Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переход в новое тысячелетие для многих публичных библиотек стал переходом и в качественно новое состояние, для которого характерны не только расширение содержания деятельности и традиционных функций, но и изменение их социально-культурной роли. Порою, сама жизнь создает новую модель библиотеки, определяет ее место в обществе и предназначение. Таким феноменом уходящего столетия явились музеи в библиотеках. Особое место среди всех библиотек занимают библиотеки-музеи (или библиотеки, в чью структуру входит музей). Библиотеки-музеи бывают разные. Условно их можно разделить на литературные и историко-краеведческие. Сейчас уже определение больших музейных коллекций, организованных при библиотеках имеет понятие «мини-музей», которое было признано с одобрением всеми библиотекарями республики Татарстан. Создание «мини-музеев» считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в данном населенном пункте, так и в масштабах района.

Можно ли назвать появление музеев в библиотеках инновацией? И да, и нет. В инноватике хорошо известна формула, согласно которой категорию новизны характеризуют не столько временные, сколько качественные изменения.[19]

Появление музеев в библиотеках событие не случайное. Создание музея — всегда начало большой работы.

Несмотря на финансовые проблемы, библиотеки стремятся широко использовать современные технологии, способствующие повышению творческого потенциала читателей. Библиотечные работники края наряду с подготовкой различного рода программ стали разрабатывать такие формы обслуживания, которые могли бы не только усилить общественную значимость библиотек, но и привлечь внимание «власть предержащих».

Музей как инновационная форма — это более высокий, во многом профессиональный подход в устройстве экспозиции — в нём достаточно большое собрание материалов. Всё это позволяет более конкретно, на примерах вести просветительскую деятельность.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту, и определять перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе.

Музей будет служить не только источником привлечения новых слоев, выявляя уникальность библиотек, но и формировать новую мотивацию традиционных посетителей.

Если библиотека располагает достаточным помещением, библиотекарь увлечен краеведением, если музейная функция не будет преобладать над основной функцией библиотек — информационной, то музеи имеют полное право на существование.

Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов:

I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, — нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

II этап — осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании.

III этап — осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.

Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной деятельности и практической, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию.

Сравним функции музея в библиотеке и самостоятельного музея.

Таблица 1. Сравнительный анализ функций самостоятельного музея и музея в библиотеке

Музей Музей в библиотеке
Сбор материалов Хранение фондов Научно-исследовательская работа Научно-фондовая работа Комплектование музейных фондов Учетная деятельность Экспонирование Реставрация Просветительная деятельность Издательская деятельность Методическая работа Культурно-образовательная д-ть Сбор материалов Хранение фондов Исследовательская работа Учетная деятельность Комплектование музейных фондов Экспонирование Культурно-просветительная деятельность Издательская деятельность Методическая работа  

 

Литературные музеи можно условно разделить на следующие:

■музей писателя;

■музей книги;

■музей литературного персонажа;

■музей литературного жанра.

Итак, рассмотрим деятельность данного жанра музеев на примере деятельности некоторых конкретных музеев.

Например, Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, — единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт единственный в России музей великого классика и действует научная библиотека.

Музейное пространство охватывает всё здание со всеми его помещениями, но основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Н.В. Гоголю.

Фонд музея содержит уникальные коллекции: изобразительные материалы, редкие книги и документы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки. В коллекции изобразительных материалов есть редкие и малоизвестные портреты Н.В. Гоголя, а в собрании редких книг и документов можно назвать, прежде всего, рукопись — список «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя (1853), прижизненные издания «Арабесок» (1835), «Мёртвых душ» (1846), «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847).

Экспозиция рассчитана на самые разные категории посетителей: специалистов-филологов, творческих работников, студентов, школьников и пенсионеров. На базе музея для всех желающих проводятся экскурсии и лекции. Для иностранных гостей разработан аудиогид на четырёх языках.

Научная работа Дома Н.В. Гоголя включает в себя проведение ежегодных международных Гоголевских Чтений, изучение источников о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, а также музейных реликвий, исследовательские экспедиции и методические разработки. Результаты научных исследований публикуются в виде печатных изданий.

Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание населения в полном объёме. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального отдела, читального зала, абонемента и справочно-библиографического отдела. В читальном зале можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в Интернете. Обширный и разнообразный фонд абонемента традиционно предоставляет книги для чтения на дом. Специалисты справочно-библиографического отдела помогают осуществлять поиск изданий по каталогам и картотекам.

Местоположение Дома Н.В. Гоголя уже много лет привлекает студентов близко расположенных учебных заведений: Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Высшего музыкального училища при МГК, РАМ им. Гнесиных, РАТИ. Фонды библиотеки-музея позволяют пользоваться ею как учебной. Нотно-музыкальный отдел был и остаётся очень популярным среди учащейся молодежи, которая приходит сюда целыми группами. Особенно много студентов занимается здесь после лекций. В среднем каждый день особняк на Никитском бульваре посещают более 400 студентов.

В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: встречи в рамках Литературно-музыкальной гостиной, проекты цикла «Усадебный театр», календарные праздники, концертные программы, конференции, лекции и семинары.[50]

Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» в г. Псков собрал большой экспозиционный материал:

■Письма В.А. Каверина

■Документы из семейного архива Кавериных

■Книги морской тематики

■Картины художников-маринистов

■Переписка с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков», записи встреч клуба с моряками и исследователями.

Музей расширяет международные связи, влияет на социокультурную среду города, интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями, например к профессии спасателей.

В музее создан попечительский совет, состоящий из:

■Комитета по культуре Псковской области;

■Еврейского культурного общества, Псковского отделения;

■Псковского фонда культуры.

Создана база информационного обеспечения музея с помощью PR-кампании, разработана деятельность музея: экскурсионное сопровождение на трех языках; сбор дополнительного материала для фонда; разработан экскурсионный маршрут по городу, создана презентация музея; организована коммуникативная среда клуба на основе музея; и установлены партнерские связи с другими регионами, имеющими литературные музеи. Все это делается с помощью работников библиотеки.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.