Методическое и справочное обеспечение деятельности по управлению государственной и муниципальной собственностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Справочные материалы – это источники, сведения, разрабатываемые и используемые для предоставления и получения систематизированной информации по какому-либо конкретному вопросу.

Методические материалы - это источники, сведения, разрабатываемые и используемые для предоставления и получения систематизированной информации о совокупности методов и инструментов, последовательности их применения для достижения какого-либо эффекта.

Один и тот же источник может содержать информацию как справочного, так и методического характера.

Разработка различных методических и справочных материалов является важным аспектом деятельности любого органа государственной и местной власти, поскольку данные документы регламентируют те или иные стороны их повседневной деятельности. Не является исключением и деятельность в области управления государственным и муниципальным имуществом, которая осуществляется в тех или иных аспектах различными властными структурами как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Справочных и методических материалов, разработанных для внутреннего пользования в органах государственной и местной власти, существует очень большое количество. В качестве примера можно привести некоторые методические материалы ключевого органа федеральной исполнительной власти, задействованного в системе управления государственным имуществом – Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Одним из самых распространенных типов методической документации являются методические рекомендации, в частности:

- Методические рекомендации по сопоставлению уровня технологического развития и значений ключевых показателей эффективности акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий с уровнем развития и показателями ведущих компаний-аналогов;

- Об учете имущества, расположенного за рубежом, в реестре федерального имущества;

- Об учете федерального имущества в реестре федерального имущества;

- Методические материалы по вопросам разработки и корректировки программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий;

- О единообразии учета в реестре федерального имущества сведений о едином недвижимом комплексе;

- Методические указания по расчету снижения расходов акционерными обществами, доля государства в уставных капиталах которых составляет более 50 процентов;

- О единообразии учета сведений о находящемся за рубежом имуществе в реестре федерального имущества;

- Методические рекомендации по организации работы по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях;

- Разъяснения по заполнению форм реестра федерального имущества в отношении земельных участков, зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, расположенных за рубежом;

- Методические рекомендации по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием;

- Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации;

- Ментодические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития Стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов;

- Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Как следует из приведенного перечня, методические указания затрагивают многие важные аспекты деятельности Росимущества по управлению государственной собственностью и регламентируют их, чем определяется необходимость для государственных служащих хорошо знать содержание этих документов, чтобы эффективно исполнять свои должностные обязанности.

В качестве примера рассмотрим структуру и содержание одного из приведенных документов – «Методические рекомендации по организации работы по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях» (утверждены приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30 декабря 2014 года N 526). Данный документ состоит из трех разделов.

Общие положения

1.1. Методические рекомендации по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, во исполнение контрольного события 1.1.4.1 в рамках реализации основного мероприятия 1.1 государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (на период 2013-2018 годов), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 327, Федеральными законами от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", в целях повышения эффективности управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями.

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют и рекомендуют к применению основные направления порядка и механизма реализации полномочий Росимущества и Территориальных управлений Росимущества по управлению, распоряжению и контролю за федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями/федеральными казенными предприятиями, а также имуществом, находящимся в их самостоятельном распоряжении, имеющим признаки непрофильных активов, установленные действующим федеральным законодательством.

2. Сфера применения настоящих Методических рекомендаций

2.1. Федеральные государственные учреждения (далее - ФГУ), созданные и создаваемые Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти Российской Федерации в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в иных сферах, а также осуществления государственных заданий.

2.2. Федеральные казенные предприятия (далее - ФКП), созданные и создаваемые Российской Федерацией:

2.2.1. для необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

2.2.2. для необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

2.2.3. для необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

2.2.4. для необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

2.2.5. для необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

2.2.6. а также в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд;

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Рекомендации по порядку отнесения имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, и имущественного комплекса ФГУ/ФКП к непрофильным активам

3.1. Непрофильными активами ФГУ/ФКП рекомендуется считать имущество, закрепленное за соответствующим ФГУ/ФКП на праве оперативного управления, в том числе:

3.1.1. Не используемое;

3.1.2. Используемое не по назначению, в том числе не для выполнения целей, зафиксированных в уставе соответствующего ФГУ/ФКП, а также не в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативно-правовыми актами для соответствующего вида имущества;

3.1.3. Излишнее, имеющееся в пользовании ФГУ/ФКП в количестве, превышающем допустимые нормы (размеры), установленные нормативно-правовыми актами, техническими регламентами для соответствующего вида имущества.

