Методика оценки достоверности работы средств технической диагностики подвижного состава
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В связи с проблемой выбора наиболее эффективного СТД, и принимая во внимание их значительную стоимость (от 100 до 500 тыс. руб.) и массовость внедрения, например комплексов вибродиагностики «Прогноз-1» эксплуатируется более 150 единиц, очень актуальными стали вопросы оценки результатов внедрения и вопросы по сравнительной оценке достоверности и эффективности работы различных СТД. На настоящий момент нормативной базы для проведения таких оценок нет. На каждом предприятии, отделении, в каждом управлении такие оценки вычисляются по своим собственным методикам, которые зачастую сильно отличаются друг от друга. Разные методики принимают во внимание различное количество факторов и параметров и, соответственно, результаты оценки эффективности внедрения СТД получаются практически несравнимыми, т.е. сравнивать количественные оценки, например экономии в рублях или вероятности выдачи правильной рекомендации после диагностирования нельзя!

Следует признать неправомерными попытки оценивать эффективность и достоверность работы СТД по результатам диагностирования единичных узлов, хотя в настоящее время этот метод лежит в основе проведения всех конкурсных испытаний и отдельных проверок. С точки зрения математической статистики единичные выборки не являются представительными и, соответственно, оценки, построенные на таком исходном материале далеки от истины. А ведь на основе этих оценок принимаются важные решения о финансировании тиража того или иного СТД в рамках целевых программ МПС!

Этот вопрос частично был решен с принятием документа «Временный типовой расчет экономической эффективности внедрения комплексов оперативной вибродиагностики «Пргоноз-1» [3], утвержденный руководителями департаментов Технической политики, Локомотивного хозяйства, Экономики, Гипротранстэи. Но выполнение расчета реальной, а не ожидаемой, экономической эффективности, возможно, только после некоторого периода (чаще всего это год) эксплуатации СТД. Результаты расчета будут зависеть от продолжительности периода и от начала отсчета этого периода, а также от количества приписанных к данному депо единиц подвижного состава (приписного парка).

Естественно, что эффективность внедрения СТД непосредственно связана с показателем достоверности диагностирования.

 Под достоверностью диагностирования следует понимать количественную оценку степени соответствия результатов диагностирования и фактического технического состояния узла. Эта оценка является вероятностной величиной и ее нельзя рассчитывать по результатам одного эксперимента. Для расчета необходимо накопление определенного статистического материала. В расчетах не принимаются во внимание субъективные факторы, которые могут оказать решающее влияние на результаты диагностирования. К таким факторам относятся квалификация и добросовестность оператора, соблюдение определенной технологии диагностирования.

Таким образом, при выполнении расчета показателя достоверности предполагается, что все необходимые условия проведения диагностирования, оговоренные в технической документации, были соблюдены.

Рассмотрим ситуации (события), возникающие, или те, которые могут возникнуть после проведения процедуры диагностирования.

Обозначим общее количество узлов (точек), прошедших диагностирование – A. Результатом диагностирования является рекомендация – «Допустить в эксплуатацию» и «Не допустить в эксплуатацию». Количество узлов с рекомендацией «Допустить в эксплуатацию» обозначим – B, а «Не допустить в эксплуатацию» - C. Далее возможны следующие события:

Узел с рекомендацией «Не допустить в эксплуатацию» к эксплуатации не допускается, количество таких узлов обозначим Е.

Узел был разобран и при осмотре брак подтвердился, E1 количество таких узлов.

Узел был разобран и после осмотра признан годным, E2 – количество таких узлов.

Узел не разбирался, т.е. техническое его состояние не было определено,

E3 – количество таких узлов.

Узел с рекомендацией «Не допустить в эксплуатацию» был допущен в эксплуатацию без разборки, количество таких узлов обозначим D.

Узел без замечаний работал до следующего диагностирования, D1 – количество таких узлов.

Узел вышел из строя в процессе эксплуатации в период до следующего диагностирования, D2 – количество таких узлов.

На практике при вычислении показателя достоверности H как пользователи, так и проверяющие учитывают только вышеперечисленные параметры и события, при этом расчет ведется по формуле:

                     (1)

Такой расчет не принимает во внимание события, при которых была выдана рекомендация «В эксплуатацию допустить» - B узлов. Из них, как правило, большая часть без замечаний работает до следующего диагностирования, В1-_ количество таких узлов.

