Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование содержательной структуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В развитии современного музея наиболее эффективным инструментом корректировки его деятельности является научно обоснованная программа его развития, оформленная в виде концепции.

Научная концепция развития музея — научное обоснование системы его целей и задач, перспективных направлений, определяющих развитие музея на конкретный период времени.

Задачей музея, обусловленной его профилем, является экспонирование музея, организация выставок, способных представить В. Высоцкого как творческого героя в хронологических пределах своего времени.

Выставочная работа — особая форма научно-экспозиционной деятельности, целью которой является популяризация жизни и творчества поэта, актера, барда посредством организации временных выставок в музее.

Научная концепция выставочной работы учитывает положения научной концепции экспозиции и вместе с научной концепцией комплектования является основным документом, определяющим данное направление — деятельности музея.

Для подбора темы нашего музея, мы рассмотрели множество вариантов. Но остановились на музее В. Высоцкого в библиотеке, т.к. мы считаем, что интерес к В. Высоцкому в обществе не утрачен, ведь связан он с яркостью его музыки, с его высокой творческой и гражданской активностью при жизни. С великолепно сыгранными ролями в кино и театре, с его многожанровой поэзией. Услышав и увидев хоть раз его творчество, невозможно забыть. Его искусство, актерские образы глубоки, убедительны и легко понятны большинству людей. Даже сейчас, став достоянием истории, он продолжает быть актуальным в качестве глашатая своей эпохи, своими произведениями возводя мост между нашим прошлым и настоящим. Музей будет интересен, особенно поклонникам творчества В. Высоцкого, он будет объединять на добровольных началах почитателей его творчества и может стать своеобразным клубом его любителей. Организация музея в массовой библиотеке связана с тем, что среди почитателей В. Высоцкого люди разных профессий и возрастных категорий. Выбор темы для музея был связан с 70-летием поэта, он призван сохранить и донести искусство В.Высоцкого новым поколениям людей, чтобы при возникновении интереса к нему, каждый человек имел возможность удовлетворить эту потребность.

Мы провели два пилотажных исследования на базе библиотеки филиала № 13, где имеется музей. В нем приняли участие все сотрудники библиотеки — 5 человек (100 %). А так же мы опросили некоторых посетителей библиотеки — 20 человек (100 %). Посредством опроса мы определили тип, профиль и направление деятельности музея. Исследование среди библиотекарей показало следующие результаты: в данной библиотеке, в которой мы проводили социологическое исследование, ответы сотрудников библиотеки были отличны друг от друга, но трое из пяти библиотекарей, ответили, что хотели бы, чтобы профиль музея был литературным.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. На сегодняшний день существуют такие новообразования в библиотеках, как мини-музеи, как вы относитесь к этому новшеству?

2. Существует, много профилей музеев, каким на ваш взгляд должен быть профиль музея в библиотеке?

3. Музеи делятся на три типа, выберите один из типов музея, который наиболее вам привлекателен и каким, по вашему мнению, должен быть музей при библиотеке?

4. На какую возрастную категорию, по-вашему, должен быть ориентирован музей при библиотеке?

5. Очень много развивается форм работ в музеях, как вы считаете, какие из них вызвали бы наибольший интерес читателей библиотеки?

На первый вопрос все библиотекари (100 %) ответили положительно, т.к. в этой библиотеке имеется музей.

По второму вопросу 60 % респондентов отдали предпочтение литературному профилю музея. По 20 % респондентов предпочли бы художественный и исторический профили.

На вопрос о типах музеев мнения разделились между научно-просветительским (40 %) и научно-исследовательским типом (40 %). Один человек выбрал учебный тип (20 %).

В четвёртом вопросе предлагалось определить желаемую возрастную категорию посетителей музея. 60 % человек считают, что музей должен быть ориентирован на старших школьников и студентов. Один респондент (20 %) посчитал приемлемой категорию людей среднего возраста. Последний респондент (20 %) ответил, что музей, располагающийся в их библиотеке, рассчитан на посетителей разного возраста.

