Система управления государственной и муниципальной собственностью - совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты процесса управления для достижения заданных целей. Система управления включает несколько подсистем, выделяемых по функциональному или иному признаку. К функциональным подсистемам можно отнести: планирование и прогнозирование, мониторинг, учет и аудит, контроль и т.д.
- Планирование и программирование. Планирование определяет направления эффективного использования объектов государственной и муниципальной собственности, исходя из определенных целей управления, назначения объекта собственности, рыночных факторов внешней среды.
- Мониторинг. Организация и эксплуатация системы мониторинга включает проведение следующих видов работ:
а) определение набора параметров и критериев, достаточных для заблаговременного принятия мер и проведения профилактических работ, обеспечивающих стабильное функционирование объектов государственной и муниципальной собственности и системы управления ими в целом;
б) создание системы слежения и регистрации технических, социальных, экономических, экологических и других параметров объекта собственности, системы управления и окружающей его среды;
в) разработку нормативных материалов, формулирующих функции мониторинга в управлении государственной и муниципальной собственностью и содержащие стандартные (нормативные) значения указанных параметров.
- Учет и аудит государственной и муниципальной собственности.
Учет осуществляется на основании Постановления Правительства РФ «Об организации учета федерального имущества». Органы государственной и муниципальной власти являются держателями реестра объектов государственной и муниципальной собственности. В реестре объединена информация об объектах собственности, их наличии, физическом состоянии, движении, использовании и т.п.
Реестр – это информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.
Объектами учета являются:
- Земельные участки.
- Участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы).
- Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за казеными предприятиями или учреждениями.
- Акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ.
- Иное недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.
Аудит устанавливает достоверность отчетности об использовании, состоянии и т.д. объектов государственной и муниципальной собственности. Аудиторские проверки проводятся регулярно в сроки, установленные органами государственной и муниципальной власти. Выявленные отклонения должны исправляться и фиксироваться в реестрах государственной и муниципальной собственности.
- Контроль за использованием государственной и муниципальной собственности осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, а также специализированные органы государственного контроля в пределах их компетенции (пожарная инспекция, СЭС и др.).
Управление государственной и муниципальной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства, субъектов РФ и муниципальных образований на все объекты принадлежащей им собственности. На практике это означает, что государство, субъекты РФ и муниципальные образования как собственники устанавливают определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.
Управление государственной и муниципальной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной и муниципальной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества, государства и его территориальных образований.
По своему содержанию управление государственной и муниципальной (публичной) собственностью представляет собой постоянный целенаправленный процесс воздействия публично-правовых образований в лице уполномоченных органов на объекты публичной собственности через соответствующий механизм управления.
Субъектами управления государственной и муниципальной собственностью являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, соответствующие органы власти и управления, юридические лица, учредителем или участником которых являются публично-правовые образования (предприятия, учреждения, акционерные общества).
Объекты права публичной собственности представлены следующим имуществом:
• недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки и др.);
• движимое имущество (автотехника, оргтехника, мебель и др.);
• доли, паи, ценные бумаги (акции, облигации) и др.;
• денежные средства;
• информация;
• интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.
Одним из важнейших принципов управления государственной и муниципальной собственностью является целеполагание. При этом цели управления государственной и муниципальной собственностью должны соответствовать общим целям, поставленным перед государственным или местным аппаратом управления.
Генеральная цель управления любой системой состоит в обеспечении сохранности, устойчивости, развития этой системы в общих интересах входящих в нее элементов или связанных с ней других систем. Применительно к государственной и муниципальной собственности сформулированная генеральная цель может быть представлена в виде формулы: «обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной и муниципальной собственности в общенациональных интересах населения как первичного собственника». При этом развитие государственной и муниципальной собственности как цель управления ориентировано на формирование совокупности объектов государственной и муниципальной собственности, управление которыми со стороны собственника гарантирует их использование в общих интересах населения, позволяет решать насущные социально-экономические проблемы, предотвращает незаконную эксплуатацию объектов государственной и муниципальной собственности, охраняет собственность от разворовывания.
Генеральная цель управления государственной и муниципальной собственностью разбивается на цели более низкого уровня иерархии, перечень которых зависит от конкретных условий функционирования экономики и может включать, например: реструктуризацию государственной и муниципальной собственности, решение крупномасштабных экономических и социальных проблем, использование государственных и муниципальных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличение доходов государственного и местных бюджетов, воздействие с помощью государственной и муниципальной собственности на другие формы собственности таким образом, чтобы способствовать решению общегосударственных проблем и т.д.
Отличие муниципальной собственности от собственности государственной состоит в специфике задач, решаемых в процессе управления объектами собственности. Если задачи, решаемые в процессе управления государственной собственностью, носят общегосударственный характер (оборона, национальная безопасность и иные задачи), то в процессе управления муниципальной собственностью решаются более узкие задачи социально значимого характера. Сущность и назначение управления муниципальной собственностью предполагают, что целью такого управления является решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Для реализации целей управления государственной и муниципальной собственностью требуется решение следующих основных задач:
1) Инвентаризация объектов государственной и муниципальной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использование объектов по назначению;
2) Повышение экономической и социальной эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, доходности объектов государственной и муниципальной собственности с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;
3) Классификация объектов государственной и муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику управления, что позволяет усовершенствовать систему их учета и контроля за их состоянием и использованием;
4) Оптимизация количества объектов управления и перехода к по-объектному управлению; рационализация структуры государственной и муниципальной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности, создания новых объектов государственной и муниципальной собственности;
5) Определение цели государственного и муниципального управления по каждому объекту управления (группе объектов);
6) Обеспечение эффективного использования прав государства и муниципальных образований как участников долевой собственности;
7) Обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства и муниципалитетов в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным и муниципальным имуществом, управляющие компании;
8) Обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты за счет более эффективного использования государственного и муниципального имущества.
К основным принципам управления публичной собственностью относятся:
а) обеспечение гласности при совершении сделок с объектами публичной собственности;
б) обеспечение равных прав всех субъектов предпринимательской деятельности на доступ к совершению сделок с объектами публичной собственности;
в) обеспечение максимальной эффективности использования объектов публичной собственности в интересах населения;
г) обязательный учет объектов публичной собственности;
д) осуществление контроля над эффективностью использования объектов публичной собственности;
е) обеспечение защиты имущественных интересов.
В настоящее время самым главным недостатком в сфере управления государственной и муниципальной собственностью считается низкая результативность управления публичным имуществом, а именно неэффективность применяемых технологий управления, недостаток информации об объекте управления (низкий уровень качества оценки и аудита, неудовлетворительное состояние отчетности), недостатки института хозяйственного ведения.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 271.