Служит для питания электрических низковольтных цепей тепловоза, шунтовой обмотки возбудителя и заряда АБ во время работы дизеля.
Остов: цилиндрический. Литой из мелкозернистой стали. К одному его торцу привариваются ребра для крепления корпуса подшипника. Во втором торце просверлены отверстия под болты крепления к остова генератора к остову возбудителя. На цилиндрической поверхности остова выполнены отверстия для крепления 6ти главных и 6 добавочных полюсов. Снаружи к остову приваривают опорную лыжу и проушину для транспортировки.
ГП: состоит из сердечника и обмотки. Сердечник шихтованный. Обмотка шунтовая, соединяется параллельно собственному якорю через без контактный регулятор напряжения (БРН). Изготовлена из изолированного медного провода прямоугольного сечения.
ДП: имеет литой сердечник с немагнитными направляющими уголками. Обмотка из медного изолированного провода прямоугольного сечения.
Якорь: состоит из сердечника и обмотки. Сердечник шихтованный. Его листы в пакете с одной стороны удерживаются нажимной шайбой обмоткодержателя, с другой стороны подколекторной втулкой. У сердечника имеются вентиляционные каналы и пазы. В пазы укладывают стороны секций волновой обмотки. В лобовых частях она крепится проволочным бандажом. А в пазовой гетинаксовыми клиньями и проволочным бандажом. Сердечник удерживается от проворота шпонкой.
Коллектор: Коллекторные и миканитовые пластины впаиваются в пластмассовую втулку, которая обеспечивает фиксацию пластин и изоляцию их от корпуса.
Она располагается на подколлекторной стальной втулке напрессованной на вал. С переднего торца пластмассовая втулка фиксируется нажимной шайбой, ввернутой в резьбовую часть подколлекторной втулки.
Щеточный аппарат: состоит из 4х щеткодержателей изготовленных из латуни или дюралевых. Они с крепежным фланцем и нажимным курком с пружиной. Щеткодержатель крепится к гетинаксовой траверсе, которая в свою очередь болтами крепится к ребрам приваренным к остову.
В каждый щеткодержатель вставляют по одной не разрезной щетке из электрографита. Два одноименных щеткодержателя соединяются собирательной шиной.
Щётки – ЭГ-14, неразрезные, размером 12,5х44х40 (браковочная высота – менее 28 мм).
Вентиляция: осуществляется вентиляторным колесом напрессованным на среднюю часть вала. При его вращении воздух засасывается в полость коллектора и разбивается на два потока. Первый охлаждает поверхности полюсов и якоря, второй сердечник якоря и лопастями выбрасывается наружу.
Возбудитель МВТ25/9.
Служит для питания независимой обмотки ТГ, обеспечивая геперболическую внешнюю характеристику.
Состоит из остова, ГП и ДП, якоря с коллектором, щеточного аппарата, системы вентиляции.
Остов: в отличии от остова ВГ в нем окна, сверху закрытые сетками для выброса охлаждающего воздуха и поэтому его длинна больше, чем у остова ВГ. Имеет меньшее количество отверстий для крепления полюсов. Все остальное как у ВГ.
Полюса:
4 главных и 4 дополнительных. ГП состоит из сердечника и катушки. Сердечник расщепленный, состоит из двух частей, между которыми устанавливают латунную прокладку. Части сердечника не одинаковые одна больше другая меньше. Части шихтованные, соединены заклепками. На меньшую часть сердечника наматывают дифференциальную обмотку, а на обе части шунтовую обмотку.
Дифференциальная обмотка включается в силовую цепь и по ней проходит ток нагрузки. Шунтовая основное питание получает от ВГ. Магнитные потоки этих обмоток направляются встречно и их результатирующий магнитный поток равен разности магнитных потоков шунтовой и дифференциальной обмоток.
Дифференциальная обмотка из шинной меди, шунтовая проволочная.
Якорь: в отличии от якоря ВГ его сердечник расщепленный. В сердечнике вставлены 25 латунных пластин между пластинами из электротехнической стали. Остальное как у якоря ВГ.
Коллектор и щеточный аппарат: как у ВГ.
нажатие на щётку– 1,1 – 2 кгс. Щётки – ЭГ-14, неразрезные, размером 12,5х44х40 (браковочная высота – менее 28 мм).
Возбудитель с продольно-расщепленными сердечниками главных полюсов автоматически регулирует напряжение тягового генератора в зависимости от величины тока его нагрузки (при установившейся скорости вращения якорей машин).
Принцип регулирования основан на взаимодействии магнитных потоков обмоток параллельного возбуждения и дифференциальной в насыщенной части сердечника главного полюса возбудителя, благодаря чему изменяется величина ЭДС, наводимой в обмотке якоря.
Обмотка параллельного возбуждения имеет двойное питание: от вспомогательного генератора, напряжение которого поддерживается постоянным, и от якоря самого возбудителя (самовозбуждение). Основным является питание от вспомогательного генератора, поэтому ток в обмотке возбуждения можно полагать величиной практически неизменной и независящей от нагрузки тягового генератора.
Обмотка дифференциальная подключена в силовую цепь электрической схемы тепловоза, поэтому по ней протекает весь ток нагрузки тягового генератора (служит обратной связью по току нагрузки; обратной связью принято называть воздействие управляемой величины на вход системы управления).
Направление тока в обмотках параллельного возбуждения и дифференциальной выбрано так, что их магнитные потоки имеют противоположное один другому направления.