В последнем вопросе мы предложили высказаться о наиболее популярных на взгляд сотрудников формах работ с посетителями музея. Большинство ответивших выбрали экскурсию (80 %). Вторыми по популярности были ответы литературно-музыкальные вечера и выставки (60 %). По два ответа (40 %) пришлось на тематические вечера, театрализованные представления и праздники. Один человек (20 %) отметил такую форму работы, как фестиваль.

Но эта анкета, для сотрудников библиотеки не совсем полностью раскрыла суть нашего исследования. И по совету научного руководителя мы опросили читателей.

По результатам опросов читателей библиотеки, мы выяснили, что люди среднего возраста 40—60 лет (50 %) мужчины и женщины хорошо знакомы с творчеством В. С. Высоцкого и охотно посетили бы музей, посвященный ему. 20 % человек увлекаются или увлекались его творчеством. Особенно интересуются его деятельностью мужчины.

Остальные 50 % человек — это молодежь 18—25 лет, мужчины и женщины. Из них 30 % человек интересуются, но плохо знакомы с творчеством В. Высоцкого. 10 % молодых человек хорошо знакомы с его творчеством и были бы очень рады открытию музея им. Высоцкого в библиотеке. Еще 10 % (2 девушки) совершенно не знакомы с деятельностью Высоцкого, но нейтрально относятся к открытию музея.

Из всех 100 % человек, у 75 % есть знакомые, которые увлекаются Высоцким, а у 25 % совсем нет таких знакомых.

Все 100 % человек, по результатам опроса в свободное время читают интересные книги, но из них 80 % еще смотрят телевизор или играют на компьютере. Но то, что все респонденты читают в свободное время, говорит о том, что роль книг в наше время совсем не теряется.

Наш музей может способствовать повышению интереса к книгам Высоцкого и о нём. В экспозицию музея мы планируем включить переписку и встречи с современниками, друзьями и родными В. Высоцкого, а так же устраивать экспозиции, посвященные данным лицам.

Комплектование музея будет осуществляться на основе имеющихся в базовой библиотеке печатных изданий о В. Высоцком, аудио- и видеозаписей его выступлений, а так же добровольных пожертвований документов и предметов, связанных с Высоцким.

Собирать крайне редкие экспонаты, связанные с ним и его именем, такие как, наборы фотооткрыток, почтовые открытки, возможно марки, значки и медали с изображением Высоцкого, календари, афиши выступлений Высоцкого, афиши мероприятий, посвящённых Высоцкому, программки спектаклей, плакаты. В экспозицию будут входить и такие предметы, как пять матрёшек, изображающих Высоцкого, майки, переводные картинки на бумагу и на ткань, портреты Высоцкого были и на зонтах, и это интересный экспонат для нашего музея, ручки и папки с его профилем, сборник крылатых фраз.

По опыту рассмотренных нами музеев в библиотеках — комнаты-музея им. Ф. Шафигуллина, музея романа Каверина «Два капитана», мини-музея Г. Зайнашевой — можно прямо судить о том, что музеи в библиотеках актуальны, хоть и малоразвиты. Эти музеи делают библиотеки интереснее, посещаемее. Но так как музеи при библиотеках — это учреждения культуры нового типа, их пока не много. Мало и музеев В. Высоцкого, при том, что людей, интересующихся им и желающих знать о нём много, поэтому мы и решили создать музей на базе массовой библиотеки, чтобы все желающие могли беспрепятственно ознакомиться с его экспозицией.

Работа музея должна способствовать эстетическому воспитанию публики, а так же помогать глубокому и всестороннему изучению творческого наследия и современного искусства.

Основные задачи работы музея:

- дополнение постоянной экспозиции вещами, связанными с В.Высоцким.

