К концу 20-х годов уровень промышленного развития дореволюционной России был не только восстановлен, но и превзойден на 32%. Однако страна продолжала оставаться по преимуществу аграрной. СССР отставал от передовых капиталистических государств по выработке электроэнергии, производству стали и чугуна, добыче угля и нефти. И поэтому вполне закономерно, что тема индустриализации заняла центральное место в планах первых пятилеток. Индустриализация – построение крупного промышленного производства, в первую очередь, базовых его отраслей – металлургии, машиностроения.
В условиях индустриализации все большим спросом в народном хозяйстве пользовался уголь Донбасса, составлявший не менее 60 % в топливном балансе страны. За первую пятилетку (1928-1932) в Донбассе было сдано в эксплуатацию 69 реконструированных и новых шахт мощностью 31,2 млн. тонн угля в год. Значительно возросла техническая оснащенность шахт. Если в 1926 г. подбойка угля была механизирована на 5,6%, то к 1932 г. - на 81%, а к 1937 г. - уже на 90%.
Решение о строительстве Харьковского тракторного завода было принято в апреле 1930 г. Завод сооружался быстрыми темпами: первые тракторы сошли с конвейера через 18 месяцев после правительственного постановления. В1932 г. тракторостроители Харькова дали стране 16,8 тыс. тракторов.
Гигантскую стройку представлял собой Новокраматорский завод тяжелого машиностроения, строившийся в 1929 – 1934 гг. Он должен был удовлетворить потребность страны в оборудовании для угольной и металлургической промышленности.
Реконструированный к 1933 г. паровозостроительный завод в Луганске по проектной мощности равнялся наибольшему в мире заводу компании «Америкэн локомотив». Запорожский завод «Коммунар» стал крупнейшим в мире предприятием по производству зерновых комбайнов, а киевский завод «Ленинская кузница» - одним из наибольших в стране предприятий речного судостроения.
1 мая 1930 г. был пущен Мариупольский новотрубный завод, рассчитанный на производство 100 тыс. тонн цельнокатаных труб для нефтяной промышленности; это позволило СССР полностью прекратить импорт таких труб из-за границы.
Производственно-техническая база химической промышленности расширилась за счет новых крупных предприятий. Были построены Горловский, Рутченковский, Енакиевский, Макеевский и Краматорский коксохимические заводы, каждый из которых был рассчитан на выжиг не менее 1млн. тонн кокса в год (вдвое больше, чем самые мощные дореволюционные заводы Донбасса).
В первой пятилетке предусматривалось создание ряда комбинатов по производству азотных удобрений. В Украине планировалось строительство 6 азотно-туковых заводов. Однако эта программа сократилась и была растянута на длительное время. На Горловском азотно-туковом заводе выпуск удобрений был налажен в 1933 г., а на Днепродзержинском - в третьей пятилетке. Мощные сернокислотные системы были введены в строй на Константиновском химическом заводе, который после расширения стал крупным центром фосфатной промышленности. Донецкий и Славянский содовые заводы после реконструкции сосредоточили основную часть общесоюзного производства кальцинированной соды.
В 1935 г. вступил в строй крупнейший в СССР стекольный завод в Лисичанске. Гигантом стекольной промышленности стал также реконструированный Константиновский завод «Автостекло».
В пищевой промышленности возникли новые отрасли - маргариновая, маслодельная, комбикормовая, хлебопекарная. Было построено 67 механизированных заводов, пять больших мясокомбинатов. В 1932 г. стал в строй Херсонский консервный завод проектной мощностью 128 млн. условных банок в год. В сахарной промышленности планом первой пятилетки предусматривалось строительство 11 новых предприятий. Но со временем выяснилось, что сельское хозяйство не сможет обеспечить сырьем такой прирост мощности. Всего было построено только три сахарных завода - Веселоподолянский (1929 г.), Лохвинский (1929 г.), Купянский(1937г.).
Практически заново в Украине создавалась легкая промышленность. В Киеве, Харькове и Днепропетровске вошли в строй крупные обувные фабрики с конвейерным производством, в Одессе, Харькове, Киеве - трикотажные фабрики. Впрочем, спрос постоянно опережал производство товаров народного потребления. Развитие легкой и пищевой промышленности значительно отставало от тяжелой индустрии вследствие меньших масштабов капитального строительства и отставания сырьевой базы.
Второй и третий пятилетние планы предусматривали уже значительное снижение капиталовложений в промышленность УССР, которые были непропорционально малы, если учесть ее роль в экономике Союза. Учитывая, что в случае войны индустриальные центры Украины будут слишком уязвимы для противника, сталинское руководство решило создать крупную промышленную базу на Урале и в Кузбассе. Поэтому из 4 500 заводов, предусмотренных вторым пятилетним планом (1932/33 — 1936/37 хоз. гг.), на долю УССР приходилось только 1 тыс. В следующей пятилетке уменьшение доли Украины в общем плане капиталовложений стало еще более заметным: из 3 тыс. новых промышленных объектов на ее территории строилось около 600.
Естественно, подобные успехи стали возможны не за счет организации производства и использования технологий, неизвестных Западу, а благодаря колоссальному напряжению сил всех трудящихся. При этом сталинский режим применял в отношении рабочих то кнут, то пряник. Необоснованные опоздания на работу, прогулы, пренебрежение обязанностями приравнивались к уголовным преступлениям, за которые наказывали лишением продовольственной карточки, жилья или ссылкой в Сибирь. Зато «сознательных» работников старались поощрять как морально, так и материально. Лучшие рабочие и колхозники получали звание Героя Социалистического Труда, премии и похвальные грамоты, о них сообщали в средствах массовой информации.
