Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства.[48]

В классификацию музейных технологий входят:

- Организация музейного фонда и его учет;

- Экспозиционно – выставочная деятельность:

- Культурно-образовательная деятельность;

- Информационная деятельность:

- Научная, научно-исследовательская деятельность;

- Музейный посетитель;

- Музейные кадры;

- Уставные документы;

- Профиль музея;

- Музейно-педагогическая программа;

Выделим сходства и различия музейных и библиотечных технологий.

Таблица 1. Сравнительный анализ технологий самостоятельного музея и библиотеки

Музей Библиотека
Сбор материалов Хранение фонда Обслуживание посетителей Просветительная деятельность Научно-исследовательская работа Научно-фондовая работа Комплектование музейных фондов Учетная деятельность Экспонирование Реставрация Методическая работа Культурно-образовательная деятельность Издательская деятельность Сбор материалов Хранение фонда Обслуживание читателей Научная обработка и организация каталогов Комплектование фондов Учетная деятельность Справочно-библиографическая деятельность Научно-методическая деятельность Культурно-образовательная деятельность

 

Технологии музеев и библиотек схожи, хотя в музейных технологиях есть заметные дополнения. Проанализируем же выше перечисленные музейные технологии.

Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами.

Содержание фондов должно соответствовать профилю музея. В основе работы музея находится собрание музейных предметов, которые концентрируются в фондах музея, поэтому от их функционирования зависит вся его работа. Входящие в фонды музея предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении. Термин «музейный предмет» был сформулирован и введен в употребление в научных кругах в 1930-х гг. исследователем Н. М. Дружининым.

Музейный предмет — извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. М. п. является носителем социокультурной и естественнонаучной информации — аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния.[27]

Несмотря на зависимость содержания фондов музея от его профиля, в каждом музее оно индивидуально. Это обусловлено сущностью музейного документирования и воплощается в конкретных предметах. Например, в фонды исторических отделов разных краеведческих музеев входят идентичные музейные предметы, имеющие общеисторическое значение. Однако предметы, документирующие исторический процесс, характерный именно для данной территории, будут иметь свои особенности.

Фонд музея при библиотеке включает в себя предметы, в основном относящиеся к объекту исследования данного музея. Объект исследования или тема музея может быть разной. Музеи в библиотеках могут работать над созданием экспозиции музея посвященного какому-либо определенному человеку — писателю, поэту, артисту данного края. Фонд музея будет содержать:

книги, сборники стихов и рассказов данного автора; фотографии или портретные картины; какие-либо личные вещи; статьи об авторе из журналов и газет; награды

Музей в библиотеке может быть посвящен, какому-либо городу, который во время войны пережил блокаду. Фонд этого музея будет включать:

книги; журналы и газеты того времени; открытки; плакаты; пластинки; предметы быта блокадной поры

Если же это музей в детской библиотеке, он должен иметь определенную тематику. Будет ли он краеведческий, литературный, персональный бытовой, художественный или какой-либо другой.

В фонд музея детской библиотеки будут входить: детские книги; журналы и газеты; фотографии; видео- и аудиокассеты; диафильмы; рисунки; игрушки

Все эти музеи в библиотеках находятся непосредственно рядом с посетителями. Посетители — мало изученная сфера деятельности музея. Представляют собой определенные социальные группы общества. Необходимо иметь точные сведения о них, сделать так, чтобы посещение музея для них было не только приятным, но и познавательным.[31] Придя в библиотеку, читатель может так же ознакомиться с фондом действующего в ней музея и повысить свой культурный уровень.

Обязательно надо изучать фонд музея: просматривая каждую, книгу, разглядывая иллюстрации.

В то же время источниками знаний не должны быть только книги: необходимо изучать художественное и историческое наследие вашего города или местности. Нельзя упускать ни малейшей возможности посещения других музеев, где бы они ни находились.

Организации фондов должны придерживаться следующих требований:

- содержать профильные музею музейные предметы;

- находящиеся в фондах музейные предметы должны соответствовать уровню развития профильной науки и музееведения;

- фонды должны постоянно, целенаправленно и непрерывно пополнять их;

- фонды должны быть научно организованы.

