Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Красноярский учебный центр – образовательное структурное подразделение Красноярской железной дороги
Электрическое оборудование тепловоза ТЭМ2
Учебное пособие для машинистов и помощников машинистов тепловоза
Электрическая передача
На тепловозах установлена электрическая передача, которая способна автоматически изменять силу тяги в зависимости от режима работы тепловоза.
Она включает в себя тяговый генератор, якорь которого вращает коленчатый вал дизеля, тяговые двигатели, якоря которых при помощи зубчатой передачи соединяются с колесными парам. Для питания независимой обмотки ТГ в электропередачу включают возбудитель (генератор постоянного тока).
Все эти электрические машины с соединительными проводами и кабелями представляют собой «автоматическую коробку передач».
При увеличении сопротивления движению поезда скорость поезда уменьшается. Якоря ТЭД начинают медленнее вращается и вырабатываемая ими противо ЭДС уменьшается. Но так как противо ЭДС является основным сопротивлением для тока нагрузки. То при уменьшении противо ЭДС двигателей ток нагрузки увеличивается.
Этот ток проходит через якорную и обмотку возбуждения ТЭД, поэтому увеличивается вращающий момент, возникающий в якоре ТЭД, и следовательно и сила тяги. Сила тяги, уравновесив сопротивление движению поезда, заставит поезд в дальнейшем не снижать скорость движения.
При снижении сопротивления движению поезда его скорость возрастает, якоря ТЭД начинают вращается быстрее, противо ЭДС вырабатываемая ТЭД увеличивается а ток нагрузки уменьшается.
И уменьшается сила тяги. Увеличение или уменьшение тока нагрузки может привести в первом случае к перегрузке дизеля. Во втором к его недогрузке. Поэтому внешняя характеристика (зависимость U от I нагрузки) должна представлять графически гиперболу. То есть ток нагрузки увеличится в несколько раз то напряжение на зажимах ТГ должно снижется на такую – же величину и наоборот. Уменьшение тока нагрузки в несколько раз должно вызвать увеличение U на зажимах ТГ на туже величину.
Поддержанием внешней гиперболической характеристики ТГ занимается амплистат, обеспечивая в необходимых случаях изменение основного магнитного потока ТГ.
Назначение: в тяговом режиме тепловоза генератор служит источником питания ТЭД, преобразуя подведённую от дизеля механическую энергию в электрическую; в соответствии с принципом обратимости машин, в режиме пуска дизеля, генератор, как электродвигатель, вращает коленчатый вал. В генераторном режиме машина имеет независимое, регулируемое возбуждение; в двигательном - последовательное, нерегулируемое.
Возбудитель с продольно-расщепленными сердечниками главных полюсов автоматически регулирует напряжение тягового генератора в зависимости от величины тока его нагрузки (при установившейся скорости вращения якорей машин).
Принцип регулирования основан на взаимодействии магнитных потоков обмоток параллельного возбуждения и дифференциальной в насыщенной части сердечника главного полюса возбудителя, благодаря чему изменяется величина ЭДС, наводимой в обмотке якоря.
Обмотка параллельного возбуждения имеет двойное питание: от вспомогательного генератора, напряжение которого поддерживается постоянным, и от якоря самого возбудителя (самовозбуждение). Основным является питание от вспомогательного генератора, поэтому ток в обмотке возбуждения можно полагать величиной практически неизменной и независящей от нагрузки тягового генератора.
Обмотка дифференциальная подключена в силовую цепь электрической схемы тепловоза, поэтому по ней протекает весь ток нагрузки тягового генератора (служит обратной связью по току нагрузки; обратной связью принято называть воздействие управляемой величины на вход системы управления).
Направление тока в обмотках параллельного возбуждения и дифференциальной выбрано так, что их магнитные потоки имеют противоположное один другому направления.
Проводники якорной обмотки возбудителя одновременно пересекаются магнитными потоками от двух частей продольно-расщепленного сердечника полюса. Поэтому результирующая ЭДС в обмотке равна алгебраической сумме ЭДС, наводимых потоками каждой части полюсов (с учётом знака ЭДС):
Ерез.=Е1+Е2 ,
где Е1 – величина ЭДС, наводимой магнитным потоком обмотки параллельного возбуждения;
Е2 – величина ЭДС, наводимой магнитным потоком обмотки дифференциальной.
Как уже отмечалось величина тока в обмотке параллельного возбуждения практически не изменяется, вследствие чего величина ЭДС Е1, возникающая в обмотке якоря под ненасыщенной частью сердечника полюсов, почти не изменяется при отклонениях тока нагрузки тягового генератора.
ЭДС Е2 наводится в якорной обмотке под насыщенной частью полюсов, и её величина зависит от соотношения магнитных потоков параллельной и дифференциальной обмоток. При токе тягового генератора, равном нулю, магнитный поток в насыщенной части сердечника полюсов создаётся только обмоткой параллельного возбуждения и достигает максимальной величины. С увеличением тока тягового генератора магнитный поток этой части полюсов уменьшается, т.к. поток дифференциальной обмотки противодействует потоку параллельной обмотки. При равенстве магнитных потоков обеих обмоток эта часть полюсов полностью размагничивается. Если ток тягового генератора продолжает увеличиваться, то магнитный поток насыщенной части меняет своё направление. Действие обмотки дифференциальной становится преобладающим.
ЭДС Е2 пропорциональна магнитному потоку насыщенной части полюсов. Поэтому с увеличением тока нагрузки тягового генератора вначале она будет уменьшаться до нуля, а затем, изменив направление (и знак), начнёт снова возрастать. ЭДС возбудителя Ерез. значительно уменьшается с увеличением тока нагрузки тягового генератора. Ток возбуждения тягового генератора определяется величиной Ерез. и, следовательно, будет также значительно снижаться при увеличении тока нагрузки. С уменьшением тока возбуждения уменьшается и напряжение тягового генератора.
На практике можно наблюдать такую картину: при малых токах нагрузки тягового генератора его напряжение остаётся почти неизменной величиной, даже тогда, когда нагрузка продолжает снижаться. Это связано с ограничением ЭДС якорной обмотки возбудителя, вследствие того, что параллельная обмотка создаёт магнитное насыщение сердечников полюсов. Дифференциальная обмотка при малых токах в ней не в состоянии оказывать влияние на магнитный поток полюса.
При очень больших токах нагрузки тягового генератора, наоборот, дифференциальная обмотка создаёт магнитное насыщение своей части сердечника полюса, и при дальнейшем повышении тока в ней магнитный поток этой части полюсов не увеличивается. Общий магнитный поток полюсов перестаёт уменьшаться, и напряжение тягового генератора при больших его токах почти не падает.
Благодаря всему вышеописанному внешняя характеристика (графическая зависимость напряжения тягового генератора от тока его нагрузки) тягового генератора приобретает вид, близкий к гиперболической, с ограничением величины максимального напряжения.
