Опираясь на предыдущие опыты открытия музеев, мы решили создать литературный музей им. В. Высоцкого при библиотеке. Музеи в библиотеках помогают привлечь в библиотеку новых читателей, сохраняют и возрождают память о народных традициях, но они служат не только источником привлечения новых слоев, выявляя уникальность библиотек, но и формируют новую мотивацию традиционных посетителей.
Выбор темы для музея мы связали с 70-летием поэта. В библиотеках и музеях помнят В.Высоцкого и ежегодно проводят мероприятия, посвященные его жизни и деятельности.
25 января 2008 года, в день рождения поэта, актера и барда Владимира Высоцкого, в Казани, в Республиканской специальной библиотеке для слепых была открыта книжная выставка «70 лет поэту В. Высоцкому».
Так как в качестве объекта создаваемого нами музея выступает В.Высоцкий, нам необходимо было выявить и проанализировать деятельность музеев, ему посвященных.
Таким образом, было выявлено, как минимум, шесть музеев Высоцкого.
Москва — Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке».
Культурный и научный центр, занимающийся сбором, хранением и изучением материалов, отражающих жизнь и творчество Владимира Семёновича Высоцкого, а также эпоху, в которой он жил.
Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого в Москве существует с 1 июня 1992 года. В 80-х годах XX века, после смерти Владимира Семеновича Высоцкого работниками театра на Таганке, друзьями и родственниками поэта и актера была организована инициативная группа, целью которой являлось создание музея его имени.
На благотворительный счет стекались деньги с концертов и тематических вечеров, посвященных памяти поэта, а также многочисленные пожертвования частных лиц.
В 1992-м году на собранные средства был открыт культурный центр-музей, рассказывающий о жизни и творчестве этого гениального человека. В двухэтажном здании в Нижне-Таганском тупике собраны личные вещи Высоцкого — рукописи, гитары, которые он держал в руках, театральные костюмы и реквизиты; архивная коллекция фотографий, театральных сценариев, афиш; богатая фонотека с записями его песен.
Действующая в настоящее время экспозиция музея была открыта в 2000 году и приурочена к 20-летию со дня смерти Высоцкого. Всего в экспозицию входит более 1000 экспонатов, размещённых в трёх залах (третий был открыт позднее — 25 июля 2008 года), названия которым дали строки из стихотворений поэта:
1. «Я весь в свету…». В этом зале собраны экспонаты, связанные с творчеством Высоцкого: сценические костюмы, знаменитый пиджак Высоцкого, материалы со съёмочных площадок и т. п.
2. «Своя колея». В нём рассказывается о жизни Высоцкого, его семье, друзьях. Здесь представлены его детские игрушки, письма, автографы стихотворений и т. п. Часть экспонатов посвящена роли Высоцкого в сегодняшней культуре: первые сборники стихов поэта, первые пластинки, а также издания его произведений и воспоминаний о нём, вышедшие в 1980—2000-е годы.
3. Кабинет Владимира Высоцкого состоит из материалов из квартиры Высоцкого на Малой Грузинской улице, в которой он прожил с 1975 по 1980 год. Зал представляет собой небольшую комнату с самодельными книжными полками, шкафом и столом красного дерева, двумя старинными креслами и кушеткой.
Галерея «Сэм Брук» Названа в честь Сэма Брука (нашего гвинейского друга) — героя песни Высоцкого «Марафон». Так называлась и первая экспозиция галереи.
Театрально-концертный зал музея, рассчитанный на 130 мест, был открыт в 1998 г. В основном, в нём выступает «творческая молодёжь» с «интересными сценическими экспериментами».
Кроме этого в зале проходили концерты таких исполнителей, как Елена Камбурова, Гарик Сукачёв, Александр Скляр, Александр Мирзаян и других, а также ставились спектакли по произведениям В. Высоцкого и о нём.
В 1994 г. при музее была создана научная библиотека, преобразованная в дальнейшем в отдел книжных фондов (ОКФ).
Фонды музея — крупнейшее собрание печатных материалов, посвящённых Высоцкому, насчитывающие на сегодняшний день около 50-ти тысяч единиц хранения.
Книжная лавка. Для продажи представлены записи Высоцкого, вышедшие в последнее время; сборники стихов и прозаических произведений Высоцкого и книги, выпущенные музеем:
• фотодокументальный альбом «Добра. Высоцкий»
• Н. Крымова «Ненаписанная книга»
• «Владимир Высоцкий» из серии «Жизнь замечательных людей» В. Новикова
• сборники «Мир Высоцкого»
Сегодня ГКЦМ В. С. Высоцкого — это научно-исследовательский и культурный центр, занимающийся сбором, хранением и введением в культурный оборот источников, отражающих жизнь и творчество В. С. Высоцкого, эпоху, в которую он жил.[34]
Деревня Тегенекли (Тырнаузский район, Кабардино-Балкария) — альпинистско-охотничий музей имени Владимира Высоцкого.