В деятельности конкретного музея, музейные предметы играют неодинаковую роль. Основная их часть используется самим музеем. Входящие в фонды предметы взаимосвязаны между собой общими признаками, принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, явлению, типу источников. Они могут быть родственны по материалу, устройству, теме, сюжету, по месту и времени создания, социальной среде бытования, авторской принадлежности, по отношению к определенному лицу. Связи предметов важно учитывать при научной организации фондов, т. к. ценность информации, которую несет группа взаимосвязанных предметов, выше, чем ценность простой суммы информации отдельно взятых предметов. Именно потому предметы и группируют на основе научных принципов.

Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, часто, художественный интерес, как единое целое, называется музейной коллекцией. Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна дополнять и подтверждать информацию, содержащуюся в других коллекциях. На основе музейных коллекций формируются музейные собрания.

Научная организация фондов решает две задачи. С одной стороны, она призвана зафиксировать значение предметов для науки и культуры в целом и для работы конкретного музея и определить юридическое положение предметов, с другой — создать условия, максимально способствующие формированию, хранению, исследованию, использованию предметов. Организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а так же с деятельностью самого музея, определяющая юридическое положение предметов, называется составом фондов музея. В состав коллекционного фонда входят предметы уникальные и типовые. Для науки и культуры они имеют разное значение. Поэтому их целесообразно выделить с помощью карточек в отдельные фонды.

Состав музейного фонда — специальная организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры. Состав взаимосвязан со структурой музейного фонда, которую определяют как взаимодействие определенных элементов науки и практической деятельности.[27]

При разработке структуры фондов учитываются признаки музейных предметов, которые являются основанием для разделения.

Существуют определенные правила, лежащие в основе структуры фондов:

- нельзя одновременно разделить предметы на стеклянные и зеленые;

- подразделяя предметы по типам источников, нельзя отнести чашку с портретным изображением одновременно к вещественным и к изобразительным источникам, — надо выбрать или прикладное искусство, или мемориальное значение;

- при разделении музейных предметов, относящихся к категории «оружие», можно выделить «холодное оружие» и «огнестрельное», а не конкретные его разновидности.

Работа с фондами ведется всеми научными отделами музея, поэтому важно определить, что такое собственно фондовая работа. Ее цель — создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных предметов, проведение исследований в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики фондовой работы.

Работа по сохранению музейных предметов заключается, прежде всего:

- в отборе из окружающей среды предметов музейного значения;

- в комплектовании на их основе фондов.

При комплектовании музейных фондов используется определенная научная концепция:

1. Общие положения, характеризующие политику комплектования с учетом профиля музея, его идеологией, сформулированной в научной концепции музея и других особенностей. Разграничение обязанностей между соответствующими структурами музея и библиотеки.

2. Объекты комплектования. Принципы комплектования и отбора документов в музейный фонд, источники и способы комплектования.

3. Учет документов, их изучение и научное описание, компьютеризация этих процессов.

4. Хранение фондовых материалов.

5. Подготовка экспонатов к использованию в различных видах музейной деятельности.

6. Планирование и организация поисковой и собирательской работы.[16]

Научно — фондовая работа включает в себя:

• комплектование музейных фондов, которое включает: атрибуцию — определение физических свойств, функций, историю происхождения музейных предметов; классификацию и систематизацию — разделение музейных предметов на типы, виды, группы в соответствии с их свойствами; интерпретацию.

• учетную деятельность, цель которой обеспечение юридической охраны фондам и определение музейных прав на музейные предметы. В результате создаются: журнал учета; картотека; систематизированная структура основного фонда.

• деятельность по созданию условий хранения, которая предполагает изучение физико-химических свойств музейных предметов и создание благоприятных условий для них. Основные режимы хранения фондов: температурно-влажностный; световой; защиты от загрязнителей воздуха, которые приводят к разрушению предмета; биологический; защиты от механических повреждений; безопасности в случае возникновения экстремальных ситуаций.