Такой способ регулирования возбуждения тягового генератора впервые был применён на американских тепловозах серии ДА-31-20 и носит название – регулирование по схеме Лемпа
.
Электродвигатель серии П.
Устанавливается на всех серий тепловозов и выполняют роль электроприводов для топливо и маслопрокачивающих насосов, вентилятора кузова и калорифера кабины.
Состоит из остова, двух подшипниковых щитов, двух ГП и одного ДП (П-21), якоря с коллектором, щеточного аппарата и системы вентиляции.
Остов: литой, цилиндрический из малоуглеродистой стали. На цилиндрической поверхности имеются отверстия под полюсные болты и под рым болт. На цилиндрической поверхности крепят контактную коробку, закрываемую крышкой и опорные лапы. В торцах остов имеет отверстия для крепления и к нему двух подшипниковых щитов: переднего и заднего.
Сердечник ГП: шихтованный его листы в пакете удерживаются заклепками. На сердечник установлена катушка из двух обмоток: параллельной и последовательной. Обе обмотки выполнены из медного изолированного провода прямоугольного сечения.
Сердечник ДП: цельный, отделен от остова немагнитной прокладкой. Обмотка полюса из медного изолированного провода прямоугольного сечения.
Якорь: состоит из вала, который опирается на подшипники качения, смонтированные в подшипниковых щитах. На вал крепят сердечник якоря, вентиляторное колесо и подколлекторную втулку. Сердечник якоря шихтованный, фиксируется на валу шпонкой, его листы в пакете удерживаются передним и задним кольцами, напрессованными на вал. В пазы сердечника укладывается петлевая обмотка, которая в пазовой части удерживается гетенаксовыми клиньями. В лобовой проволочными бандажами.
Коллектор: собирается из медных коллекторных пластин, впаянных в пластмассовую втулку. Пластины изолируются друг от друга миканитовыми прокладками. К петушкам припаивают концы секций якорной обмотки.
Щеточный аппарат: располагается на траверсе которая двумя болтами крепится к переднему подшипниковому щиту. К траверсе крепят два текстолитовых кронштейна – пальца, на которых укрепляют по два щеткодержателя. В каждый щеткодержатель вставляют по одной неразрезной щетке, изготовленной из электрографита.
Вентиляция: осуществляется с помощью вентиляторного колеса вала. Воздух засасывается через щели крышки смотрового люка переднего подшипникового щита, омывает коллектор, поверхности якоря и полюсов, выбрасывается через вентиляционные щели заднего подшипникового щита.
Реверсоры.
Реверсорами называют аппараты, предназначенные для изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей. При этом изменяется направление вращения якорей электродвигателей, чем обеспечивается смена направления движения тепловоза.
Реле управления ТРПУ
Реле работает в электрических цепях управления тепловоза и в системе регулирования возбуждения тягового генератора. Работа основана на электромагнитном принципе. Электромагнит клапанного типа
Состоит: из скобы сердечника с катушкой и плоского якоря. Ход якоря ограничивается угольником. С помощью пружины якорь возвращается в первоначальное положение. На якоре установлена пластмассовая траверса, воздействующая на подвижные пластины размыкающих и замыкающих контактов. На траверсе имеются три перегородки, разделяющие вертикальные ряды контактов, что препятствует перебросу дуги при коммутации больших нагрузок двумя расположенными рядом контактами. Контактные пластины, выводы катушки и электромагнит укреплены на пластмассовом корпусе и закрыты кожухом. При подаче напряжения на катушку реле, якорь притягивается к скобе и через траверсу осуществляет замыкание и размыкание контактов. Когда напряжение снимается с катушки, возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение. При этом происходит размыкание замыкающих и замыкание размыкающих контактов.
Реле времени.
Реле управления типа Р-45М
Применяется для обеспечения необходимой последовательности срабатывания элементов электросхемы или увеличения числа контактов. Представляет собой электромагнитное реле нейтрального типа , одинаково реагирующее на постоянный ток обоих направлений протекающий по его обмотке. В зависимости числа контактов реле имеет несколько исполнений. Две последние цифры в обозначении типа реле показывают число и вид контактов. Скоба магнитной системы реле укреплена на изоляционной панели. Якорь установлен на скобе с помощью планки, которая краями выреза входит в прорези на якоре. От перемещения в вырезе планки якорь ограничен угольником и может только поворачиваться на острой кромке скобы.
На нижнем конце якоря укреплена изоляционная планка с подвижными контактами, имеющими серебренные напайки.
Подвижные контакты прижимаются к планке пружинами. Отвод тока от подвижных контактов осуществляется через гибкое соединение и контактные болты, установленные на изоляционной панели.
Неподвижные контакты выполняются в виде шпилек, привернутых к панели с глухой гайкой на конце и серебренной накладкой на ней.
Шпилька размыкающих контактов выполнена прямой, замыкающих изогнутые в виде скобы.
При отсутствии тока на катушке пружина отжимает якорь к упорной шпильке. Этому положению якоря соответствует разомкнутое состояние и замкнутое состояние РК.
При подключении катушки на напряжение вспомогательного генератора и аккумуляторной батареи, создаваемое магнитным потоком усилие преодолевает сопротивление пружины, якорь поворачивается вокруг скобы и притягивается к сердечнику при этом: ЗК- замыкаются, РК - размыкаются., производя необходимые изменения в электрической цепи.
Регулирование тока срабатывания производится изменением сжатия пружины посредством поворота регулировочного винта. Регулировка раствора кольцевых контактов осуществляется изменением положения гаек на шпильках неподвижных контактов.
Реле заземления типа Р-45Г.
Предназначено для защиты тяговых электрических машин и силовой цепи от аварийных режимов. Реле снимает возбуждение тягового генератора при нарушении изоляции силовой цепи, круговом огне на коллекторах тяговых электрических машин и коротких замыканий в них, так как эти явления обычно сопровождаются замыканием токоведущих частей на корпус тепловоза.
Кроме того, реле защищает силовую цепь от повышенной утечке тока, которая может быть при наличии влаги и грязи в отдельных участках изоляции силовой цепи.
По конструкции реле заземления аналогично реле управлению, отличается от него механической защелкой, удерживающей якорь в притянутом положении после снятия напряжения с катушки. Для возвращения якоря в исходное положение защелка отводится вручную в верх и якорь под действием пружины отпадает.
Вода.
Масло.
Если Т воды охлаждающей надувочный воздух станет больше 25. замкнется контакт РТ-7 и получает питание катушка вентиля ВП-5. В результате открываются жалюзи воды воздухоохладителя. Если Т этой воды достигнет значения 55 то с 6 позиции получит питание катушка ВП-4 по цепи: контакт РТ-8. пр 857. 639.640. контакт РУ-1, замкнутый с 6 позиции пр 645, 1007, и далее на ВП-4. включается муфта вентилятора.
