Успехи проведения культурной революции в Донбассе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве одной из своих важнейших задач большевики ставили осуществление так называемой «культурной революции». Необходимо было начинать с азов, добиваясь поголовной грамотности. В 1921 г. была создана Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, которая положила начало созданию многочисленных организаций ликбезов, создание товарищества «Долой безграмотность» 1923 г.), мобилизации культ армейцев, комсомола и профсоюзов. Благодаря усилиям государства и общественности до 1927 г. научились читать и писать около 2 млн. человек.

В 1921 г. в Донецкой губернии идет борьба с ликвидацией безграмотности, тоже создаются пункты и школы по ликвидации неграмотности. В апреле 1924 г. журнал «Просвещение Донбасса» сообщал, что ликвидация неграмотности проходит очень слабо: из 35 тыс. неграмотных членов профсоюзов обучено всего 7 тыс. На селе ситуация была еще хуже. Помимо нехватки средств, сказывалось то, что многие шахтеры, строители, химики были сезонными рабочими, прибывшими в Донбасс временно на заработки.

Губернский отдел народного образования стал на путь «ударности»: в рабочем Донбассе в первую очередь создавались просветительские учреждения для пролетариата, затем – для беднейшего крестьянства и в последнюю очередь – для отсталого населения. Такой подход объяснялся тем, что профсоюзы приняли на свое полное обеспечение значительную часть просветительных учреждений. В 1922 г. в Донбассе система проф. образования рабочих включала 24 школы фабзавуча, 7 домов подростков, 2 вечерних техникума, 34 рабочих курса и 3 научно-физических кабинета.

Более высокой являлась система индустриально-технического образования, в которую входили 5 техникумов (Юзовский горно- механический, Таганрогский металлургический, Бахмутский механико-электротехнический, Горловский и Лисичанский горные). В те годы техникумы давали хотя и узкое, но высшее образование. В Донбассе также работали кооперативный, музыкальный техникумы, 2 медицинские, 3 музыкальные и 2 художественные школы.

Среднее образование мог получить далеко не каждый – школам не хватало средств. В основном заканчивали первую ступень получали начальное образование. Осенью1922 г. Донецкий губнаробраз нашел выход для получения дополнительных средств на образование – добровольное участие родителей в хозяйственном обеспечении просветительного учреждения. На средства родителей и населения содержалось 66% школ. Следующей важнейшей задачей Донбасса было просвещение беднейшего крестьянства. В октябре 1921 г. работники отделов народного образования выехали в села для агитационной работы по сбору средств на содержание просветительских учреждений. Несмотря на голод, к апрелю 1922 г. было собрано 26 миллиардов рублей (образца 1921 г.). Чтобы обеспечить учителям средства к существованию стали внедрять засев земельных участков при школах и детских домах, ап также оплату труда хлебом, собранным по договору у населения.

Невиданный голод 1921-1922 гг. выбросил на улицы тысячи беспомощных детей. Работа была сосредоточена на создании особого типа детских учреждений – детских домов. В декабре 1921 г. в Донецкой губернии был 261 детский дом, которые были прикреплены к шахтам и заводам, беспризорных детей передавали на попечение богатым частным лицам, вначале на добровольных принципах, а затем к принудительному патронированию.

Уже с 1920 года по требованию жителей поселков и городов Донбасс открывались рабочие клубы и красные уголки, а в марте 1925 г. было решено строить клубы-театры (получившее позднее название дворцов культуры). За сезон 1926-1927 гг. построено 12 дворцов культуры. В них действовали кружки, проводились вечера вопросов и ответов, читка газет, лекции, беседы.

В сельской местности открывались хаты-читальни, красные уголки, количество которых постоянно росло. На 1923 г. в губернии работали 124 общедоступные библиотеки, из них 55 в сельской местности (до 1917 г. в губернии было 44 библиотеки). Но в целом просветительская и культурная работа в 1920-е годы была наиболее слабым местом в Донбассе. Сюда попадали далеко не лучшие фильмы, приезжали невысокого художественного уровня театральные и эстрадные группы.

В 20-30-е годы в области формируется система высшего образования.

Основываются первые учебные учреждения. Так, в 1921 году был возведен горный техникум, на базе которого позже был образован Политехнический институт (сейчас ДонНТУ). При поддержке и инициативе М. Горького в 1930 году открывается медицинский институт.1939 г. Донбасс превращается в центр образования, в нём присутствуют 7 вузов, разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений, театры, библиотеки, клубы, идет развитие кинематографа.

1923 год. Выходит в печать литературно-художественный журнал «Забой»;. В 1930 г. создана филармония. В 1941 г. построен оперный театр. Развивается музыкальная культура.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 1366.