• научная обработка фонда музея[27]

Для обеспечения сохранности приобретенных предметов в специальных документах фиксируется их принадлежность к частной собственности, т. е. осуществляется их юридическая охрана — учет фондов. Учет фондов проводится на основе дальнейшего изучения предметов, т. к. соотнести запись в учетных документах с конкретным предметом можно только с помощью научных данных. Эти данные, зафиксированные в учетных документах, так же юридически сохраняются. Научно — вспомогательные материалы охраняются по особым правилам.

Направление фондовой работы, целью которой является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные, в результате изучения предметов, научные данные о них, называется учетом музейных фондов, а складывающаяся в процессе учета музейных фондов документация — учетной документацией.

Учет музейных фондов — деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею, а так же гарантирования юридических прав на них. Кроме того, учет необходим для юридического оформления положения предмета в фондах музея: его принадлежности к музейным предметам или научно — вспомогательным материалам, фиксации предметов за определенными научными сотрудниками музея — материально ответственными хранителями. Важно подчеркнуть значение учета предметов для оформления перемещения предметов внутри и вне музея, а так же возможности, которую он дает для быстрого получения сведений о наличии и местонахождении того или иного предмета.

Реставрация — восстановление облика предмета максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

Работа по консервации и реставрации очень ответственна. Ошибочно поставленный «диагноз», неправильные методы устранения повреждений могут привести к гибели музейного предмета. Применение новых средств и методов консервации и реставрации требует большой осторожности и тщательной экспериментальной проверки.[27]

В экспозиционно выставочную деятельность входят: музейная экспозиция, музейные выставки.

Музейная экспозиция — визитная карточка любого музея.

Экспонирование — создание различных выставок и экспозиций, информационное сопровождение организации выставок и тематических экспозиций, рекламных и других мероприятий музея.

Библиотекарь искренне любящий свое дело, без труда сумеет соединить книги и экспонаты, которые давно соседствуют на выставках и воплотить в жизнь идею создания мини-музея при библиотеке.

Музейная экспозиция является научно-организованной совокупностью предметов, но совершенно иной, нежели музейное собрание или коллекция, которая определяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественное решение.

Музейные предметы, организованные в определенном логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо, для того чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей музея эмоционально.

Часто экспозиция представляет одно целое из археологических экспонатов, исторических экспонатов, культурных ценностей. Все они в совокупности отражают конкретный исторический процесс. В результате углубляется восприятие искусства, понимание философских, религиозных, политических и этических воззрений какого-либо народа.

Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним относятся:

• принцип идейности или принцип соответствия экспозиции, определенной музейными специалистами-авторами экспозиции, идеи;

• принцип предметности, которая исходит из предметной сущности экспозиции любого музея, поскольку музейный экспонат является как доказательством фактов развития природы и общества, так и носителем эмоционально окрашенной информации;

• принцип доходчивости и универсальности, т. е. принцип построения экспозиции с учетом восприятия ее различными группами посетителей.

Среди библиотечных форм работы наиболее популярными являются выставки: видимо, они от части заменяют музейную экспозицию, которую молодежь выбирает, как наиболее действенный метод приобщения к прекрасному.

Музейная выставка — публичная демонстрация достижений в области материальной и духовной человеческой деятельности.[5]

Если для полноценной экспозиции материалов не достаточно, оптимальным вариантом может стать виртуальный музей. Виртуальный музей позволяет представить разнообразные варианты экспозиции, удобен для подготовки печатной продукции. Таким образом, удастся сочетать привычные традиционно библиотечные организации, с возможностями современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Формы, выполняющиеся в рамках виртуального музея:

- Библиотечные: книжные выставки остаются одним из самых важных видов указательной деятельности.

- Музейные: подобно музейной работе библиотекари занимаются сбором и изучением информации.

- Клубные формы.

- Учебные: регулярно в музее высококвалифицированными профессионалами должны проводиться мастер - классы на разные темы.