Электрические схемы.
Графическое изображение электрических цепей состоящих из электрических машин, аппаратов, соединительных проводов принято называть – электросхемой.
По отраслевому стандарту различают следующие виды электрических схем:
Каждой электрической схеме тепловоза заводом изготовителем присваивается шифр серии, например: 21. 39. 70. 01. 005. Э3.
005. – вариант схемы
Э – электрическая
3 – тип схемы (принципиальная)
На электросхемах тепловозов при их графической прорисовке принято электрические цепи отображать в разомкнутом состоянии, в силовой цепи главные контакты поездного реверсора замкнутыми для движения тепловоза вперед.
Замыкающим (З.К.) – называется контакт аппарата который замыкает какую либо эл цепь при включении этого электроаппарата (подача питания на втягивающею катушку, при срабатывании пневмопривода, переключении аппарата вручную)
Размыкающим (Р.К.) называется контакт аппарата размыкающий какую либо эл цепь при включении этого аппарата.
Пуск дизеля ТЭМ-2
Описание работы электрической схемы тепловоза ТЭМ 2 (выпуска ПО «БМЗ» с 1983 года).
Схема пуска дизеля тепловоза (режим штатный, автоматический).
Подготовительные мероприятия:
Примечание: питание электротермометров по «плюсу» обеспечивается от клеммы 15/1 через предохранитель Пр4 (15А) и далее по проводам 206, 522, 513, 572, 460, 450, 343 и з.к. тумблера В20.
Работа схемы:
Выполнение пунктов 1, 2, 4 комплекса подготовительных мероприятий обеспечит включение РУ12 (реле управления промежуточное; позволяет автоматизировать процесс пуска дизеля и, при необходимости, произвести его остановку, когда управление тепловозом осуществляется со вспомогательного пульта; серия реле – Р45М-22, конструктивно имеет два контакта; в схеме задействованы оба контакта; расположение реле – правая стенка аппаратной камеры). Цепь питания катушки РУ12:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244→р.к. 5-6, 7-8 тумблера В27 «Пуск-остановка дизеля»→провод 705→клемма 11/2→провод 894→ШР 2-1→р.к. возвратной кнопки 2КО «Стоп дизеля»→ШР 2-2→провод 895→клемма 11/1→провод 896→ШР 1-2→р.к. возвратной кнопки 1КО «Стоп дизеля»→ШР 1-1→провод 897→ШР Р6-21→провод 851→клемма 8/9→провод 691→контакты ПЧТ (замкнуты в положении «Один тепловоз»)→провод 692→катушка РУ12→провод 704→перемычка между резисторами 3с и 4с→провод 402→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Включившись, РУ12:
З.к. между проводами 733 и 734 поставит себя на питание от АБ, минуя р.к. 5-6, 7-8 тумблера В27:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провод 800→ШР Р6-3→провода 805, 734→з.к. РУ12→провод 733→ШР Р4-20→провод 706→клемма 11/2→провод 894→ШР 2-1→р.к. возвратной кнопки 2КО «Стоп дизеля»→ШР 2-2→провод 895→клемма 11/1→провод 896→ШР 1-2→р.к. возвратной кнопки 1КО «Стоп дизеля»→ШР 1-1→провод 897→ШР Р6-21→провод 851→клемма 8/9→провод 691→контакты ПЧТ (замкнуты в положении «Один тепловоз»)→провод 692→катушка РУ12→провод 704→перемычка между резисторами 3с и 4с→провод 402→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ;
З.к. между проводами 561 и 575 подготовит цепь питания катушки контактора КТН от АБ через з.к. 1-2, 3-4 тумблера В27.
На ПУ тепловоза включить тумблер В27 «Пуск-остановка дизеля», после чего под питание встанет катушка контактора КТН:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В27→провод 337→ШР Р6-20→провод 561→з.к. РУ12→провода 575, 577, 583→катушка контактора КТН→провод 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Включившись, контактор КТН (серия ТКПМ-111У2, конструктивно имеет 1 главный и 2 вспомогательных контакта; в схеме задействованы все контакты; расположение контактора – левая стенка аппаратной камеры):
Главным контактом между проводами 135 и 154 подаст питание от АБ на обмотки двигателя ТН по цепи:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провод 518→контакты АВ1→провод 122→ШР Р5-17→провод 135→главный контакт КТН→провод 154→клемма 2/1→провод 519→ШР Р1-25→провод 527→обмотки двигателя ТН→провод 562→ШР Р1-30→провод 273→клемма 4/1→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ;
Вспомогательным з.к. между проводами 148 и 150 поставит под питание катушку реле РВ2:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244, 630, 811→р.к. 5-6, 7-8 тумблера В28 «Топливный насос»→провод 287→ШР
Р6-6→провод 148→вспомогательный з.к. КТН→провода 150, 885, 453→р.к. РУ4→провод 248→вспомогательный р.к. контактора Ш4→провод 214→катушка РВ2→провода 169, 418, 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ;
Вспомогательным р.к. между проводами 250 и 252 исключит подачу питания на катушки контакторов Д1, Д2 после нажатия возвратной кнопки КП «Проворот вала дизеля», запрещая проворот коленчатого вала (пуск дизеля) без предварительной прокачки масляной системы.
Включившись, РВ2 (серия РЭВ-814, конструктивно имеет четыре контактных группы; в схеме задействованы две контактные группы; расположение реле – левая стенка аппаратной камеры) контактом с выдержкой времени на размыкание 5 сек. между проводами 883 и 884 создаст цепь питания катушки реле времени РВ3:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244, 630, 811→р.к. 5-6, 7-8 тумблера В28 «Топливный насос»→провод 287→ШР
Р6-6→провод 148→вспомогательный з.к. КТН→провод 150→р.к. РУ17→провод 883→з.к. с выдержкой времени на размыкание РВ2→провод 884→вспомогательный р.к. КМН→провод 451→р.к. РУ4→провод 882→часть резистора СРВ3→провод 449→катушка РВ3→провода 497, 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Резистор СРВ3 служит для снижения величины тока, протекающего через катушку РВ3. Шунтирование (закорачивание) части резистора в первоначальный момент времени необходимо для чёткого срабатывания электромагнитного привода реле РВ3.
Включившись, РВ3 (серия РВП-7-3221-00У4, конструктивно имеет две группы контактов мгновенного действия и две группы контактов, момент действия которых задаётся пневматической приставкой выдержки времени; в схеме задействованы один з.к. мгновенного действия и один з.к. с выдержкой времени на замыкание; расположение реле – левая стенка аппаратной камеры):
З.к. мгновенного действия между проводами 417 и 296 создаст цепь питания катушки контактора КМН:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244, 630, 811→р.к. 5-6, 7-8 тумблера В28 «Топливный насос»→провод 287→ШР
Р6-6→провод 148→вспомогательный з.к. КТН→провода 150, 885, 453→р.к. РУ4→провод 417→з.к. РВ3→провод 296→катушка контактора КМН→провода 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ;
З.к. с выдержкой времени на замыкание 30 сек. между проводами 443 и 603 обеспечивается включение реле пуска дизеля РУ5 только по истечении указанного времени, необходимого для предпусковой прокачки дизеля маслом.
