Способы и методы управления государственным и муниципальным имуществом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способы управления государственной собственностью:

а) на базе объектов управления:

- посредством имеющегося законодательства;

- через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;

- через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

- учетно-регистрационная деятельность государства;

- порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);

- управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;

- решения о приватизации и национализации;

- порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

- оперативное, или текущее, управление;

- перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

Сложность и многогранность процессов управления, в том числе управления государственным и муниципальным имуществом, обусловливает существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации целей управления. В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов.

Методы управления – совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления.

Вопрос о классификации методов в литературе решается неоднозначно. Обычно выделяются административные, экономические, социально-психологические методы. Существуют и иные виды классификации. Применительно к управлению собственностью можно говорить о законодательных и нормативно-правовых, административных, экономических, организационных методах.

Административные методы в целом имеют важное значение для государственного и муниципального управления. Они характеризуются «властью-подчинением», и в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Они реализуются посредством приказов, распоряжений, постановлений и т.п. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемые объекты учета интересов последних.

Экономические методы представлены совокупностью финансово-экономических, стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности. В систему экономических методов входят: прибыль, налоговые льготы, кредит и другое экономическое стимулирование. Важное место в ряду таких методов занимают государственный и муниципальный заказы.

Законодательные и нормативно-правовые методы управления включают способы и приемы воздействия посредством действующего законодательства, правовых норм, правовых отношений и различных правовых актов.

Организационные методы реализуются посредством организационного нормирования, регламентирования, инструктирования.

Что касается социально-психологических методов управления, то применительно к вопросу управления государственной и муниципальной собственностью они могут быть рассмотрены в аспекте создания в коллективе государственных и муниципальных предприятий и учреждений, органов государственной и муниципальной власти, занимающегося вопросами управления собственностью, благоприятного и устойчивого морально-психологического климата. Такие методы включают, например, гуманизацию труда, психологическое побуждение, формирование мотивов труда, оказание доверия, профессиональный отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности.

В настоящее время органами государственной и муниципальной власти могут быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления государственной и муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

1. Создание государственных и муниципальных предприятий;

2. Контракты с руководителем государственных и муниципальных предприятий;

3. Договора на передачу прав на имущество;

4. Внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;

5. Передача имущества с баланса на баланс и списание;

6. Аренда, лизинг;

7. Залог, ипотека;

8. Доверительное управление (траст);

9. Отчуждение;

10. Приватизация государственных и муниципальных предприятий.

Вторая группа методов включает:

1. Государственный и муниципальный заказ;

2. Нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;

3. Дотации;

4. Нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

5. Местное налогообложение;

6. Экономические санкции, штрафы.

Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления государственной и муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества является стабильным источником доходов соответствующих бюджетов, поэтому управление государственной и муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене. В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, органы государственной и местной власти могут принимать непосредственное участие в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества. Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом собственником или распоряжаться им иным способом.

Говоря о муниципальной собственности, следует отметить, что само муниципальное образование в лице органов местного самоуправления использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как аренда, доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение, залог. Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

– внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

– продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

Цель государственной и муниципальной политики в области управления собственностью – получение максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Государственная и муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.