 Часть узлов в период до следующего диагностирования выходит из строя, количество их обозначим B2.

Наглядное представление возможных вариантов событий после проведения диагностирования приведено на рисунке  «Дерево событий после диагностирования».

Соответственно событиям, приведенным на рисунке, предлагается оценивать общую достоверность диагностирования по формуле:

,         (2)

где - K1, K2, K3 – коэффициенты, учитывающие степень понесенного ущерба при следовании ошибочной рекомендации, причем

K1 + K2 + K3 = 1                (3).

Численное значение этих коэффициентов необходимо определять на основе экономического расчета материальных затрат и оценки морального ущерба. В соответствии с этим коэффициенты K1, K2, K3  будут иметь различную величину, для различного типа оборудования. Понятно, что последствия от выполнения ошибочной рекомендации по узлам грузового и пассажирского подвижного состава, а также по узлам локомотивов и вагонов должны быть оценены по-разному. Составляющие морального ущерба и, соответственно, конечные значения коэффициентов K1, K2, K3 должны определяться с использованием экспертных оценок. Экспертами должны выступать ответственные работники МПС по различным специальностям (экономисты, ревизоры по безопасности и т.д.). Возможность ошибок в оценках экспертов вызывает необходимость анализа их согласованности. Эта процедура является разновидностью операции ранжирования и для оценки согласованности целесообразно применить математический аппарат теории порядковых статистик [4].

Принимая во внимание ситуацию, которая имеет место на практике, можно сделать некоторые допущения, упрощающие формулу (1). Так величины D2, D, E3 имеют значение 1-2 события в год. Если этими событиями пренебречь, то формула (1) примет вид:

                        (3)

Рассмотрим пример расчета показателя достоверности по данным документа «Анализ неисправностей узлов с подшипниками качения электровозов серии ЧС-2 депо Барабинск Зап.Сиб.ж.д. за 1999г» [5]. Из этих данных следует, что в течение 1999г. комплексом «Прогноз-1» было продиагностировано 652 электровоза. На каждой из шести осей локомотива имеется 7 точек для установки датчиков, при этом анализируется техническое состояние восьми узлов: двух буксовых подшипников, двух моторно-якорных, двух подшипников малой шестерни, опорно-осевого подшипника, зубчатого зацепления редуктора, т.е. 48 узлов. Таким образом, в 1999г. подверглось диагностированию 31296 узлов. 

По данным анализа:

A = 31296, E = 64, E2 = 12, E1 = E - E2 = 52, B2 = 20, B = A – C = 31232, 

B1 = B - B2=31212,

тогда, в соответствии с (3)

,               (4)

при K1 = K2 = 0,5

. (5)

При этих же данных расчет по формуле (1) даст значение

. (6)

Сопоставив результаты (5) и (6), можно сделать вывод: не учет дополнительного фактора значительно изменяет результаты расчетов показателя достоверности (почти на 10%), причем в сторону его уменьшения.

Сравнение степени важности последствий при ошибочной рекомендации «В эксплуатацию допустить» и ошибочной рекомендации «Не допускать в эксплуатацию» позволяет сделать предварительный вывод о том, что коэффициент K1 должен быть меньше коэффициента K2.

 По мнению автора, до проведения экономического и экспертного анализа последствий различных ситуаций, (смотри Рис.1) следует пользоваться следующими значениями коэффициентов: K1=0,3 и K2 =0,7.

Подставив в (4) рекомендуемые значения коэффициентов K1 и K2,

 получим:

H = (0,3*0,499 + 0,7*0,406)100% = 86,6%      (7)

Выводы:

1. Для определения показателя достоверности предлагается пользоваться формулой (3):

 .

2. При проведении расчетов значения коэффициентов K1 и K2 рекомендуется принимать соответственно 0,3 и 0,7.

3. Расчеты показателя достоверности производить после накопления статистического материала, а именно:

общее количество узлов (точек), прошедших диагностирование должно быть не менее 100

А ³100  (8),

количество узлов, не допущенных в эксплуатацию и осмотренных после их разборки должно быть не менее 30

(E – E3) ³ 30            (9).

Предлагаемый критерий может быть использован для оценки эффективности работы любых средств технической диагностики, которые, в конечном счете, выдают рекомендации типа «Годен»- «Не годен».

 

 

 



Дата: 2018-09-13, просмотров: 491.