Включившись, контактор КМН (серия ТКПМ-111У2, конструктивно имеет 1 главный и 2 вспомогательных контакта; в схеме задействованы главный и один вспомогательный контакты; расположение контактора – левая стенка аппаратной камеры) главным контактом между проводами 457 и 458 подаст питание на обмотки двигателя МН, а вспомогательным р.к. между проводами 884 и 451 снимет шунтирование части резистора СРВ3, исключая перегрев катушки электромагнитного привода реле РВ3.
Цепь питания двигателя МН:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121, 335, 910→контакты АВ2→провод 456→ШР Р5-15→провод 457→главный контакт КМН→провод 458→клемма 2/4→провод 459→ШР Р1-31→провод 565→обмотки двигателя МН→провода 516, 562→ШР Р1-30→провод 273→клемма 4/1→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Цепь питания катушки РУ5:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244, 630, 811→р.к. 5-6, 7-8 тумблера В28 «Топливный насос»→провод 287→ШР
Р6-6→провод 148→вспомогательный з.к. КТН→провод 150→р.к. РУ17→провод 883→з.к. с выдержкой времени на размыкание РВ2→провод 443→з.к. с выдержкой времени на замыкание РВ3→провод 603→катушка РУ5→провода 249, 276, 228, 463, 217, 169, 418, 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Включившись, РУ5 (реле пуска дизеля; серия реле – Р45М-22, конструктивно имеет четыре контакта; в схеме задействованы два контакта; расположение реле – левая стенка аппаратной камеры):
З.к. между проводами 885 и 155 поставит под питание катушку реле РВ5, которое предназначено для ограничения времени проворота коленчатого вала дизеля от ТГ. Таким образом исключается чрезмерный разряд АБ в режиме пуска дизеля. Цепь питания катушки электромагнитного привода РВ5:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244, 630, 811→р.к. 5-6, 7-8 тумблера В28 «Топливный насос»→провод 287→ШР
Р6-6→провод 148→вспомогательный з.к. КТН→провода 150, 885→з.к. РУ5→провод 155→вспомогательный р.к. контактора Д2→провод 700→часть резистора СРВ5→провод 165→катушка РВ5→провода 465, 497, 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Резистор СРВ5 служит для снижения величины тока, протекающего через катушку РВ5. Шунтирование (закорачивание) части резистора вспомогательным р.к. Д2 в первоначальный момент времени необходимо для чёткого срабатывания электромагнитного привода реле РВ5.
З.к. между проводами 454 и 425 поставит под питание параллельно включенные катушки пусковых контакторов Д1 и Д2 по цепи:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121, 335, 910→контакты АВ2→провод 456→ШР Р5-15→провода 457, 454→з.к. РУ5→провод 425→вспомогательный р.к. КВ→провод 251 (провода 251, 253 – для катушки Д2)→провода 467 (от катушки Д1), 466→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Включившись, контактор Д1 (серия КПВ-604, конструктивно имеет 1 главный и 4 вспомогательных контакта; в схеме задействованы главный и два вспомогательных контакта; расположение контактора – фронтальная стенка аппаратной камеры):
Главным контактом между кабелями 101 и 102 подключит обмотки ТГ к «плюсовому» выводу АБ;
Вспомогательным з.к. между проводами 575 и 133 подключит катушку электромагнита тягового БМ РЧО дизеля и подведёт «плюс» к контакту РДМ. Цепь питания катушки БМ:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В27→провод 337→ШР Р6-20→провод 561→з.к. РУ12→провод 575→вспомогательный з.к. Д1→провод 133→клемма 7/6→провод 145→клеммник №9 (расположен на правой стороне блока дизеля рядом с РЧО)→провод 128→ШР БМ (штырь 1)→катушка БМ→ШР БМ
(штырь 2)→провода 272, 269→клеммник №9→провод 224→клемма 4/2→межклеммная перемычка→клемма 4/1→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ;
Вспомогательным р.к. между проводами 183 и 184 в цепи питания катушки контактора КВ (возбуждения ТГ в режиме тяги) исключит возможность подачи питания на последнюю при «залипании» главного контакта контактора Д1.
Включившись, контактор Д2 (серия КПВ-604, конструктивно имеет 1 главный и 4 вспомогательных контакта; в схеме задействованы все контакты; расположение контактора – фронтальная стенка аппаратной камеры):
Главным контактом между кабелями 138 и 103 подключит обмотки ТГ к «минусовому» выводу АБ, собирая электрическую цепь, в которой ТГ является потребителем энергии;
Вспомогательным р.к. между проводами 111 и 112 не позволит включиться РУ17 – реле заряда АБ и питания цепей управления от ВГ. Этим исключается токовая перегрузка якорной обмотки ВГ с возможным перегоранием плавкой вставки предохранителя на 80 А между кабелями 114 и 109 в период пуска дизеля (не допускается возбуждение ВГ);
Вспомогательным р.к. между проводами 155 и 700 снимается шунтирование части резистора СРВ5, благодаря чему ограничивается величина тока и нагрев катушки электромагнитного привода реле РВ5;
Вспомогательным р.к. между проводами 576 и 221 в цепи питания катушки ЭПВ ВП4 не допускается включение муфты ГВХ в период пуска дизеля, когда на ПУ тепловоза остался включен тумблер В10 «Муфта вентилятора», а в пневмосистеме собственных нужд тепловоза имеется сжатый воздух. Это страховочное действие защищает валопроводы и шлицевое соединение муфты ГВХ от чрезмерных скручивающих нагрузок. Их появление неизбежно, если при неподвижных валопроводах фрикционная муфта была включена, а затем началось вращение. Обладая большой инерцией, вентиляторное колесо не может мгновенно развить те же обороты, какие сообщаются коленчатому валу дизеля от ТГ. Не следует забывать и о неравномерности хода вала в период пуска дизеля. Совокупность этих обстоятельств может привести к поломке привода ГВХ;
Вспомогательным р.к. между проводами 184 и 186 осуществляется действие, аналогичное действию рядом расположенного вспомогательного р.к. Д1.
Проворот с увеличением частоты вращения коленчатого вала дизеля – одно из условий его пуска. При этом приводится в действие главный масляный насос, обеспечивающий рост давления масла в масляной системе тепловоза и дизеля. Когда давление масла после ФГО (на входе во внутренний масляный коллектор дизеля) повысится до величины 1,6 +0,1 кгс/см2, произойдёт замыкание контакта РДМ (реле давления масла; серия – Д250Б-01, конструктивно имеет одну контактную группу перекидного типа (два неподвижных контакта, между которыми располагается один подвижный двустороннего действия); расположение реле – с левой стороны блока дизеля на кронштейне), что является сигналом для разбора схемы пуска.
