На этом уроке вводятся задачи на нахождение неизвестных по двум разностям новой математической структуры. Их решение отличается от решения ранее рассмотренных задач этого вида только тем, что для ответа на вопрос задачи надо выполнить деление, а не умножение. Поэтому при ознакомлении с решением этих задач можно использовать методику, аналогичную рассмотренной.
В качестве подготовки можно предложить задачу вида: «Один тракторист может вспахать поле за 8 дней, а другой на своем более мощном тракторе – за 6 дней. Если оба эти тракториста будут работать на своих тракторах вместе, то для того чтобы вспахать поле, им потребуется времени больше или меньше, чем 8 дней? чем 6 дней?».
Разбор задачи 329 выполняется под руководством учителя. Дети читают задачу, называют величины, входящие в нее, и записывают условие кратко в таблицу.
За 1 день | Время работы | Всего рам |
1-й м. – ? 2-й м. – ? | 150 р. | |
150 р. |
После этого выполнить разбор задачи.
Учитель. Больше или меньше, чем 15 дней или 10 дней, понадобится обоим малярам для окраски всех рам? Почему? Можно ли узнать сразу, сколько понадобится времени, чтобы два маляра, работая вместе, могли выполнить всю работу? Почему нельзя?
Дети. Не знаем, сколько рам красили в день два маляра, работая вместе.
Учитель. А это можно узнать сразу?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Не знаем, сколько рам красил каждый маляр в день.
Учитель. А можно ли сразу узнать, сколько рам красил в день первый маляр?
Дети. Да.
Учитель. А второй?
Дети. Да.
Учитель. Составьте план решения задачи.
Дети составляют, после чего записывают решение в форме отдельных действий с пояснениями.
1) 150 : 15 = 10 (рам) – за 1 день 1-й маляр
2) 150 : 10 = 15 (рам) – за 1 день 2-й маляр
3) 10 + 15 = 25 (рам) – за 1 день оба маляра
4) 150 : 25 = 6 (д.)
О т в е т: за 6 дней покрасят 150 рам два маляра, работая вместе.
Аналогично разбирается задача 330.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Задание 332 учащиеся решают с комментированием. Сначала дети находят ошибки в решенных примерах, а потом их перерешивают правильно.
Выполняя задание 333, ученики сначала записывают уравнение, а потом его решают.
Задание 334 предложить учащимся выполнить самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились решать новый вид задач.
Учитель. Что закрепляли на уроке?
Дети. Мы закрепляли решение уравнений и примеров.
Домашнее задание: задания 331, 335; тетрадь № 2, с. 56, № 43, 44.
У р о к 151
Действия над многозначными числами
Цели: повторить приемы письменного умножения; совершенствовать навыки письменных вычислений; закрепить знание таблицы площади и умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Задание «Головоломка».
D ? ÿ ? О ?
D – ÿ = 760
ÿ : О = 30
О · 15 = 120
2. Задание 340, с. 67 (вынести на доску).
Заполните таблицу.
с | 90 | 140 | 1400 | |||
d | 40 | 70 | 80 | 1400 | ||
c + d | 160 | 220 | 2800 | |||
c – d | 70 | 600 |
3. Задание 343, с. 67.
Дети читают вопросы задания и отвечают на них.
III. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров.
Задание 336 учащиеся решают под руководством учителя с объяснением, записывая решение на доске и в тетрадях.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Решение задач.
Задачу 337 дети решают под руководством учителя. Прочитав задачу, учащиеся называют величины, входящие в нее, записывают кратко в таблицу.
За 1 день | Время работы | Всего л. |
1 м. – ? 2 м. – ? | 168 л. 168 л. |
Затем дети составляют план решения задачи и продолжают решать задачу самостоятельно.
После чтения задачи 339 и беседы по ее содержанию учащиеся записывают условие чертежом на доске и в тетрадях. Решение лучше записать в виде отдельных действий.
3. Действия с именованными числами.
Задание 342 учащиеся выполняют самостоятельно (с последующей проверкой).
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли и закрепляли на уроке?
Дети. Мы решали задачи, примеры на умножение, выполняли действия с именованными числами.
Домашнее задание: задания 338, 341; тетрадь № 2, с. 56, № 45, 46.
У р о к 152
Действия над многозначными числами
Цели: закрепить умения умножать на трехзначные числа и решать задачи; совершенствовать умение решать уравнения; закрепить знание отношений единиц длины, массы и времени.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Продолжите:
99 : 9 = ÿ
126 : 9 = ÿ
153 : 9 = ÿ
180 : 9 = ÿ
…
…
2. Задание 351, с. 68 (можно вынести на доску).
Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными:
75 : 5 + 10 · 2 = 50 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 225
75 : 5 + 10 · 2 = 3 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 0
75 : 5 + 10 · 2 = 10 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 580
Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.