В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами передавать свое имущество в частную собственность. Основными способами могут быть:
- частичная продажа после предварительного преобразования государственных предприятий в акционерные общества (акционирования). Это предполагает предложение на рынок ценных бумаг – акций приватизированного предприятия, что требует существования развитого фондового рынка;
- продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;
- прямая продажа предприятий и другого государственного имущества частным лицам, как правило, путем публичного предложения. В данном случае ориентируются на стратегического инвестора. Этот процесс, как правило, медленный и требует тщательной предпродажной подготовки;
- выкуп государственных предприятий их работниками. Этот способ осуществляется в короткие сроки и отличается относительной простотой с технологической точки зрения;
- всеобщая ваучерная приватизация, что предполагает распространение приватизационных чеков среди населения с последующим их вложением в акции выставленных на продажу предприятий. Такая форма распространена в странах с переходной экономикой;
- возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.
Образование государственного портфеля акций при приватизации в России
В процессе приватизации государственных предприятий в собственности государства закрепляются на определенный период (до момента их продажи) акции создаваемых на базе государственных предприятий акционерных обществ.
В России в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий (1992г.) для крупных предприятий с численностью занятых более 1000 человек и основными фондами более 50 млн.руб. предполагалось на выбор три основных варианта приватизации, согласно которых в государственной собственности сохранялись соответственно 31%, 20% и 21% акций этих предприятий. Средние предприятия – с числом занятых от 200 до 1000 человек – могли также выбрать один из трех предлагавшихся вариантов либо приватизироваться через продажу на аукционах.
В результате в собственности государства образовался портфель акций как совокупность пакетов акций различных предприятий страны. Незавершенность приватизации выражается в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства, в частную собственность.
После завершения массовой приватизации и формирования системы рыночных отношений формирование государственных долей в акционерных обществах (пакетов акций) может происходить и, например, путем покупки акций на фондовом рынке за счет бюджетных средств, либо посредством передачи в государственную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное имущество.
Основной организационно-правовой формой приватизированных предприятий в России стали акционерные общества, в капитале которых государство имеет определенную долю своего участия в виде пакетов акций. Такие предприятия принято относить к категории смешанной формы собственности. Предприятие, как объект управления через государственные пакеты акций, является участником определенного товарного рынка и функционирует в рамках заданных целей и стратегии. Исходя из того, что в качестве объекта управления может выступать обособленная доля в общей собственности, выраженная в комплексе имущественных прав, пакеты акций акционерных обществ, закрепленные в государственной собственности в результате приватизации или сформированные в результате иных операций (например, приобретенные на фондовом рынке), являются самостоятельными объектами управления.
Объекты государственной собственности в виде пакетов акций отличаются большим разнообразием как по величине пакета, степени ликвидности акций, так и по отраслевой принадлежности.
Так, количество акционерных обществ, в которых федеральный пакет акций составляет более 50%, исчисляется сотнями, а всего акционерных обществ с долями, находящимися в федеральной собственности, - несколько тысяч, в том числе предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта, военно-промышленного комплекса и др.
Закрепляя акции в государственной собственности и посредством их осуществляя управление предприятиями, государственные органы власти преследуют различные цели, прежде всего стратегические:
- политические (обеспечение выпуска продукции, имеющей важное общегосударственное и стратегическое значение);
- социальные (например, сохранение рабочих мест);
- экономические (повышение конкурентоспособности продукции, повышение рыночной стоимости акций, привлечение инвестиций, развитие производства, рост выпуска продукции и др.);
- управленческие (контроль, оптимизация количества государственных пакетов акций, увеличение доходов бюджета за счет дивидендов);
- институциональные преобразования в экономике (реструктуризация предприятий и отраслей и др.).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 186.