Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо бы/и связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таких древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя».
Слово «аудит» ("audit") происходит от латинского слова «audio» - «слушать», а аудитор ("auditor") - означает «слушатель».
Аудит имеет древнюю историю. В истории развития аудита можно выделить несколько периодов.
1) До 1500 г. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, совмещавшие функции учета, управления и контроля. Существуют исторические свидетельства о том, что в 3 тыс. до н.э. аудит существовал в таких рабовладельческих государствах как Египет, Вавилон, Рим, Греция. В этих странах назначали аудиторов (чиновников казначейства) для контроля счетоводства в конкретных владениях и провинциях.
По наиболее распространенной версии в 700 г. до н.э. аудит возник в Китае, где уже в то время существовала должность Генерального аудитора, который был гарантом честности государственных служащих, которые имели доступ к государственным деньгам.
В Древней Греции и Риме наибольшее развитие получил частный хозяйственный контроль, а в Вавилоне, Египте и Китае - государственный.
Еще, примерно, в 200 году до н.э. квесторы, т.е. должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим м- выслушивались экзаменатором. Такая практика и дала термин «аудитор», от латинского «слушатель».
С 1 тыс. до н.э. контроль за финансами в Греции осуществляли так называемые кураторы, рядом с которыми функционировали прокураторы - наместники провинций, финансовые чиновники по обеспечению государственных доходов, квесторы должностные лица, которые занимались финансовыми и судебными делами, а также предупреждением преступных действий.
В Римской империи (1 - 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими - кураторами, прокураторами, квесторами. После ее падения аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов. В это время аудит имел строго целевое направление - предотвращение ошибок.
Родина современного аудита - Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившиеся в Англии и Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений. Из общего понятия «бухгалтер» (за ним в повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета) выделяется смежное понятие «аудитор» (на него возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета).
Письменные памятники, указывающие на существование аудита в Англии, восходят к 13-14 вв. В одном из древнейших англоязычных учетных документов архива Казначейства Англии и Шотландии 1130 г., которые дошли до наших времен, есть упоминания об аудите. Именно в Великобритании был издан королем Эдвардом 1 в 1285г. первый законодательный акт, который регулировал деятельность аудиторов. В соответствии с этим Законом от имени государства предоставлялись определенные привилегии аудиторам, которыми были не только лица из числа доверенных слуг сеньоров, но и некоторые категории гражданских служащих. Однако по свидетельству А. Литтлтона, первое упоминание об аудиторах датируется 1298г., когда деятельность гофмейстера Лондона была подвержена аудиту специальной комиссией в составе мера, членов муниципалитета, шерифов и ряда других лиц, согласно своему званию. Позднее такие процедуры контроля распространились на другие виды деятельности, в результате чего и были сформулированы требования к аудитору (начало 14 в.): осторожность, честность, знание дела и т.п.
Приемы аудита в то время заключались в основном в детальной проверке каждой операции. Тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.
Переломная дата 1500 г. отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает изменения в общей экономической ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе. Другая причина - 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи (Лука Пачоли).
2) 1500 - 1830 гг. Цели и приемы аудита не изменены и состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. Существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о достоверности и объективности проверенной финансовой отчетности и вероятности продолжения деятельности предприятия в будущем.
В XVI в. правовой контроль учетных книг был официально введен в многих странах мира. 13 XVIII ст. началась разработка специальных справочников, которые содержали информацию о присяжных бухгалтерах. Первые записи этих изданий принадлежат к 1773 г., когда в Эдинбурге было зарегистрировано 7 присяжных бухгалтеров. В конце XVII века в Шотландии принят первый закон про запрет определенным должностным лицам служить городскими аудиторами. В XVII - начале ХIХ вв. финансовые кризисы стали актуальной проблемой. Увеличивалось количество обанкротившихся предприятий, что повышало спрос на бухгалтеров-экспертов, которые бы защищали интересы населения. Фактическая работа аудитора состояла в контроле за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.- Аудит постепенно начал превращаться из процесса «слушания» в детальный анализ письменной документации и исследования подтверждающих сведений. Уверенность относительно реальности отчетных данных стала основным содержанием аудиторских проверок.
3) 1830 - 1905 г. С 1844 г. в Великобритании вышла серия законов о компаниях, в соответствии с которыми их руководители были обязаны один раз на протяжении года предоставить акционерам подписанный ими балансовый отчет предприятия и приглашать независимого бухгалтера (аудитора) для проверки и подтверждения отчетности перед акционерами. В 1854г. в Эдинбурге был создан «Союз бухгалтеров», который объединял бухгалтеров-аудиторов. Официальной датой возникновения внешнего аудита в современному его понимании считается 26 октября 1854 г. - «Союз бухгалтеров» Эдинбурга получил статус королевского, а его члены звания «привилегированных бухгалтеров». Поэтому считается, что свое юридическое начало аудит берет в Шотландии.