Помимо постоянных, музей создает и временные экспозиции — музейные выставки. Выставки стационарные и передвижные, посвященные актуальным вопросам современности — значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, интересным событиям прошлого и настоящего. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций, оперативно вводят в оборот научные достижения музея и его библиотеки.

Музейные выставки значительно повышают образовательно-воспитательную роль библиотек и музеев при них, резко увеличивают количество посетителей. Организация выставки — комплексная работа людей различных специальностей: музееведов, психологов, дизайнеров, архитекторов, художников — специалистов, которые применяют свои знания, чтобы экспозиция раскрывала обозначенные, в основной научной концепции проблемы, а так же отвечала современным запросам посетителей.

Принципы расположения музейных предметов не сводятся к чисто декоративному их размещению, они возникают, как эстетическое выражение определенной темы, где продумано каждое сопоставление, аналогия.

Коллекции музеев собираются, сохраняются и демонстрируются не ради них самих, они рассчитаны на зрителя и должны исходить из его интересов. Времена меняются, меняется и зритель. Модернизация экспозиций — это их реконструкция или полная замена. Задача состоит в осмыслении и определении необходимости перестраивать частично или полностью устаревшие экспозиции. Некоторые экспозиции прошлого, интересны тем, что они сами являются экспонатами, свидетелями конкретных исторических событий, и могут передавать информацию и о своих создателях, и об эпохе, в которой те жили.

В экспозиционно-выставочной деятельности используется научная концепция, структура:

1. Общие положения. Идеология экспозиции. Профиль музея и экспозиция. Роль и место музея в социокультурной ситуации региона Уровень науки о писателе.

2. Музейная коммуникация: экспозиция — исследователь — экспозиционер — музейный педагог — посетитель музея.

3. Виды экспозиции. Особенности литературной экспозиции.

4. Виды экспозиционных материалов. Критерии отбора музейных предметов для экспонирования.

5. Структура экспозиции. Способы организации экспонатов в музейном пространстве.

6. Тематико-экспозиционный план. Этапы проектирования экспозиции.

7. Архитектурно-художественное решение экспозиции.

8. Выставочная деятельность музея: типология временных выставок; принципы организации; формы, методы и приемы показа; отбор экспонатов; основные этапы научной и художественной подготовки выставок. Координация выставочной деятельности с другими подразделениями (филиалами) ЦБС.

9. Оборудование для экспозиционной и выставочной деятельности.

10. Условия сохранности музейных предметов в экспозиции и на временных выставках.

11. Документы, регламентирующие передачу музейных предметов из фондов для показа в экспозиции и на временных выставках.[16]

Культурно-образовательная деятельность — это понятие появилось на рубеже 1980—90-х гг. на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию, когда происходит переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода и складывается образовательная модель музея. Музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны к традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея. Значение клубных форм музейной работы, превращающих музей в центры общения, возрастает в современной ситуации господства новых информационных технологий в постиндустриальном обществе. Люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в реальном пространстве музея.[26]

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.) Образовательные программы учитывают специфику конкретного музея и особенности его музейного собрания.

Современная образовательная ситуация в музее требует от посетителя достаточной активности в овладении им ценностным потенциалом, заложенным в музейных предметах. Большое внимание уделяется развитию воображения и чувств, путем применения нестандартных решений в построении экспозиции и формах работы с посетителем. Главная цель образовательного процесса в музее — включение индивида в единое историко-культурное пространство. Для достижения этой цели необходимо решить ряд таких задач, как формирование ценностного отношения к предметной стороне действительности, развитие ассоциативного воображения, способности к самостоятельному суждению, творческой деятельности и самоанализу, внутреннее стремление к межкультурному диалогу. Эти задачи реализуются только в специфически организованном музейном образовательном процессе.

Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов:

I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, — нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

II этап — осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании.

III этап — осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.

Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной и практической деятельности, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию.

Сегодня все музеи библиотеки России понимают необходимость внедрения новейших компьютерных технологий в повседневную практику. В последние годы в библиотеках и музеях развивается компьютеризация и PR.