- широкое ознакомление зрителя с научно — исследовательской и собирательской деятельности.

- ознакомление зрителя с собраниями других музеев В.Высоцкого.

Структура музея: фондовые, экспозиционные, выставочные, научные отделы, организационно-хозяйственная служба и др.:

1. В основу выставочной деятельности Музея положен принцип разработки и последовательной реализации долгосрочных выставочных программ, неразрывно связанных с приоритетами комплектования собрания музея и направлениями его научно-исследовательской деятельности, что позволяет осуществить четкое планирование работы на длительный период времени.

2. Приоритетом для музея является подготовка и реализация долгосрочных программ, с определенной периодичностью демонстрирующих те или иные явления творческой жизни В. Высоцкого, освещающие его научно — собирательскую и научно — исследовательскую деятельность.

3. Среди выставочных приоритетов в музее выделим следующие направления:

- крупные общемузейные выставки, являющие итогом научных исследований коллектива музея в определенной области деятельности В.Высоцкого.

- крупные юбилейные выставки, посвященные юбилейным датам В.Высоцкого.

- выставки новых поступлений, подводящие итоги определенного этапа собирательской деятельности музея.

-выставки личных коллекций, отображающие работу музея с частными коллекционерами и вводящие в научный оборот хранящиеся в частных собраниях предметы быта и деятельности В. Высоцкого.

4. Состав экспонатов определяется концепцией и типом выставки музея.

5. Основу фондовых выставок составляют подлинные памятники, хранящиеся в музее, состав которых определен научной концепцией комплектования.

6. Музейная экспозиция, должна строиться по единому принципу. В зависимости от типа выставки используется определенный метод показа экспонатов (систематический, хронологический, проблемный, ансамблевый, образный). Выбор метода показа может расширяться в связи с развитием теории экспонирования.

7. Выставки должны отличаться высоким художественным уровнем, обеспечивать комфортное восприятие и полную сохранность экспонатов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музей — это учреждение, занимающееся комплектованием, хранением, изучение произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев. Фактором первостепенной важности, как в рождении музея, так и в процессе его эволюции являются определения его места в обществе и культуре.

В современном виде, музей — достаточно молодой социокультурный институт, и познание его, по сути, приходится на сравнительно небольшой промежуток времени новейшей истории. Это связано с появлением музееведения как науки.

Однако в широком понимании музей существовал и ранее, являясь предметом философского, научного, художественного, исторического, политического и бытового осознания. Его смысл и явления, им обозначаемые, имели разную окраску в отдельные исторические периоды, в различных общественных формациях. На процессы развития музея влияли перемены происходившие в сфере общественной и культурной жизни: изменения целей и идеалов, развития социальных групп, экономическая ситуация в той или иной стране и т. д. Иными словами музеи создавались для решения задач, определяемых потребностями общества, а затем трансформировались, откликаясь на новые требования.

При библиотеках возможно открытие музеев, но только там, где существуют функциональные музейные задачи и возможности. Отсутствие системы фондохранения музейных предметов и их регистрации, приводят к исчезновению памятников истории и культуры из музейного оборота, а так же к злоупотреблениям и кражам. Однако библиотечные работники умело используют самые разнообразные формы просветительной работы с посетителями. Создают особый психологический климат, что дает возможность создать оптимальную модель общественного музея, а музейную деятельность сделать приоритетной для всех, кому дорого национальное достояние, памятники истории и культуры нашей страны.

При написании дипломной работы нами была поставлена цель по разработке концепции музея им. В. Высоцкого, для этого была разработана гипотеза, предполагающая, что музей будет гораздо эффективнее работать, отталкиваясь от разработанной концепции.

Модель нашей концепции прошла экспертную оценку, и эксперты отметили как положительные стороны, так и недостатки.

По предложенным замечаниям и предложениям модель нашей концепции была доработана.

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Библиотеки, архивы, музеи: понятийный ряд // Библиотековедение. — 2000. — № 3. — С. 16—22.