Проводники якорной обмотки возбудителя одновременно пересекаются магнитными потоками от двух частей продольно-расщепленного сердечника полюса. Поэтому результирующая ЭДС в обмотке равна алгебраической сумме ЭДС, наводимых потоками каждой части полюсов (с учётом знака ЭДС):
Ерез.=Е1+Е2 ,
где Е1 – величина ЭДС, наводимой магнитным потоком обмотки параллельного возбуждения;
Е2 – величина ЭДС, наводимой магнитным потоком обмотки дифференциальной.
Как уже отмечалось величина тока в обмотке параллельного возбуждения практически не изменяется, вследствие чего величина ЭДС Е1, возникающая в обмотке якоря под ненасыщенной частью сердечника полюсов, почти не изменяется при отклонениях тока нагрузки тягового генератора.
ЭДС Е2 наводится в якорной обмотке под насыщенной частью полюсов, и её величина зависит от соотношения магнитных потоков параллельной и дифференциальной обмоток. При токе тягового генератора, равном нулю, магнитный поток в насыщенной части сердечника полюсов создаётся только обмоткой параллельного возбуждения и достигает максимальной величины. С увеличением тока тягового генератора магнитный поток этой части полюсов уменьшается, т.к. поток дифференциальной обмотки противодействует потоку параллельной обмотки. При равенстве магнитных потоков обеих обмоток эта часть полюсов полностью размагничивается. Если ток тягового генератора продолжает увеличиваться, то магнитный поток насыщенной части меняет своё направление. Действие обмотки дифференциальной становится преобладающим.
ЭДС Е2 пропорциональна магнитному потоку насыщенной части полюсов. Поэтому с увеличением тока нагрузки тягового генератора вначале она будет уменьшаться до нуля, а затем, изменив направление (и знак), начнёт снова возрастать. ЭДС возбудителя Ерез. значительно уменьшается с увеличением тока нагрузки тягового генератора. Ток возбуждения тягового генератора определяется величиной Ерез. и, следовательно, будет также значительно снижаться при увеличении тока нагрузки. С уменьшением тока возбуждения уменьшается и напряжение тягового генератора.
На практике можно наблюдать такую картину: при малых токах нагрузки тягового генератора его напряжение остаётся почти неизменной величиной, даже тогда, когда нагрузка продолжает снижаться. Это связано с ограничением ЭДС якорной обмотки возбудителя, вследствие того, что параллельная обмотка создаёт магнитное насыщение сердечников полюсов. Дифференциальная обмотка при малых токах в ней не в состоянии оказывать влияние на магнитный поток полюса.
При очень больших токах нагрузки тягового генератора, наоборот, дифференциальная обмотка создаёт магнитное насыщение своей части сердечника полюса, и при дальнейшем повышении тока в ней магнитный поток этой части полюсов не увеличивается. Общий магнитный поток полюсов перестаёт уменьшаться, и напряжение тягового генератора при больших его токах почти не падает.
Благодаря всему вышеописанному внешняя характеристика (графическая зависимость напряжения тягового генератора от тока его нагрузки) тягового генератора приобретает вид, близкий к гиперболической, с ограничением величины максимального напряжения.
Такой способ регулирования возбуждения тягового генератора впервые был применён на американских тепловозах серии ДА-31-20 и носит название – регулирование по схеме Лемпа
.
Электродвигатель серии П.
Устанавливается на всех серий тепловозов и выполняют роль электроприводов для топливо и маслопрокачивающих насосов, вентилятора кузова и калорифера кабины.
Состоит из остова, двух подшипниковых щитов, двух ГП и одного ДП (П-21), якоря с коллектором, щеточного аппарата и системы вентиляции.
Остов: литой, цилиндрический из малоуглеродистой стали. На цилиндрической поверхности имеются отверстия под полюсные болты и под рым болт. На цилиндрической поверхности крепят контактную коробку, закрываемую крышкой и опорные лапы. В торцах остов имеет отверстия для крепления и к нему двух подшипниковых щитов: переднего и заднего.
Сердечник ГП: шихтованный его листы в пакете удерживаются заклепками. На сердечник установлена катушка из двух обмоток: параллельной и последовательной. Обе обмотки выполнены из медного изолированного провода прямоугольного сечения.
Сердечник ДП: цельный, отделен от остова немагнитной прокладкой. Обмотка полюса из медного изолированного провода прямоугольного сечения.
Якорь: состоит из вала, который опирается на подшипники качения, смонтированные в подшипниковых щитах. На вал крепят сердечник якоря, вентиляторное колесо и подколлекторную втулку. Сердечник якоря шихтованный, фиксируется на валу шпонкой, его листы в пакете удерживаются передним и задним кольцами, напрессованными на вал. В пазы сердечника укладывается петлевая обмотка, которая в пазовой части удерживается гетенаксовыми клиньями. В лобовой проволочными бандажами.
Коллектор: собирается из медных коллекторных пластин, впаянных в пластмассовую втулку. Пластины изолируются друг от друга миканитовыми прокладками. К петушкам припаивают концы секций якорной обмотки.
Щеточный аппарат: располагается на траверсе которая двумя болтами крепится к переднему подшипниковому щиту. К траверсе крепят два текстолитовых кронштейна – пальца, на которых укрепляют по два щеткодержателя. В каждый щеткодержатель вставляют по одной неразрезной щетке, изготовленной из электрографита.
Вентиляция: осуществляется с помощью вентиляторного колеса вала. Воздух засасывается через щели крышки смотрового люка переднего подшипникового щита, омывает коллектор, поверхности якоря и полюсов, выбрасывается через вентиляционные щели заднего подшипникового щита.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1643.