Повсеместно разворачивалось социалистическое соревнование между предприятиями, городами и даже республиками. Еще в августе 1929 г. луганские паровоз строители вызвали на соревнование по досрочному выполнению первой пятилетки рабочих Москвы. Они же предложили лозунг «Пятилетку - в четыре года!».
В годы второй пятилетки (1932-1937) ведется строительство заводов- гигантов: тяжелого машиностроения в Краматорске (1933), металлургического завода «Азовсталь» в г. Мариуполь (1934), зуевская электростанция (1931), Кураховская и Краматорская электростанции.
Развивается легкая и пищевая промышленность. Строятся новые шахты, продолжается развитие промышленного сектора, создан завод металлоконструкций, возводятся обогатительные фабрики.
1936 год. Уже работает 45 предприятий в крупной промышленности. В годы второй пятилетки Донбасс стал родиной стахановского движения, основанного на применении в промышленности и на транспорте новых методов организации труда. В ночь с 30 на 31 августа 1935 г. забойщик шахты «Центральная-Ирмино» (город Кадиевка Луганской области) А. Г. Стаханов, работая отбойным молотком, добыл 102 тонны угля, превысив норму в 14,5 раза. Этот мировой рекорд удалось поставить благодаря тому, что Алексей Стаханов всю смену рубил уголь, не отвлекаясь на подсобные работы, которые выполняли за него крепильщики Г. Борисенко и Т. Щиголев. Вскоре рекорд Стаханова превзошли другие шахтеры: М. Дюканов, Д. Концедалов, Н. Изотов, Ф. Артюхов и десятки других.
1 февраля 1936 г. абсолютный рекорд установил забойщик горловской шахты «Кочегарка» Никита Изотов. С помощью 12 крепильщиков он нарубил за смену 607 т угля.
Движение новаторов производства распространялось и в других отраслях народного хозяйства. Так, П. Ф. Кривонос, машинист депо станции Славянск, с июня 1935 г. приступил к вождению тяжеловесных поездов, в 1,5 раза превысив существовавшую в то время техническую скорость. 6 августа он был награжден орденом Ленина. К концу сентября 1935 г. скоростное вождение поездов на Донецкой дороге освоили еще 100 машинистов и их помощников.
На селе зачинателем стахановского движения выступила женская тракторная бригада из Старобешевской МТС, руководимая Пашей Ангелиной.
У стахановского движения была и обратная сторона медали. Поскольку рекордсмены в целях увеличения норм выработки и перевыполнения плановых заданий часто нарушали технику безопасности и перенапрягали не только себя, но и механизмы, это неизбежно вело к авариям, поломке оборудования, повышению травматизма. Подобным случаям давали политическую оценку: саботаж, вредительство, диверсионная деятельность в пользу империалистических держав. Затем начинались репрессии.
Каковы же главные результаты индустриализации?
Темпы роста тяжелой промышленности в 1928-1940 гг. были в 2-3 раза выше, чем за тринадцать лет развития царской России перед Первой мировой войной. По абсолютным объемам промышленного производства в конце 30-х годов СССР вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. – пятое место). Сократилось отставание от развитых стран по производству промышленной продукции на душу населения. Если в 1918-1929 гг. среднегодовой темп роста промышленной продукции составлял 6,9%, то в 1930-1940 гг. - 16,5%. Объемы продукции машиностроения и металлообработки за годы первой и второй пятилеток выросли в 12 раз.
Численность рабочего класса возросла в 2,7 раза и к 1940 г. достигла 8,3 млн. человек. Еще в период первой пятилетки была ликвидирована безработица: в 1930 г. в СССР была закрыта последняя биржа труда. Занятость (в полных ставках) увеличилась с одной трети населения в 1928 году до 45 % в 1940 году, что обеспечило около половины роста ВНП. За период 1928—1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн. специалистов.
Наконец, важнейшим результатом индустриализации было преодоление качественного отставания советской промышленности. В 30-е годы Советский Союз стал одной из 3-4 стран, способных производить любой вид промышленной продукции. Были освоены многие новые технологии. Был налажен выпуск синтетического каучука, мотоциклов, наручных часов, фотоаппаратов, экскаваторов, высокомарочного цемента и высококачественных сортов стали. Был также заложен фундамент для советской науки, которая по отдельным направлениям со временем вышла на ведущие мировые позиции. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения армии; за время первой пятилетки оборонные расходы выросли до 10,8 % бюджета.
В результате индустриализации Советская Украина опередила по уровню развития отраслей тяжелой промышленности ряд западноевропейских стран. Она заняла 2-е место в Европе (после Германии) по выплавке чугуна, 4-е место в мире по добыче угля. По производству металла и машин Украина была впереди Франции и Италии, догоняла Англию.
Однако нельзя забывать, что цена, которую заплатил народ за форсированную индустриализацию, была слишком высока. С началом индустриализации резко снизился фонд потребления, и как следствие, уровень жизни населения. К концу 1929 г. карточная система была распространена почти на все продовольственные товары, но дефицит на пайковые товары по-прежнему остался, и для их покупки приходилось выстаивать огромные очереди. В дальнейшем уровень жизни начал улучшаться.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 567.