Основная проблема на пути компьютеризации музейных библиотек — проблема выбора авторитетного, перспективного программного обеспечения.Библиотекарям в этой работе нужен компетентный, профессиональный совет и помощь.

Для возможности эффективного существования подобного информационного взаимодействия необходимо задействовать удобную для этого среду (Интернет) и создать комплексную программу компьютеризации библиотек музеев России.

Отделы компьютеризации музеев, как известно, сосредоточены на музейных фондах.

Сегодня, как правило, библиотеки приспосабливаются к программам, которые им предлагают. Но в идеале мы должны стремиться, чтобы программа могла реализовывать любые библиотечно-библиографические задачи независимо от их специфики в отдельных библиотеках. Поэтому нам важно получить от библиотек — потенциальных пользователей программ, информацию о том, что бы они хотели получить от внедрения компьютера. Но, даже не смотря на активное внедрение в процесс образования компьютерных технологий, молодежь считает, что общение с произведениями искусства через компьютер не заменит посещение музеев, галерей, концертных залов.[26]

В настоящее время формируется новая образовательная концепция отечественного музея. Музей стремится развивать свою деятельность в рамках теории коммуникации. Сущностью культурно-образовательной деятельности является формирование у посетителей ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Меняется отношение к самой аудитории, которая выступает в качестве равноправного участника коммуникативного процесса — диалога, осуществляемого в музейной среде. Впервые рассматривается проблема результативности музейной коммуникации, воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных форм. Обозначилась потребность в появлении особого типа музейных специалистов, способных освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте.

Деятельность информационная — деятельность по использованию информационных ресурсов и средств распространения для оказания информационных услуг. Средствами информационных услуг являются: реклама, PR (связи с общественностью), сайты.[52]

Реклама (музейная) — процесс подготовки и распространения, целенаправленных сообщений, которые все вместе и каждое в отдельности предназначены оказывать позитивное влияние на становление, развитие и функционирование рыночных отношений музейной деятельности.

Public relations в музее — система взаимодействия музея с обществом выражающаяся в поддержании благоприятных отношений музея со своими посетителями.[27]

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). По умолчанию подразумевается, что сайт располагается в сети Интернет.[49]

Научно-исследовательская деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования. В принципе научная деятельность входит во все выше перечисленные технологии. Так как произведения анализов и исследований не возможны без нее.

Музейные кадры — профессии и должности становятся все более разнообразными. Необходимы пересмотр профессионального и должностного статуса, возможностей служебного продвижения, решение вопросов приема на работу и подготовки кадров.[31] Возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами. Поэтому необходимо разработать рекомендации по восполнению тех знаний, которых не хватает современным библиотекарям, организующим музей:

■необходимо повышение квалификации библиотечных работников;

■получение второго профессионального высшего образования;

■разработка учебно-методических советов при университетах культуры для прохождения слушателями курсов повышения квалификации и стажировки, так как музейный работник выступает защитником интересов посетителей, разрабатывая специальные программы, ориентированные на различные возрастные группы.

Профиль музея — есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого. Музеи одной специализации, т. е. одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные музеи; исторические музеи; художественные музеи; архитектурные музеи; литературные музеи; театральные музеи; музыкальные музеи; музеи науки и техники; промышленные музеи; сельскохозяйственные музеи; педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Система взаимодействия музеев в библиотеках и школах закономерно приводит к необходимости создания новых организационных структур. Речь идет о музейно-педагогических центрах, в деятельности которых участвовали бы отделы образования, учителя школ, музейные специалисты и органы управления культуры; продумывалась бы система программ с учетом музеев региона, школ, персонала музеев.

В классификацию музейных технологий так же входят уставные документы — документы, регламентирующие деятельность музея: положения; сертификаты; распоряжения; свидетельства; лицензии.

Исследование подтвердило статус музея в библиотеке как духовного и досугового центра и показало, что работу по эстетическому воспитанию юношества необходимо координировать с деятельностью культурно-воспитательных учреждений, музеями, творческими объединениями и учебными заведениями. Все это будет способствовать формированию высоких жизненных ценностей.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.