Психологические основы специальной педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предмет, задачи, основные понятия специальной психологии

 

Психология аномального развития или специальная психология – это область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

На основе изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строятся системы обучения и воспитания людей, имеющих нарушения психического развития.

Задачи специальной психологии

1 – выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком.

2 – изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными нарушениями.

3 – изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями .

4 – разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений.

5 – изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения.

6 – психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений.

 Т.о., значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения и строится система профессиональной консультации и профориентации.

Основные понятия

Компенсация функций. Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития заключается в том, чтобы найти эффективные пути компенсации нарушенных функций.

Компенсация внутрисистемная осуществляется за счет сохраненных нервных элементов пострадавших структур.

Компенсация межсистемная осуществляется путем перестройки функционирования системы и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения не свойственных ранее им функций. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Адлер подчеркивал роль социального фактора. Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это имело большое значение для развития.

1 – включение аномальных детей в социально значимую деятельность, создание у них опыта.

2 – включение понятия структура дефекта.

3 – связь общих задач воспитания и специальных методик.

4 – благодаря трудовой деятельности осуществляется компенсация нарушений, создаются условия для полноценной интеграции в общество.

5 – компенсаторные возможности раскрываются только тогда, когда нарушения становятся осознанными.

В процессы компенсации включаются и биологические и социальные факторы.

В.В.Лебединский выделил параметры, определяющие тип нарушения и предложил его типы.

Параметры:

- связан с функциональной локализацией нарушения

- время поражения

- вытекает из идей Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами, на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичные дефекты

- нарушение межфункциональных взаимодействий: временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи.

Типы нарушений психического развития:

1. Недоразвитие.

2. ЗПР.

3. Поврежденное развитие.

4. Дефицитарное развитие.

5. Искаженное развитие.

6. Дисгармоническое развитие.

Недоразвитие – раннее время поражения, когда есть незрелость мозга (ОНР, олигофрения).

ЗПР – характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Поврежденное – более позднее патологическое воздействие на мозг (деменция).

Дефицитарное – дети с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрение, слух, речь, ОДА.

Искаженное – ранний детский аутизм.

Дисгармоническое – врожденная или рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере : психопатии.

Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение А.С. Выготского – развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Эти общие закономерности описываются такими положениями как:

- Положение о цикличности психического развития;

- Неравномерность психического развития ( она обусловлена:

- активность созревания мозга в определенные периоды развития;

- отд. психические функции развиваются на базе сформированных раннее;

- О пластичности НС;

- О соотношении биологических и социальных

факторов в процессе психического развития.

 

Особенности психического развития для всех типов аномального развития

 

1. Снижение способности приему, переработке, хранению и использованию информации.

           2. Трудность словесного опосредования.

           3. Замедление процесса формирования понятий

 

Выделяют специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического и сенсорного развития. Например, и при УО, и при ОНР, и при ЗПР, наблюдается явления ретардации – незавершенности формирования психических функций данного периода.

А также существуют закономерности, которые характерны только для данного вида нарушения психического развития.

 

Диагностика в специальной психологии

Одна из важных практических задач специальной психологии – выявление детей с нарушениями в развитии, их дифференциальная диагностика, разработка соответствующих психодиагностических методик.

           Принципы, которыми руководится при обследовании детей с нарушениями в развитии:

1) принцип комплексного изучения ребенка (обследуется познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера) Медицина – состояние органов чувств, двигательных систем, НС. Педагогическое обследование.

2) Принцип динамического изучения ребенка (исследование ЗБР и ЗАР ; испытывается обучающий эксперимент).

3) Принцип целостного, системного обучения (выявляется первичный дефект и вторичное нарушение. Изучение происходит в процессе деятельности).

4) Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.

Необходимость реализации этих принципов сформировала объективную потребность в создании психологической службы, в системе специального образования , нацеленные на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

В настоящее время актуальный подход от диагностики – отбора к диагностике специфических особенностей психического развития.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 218.