Разбор схемы пуска дизеля при состоявшемся пуске:
Для этого необходимо подать питание на катушку РУ4 (реле разбора схемы пуска; серия реле – Р45М-22, конструктивно имеет четыре контакта; в схеме задействованы все контакты; расположение реле – левая стенка аппаратной камеры).
Цепь питания катушки РУ4:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В27→провод 337→ШР Р6-20→провод 561→з.к. РУ12→провод 575→вспомогательный з.к. Д1→провод 133→клемма 7/6→провод 145→клеммник №9→провод 126→ШР РДМ (гнездо 2)→з.к. РДМ→ШР РДМ (гнездо 3)→провод 889→клеммник №9→провод 125→клемма 5/9→провода 560, 580→катушка РУ4→провода 276, 228, 463, 217, 169, 418, 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Включившись, РУ4:
З.к. между проводами 577 и 580, 560 обеспечит:
Ê самопитание (по проводу 580);
Ê сохранение питания катушки БМ РЧО, но через з.к. РДМ (по проводу 560);
Р.к. между проводами 453 и 248, 417 снимет питание с катушек реле РВ2 и контактора КМН, полагая начало разбора схемы пуска дизеля;
Р.к. между проводами 451 и 882 не допустит шунтирования части резистора СРВ3 в цепи катушки электромагнитного привода реле РВ3, когда схема пуска дизеля будет разобрана полностью. В случае непреднамеренной подачи «плюсового» потенциала на провод 884 (в тяговом режиме при включении второй ступени ослабления возбуждения ТЭД, вследствие «залипания» р.к. РУ17 между проводами 150 и 883), так предполагается не допустить включения РВ3 (ослабив магнитное усилие катушки РВ3), а затем и РУ5;
З.к. между проводами 221 и 464 в цепи питания катушки ЭПВ ВП4 снимет питание с указанной катушки при внезапной остановке дизеля и работающем в этот момент ГВХ (штурвал КМ находится в рабочей зоне), что позволит не допустить повреждения привода ГВХ.
Завершение разбора схемы пуска дизеля (отключение РВ3, РУ5, РВ5, Д1, Д2) произойдёт спустя 5 сек. после обесточивания катушки РВ2. Данное условие необходимо для выхода дизеля на устойчивый режим работы.
Схема заряда АБ после пуска дизеля тепловоза (режим штатный, автоматический).
По окончании разбора схемы пуска дизеля (при состоявшемся пуске) будет собрана цепь питания катушки РУ17:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактные перемычки→контакт А6 КМ→провод 1021→контакты А1-А10 КМ→ШР КМ (штырь А10)→провод 804→клемма 11/7→межклеммная перемычка→клемма 11/8→провода 246, 244→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В27→провод 337→ШР Р6-20→провод 561→з.к. РУ12→провода 575, 577→з.к. РУ4→провод 560→клемма 5/9→провод 125→клеммник №9→провод 889→ШР РДМ (гнездо 3)→з.к. РДМ→ШР РДМ (гнездо 2)→провод 126→клеммник №9→провод 145→клемма 7/6→провода 133, 111→вспомогательный р.к. Д2→провод 112→катушка РУ17→провода 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ.
Включившись, РУ17 (реле заряда АБ и питания цепей управления от ВГ; серия реле – Р45М-31, конструктивно имеет четыре контакта; в схеме задействованы три контакта; расположение реле – левая стенка аппаратной камеры):
З.к. между проводами 855 и 104, 116 обеспечит подачу питания от АБ на обмотку Ш1-Ш2 ВГ и регулирующий орган БРН-3В по цепи:
Плюсовой вывод АБ→кабель 71→плюсовой нож ВБ→кабель 72→предохранитель в цепи зарядки АБ (80 А)→кабель 73→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 74→резистор СЗБ→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 854→ШР Р6-45→провод 855→з.к. РУ17→далее: для возбуждения ВГ – провод 116→обмотка Ш1-Ш2 ВГ→провод 117→ШР БРН штырь 4,14→внутренняя схема БРН (регулирующий орган)→ШР БРН штырь 3,13; для подключения регулирующего органа БРН-3В – провод 104→ШР БРН штырь 1,11→внутренняя схема БРН→ШР БРН штырь 3,13→провода 118, 217, 169, 418, 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 138→минусовой нож ВБ→кабель 105→минусовой вывод АБ;
З.к. между проводами 136 и 734, 805 шунтируются контакты реверсивного и барабана управления КМ (А1-А10, А6), обеспечивая сохранение питания катушек контактора КТН, реле РУ12, РУ4, тягового магнита БМ на рабочих позициях КМ, при реверсировании тепловоза (в том числе и после установки реверсивной рукоятки в нейтральное положение);
Р.к. между проводами 150 и 883 исключит возможность подачи питания на катушку РВ3 через замкнутый контакт с выдержкой времени на размыкание РВ2, когда последнее будет задействовано в системе управления ослаблением возбуждения ТЭД.
После возбуждения ВГ появляется напряжение на выводах его якорной обмотки. Величина напряжения контролируется и поддерживается БРН в пределах 75±1 В, что превышает величину напряжения на выводах АБ. ВГ переходит на самовозбуждение и обеспечивает заряд АБ, питание цепей управления, освещения и прочих.
Цепь заряда АБ: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ (80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→резистор СЗБ→кабель 74→шунт ША1 амперметра «Ток зарядки-разрядки АБ»→кабель 73→предохранитель АБ (80 А)→кабель72→плюсовой нож ВБ→кабель 71→плюсовой вывод АБ→последовательно включенные элементы АБ→минусовой вывод АБ→кабель 105→минусовой нож ВБ→кабели 138, 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Тяговый режим тепловоза.
Подготовительные мероприятия:
Примечание: для гарантированного включения аппаратов, имеющих пневмоприводы, убедиться в наличии сжатого воздуха в магистрали собственных нужд тепловоза (по показаниям электроманометра «Воздух контакторов»; установлен на приборной доске ПУ, минимальная величина давления 4 кгс/см2, оптимальная – 6 – 6,5 кгс/см2).
Работа схемы тяги тепловоза:
После задания направления движения тепловоза посредством реверсивного барабана КМ будет собрана одна из следующих цепей:
Ê питания катушки ЭПВ Р «Вперёд» - при установке рукоятки реверсивного барабана КМ в положение «Вперёд»;
Ê питания катушки РУ10, а затем катушки ЭПВ Р «Назад» - при установке рукоятки реверсивного барабана КМ в положение «Назад».
