Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы лингвистики и психолингвистики, важные с т. зр. специальной психологии:

1. проблема соотношения лингвистических и психолингвистических единиц. Лингвистами язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования в котором единицы нижних уровней являются составляющими элементов уровней высших. Языковые единицы соотнесены с языковым стандартом. Т.к. язык является необходимым условием мышления, то понимание его сущности, функций, структуры и путей развития имеет важное значение для специальной педагогики и психологи и. Любые отклонения, нарушения в развитии ребенка немедленно сказывается на формирование у него языка и речи и специфически влияют на его социализацию.

 

Основные проблемы лингвистики и психолингвистики:

1. Проблемы соотнесения лингвистических единиц и психолингвистических. С позиции лингвистики язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования, в котором единицы нижних уровней являются составляющими элементов уровней высших.

Язык – это система знаков, ему наиболее адекватны 2 вида деятельности:

- общение;

- познание;

Язык существует и реализуется через речь. Т.о., психолингвистические единицы соотносятся с речевой деятельностью или с речевыми действиями, включающими в неречевую деятельность.

2. Проблема развития детской речи. Онтогенез речевой деятельности – сложное взаимодействие процесса общения взрослого и ребенка и с др. стороны – развитие предметной и познавательной деятельности ребенка.

Развитие речи – развитие способа общения. Каждая ситуация ставит определенную коммуникативную задачу, для решения которой ребенок должен испытать определенные средства взрослого языка.

В зависимости от физиологических, психологических и социальных факторов он делает это сперва более или менее успешно, затем формируются более сложные механизмы. А.А. Леонтьев предложил периодизацию развития речи в соответствии с 3 аспектами: фонетика, грамматика, семантика. Следовательно, есть:

1) период, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова.

2) звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания.

3) когда усвоено все это, но не усвоена понятийная отнесенность.

Постепенно развивающаяся языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное воспроизведение. Т.о., в процессе развития детской речи изменяется характер взаимодействия и функционирования языковых средств, имеющихся в распоряжении ребенка.

3. Развитие символических функций в онтогенезе. Концепция Выготского и др. отечественных авторов связывает становление языковой способности с предпосылками развития мышления и речи. Существует доречевая стадия развития интеллекта и доинтеллектная стадия развития речи. А с двух лет, когда ребенок открывает символическую функцию речи, его мышление становятся речевыми, а речь – интеллектуальной. Эти положения подтверждает практика обучения слепоглухих детей.

4. Проблема анализа своеобразия языка как общественного явления. В социальном характере язык выделяет:

- социальную природу языковой способности (основная характеристика речи;

- социальная обусловленность речевой деятельности (тождественность речевой и неречевой деятельности);

Рождаясь ребенок заставляет в готовом виде культуру общества, язык, который он должен усвоить. На всех ступенях социализации развитие личности тесно связано с речевыми действиями, этическими правилами. Эволюция функции речи по Выготскому, Гальперину это переход от внешней к внутренней через эгоцентрическую речь.

5. Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития. «Патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психолингвистических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, и адекватное воспроизведение языковых знаков, членов Языкового коллектива, т.к. нарушение языковой способности» (А.А. Леонтьев «Основы психолингвистики»).

Формы речевой патологии в психолингвистике:

1) Патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций. Пример: шизофрения;

2) Речевые нарушения, возникающие в следствие локальных поражений головного мозга. Пример: афазия;

3) Речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем – глухота, слепота;

4) Речевые нарушения, связанные с УО и ЗПР;

5) Речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования или реализацией моторной программы.

Этот подход испытывался в логопедии и сурдопедагогике. Лингвистический и психолингвистический анализ позволяет укрепить понятийную базу специальной педагогики и психологии, определить новые подходы к классификации нарушений, наметить пути и способы адекватных педагогических воздействий.

 

Принципы специального образования

 

Специальная педагогика опирается на соответствующие общие педагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью, но их реализация в системе специального образования имеет своеобразие. Специфические принципы специальной педагогики:

1. Принцип педагогического оптимизма:

- связан с высоким уровнем научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными потребностями;

- современные педагогические возможности абилитации и реабилитации детей и взрослых с отклонениями в развитии;

- право каждого человека, независимо от его особенностей и организационных возможностей жизнедеятельности, быть включенным в образовательный процесс.

Дети с особыми образовательными потребностями, как правило, учатся медленнее, но могут учиться и достигают высоких результатов. Принцип опирается на идею Выготского о ЗБР. Отвергает теорию «потолка». Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Человек с особыми образовательными потребностями в соответствии с этим принципом – это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество или если оно может обеспечить для этого необходимые условия.

2. Принцип ранней педагогической помощи.

Выявление и диагностика отклонений в развитии ребенка, для определения его особых образовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и начальной целенаправленной коррекционно-педагогической помощи. Необходимо учитывать синзитивные периоды в развитии, приходящиеся на ранний школьный возраст.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленностиобразования.