3.2. Непрофильными активами рекомендуется определить имущественный комплекс ФГУ/ФКП, не соответствующий целям создания такого учреждения/предприятия, зафиксированным в уставе.

3.3. Основаниями для отнесения имущества/имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКУ к непрофильным активам, с учетом признаков, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется определить в виде информации, поступившей в федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), осуществляющие нормативно-правовое регулирование, координацию и контроль деятельности соответствующего ФГУ/ФКУ и иные полномочия собственника (далее - ФОИВ), и/или в Росимущество/территориальные органы Росимущества, в том числе:

3.3.1. Письменные предложения ФОИВ по управлению и распоряжению имуществом/имущественным комплексом соответствующего ФГУ/ФКП;

3.3.2. Результаты проверок, проводимых уполномоченными ФОИВ, в целях эффективности использования имущества, закрепленного за ФГУ/ФКП:

а. осуществляемые в плановом порядке, в соответствии с утвержденными планами деятельности ФОИВ, Росимущества и территориальных органов Росимущества;

б. осуществляемые во внеплановом порядке для проверки сообщений о правонарушениях, совершенных соответствующим ФГУ/ФКП, поступивших:

- от официальных обращений физических и юридических лиц;

- из официальных публикаций в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет";

- от правоохранительных органов.

3.4. В указанные в пункте 3.3 настоящих Методических рекомендаций основания для отнесения имущества/имущественного комплекса соответствующих ФГУ/ФКП рекомендуется включать следующие сведения:

а. в случае отнесения имущественного комплекса ФГУ/ФКП к непрофильным активам в соответствии с пунктом 3.2 настоящих Методических рекомендаций:

- обоснование, в том числе включающее ссылку на положения действующего федерального законодательства, иных нормативных актов, настоящих Методических рекомендаций и устава соответствующего ФГУ/ФКП, об отнесении прилагаемого перечня имущества и/или состава всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП к непрофильным активам;

- предложения, включающие обоснования по предполагаемому решению Российской Федерации как собственника ФГУ/ФКП в части дальнейшего осуществления экономической деятельности соответствующего ФГУ/ФКП и его организационно-правовой формы или принятия решения о его ликвидации;

- перечень имущества и/или состав всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП, относимого к непрофильным активам;

б. в случае отнесения части имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, к непрофильным активам в соответствии с пунктом 3.1 настоящих Методических рекомендаций:

- обоснование, в том числе включающее ссылку на положения действующего федерального законодательства, иных нормативных актов, настоящих Методических рекомендаций и устава соответствующего ФГУ/ФКП, об отнесении прилагаемого перечня имущества, закрепленного на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ/ФКП, к непрофильным активам;

- предложения, включающие обоснования по предполагаемому решению уполномоченного ФОИВ в части дальнейшего пользования имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, или его физической ликвидации;

- перечень имущества и/или состав всего имущественного комплекса соответствующего ФГУ/ФКП, относимого к непрофильным активам.

3.5. В соответствии с представленными основаниями (в том числе указанными в пунктах 3.1 и 3.2) Росимущество и/или Территориальное управление Росимущества может сформировать заключение/принять решение об отнесении имущественного комплекса/имущества, закрепленного на праве оперативного управления за соответствующим ФГУ/ФКП, к непрофильным активам.

3.6. Отчуждение имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ/ФКП, имеющего признаки непрофильных активов, рекомендуется осуществлять посредством изъятия данного имущества в казну Российской Федерации с последующим его включением в прогнозный план (программу) приватизации на соответствующий период.

 


Лекция 6. Проблемы преобразования отношений и структуры собственности.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.