Цепь питания катушки ЭПВ Р «Вперёд»: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ (80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→контакт А4 КМ→ШР КМ (штырь А4)→провод 171→ШР Р4-1→провод 123→клемма 2/7→провода 173, 174→катушка ЭПВ Р→провода 175, 263→вспомогательный р.к. П2→провод 723→вспомогательный р.к. П1→провода 722, 257, 259→клемма 4/5→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Цепь питания катушки РУ10: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ (80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактная перемычка в реверсивном барабане КМ→контакт Б4 КМ→ШР КМ (штырь Б4)→провод 164→ШР Р4-2→провод 124→клемма 2/6→провод 166→катушка РУ10→провода 323, 704→перемычка между резисторами 3с и 4с→провод 402→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Включившись, РУ10 (реле управления прожекторами; выполняет переключения в цепях питания ламп прожекторов переднего и заднего в зависимости от заданного направления движения тепловоза, управляет подачей питания на катушку ЭПВ Р «Назад»; серия реле – Р45М-22, конструктивно имеет четыре контакта – два пальцевого и два мостикового типа; в схеме задействованы три контакта; расположение реле – правая стенка аппаратной камеры):
З.к. мостикового типа между проводами 610 и 344 подаст питание на катушку ЭПВ Р «Назад» по цепи: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ (80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→межконтактная перемычка в реверсивном барабане КМ→контакт Б4 КМ→ШР КМ (штырь Б4)→провод 164→ШР Р4-2→провод 124→клемма 2/6→провода 166, 344→з.к. РУ10→провода 610, 170→катушка ЭПВ Р→провод 263→вспомогательный р.к. П2→провод 723→вспомогательный р.к. П1→провода 722, 257, 259→клемма 4/5→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус»;
З.к. пальцевого типа между проводами 341 и 342 подготовит цепь питания лампы заднего прожектора;
Р.к. пальцевого типа между проводами 338 и 600 исключит питание на лампу переднего прожектора.
После разворота вала управления поездного реверсора (тип ППК-8023У3, конструктивно имеет 8 главных и 8 вспомогательных контактов; в схеме задействованы все контакты; расположение переключателя – фронтальная стенка аппаратной камеры) будут переключены его главные и вспомогательные контактные группы. В силовой части схемы тепловоза главными контактными группами будет задано направление движение тока по обмоткам возбуждения ТЭД; в цепях управления тяговым режимом – получена возможность подачи питания на необходимые аппараты; в цепях управления пескоподачей – задана цепь питания соответствующей катушки ЭПВ для приведения в действие песочниц; в цепях АЛСН – обеспечено подключение соответствующих приёмных катушек.
Перевести штурвал КМ на первую тяговую позицию. Согласно графической развёртке КМ, замкнутся контакты Б5 и Б6 барабана управления. В результате последовательно-параллельного подключения катушек РВ4, ЭПВ П1, П2, катушек контакторов ВВ и КВ будут подключены к источнику тока ТЭД, обеспечено возбуждение В и ТГ. Работоспособность контактов Б5 и Б6 КМ контролируется по горению сигнальной лампы Л1 «Сброс нагрузки».
Цепь питания сигнальной лампы Л1 «Сброс нагрузки»: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ (80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→далее по контакту реверсивного барабана КМ и участку схемы в зависимости от заданного направления движения тепловоза: при движении вперёд – контакт А4 КМ→ШР КМ (штырь А4)→провод 171→ШР Р4-1→провод 123→клемма 2/7→провод 173→вспомогательный р.к. Р→межконтактная перемычка→провод 141; при движении назад – межконтактная перемычка в реверсивном барабане КМ→контакт Б4 КМ→ШР КМ (штырь Б4)→провод 164→ШР Р4-2→провод 124→клемма 2/6→провода 166, 344→з.к. РУ10→провод 610→вспомогательный з.к. Р→провод 141→ШР Р6-5→провод 508→клемма 12/4→провод 899→контакты ЭПК-Ключ→провод 900→клемма 14/7→провод 162→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В2→провод 160→ШР КМ (штырь Б5)→контакт Б5 КМ→межконтактная перемычка в барабане управления КМ→контакт Б6→ШР КМ (штырь Б6)→провод 177→клемма 11/5→провод 605→ШР Р4-5→провода 601, 191, 198→вспомогательный р.к. ВВ→провод 199→клемма 2/8→провод 223→ШР Р6-26→провод 200→сигнальная лампа Л1→провода 571, 689→клемма 13/4→межклеммные перемычки→клемма 13/2→провод 1001→ШР Р6-2→провод 1000→клемма 4/4→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Цепь питания катушки РВ4: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ (80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→далее по контакту реверсивного барабана КМ и участку схемы в зависимости от заданного направления движения тепловоза: при движении вперёд – контакт А4 КМ→ШР КМ (штырь А4)→провод 171→ШР Р4-1→провод 123→клемма 2/7→провод 173→вспомогательный р.к. Р→межконтактная перемычка→провод 141; при движении назад – межконтактная перемычка в реверсивном барабане КМ→контакт Б4 КМ→ШР КМ (штырь Б4)→провод 164→ШР Р4-2→провод 124→клемма 2/6→провода 166, 344→з.к. РУ10→провод 610→вспомогательный з.к. Р→провод 141→ШР Р6-5→провод 508→клемма 12/4→провод 899→контакты ЭПК-Ключ→провод 900→клемма 14/7→провод 162→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В2→провод 160→ШР КМ (штырь Б5)→контакт Б5 КМ→межконтактная перемычка в барабане управления КМ→контакт Б6→ШР КМ (штырь Б6)→провод 177→клемма 11/5→провод 605→ШР Р4-5→провода 601, 191→з.к. БК (контакты концевого выключателя двери аппаратной камеры)→провода 176, 181→р.к. РУ2→провод 168→катушка РВ4→провода 418, 261, 167, 127→клемма 4/6→межклеммная перемычка→клемма 4/5→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Включившись, РВ4 (серия – РЭВ-812У3, конструктивно имеет один замыкающий контакт с выдержкой времени на размыкание 1,5 сек. и один размыкающий контакт с выдержкой времени на замыкание 1,5 сек.; в схеме задействованы оба контакта; расположение реле – левая стенка аппаратной камеры):
З.к. между проводами 197 и 193 обеспечит подачу питания на катушки ЭПВ П1 и П2 по цепям:
Вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ (80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→далее по контакту реверсивного барабана КМ и участку схемы в зависимости от заданного направления движения тепловоза: при движении вперёд – контакт А4 КМ→ШР КМ (штырь А4)→провод 171→ШР
Р4-1→провод 123→клемма 2/7→провод 173→вспомогательный
р.к. Р→провод 197; при движении назад – межконтактная перемычка в реверсивном барабане КМ→контакт Б4 КМ→ШР КМ (штырь Б4)→провод 164→ШР Р4-2→провод 124→клемма 2/6→провода 166, 344→з.к. РУ10→провод 610→вспомогательный з.к. Р→межконтактная перемычка→провод 197→з.к. РВ4 с выдержкой времени на размыкание→провод 193→контакты переключателя ОМ (1 и 5)→для катушки ЭПВ П1: провода 514, 194; для катушки ЭПВ П2: провод 196→катушки ЭПВ П1 и П2, включенные параллельно друг другу→провод 259 (от катушки ЭПВ П1 предварительно через провод 257)→клемма 4/5→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Р.к. между проводами 1201 и 1202 погасит сигнальную лампу Л45 «Нулевая позиция».