Опора на здоровые силы обучающихся, построение образовательного процесса с использованием сохраненных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой и природой недостатка развития (т.е. природосообразно). Коррекционная работа направлена на исправление или ослабление недостатков психофизиологического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации. Коррекционно-компенсирующая направленность отражена в содержании, методах, организации и организационных формах специального образования . Это меньшая наполняемость класса, увеличения срока обучения, охранительный лечебно-педагогический режим и т.д.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть и уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическая подготовленность к жизни в социокультурной среде. Найти социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничения возможностей максимально скомпенсируются. Позволяет вести независимый социальный и материально достойный образ жизни. Данная направленность обеспечивается содержанием стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования .

Любое нарушение умственного и физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка умения общаться, мышления, речи и, следовательно, данные дети нуждаются в коррекционно-педагогической помощи с целью успешной социо-культурной адаптации.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Предметно-практическая деятельность в системе специального образования -специфическое средство компенсаторного развития ребенка. Специальная психология реализует теорию о деятельностной детерминации психики, и следуя принципу единства образования с развитием языка, мышления, коммуникации, организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Индивидуальный подход – частный случай дифференцированного подхода и направлен на индивидуальные особенности каждого ребенка, на специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития (особенности ВНД, темперамента и характера; объем протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков; работоспособность; умение учиться; мотивация; уровень развития эмоционально-волевой сферы и т.д.). Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу с особым темпом и организации обучения, с использованием специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы становится возможными развивать детей с тяжелыми и множествами нарушениями.

Дифференцирующий подход предполагает наличие в классах однородных по своим характеристикам микрогрупп (учебно-познавательные возможности, познавательной активности, специфика особых образовательных потребностей). Для каждой микрогруппы подпирается подходящее содержание и организация учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивация учения. Дифференциация учащихся не констатируются:

-на разных предметах учащиеся делятся по-разному;

-связано с развитием детей.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, тюк. Имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации . Только специальный педагог и психолог знают специфику развития и возможные пути и способы коррекции, и могут организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять ею. В большинстве случаев самостоятельная деятельность невозможна или затруднена.

 

Технологии и методы специального образования

Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приемах, а также в образовательных технологиях.

Методы обучения:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, ее стимуляция и мотивация;

- методы контроля и самоконтроля.

В специальном обучении используются специфические для каждой категории обучающихся методы и приемы коррекционно-педагогической работы. Общепедагогические методы и приемы обучения используются особым образом, используется сочетание методов, они взаимодополняют друг друга.

Подгруппы методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1) Перцептивные (словесные, наглядные, практические);

2) Логические (индуктивные, дедуктивные);

3) Гностические (продуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).

Эти методы в общей педагогике используются как под руководством учителя, так и в самостоятельной работе, но в специальной педагогике могут использоваться не всегда.

Факторы, определяющие выбор методов:

1) возможности полноценного восприятия информации, выступающей в качестве учебной.

2) слово учителя в начале обучения не может быть ведущим.

3) в образовательном процессе затруднено использование логических и гностических методов. Следовательно, предпочтение отдается индуктивному методу, объяснительно иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Учитываются также ближайшие, конкретные цели обучения.

 

Методы воспитания

Воспитание в специальной педагогике проходит в осложненных условиях. Оно осуществляется индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, детей в классе или группе. Оно неразрывно связано со специальным обучением, коррекционной работой. Включает в себя не только воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу. За рубежом для этого используется термин терапия (любые помогающие коррекционно-педагогические, адаптирующие действия по отношению к воспитаннику).

Основные группы методов воспитания:

- информационные методы (беседа, консультирование, использование средства МИ, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни , в т.ч. из жизни педагога, экскурсии, встречи и т.д.)

- практически девственные методы (приучение, управление, воспитание ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы: арттерапия, иппотерапия и т.д.)

- побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание)

Также как и методы обучения, методы воспитания имеют специфику в реализации и сочетаются как с другими методами воспитания, так и с методами обучения.

Отбор и композиция методов определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером и степенью выраженности; спецификой вторичных отклонений в развитии; участием семьи в воспитательном процессе и т.п.

 

Формы организации специального образования

Первоначально обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное (в домашних условиях, монастырях). Это обучение было ремесленнымили художественным.

В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:

1) если ребенок обучается в домашних условиях;

2) когда человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы в следствие тяжелых и множественных нарушений ( дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения)

3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии возрастными особенностями (ранний возраст), ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической , логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий около 20 – 30 минут.

Индивидуально групповая форма организации обучения:

Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинируемые нарушения, тяжелые формы УО.

Классно-урочная система:

Урок – одна из основных форм организации учебного процесса. Урок – сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы.

Отличие урока от других организованных форм учебной работы:

1) состав групп учащихся постоянен;

2) деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;

3) ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а также существует система пропедевтической работы (Пример, при обучении математики в первом классе – подготовительный период); пропедевтический предмет – развитие речи.

Особенности урока в специальной школе:

1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, т.к.:

- дети не могут воспринимать новый материал большими порциями;

- усвоению нового материала должен предшествовать пропедевтическая работа;

- требует незамедлительного закрепления в практической деятельности;

- на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.

В старших и средних классах уроки приобретают классические черты.

2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами.

Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

3. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объемом познавательной деятельности от остальных детей.

