- комплекс мер (медицинских, педагогических, психологических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление или формирование способности и выполнению определенных видов деятельности, в том числе и профессионально трудовых.
В рамках индивидуальной программы реабилитации просматривается профессиональная ориентация человека с учетом его основных возможностей трудоспособности.
Индивидуальная программа реабилитации является рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так и платную. В составе составе служб занятости и др.
Первая группа инвалидности приписывается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое м. б. вызвано заболеванием, последствие травмы или дефектом развития. В следствии этого м. б. в значительной степени нарушены:
-способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве;
- способность к общению и контроль за своими действиями.
Ко второй группе инвалидности относятся те лица у которых имеется стойкое, выраженное расстройство, функций организма в следствии болезни, травмирующих дефектов развития.
Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения. Для детей такое сочетание не требуется.
Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но не значительно или умеренно выраженное расстройство функций организма ведущее к некоторому ограничению жизнедеятельности.
Инвалиды второй и третьей группы могут обучаться и трудиться.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе, несмотря на зависимость содержания и метода проф. ориентационной работы от характера и степени тяжести нарушения . Существует общие закономерности в организации такой работы.
Для выявления внешних и внутренних факторов от которых зависит способность человека с ограниченной трудоспособностью в той или иной деятельности для выявления необходимо:
1) установить характер и степень выраженности нарушений различных систем организма, индивидуальных и психофизиологических особенностей;
2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда;
3) выявить его личные интересы и склонности в деятельности или профессии;
4) важно выявить какова умственная и физическая трудоспособность;
5) каково состояние эмоционально-волевой сферы , сенсомоторной интеллектуальной сферы;
6) насколько развита речь и коммуникативные навыки, значимые для профессионального развития.
Для взрослого человека важно установить характер изменений психологического и социального статуса человека, связанной с заболеванием, травмой или нарушением развития.
Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценки, ранимости психики, моргинализации и ограничения общения с окружающими. Негативные стереотипы социального взаимодействия определяются при общении сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность человека с ограниченными возможностями.
Инвалидность в зрелом возрасте наносит психологическую травму, тем что человеку приходится менять среду и образ жизни, круг общения, усиление его зависимости от окружающих, смена трудовой деятельности может нанести моральный и материальный ущерб.
Выбор профессии в школьном возрасте должен проводится особенно квалифицированно и существует система вакансий для таких лиц.
В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человека с ограниченной трудоспособностью может получить различные виды профессионального образования: от начального до высшего профессионального.
При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные возможности обучения в высших и средних профессиональных, образовательных учреждениях.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 231.