Включившись, контакторы П1, П2 (тип контактора – ПК-753Б6У3, конструктивно имеет один главный и 3 вспомогательных контакта; в схеме задействованы все контакты; расположение контактора – фронтальная стенка аппаратной камеры):
Главными контактами в силовой части схемы тепловоза в параллельных цепях подключат обмотки ТЭД к ТГ;
Вспомогательными з.к. между проводами 563 и 183 обеспечат питание катушки контактора КВ;
Вспомогательными з.к. между проводами 424 и 664 соберут цепь питания обмотки Ш1-Ш2 В (через вибрационный контакт реле ограничения тока нагрузки ТГ – РТ) параллельно основной цепи;
Вспомогательными р.к. между проводами 263 и 722 отключат «минус» в цепи питания катушек ЭПВ Р.
Цепь питания катушки контактора ВВ: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ
(80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→далее по контакту реверсивного барабана КМ и участку схемы в зависимости от заданного направления движения тепловоза: при движении вперёд – контакт А4 КМ→ШР КМ (штырь А4)→провод 171→ШР Р4-1→провод 123→клемма 2/7→провод 173→вспомогательный р.к. Р→межконтактная перемычка→провод 141; при движении назад – межконтактная перемычка в реверсивном барабане КМ→контакт Б4 КМ→ШР КМ (штырь Б4)→провод 164→ШР Р4-2→провод 124→клемма 2/6→провода 166, 344→з.к. РУ10→провод 610→вспомогательный з.к. Р→провод 141→ШР Р6-5→провод 508→клемма 12/4→провод 899→контакты ЭПК-Ключ→провод 900→клемма 14/7→провод 162→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В2→провод 160→ШР КМ (штырь Б5)→контакт Б5 КМ→межконтактная перемычка в барабане управления КМ→контакт Б6→ШР КМ (штырь Б6)→провод 177→клемма 11/5→провод 605→ШР Р4-5→провода 601, 191→з.к. БК→провода 176, 181→р.к. РУ2→провод 178→контакты перекидного типа РБ1→провод 146→контакты перекидного типа РБ2→провод 179→катушка контактора ВВ→провода 188, 185→р.к. РЗ→провод 180→клемма 4/3→межклеммная перемычка→клемма 4/4→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Включившись, контактор ВВ (серия контактора – ТКПМ-111У2, конструктивно имеет 1 главный и 2 вспомогательных контакта; в схеме задействованы все контакты; расположение контактора – левая стенка аппаратной камеры):
Главным контактом между проводами 75 и 76 подключит под питание обмотку возбуждения Ш1-Ш2 В, обеспечивая прохождение тока по параллельным цепям:
Основная цепь питания: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ
(80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод 75→главный контакт ВВ→провод 76→часть резистора СВВ (первый столбик)→провод 87→контакты переключателя ОМ (15)→провод 89→резистор СВВ (третий столбик)→провода 86, 664→шунт ША3 (для подключения амперметра при проведении РИ)→провод 90→обмотка Ш1-Ш2 В→соединительный провод между выводами Я2 В и ВГ (без номера)→вывод Я2 ВГ «минус»;
Цепь питания через контакт РТ: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ
(80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод 75→главный контакт ВВ→провода 76, 79, 134→часть резистора СРТ (первый столбик)→вибрационный контакт РТ→вибрационная катушка РТ→провод 424→вспомогательный з.к. П2→провод 85→вспомогательный з.к. П1→провод 664→шунт ША3→провод 90→обмотка Ш1-Ш2 В→соединительный провод между выводами Я2 В и ВГ (без номера)→вывод Я2 ВГ «минус».
Вспомогательным з.к. между проводами 226 и 604 восстановит «минусовую» цепь питания катушек ЭПВ Р;
Вспомогательным р.к. между проводами 198 и 199 погасит сигнальную лампу Л1 «Сброс нагрузки».
Не следует забывать о том, что кроме независимого регулируемого возбуждения, осуществляется и самовозбуждение возбудителя по цепи:
Вывод Я1 В «плюс»→кабель 91→перемычка 368→провод 93→часть резистора СВВ (четвёртый столбик)→провода 86, 664→шунт ША3→провод 90→обмотка Ш1-Ш2 В→вывод Я2 В «минус».
Цепь питания катушки контактора КВ: вывод Я1 ВГ «плюс»→обмотка Д1-Д2 ВГ→кабель 114→предохранитель в цепи с якорной обмоткой ВГ
(80 А)→кабель 109→диоды ДЗБ, включенные в схему параллельно друг другу→кабель 107→провод тройного сечения 119х3→ШР Р5-16→провод тройного сечения 120х3→клеммы 15/1 – 15/3, связанные межклеммными перемычками→провода 518, 121→контакты АВ3→провод 642→клемма 14/6→провод 139→ШР КМ (штырь А14)→контакт А14 КМ→далее по контакту реверсивного барабана КМ и участку схемы в зависимости от заданного направления движения тепловоза: при движении вперёд – контакт А4 КМ→ШР КМ (штырь А4)→провод 171→ШР Р4-1→провод 123→клемма 2/7→провод 173→вспомогательный р.к. Р→межконтактная перемычка→провод 141; при движении назад – межконтактная перемычка в реверсивном барабане КМ→контакт Б4 КМ→ШР КМ (штырь Б4)→провод 164→ШР Р4-2→провод 124→клемма 2/6→провода 166, 344→з.к. РУ10→провод 610→вспомогательный з.к. Р→провод 141→ШР Р6-5→провод 508→клемма 12/4→провод 899→контакты ЭПК-Ключ→провод 900→клемма 14/7→провод 162→з.к. 1-2, 3-4 тумблера В2→провод 160→ШР КМ (штырь Б5)→контакт Б5 КМ→межконтактная перемычка в барабане управления КМ→контакт Б6→ШР КМ (штырь Б6)→провод 177→клемма 11/5→провод 605→ШР Р4-5→провода 601, 191→з.к. БК→провода 176, 181→р.к. РУ2→провода 189, 563→вспомогательный з.к. П1→провод 182→вспомогательный з.к. П2→провод 183→вспомогательный р.к. Д1→провод 184→вспомогательный р.к. Д2→провод 186→р.к. РУ14 (действием данного реле снимается нагрузка с ТГ при автостопном торможении тепловоза)→провод 687→ШР Р6-10→провод 904→предохранитель Пр5 (защищает слаботочные контакты датчика-реле РТв-3 от оплавления дугой в момент размыкания, т.к. через них проходит ток, вызванный ЭДС самоиндукции катушки контактора КВ)→провод 922→ШР Р6-17→провод 685→клемма 1/10→провод 611→ШР датчика-реле РТв-3 (штырь 3)→р.к. датчика-реле РТв-3 (защищает дизель от перегрева, когда температура воды на выходе из него превышает 88 0С)→ШР датчика-реле РТв-3 (штырь 2)→провод 612→клемма 5/10→провод 187→катушка контактора КВ→провод 185→р.к. РЗ→провод 180→клемма 4/3→межклеммная перемычка→клемма 4/4→провод 462→кабель 115→вывод Я2 ВГ «минус».
