Понятия и объекты государственной и муниципальной собственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является:

- имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

- имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. Важно отметить, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Другая часть – средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В государственной собственности могут находиться, в частности:

- унитарные предприятия;

- объекты интеллектуальной собственности;

- финансовые ресурсы, акции, доли, денежные средства, драгоценности;

- имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;

- недра, полезные ископаемые;

- земли сельскохозяйственного и иного назначения;

- водные ресурсы;

- леса и лесные богатства;

- памятники истории и архитектуры.

Объекты государственной собственности можно разделить на три группы по степени их значимости и функциональному назначению.

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач.

- Земли, недра, лесные, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

- Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения; объекты, связанные с охраной памятников истории и культуры.

- Объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, защитой государственных границ, в т.ч. имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации.

- Средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды.

- Объекты, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, государственные научные центры, высшие учебные заведения.

- Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля над состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

- Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

- Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

- Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

- Крупные транспортные магистрали и объекты, связанные с их эксплуатацией и обслуживанием.

- Прочие объекты, необходимые для обеспечения функционирования государственных органов власти и управления и решения общегосударственных задач.

2. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие ведущего экономического потенциала страны.

- Объекты оборонного производства: предприятия, производящие системы и элементы вооружения, боеприпасы и т.п.

- Предприятия и объекты электроэнергетики, предприятия топливно-энергетического комплекса, трубопроводного транспорта.

- Предприятия по добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов.

- Предприятия и объекты ракетно-космической отрасли, атомного машиностроения.

- Прочие объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность и развитие экономики России.

3. Объекты, через которые государство берет на себя функции проведения централизованной социально-экономической политики и социальной защиты населения: учреждения и организации здравоохранения, средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы, учреждения культуры и искусства, органы социального страхования и социального обеспечения, учреждения социальной защиты и др.

Современное отношение к значению государственной собственности весьма противоречиво.

Необходимо определить, в каких областях существование государственной собственности целесообразно с точки зрения публичных интересов. Современные западные авторы делят государственную собственность по критерию управляемости на четыре категории:

- предприятия, которыми владеет и управляет государство (прежде всего речь идёт о предприятиях, имеющих первостепенное значение для экономического прогресса или национальной безопасности, например, о шахтах или нефтеперерабатывающих заводах);

- общественно значимые структуры, которыми владеют и управляют национальное или местное правительства (железные дороги, авиалинии, телекоммуникации, школы, больницы и т.п.);

- предприятия, принадлежащие государству, но не управляемые им;

- предприятия, частично принадлежащие государству с самым разнообразным уровнем структурой контроля над ним.

С экономической точки зрения различают два типа государственной собственности.

- Первый – государственная собственность в коммерческом секторе (хозяйственные общества, государственные предприятия),

- Второй – некоммерческий сектор государственной собственности (различные системы инфраструктуры, энергосистемы, транспортные системы, коммуникации, аэропорты, авиационный компании, национальные музеи, библиотеки). Последние объекты не приносят прибыль, но объекты не эффективны не потому, что они государственные, а наоборот, они государственные потому, что неэффективны и переданы государству для выполнения неких общих важных функций.

В отношении современной России констатируется, что:

1) удельный вес продукции, произведённый государственным сектором, выше фиксированного статистикой,

2) правомерно квалифицировать смешанную государственно-частную собственность как относительно самостоятельную форму, в рамках которой существуют специфические отношения распоряжения, владения и пользования,

3) более высокая по сравнению с государственным и частным секторами инвестиционная активность сектора со смешанной собственностью даёт основания считать его более дееспособным.

Основные принципы разграничения государственной собственности между федеральной собственность и собственностью субъектов РФ:

- территориальный – на территории какого субъекта Федерации расположен тот или иной имущественный объект.

- экономическая целесообразность (сфера деятельности предприятия, финансовое положение)

- сочетание федеральных и региональных интересов

- адекватность финансовых вложений в объект (соразмерности)

- делегирование управленческих полномочий в отношении объектов государственной собственности между федеральными и региональными органами

- сочетание дуализма и кооперации.

Исключительно к федеральной собственности отнесены пять видов объектов:

1.Объекты, составляющие основу национального богатства страны. Это ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-природного, культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ.

2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. К ним относятся: государственная казна РФ, имущество вооруженных сил, специальных войск, органов безопасности, внутренних дел РФ и других учреждений, финансируемых из государственного бюджета. Объекты Академии наук, геологической, метрологической служб, ветеринарной службы и др.

3. Объекты оборонного производства

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства. Предприятия и объекты добывающей промышленности, электроэнергетики, транспорта, речного и морского флота, федеральных автомобильных дорог, государственные семенные инспекции, серпентарии.

5. Прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальная собственность обладает следующими признаками:

— это общественная собственность муниципального образования;

— это материальная и финансовая основа местного хозяйства, самоуправления;

— это негосударственная собственность, принадлежащая населению соответствующих муниципальных образований, а не народу в целом или частному владельцу;

— от имени местной общины права на владение, пользование и распоряжение осуществляют избранные населением местные советы и их исполнительные органы;

— тесно связана с обеспечением социально-экономических потребностей населения конкретного муниципального образования.

Муниципальная собственность по своей природе схожа с государственной, но выделение ее в отдельную форму основано на том, что муниципальная собственность учитывается и управляется в разрезе бюджета более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства.

Во всем мире финансовая автономия является существенной составной частью местного самоуправления. В Европейской Хартии о местном самоуправлении записано, что органы местного самоуправления имеют право «на обладание средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций», при этом финансовые средства «должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиями». Требования соразмерности объема материальных и финансовых средств объему полномочий является ключевым условием эффективного осуществления органами местного самоуправления своих функций.

Находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления. В отношении имущества, находящегося в собственности местного сообщества, муниципальное образование обладает правами пользования, владения и распоряжения. Термины «муниципальная собственность» и «муниципальное имущество» в данном контексте могут использоваться как идентичные. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной или иными формами собственности.

Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. В состав муниципального имущества входит:

- имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы, жилищный фонд, объекты транспорта, автомобильные дороги, инженерные коммуникации и т.п.;

- имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных переданных им государственных полномочий (например, объекты социального обслуживания населения);

- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

- имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Законодательством конкретизирован состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. Общий подход состоит в том, что в муниципальной собственности должно находиться имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти.

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения может быть разделено на две части: имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления. Имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другая часть имущества, т.е. средства местного бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет казну муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать с ними иные сделки.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.