Толчок к развитию аудиторской профессии также дало принятие в 1862 г. Акта о компаниях (Великобритания). Счета и отчеты по бухгалтерскому учету и финансовому контролю этих юридических лиц в обязательном порядке подлежали проверке не реже одного раза в год. В 1880 г. в Англии и Уэльсе был основан Институт присяжных бухгалтеров.
Этот период также отличается бурным экономическим ростом. Огромные по своим масштабам сделки привели к созданию корпораций. Появление консолидированного баланса (1904 г.) привело к повышению роли и значения аудита, признанию необходимости внутреннего контроля, которому, однако, отводилась роль не контрольного органа, а в создании единой стандартной системы учета. Основной акцент был направлен на систему контроля денежных потоков. Усиление учетной системы и организационной структуры привело к возможности применения приемов выборки аудиторами. В последние десятилетия XIX века стало использоваться тестирование. Цель аудита - обнаружение ошибок намеренного характера.
4) 1905 - 1933 г. Исторический центр развития аудита - Великобритания и США. В 1 десятилетии XX в. американский аудит стал развиваться независимо, т.к. предприниматели США признали невозможность применения целей и подходов английского аудита к особенностям их бизнеса. Первые работы по американскому аудиту характеризуют цель, как обнаружение и предотвращение ненамеренных ошибок. Позднее цель аудита - установление финансового состояния и доходности предприятия и предотвращение намеренных и ненамеренных ошибок (второстепенная цель).
С изменением целей произошли и значительные изменения в приемах. Трансформация от «британского» к «американскому» аудиту характеризуется переходом от детальной проверки к тестированию (для получения фактических сумм, проверяемых в процессе аудита, нет необходимости проводить детальную проверку каждой проводки за изучаемый период). Признана важность внутреннего контроля. В опубликованных в 1909 г. «Программах аудита» отмечено, что в качестве первой ступени аудита должно выступать «установление системы внутренней проверки».
5) 1933 - 1940 г. (от «нового курса Рузвельта» до второй мировой войны) - является интересным с экономической точки зрения но многим причинам. Период характеризуется влиянием на аудит Нью-Йоркской фондовой биржи и правительственных организаций и отсутствием единого мнения относительно целей аудита. В начале этого периода большинство авторов сходились во мнении, что задача аудита - обнаружение ошибки, позднее - установлено, что аудитору не следует концентрировать свое внимание только на обнаружении ошибки. Вплоть до 1940 г. не существовало каких-либо документов, определяющих ответственность аудиторов за обнаружение ошибок. Было отмечено только, что это достаточно важный вопрос, но большинство авторов сходились во мнении, что его нельзя относить к главной задаче аудиторской проверки.
6) С 1940 г. по настоящее время. В 1941г. организован Американский институт внутреннего аудита (ревизоров), который объединял внутренних аудиторов-практиков. В больших и средних компаниях начинают возникать отделы внутреннего аудита. В документах «Американского Института Присяжных Бухучета» провозглашено, что «первая цель проверки отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной финансовой отчетности». Часть вновь разработанных приемов аудита строго ориентирована на обнаруженные ошибки. В 1961 г. в «Положении об аудиторских процедурах №30» установлено, что аудитор определяет ошибку, и в случае, если она материальна, может оказать отрицательное влияние на его мнение о верности финансовой отчетности и проведении проверки в соответствии с аудиторскими стандартами, он должен оценить степень ее вероятности.
Другая точка зрения на цели аудита - задача независимого рассмотрения состоит в выражении мнения об информации, включаемой в финансовые отчеты. Ответственность аудитора состоит лишь в проведении тестов, в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, т.е. аудитор не отвечает за необнаруженные ошибки, но с него не должна сниматься ответственность за проверку «узкого места» в процессе аудита.
До конца 40-х годов XX века аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждении записей денежных операций и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах - подтверждающий аудит. Затем в Великобритании и США аудиторы стали обращать внимание на области деятельности, связанные с повышенным риском - аудит, ориентированный на риски. Аудиторы дают оценку экономической эффективности деятельности предприятия, законности сделок. Помимо контрольных функций появились аналитические. После 1949 г. независимые аудиторы больше внимания уделяют внутреннему контролю, т.к. при его эффективной системе вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. С конца 80-х аудиторы дают рекомендации по совершенствованию управления предприятием. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем проверками - системно-ориентированный аудит.
Возникновение аудита в России своими корнями уходит во времена Российской империи. Первое упоминание об аудиторах в России относится к началу XVIII ст., когда аудиторами называли воинских следователей.
Звание аудитора в России было введено Петром I, который в воинский устав 1716 г. и в "Табель о рангах" к воинским чинам отнес и аудитора. В 1797 г. аудиторы были переведены в гражданские чины, а 1833г. с целью обучения аудиторов в Петербурге была основана школа, названная позднее Аудиторским училищем.
По характеру должность аудитора объединяла в себе должности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора. После проведения в России военно-судебной реформы Л 867 г. должность аудитора была упразднена. Попытки создать в конце XI - начале ХХ ст. в России Институт присяжных бухгалтеров (счетоводов) закончились лишь подготовкой документов, которые регламентировали его деятельность.
