуется нормативно-правовая база страны на основе принятых международных документов через их конкретизацию и адаптацию к реальным условиям.

Документы ООН:

q «Всеобщая Декларация прав человека»;

q «Декларация о правах инвалидов»;

q «Декларация о правах умственно отсталых лиц»;

q «Конвенция о правах ребенка».

q Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

В соответствии с принципами и целями провозглашенными в этих документах люди с ограниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и пользоваться ими на равных условиях с другими людьми.

Основные положения «Конвенция о правах ребенка» сводятся к 4 важным требованиям, обеспечивающим права детей:

- выживание

- развитие

- защита

- обеспечение активного участия в жизни общества.

Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями.

«Декларация о правах инвалидов» (1975 г.) провозглашает равенство граждан. Принятие политических прав лиц с ограниченными возможностями и возможность пользоваться особыми правилами в предоставлении им специальных услуг для достижения ими максимального проявления своих возможностей и ускорения их интеграции в общество.

«Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971 г.) провозглашает, что УО Д имеет право на признание его Д. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав, которые принадлежат и всем людям.

Выводы:

- принцип равенства прав отражается во всех рассматриваемых документах и предоставляет людям с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям;

- лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав

- особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном , а во многих документах.

Законодательная поддержка РФ направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, поэтому в 90-х годах были приняты меры по ратификации и реализации международных документов.

Основным правовым документом в нашей стране является Конституция РФ 1993 года.

 

 

Права детей

Конституция РФ утверждает социальное право, равенство, необходимость защиты прав всех слоев населения РФ, а созданные на основе Конституции законы предусматривают определенные правовые льготы отдельных категорий граждан.

1. Закрепление прав детей в главных сферах жизнедеятельности, Конституция РФ, постановл. права РФ о внесении изменений и дополнений в закон РФ об образовании, указ президента РФ о мерах по формированию доступных для инвалидов и их среды – жизнедеятельности, федеративная целевая программа «Дети России».

2. Разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей и взрослых с ограниченными возможностями. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, закон РФ о социальной защите инвалидов, Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов»

3. Разработка и принятие мер направленных на обучение и воспитание подрастающего поколения, указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», указ президента РФ «О гарантировании прав граждан на получение образования», послание президента и парламента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидов».

4. Обеспечение через социальные институты государственных и общественных компенсаций в т.ч. семьям имеющим детей-инвалидов. Указ президента РФ, закон «О социальной защите инвалидов».

5. Поддержка детей, лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления, семейная надежда РФ.

6. Разработка и принятие мер по преодолению снижения рождаемости от лиц с ограниченными возможностями.

7. Создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения на основе таких документов как:

- закон РФ «О социальной защите инвалидов» 1995 г.

- Семейный кодекс РФ 1996 г.

- Закон РФ «Об образовании» редакция №12 1996 г.

- Закон РФ «Об образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Дата: 2018-11-18, просмотров: 267.