Включившись, контактор КВ (серия контактора – ТКПМ-121У2, конструктивно имеет 2 главных и 2 вспомогательных контакта; в схеме задействованы все контакты; расположение контактора – левая стенка аппаратной камеры):
Главными контактами с параллельным подключением между кабелями 91 и 667 подключит под питание обмотку возбуждения Н1-Н2 ТГ:
Вывод Я1 В «плюс»→кабель 91→главные контакты контактора КВ с параллельным подключением при помощи перемычек 368, 300→кабель 667→шунт ША4 (для подключения амперметра при проведении РИ)→кабель 95→обмотка Н1-Н2 ТГ→кабель 96→вывод Я2 В «минус».
Вспомогательным з.к. между проводами 176 и 189, 563 шунтирует р.к. РУ2, сохраняя, тем самым, целостность участка цепи при последующем наборе позиций КМ (блокировка первой позиции КМ);
Вспомогательным р.к. между проводами 252, 425 и 251 исключит вероятность ошибочного включения контакторов Д1, Д2 в режиме тяги тепловоза.
Ограничение тока ТГ.
Ограничение величины тока нагрузки ТГ (до 1900 А) осуществляет реле ограничения тока (РТ) путём снижения величины тока в обмотке возбуждения ТГ. Реле ограничения тока типа ПР-27А3 с разомкнутой магнитной системой, имеет две катушки – токовую и вибрационную – установленные на один сердечник. Результирующая магнитодвижущая сила в системе реле будет зависеть как от величины тока в каждой катушке, так и от его направления. Под действием результирующей магнитодвижущей силы и выключающей пружины якорь реле может занимать одно из пяти положений. При этом расположенный на рычаге якоря подвижный контакт двустороннего действия будет:
1) замкнут постоянно с неподвижным задним контактом;
2) периодически замыкать и размыкать цепь с задним неподвижным контактом;
3) разомкнут постоянно с задним неподвижным контактом;
4) периодически замыкать и размыкать цепь с передним неподвижным контактом;
5) постоянно замкнут с передним неподвижным контактом.
При трогании тепловоза и возрастании величины тока в токовой катушке РТ до 860 А результирующая магнитодвижущая сила в системе реле будет меньше усилия выключающей пружины, вследствие чего подвижный контакт РТ будет постоянно замкнут с задним неподвижным контактом (первое положение).
При достижении величины тока в токовой катушке РТ 860-870 А результирующая магнитодвижущая сила в системе реле станет выше усилия выключающей пружины. Якорь начнёт перемещаться в сторону сердечника катушек, и подвижный контакт отойдёт от неподвижного, разрывая цепь тока через вибрационную катушку реле. Обмотка Ш1-Ш2 В будет зашунтирована через резистор СРТ, уменьшится величина тока в ней, что приведёт к снижению напряжения на выводах В, а затем и ТГ. Ток ТГ начнёт уменьшаться. Т.к. цепь с вибрационной катушкой разомкнута, а значение тока в токовой катушке РТ снизилось, под действием усилия выключающей пружины якорь реле займёт первоначальное положение – подвижный контакт замкнётся с задним неподвижным. Восстановится цепь тока через вибрационную катушку реле в направлении обмотки Ш1-Ш2 В. Рост возбуждения возбудителя будет способствовать увеличению напряжения на выводах В, а затем и ТГ. Неизбежен и рост тока ТГ. При достижении величины тока в токовой катушке РТ 860-870 А реле сработает и описанный ранее процесс ограничения повторится. Таким образом, подвижный контакт реле будет вибрировать около заднего неподвижного контакта (второе положение), поддерживая ток нагрузки ТГ около 1730 А.
При достижении величины тока в токовой катушке РТ 900-910 А результирующая вначале, а затем магнитодвижущая сила только токовой катушки достигнет такого значения, что начнёт удерживать якорь реле в положении, при котором подвижный контакт будет постоянно разомкнут с задним неподвижным контактом (третье положение). Ток нагрузки ТГ при этом установится 1800-1820 А.
Если ток нагрузки ТГ достигнет 1880-1900 А, то по токовой катушке РТ будет протекать ток величиной 940-950 А. Магнитодвижущая сила, реализуемая токовой катушкой, обеспечит якорю положение, при котором подвижный контакт замкнётся с неподвижным передним контактом. В этом случае обмотка Ш1-Ш2 В будет зашунтирована через цепь вибрационной катушки и часть резистора СРТ. Смена направления движения тока по вибрационной катушке и уменьшение величины тока, проходящего по обмотке возбуждения В, приведёт к снижению напряжения на выводах В, а затем и выводах ТГ. Ток нагрузки последнего уменьшится. Результирующая магнитодвижущая сила системы реле спадает за счёт уменьшения величины тока в токовой катушке и изменения направления тока в вибрационной. Под усилием выключающей пружины якорь реле переместится в третье положение. Подвижный контакт разомкнётся с передним неподвижным, вследствие чего ток в обмотке Ш1-Ш2 В начнёт возрастать, что вызовет рост напряжения и тока нагрузки ТГ. При достижении величины тока ТГ 1880-1900 А якорь реле вновь займёт положение, когда подвижный контакт будет замыкаться с передним неподвижным. Процесс ограничения тока ТГ повторится с вибрацией подвижного контакта РТ около переднего неподвижного (четвёртое положение).
Дальнейшее увеличение тока ТГ прекратит вибрацию подвижного контакта реле около переднего неподвижного, т.к. рост магнитодвижущей силы токовой катушки обеспечит непрерывное замыкание этих контактов (пятое положение). Обмотка Ш1-Ш2 В будет постоянно зашунтирована через цепь вибрационной катушки и часть резистора СРТ.
Вывод: РТ периодически снижая возбуждение В, не допускает чрезмерного увеличения нагрузки ТГ, защищая тяговые электромашины тепловоза от перегрева.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Красноярский учебный центр – образовательное структурное подразделение Красноярской железной дороги
Электрическое оборудование тепловоза ТЭМ2
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1420.