2. Бикбулатова, И. Музей Зайнашевой // Известия Татарстана. — 2006. — № 49. — С. 6.

3. Богомолова, С. Музеефикация библиотек, как тенденция библиотечной специализации [Пушкинская библиотека музей ЦБС Белгорода] // Аргументы и факты. — 2004. — № 4. — С. 13—15.

4. Большая советская энциклопедия. — Т. 5. — С. 547.

5. Большая советская энциклопедия. — Т. 13. — С. 94.

6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Принт, 2002. — 1456 с.

7. Вертинский, Н. Задачи массовой работы музеев // Советский музей. — 1938. — № 6. — С. 20.

8. Вестник СПбГУКИ: рос.-нем. семинар. Музей как цент сохранения культурного наследия // Научный журнал. — 2005. — № 1 (3) дек. — 163 с.

9. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея революции. — М., 1992. — С. 9.

10. Гуральник, Ю.У. Каким быть музею будущего? (Опыт социологического анализа) // На пути к музею XXI века. Музееведение: сб. науч. тр. М.: НИИК, 1989. — С. 139.

11. Гусева, Е. Компьютер не заменит музей / Е. Гусева, Д. Рахимова // Библиотека. — 2002. — № 12. — С. 46—47.

12. Комната-музей при библиотеке: создание комнаты-музея татарского писателя Фаиля Шафигуллина при национально-краеведческой библиотеке-филиале № 42 Зеленодольской ЦБС Республики Татарстан (из опыта работы) // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия: библиотеки-музеи. Вып. 5. — Новоуральск, 2001. — С. 4—16.

13. Комсомольская правда. — 2010. — 22—29 июля (№ 29) — С. 8—9.

14. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.

15. Круглова, Т. Э. Создание на базе областной детской библиотеки г. Пскова музея романа В.А. Каверина «Два капитана» // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия: библиотеки-музеи. Вып. 5. — Новоуральск, 2001. — С. 25—30.

16. Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования: программа спецкурса для студентов библ.-информ. ф-та / КГАКИ; сост. Т.В. Абалимова. — Казань, 1998. — 30 с.

17. Ладуренко, Т. Все они немножечко музеи / Т. Ладуренко // Библиополе. — 2002. — № 3. — С. 15—18.

18. Матлина, С.В какую сторону направлен вектор обновления? (музей в библиотеках) / С. Матлина // Библиотека. — 2000. — № 9. — С. 27—29.

19. Музей в библиотеке посвящённой 100-летию со дня рождения Леонида Владимировича Дьяконова: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Киров, 2008. — С. 42.

20. Музей в библиотеке: программ.-метод. материалы курса / ИДПО; сост. Т.В. Абалимова. — 2-е изд., доп. — Казань, 2005. — 40 с.

21. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство // Труды ГИМ. — Вып. 104. — М., 1999. — 200 с.

22. Музейное дело России / под ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А Сундиевой. — 2-е изд. — М.: ВК, 2005. — 614 с.

23. Нечаева, В. Музеи литературные // Литературная энциклопедия. В 11 т. — М.: Литературная энциклопедия, 1929—1939. — Т. 7., 1934. — С. 523—525.

24. Петрова, Л.А. Напиши… биографию вещей / Л.А. Петрова // Библиотека. — 2004. — № 10. — С. 6—8.

25. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.

26. Свиридова, Н. Музей реальный и виртуальный / Н. Свиридова // Библиотека. — 2006. — № 3. — С. 12—15.

27. Старикова, Ю.А. Музееведение: конспект лекций. — М: Приориздат, 2006. — 128 с.

28. Тверская, Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 1992. — С. 68.

29. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005. — 184 с.

30. Чаликова, Д. Музей в библиотеке // Встреча /КПР/. — 2005. — № 12. — С. 40—42.