Дополнительные формы организации педагогического процесса в системе специального образования :

- экскурсии;

- дополнительные занятия;

- внеклассные формы педагогической работы (пример, внеклассное чтение);

- самоподготовка (в школах-интернатах или группах продленного дня).

Вспомогательные формы организации педагогического процесса в системах специального образования (школах-интернатах):

- факультативы;

- кружковая и клубная работа;

- эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы, экспедиции).

Основные вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в системе специального образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организованных формах учебной и воспитательной работы.

Документы:

- «Инструктивное письмо Мин-ва Образования России» № 48 – 1997 г. – «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 – 8 видов»;

- Постановление Правительства РФ № 861 – 1996 г. «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и во внеобразовательных государственных учреждениях»;

- Постановление Правительства РФ № 288 – 1997 г. «Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

 

Медико-социально-педагогический патронаж

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку в решении сложных проблем выживания, лечения, специального обучения и воспитания.

В него входят:

- диагностика – информационный поиск и помощь в выборе образовательной реалии;

- проектирование индивидуальных реабилитационных программ.

Первая помощь в реализации планов, базовой основой является ПМПК, диагностические и реабилитационные центры, и т.д.

Медико-социально-педагогический патронаж реализуется по следующим направлениям:

1) помощь в выборе индивидуального образовательного направления;

2) разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;

3) реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

4) обеспечение целостного подхода к обучению;

5) содействие развития образовательных систем в рамках современных проектов, направленных на создание вариативных систем обучения и социализации детей.

6) реализация педагогических технологий в сфере учреждений в системе специального образования ;

7) направленность на свободное развитие ребенка в соответствии с его возможностями – привлечение СМИ для осуществления инновационных подходов в области специального образования;

8) содействие развитию статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

 

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Ранняя диагностика является активной проблемой современной коррекционной педагогики.

Ассамблея ООН 1993 г.:

 – обеспечение равных возможностей для инвалидов; определен комплексный подход в процесс предоставления инвалидности;

- комплекс мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, сенсорных дефектов.

Программа ранней помощи:

1. Конектикутский тест (обследование развития новорожденных и детей до трех лет).

2. Мюнхенская функциональная диагностика.

В России различные отечественные ученые (Мастюкова, Стребелева, Печер) предлагают программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Она являются основой для практического применения их в центрах ПМПК. Благодаря этому люди с интеллектуальными нарушениями живут полноценной жизнью в Западных странах, чем 20 –30 лет назад.

Задачей социальной профилактики является коррекция в условиях педагогической среды (нельзя допустить, чтобы она способствовала неполноценному развитию ребенка).

Параметры, определяющие тип нарушения психического развития

 

1 параметр: функциональная локализация нарушения, которая определяет вид. Общий дефект, вызванный нарушением работы регулятор. орн. систем. Частный дефект – недостаточность отдельных функций.

2 параметр: время поражения – определяет характер нарушения психического развития. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций.

3 параметр: системное строение нарушения – определяет взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами. Вторичные нарушения являются основным объектом психолого-педагогической коррекции. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию служит первичный дефект, а на последующих этапах – вторичные дефекты.

4 параметр: нарушение межфункциональных взаимодействий.

Типы взаимодействия психических функций:

- временная независимость характерна на ранних этапах онтогенеза. Относительная независимость развития мышления и речи до двух лет.

- Ассоциативные связи. Разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости. Малая дифференцированность, пластичность и устойчивость , которая позволяет в случае необходимости произвести компенсаторную перестройку психических функций. Каждая психическая функция имеет свой цикл развития, который включает этапы более быстрого развития( сензетвный период) и болеемедленного. Перестройка и усложнение функций происходит в определенной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим. При нарушениях психического развития появляется нарушение межфункциональных взаимодействий, возникновение диспропорций в психическом развитии при глухоте отмечается несоразмерность наглядно-образного и словесно-логического мышления, письма и устной речи.

 

Эти параметры по-разному выступают при различных вариантах нарушения развития познавательной, моторной и эмоциональной сфер.

Положения Выготского Л.С.

1. Важно включать аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создавать активные и действенные формы детского опыта.

2. Структура дефекта. Первичные нарушения влекут вторичные, третичные.

3. Связь общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость.

4. Основной путь компенсации – включение их в активную трудовую деятельность. Которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.

5. Сами по себе слепота, глухота и т.п, частные дефекты не делают носителя их дефектным.

Положения:

Типовое положение «Об образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утверждено 31 июня 1998г.

1. Общие положения.

2. Организация деятельности и учреждения.

3. Образовательный процесс.

4. Участники образовательного процесса.

5. Управление учреждения.

6. Имущество и средства учреждения.

 

Регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в обучении, развитии, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

 

Задачи учреждения:

- Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы;

- Осуществление индивидуальной, ориентированной, педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

- Оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

 

Основными направлениями деятельности является:

1. Организация образовательной деятельности по общему образованию и начальному профессиональному образованию в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями психического и физического развития.

2. Диагностика уровня физического, психического развития и отклонений в поведении детей.

3. Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

4. Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.

5. Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

6. Оказание помощи обучающихся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, трудовой адаптации.

7. Анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 267.