Профессиональную организацию бухгалтеров (аудиторов) в Российской империи так и не удалось создать. Независимые проверки ежегодных отчетов акционерных обществ проводились ревизионными комиссиями. Эти комиссии состояли из акционеров, которые, были неопытными в вопросах учета и контроля.
До 1987 г. в СССР проблема методологии и организации аудита не только не решалась, но и не поднималась вовсе, т.к. в условиях командно-административной системы контрольные функции полностью выполняли контрольно-ревизионные органы.
В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудиторов, но это было бы возможным при наличии подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на этот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. Также все требовали разрешения на членство в институте и лицензии на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы, кроме этого, к аудиторам выдвигались требования соблюдения нравственной этики. Попытки создать в России институт аудита предпринимались еще и в 1912, и 1928 гг., но все они оказались нереализованными.
Вопрос о необходимости аудита в современной России возник с начала рыночных преобразований. Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую формируясь с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость их появления была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений. Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Для Российской Федерации предпосылкой возникновения аудита служит так же необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации – это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость в аудите стала объективной реальностью.
В 1989 г., с возникновением в России(к тому времени еще союзной республики СССР) совместных предприятий, иностранной стороной был поставлен вопрос об аудиторском подтверждении результатов финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий, что стало предпосылкой создания в Москве дочернего отделения союзной аудиторской фирмы «Инаудит» под названием
В состав первой аудиторской фирмы «Инаудит» вошли бывшие госслужащие контрольно-ревизионного управления Минфина . В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям. Среди таких услуг - анализ и проверка деятельности предприятий, организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля, внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.
Сохранить «Инаудит», как единую структуру, не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм.
В РФ аудит возникает в ответ на социальный заказ, причем сразу как аудит подтверждающий (при подтверждении отчетности совместных предприятий) и консультационно-ориентированный (по заказу клиентов). Спрос становится довольно высоким. Часть таких консультантов оставили прежние места работы и занялись исключительно аудиторскими услугами. Тем не менее, их статус де-юре лишь частично признавался устаревшим союзным постановлением
Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название «Временные правила» подчеркивало, что это документ переходного периода, предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти Правила существовали почти восемь лет без поправок и изменений. До этого, в период с 1987 по 1993 гг., аудит в России проходил этап становления без наличия законодательной базы.
Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г. («Об аудиторской деятельности»).
Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Этапы развития аудита в России
Этап | Характеристика этапа |
1987 - декабрь 1993 гг. | Директивное создание аудиторских организаций. Стихийный характер зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий). Была создана первая аудиторская организация «Интераудит» (1987 г.) |
Декабрь 1993 г. - август 2001 г. | Период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263. Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. В этот период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ принято 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности, составивших методологическую основу российского аудита |
Продолжение таблицы 1.2 | |
Август 2001 г. - декабрь 2008 г. | Начался принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. Введение закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг на пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. В этот период Правительством РФ принято 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности (далее - ФПСАД) |
Декабрь 2008 г. - по настоящее время | Начался принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (далее - ФЗ № 307). Данный закон предусматривает иную модель регулирования аудиторской деятельности в РФ, отводя значительную роль саморегулируемым организациям аудиторов. Продолжается разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности (далее - ФСАД), утверждаемых Минфином России |
Из таблицы 1.2 видно, что процесс развития аудита в России состоит из четырех этапов, каждый из которых внес свой вклад в совершенствование аудиторской деятельности в РФ.
В мировой практике можно выделить две концепции развития аудита:
1) полное неучастие государства в организации и регламентации аудиторской деятельности. Такая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритании), где аудиторская деятельность саморегулируется общественными аудиторскими объединениями;
2) весьма жесткий контроль и управление аудиторской деятельностью со стороны государства (Германия, Испания, Франция)
Если до 2008 года развитие аудита в России в основном соответствовало второй концепции, то с введением ФЗ № 307 института саморегулирования сделана попытка привнести в развитие аудиторской деятельности в РФ элементы первой концепции. В результате регулирование аудиторской деятельности в России проводится как органами государственного регулирования (Минфином России, ЦБ РФ и др.), так и общественными саморегулируемыми организациями аудиторов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте современную экономическую систему контроля?
2. Определите цель и основные задачи аудита?
3. Дайте определение сущности аудита?
4. Какие виды аудиторских услуг относятся к сопутствующим аудиторским услугам?
5. Назовите виды аудита, выделенные по различным классификационным признакам?
6. Дайте краткую характеристику инициативного аудита?
7. Перечислите основные критерии проведения обязательного аудита?
8. Охарактеризуйте основные отличия внешнего и внутреннего видов аудита?
9. Дайте характеристику основным этапам развития аудита в мире.
10. Дайте характеристику основным этапам развития аудита в Российской Федерации
11. Как развивался аудит Российской империи?
12. Когда был принят: Закон «Об аудиторской деятельности».?
Литература:[6, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 22]
Дата: 2018-11-18, просмотров: 577.