31. Шамсутдинова, Д.В. Информационно-образовательная деятельность музеев: учеб.-метод. пособие. — Казань: Медицина, 2001. — 68с.

32. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела. Теория и практическое пособие. — М.: Высшая школа. 2005. — 182 с.

33. Юренева, Т.Ю. Музееведение: музей как социокультурный институт. — М., 2003.

34. Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сэм_Брук. — Загл. с экрана.

35. Альпинистско-охотничий музей им. В. Высоцкого [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/prielbrus/42.php. — Загл. с экрана.

36. В Краснодаре открыт музей Высоцкого [Электронный ресурс] / Портал южного региона. — Режим доступа: http://www.yuga.ru/news/53621/. — Загл. с экрана.

37. История создания музея [Электронный ресурс] / Музеи Самары. — Режим доступа: http://museum-samara.ru/index.php?categoryid=20. — Загл. с экрана.

38. Зачем Высоцкий расстраивал свою гитару [Электронный ресурс] / Казанские ведомости. — Режим доступа: http://www.kazved.ru/article/28673.aspx. — Загл. с экрана.

39. Владимир Высоцкий и Набережные Челны [Электронный ресурс] / Литературно – краеведческий музей Набережных челнов. — Режим доступа: http://museumchelnu.ucoz.ru/publ/istorija_muzeja/vladimir_vysockij_i_naberezhnye_chelny/2-1-0-1. — Загл. с экрана.

40. Владимир Высоцкий и Марина Влади — история любви [Электронный ресурс] / Женский информационно-познавательный портал. — Режим доступа: http://www.allwomens.ru/5322-vladimir-vysockij-i-marina-vladi-istoriya-lyubvi.html. — Загл. с экрана.

41. Почему именно в Кошалине? [Электронный ресурс] / Польский музей Владимира Высоцкого в Кошалине. — Режим доступа: http://www.wysotsky.com/koszalin/10-1049.htm. — Загл. с экрана.

42. В Шымкенте восстановили уникальную фонограмму Высоцкого [Электронный ресурс] / Комсомольская правда. — Режим доступа: http://www.kp.kz/node/4772. — Загл. с экрана.

43. Владимир Высоцкий в предметах коллекционирования [Электронный ресурс] / Владимир Высоцкий. — Режим доступа: http://www.vysockii.ru/stati/vladimir-vysockij-v-predmetax-kollekcionirovaniya/. — Загл. с экрана.

44. В. Высоцкий и его песни [Электронный ресурс] / База данных ФОМ. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/az/%E4/cultural_workers/dd042928/. — Загл. с экрана.

45. Высоцкий и Таривердиев [Электронный ресурс] / Владимир Высоцкий. — Режим доступа: http://www.vysockii.ru/stati/vysockij-i-tariverdiev/. — Загл. с экрана.

46. Из воспоминаний Вадима Туманова [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://www.kulichki.com/vv/ovys/people/tumanov.html. — Загл. с экрана.

47. Сергей Безруков сыграет Высоцкого [Электронный ресурс] / Фокус. — Режим доступа: http://www.focus.ua/culture/103777. — Загл. с экрана.

48. Технология [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология_. — Загл. с экрана.

49. Сайт [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Website. — Загл. с экрана.

50. Дом Гоголя [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://www.domgogolya.ru/. — Загл. с экрана.

51. Научная концепция [Электронный ресурс] / Государственный литературный музей. — Режим доступа: http://www.goslitmuz.ru/en/science/item/42--. — Загл. с экрана.

52. Деятельность информационная [Электронный ресурс] / Словарь бизнес терминов. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/3555. — Загл. с экрана.

53. Научная, научно исследовательская деятельность [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь экономики и права. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/8677. — Загл. с экрана.

54. Высоцкий, Владимир Семенович [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий_В. — Загл. с экрана.

 


Приложение 1.


Анкета

Дата: 2019-12-10, просмотров: 199.