Музей построил в поселке Тегенекли в 90-х годах прошлого века главный охотовед Кабардино-Балкарии Хусейн Залиханов. Залиханов, человек-легенда, много лет организовывал охоту в Приэльбрусье для множества влиятельных лиц: лидеров КПСС, глав коммунистических партий стран социалистического лагеря, космонавтов. Здесь хранятся фотографии всех, кто приезжал в Приэльбрусье отдыхать или охотиться и был гостем Залиханова.
Отдельный стенд посвящен Владимиру Высоцкому, который бывал в Приэльбрусье в 1965—66 годах — здесь снимали знаменитый фильм «Вертикаль». Залиханов не просто был поклонником Высоцкого, он был с ним знаком и даже дружен, поэтому в музее много интересных фотографий, в том числе и со съемок.[35]
Краснодар — музей Высоцкого.
Открыт 22 июля 2005 г. В Краснодаре, музей открылся в канун 25-летия со дня смерти Владимира Высоцкого, в парке имени 30-летия Победы. Экспонатами нового музея стали музыкальные записи и личные вещи Владимира Высоцкого, привезенные его сыном в дар открывающемуся музею, которые составляют две трети экспозиции. Среди них — гримерный стол артиста, самая любимая детская игрушка — лошадка, сохраненная родителями в годы войны. Одно из последних приобретений — гравюры, созданные по мотивам песен Высоцкого, которые подарил музею известный художник Михаил Шемякин.[36]
Самара — Центр-музей В. Высоцкого.
Центр-музей В. Высоцкого был создан в Самаре по инициативе поколения «шестидесятников». Экспозиция музея посвящена не только деятельности Владимира Высоцкого, но и отражает дух той эпохи.
Музейная экспозиция под названием «В. Высоцкий в Куйбышеве» была открыта 14 января 1985 года. Музей создавался практически подпольно.
Всеволода Ханича избрали хранителем-директором музея.
Музей получил второе дыхание 7 января 1993 года. Помощи ждать не приходилось, Ханич содержал музей, как мог, сам оплачивал все коммунальные услуги.
Третье дыхание музей получил 26 июня 2003 г., когда глава города Самара Г. С. Лиманский выделил помещение по адресу Ленинградская 77.
В год 20-летия концертов Высоцкого в Куйбышеве, музей провел вечер памяти в Грушинском клубе. В клуб «Звезда» вывезли всю экспозицию музея. Ее увидели 1000 человек. Почувствовав, что к музею проявляется интерес, расширили его аудиторию. Тысячи и тысячи земляков буквально в каждом клубе Самары и области увидели музей в слайдовой программе и услышали о Высоцком.
В год 25-летия концертов Высоцкого в Самаре вечер памяти прошел в кинотеатре «Волна».
Итак, самарский музей Владимира Высоцкого развивается, первый экспонат появился 25 мая 1967 года — автограф Высоцкого, материалы же собираются уже более 35 лет и работа продолжается.[37]
За рубежом:
Кошалин (Польша) — музей Высоцкого.
«Почему именно в Кошалине?»
Все началось двадцать два года тому назад, когда на своем письменном столе я обнаружила купленный мамой свежий октябрьский номер журнала «Литература в мире» за 1984 год, содержащий довольно большое количество стихов и песен Высоцкого в переводе на польский язык. Тогда я еще ничего о Высоцком не знала. Мне было неполных пятнадцать лет, и мою голову в то время еще не занимали темы, так решительно поднимаемые Высоцким в его творчестве. С обложки десятого номера журнала на меня смотрел молодой человек с гитарой. С непослушной челкой на лбу, в расстегнутой рубашке и в джинсах. В его взгляде читался невысказанный вопрос и насквозь русская тоска о чем-то неопределенном и туманном. Десятый номер журнала назывался «Высоцкий и другие». Как выразительно и как пророчески оказалось это для меня! Вся моя дальнейшая жизнь потекла в соответствии с этим выражением. Изучению творчества Высоцкого, путешествиям по его следам, собиранию всего, сделанного им, переводу его поэзии и прозы на польский язык, открытию и содержанию музея, посвященного его жизни и творчеству — вот чему я отдаю все свое время. Все другое в моей жизни можно вместить в одно слово — «остальное».
«Про все писать — не выдержит бумага…» — эти слова Высоцкого я вполне поняла двенадцать лет назад, так же, как и то, что моя литературная деятельность не позволит мне полностью представить образ и наследие Высоцкого всем тем, кто стремится знать о великом барде как можно больше. Так родилась идея создания музея артиста. Мы создали его вместе с мамой в Кошалине, небольшом городе на балтийском побережье, городе, где Высоцкий никогда не был и о существовании которого, наверное, даже не подозревал… В мае 1994 года состоялось торжественное открытие кошалинского музея Владимира Высоцкого. Первые посетители могли познакомиться с пятьюстами экспонатами (главным образом с родины поэта), собранными на площади в тридцать квадратных метров. В настоящее время в кошалинском музее Владимира Высоцкого на семидесяти пяти квадратных метрах собрано больше пятнадцати тысяч экспонатов из самых отдаленных уголков мира. Здесь личные вещи поэта, гитара на которой он играл во время одного из своих зарубежных концертов, автографы, рисунки, черновики, письма, фотографии, уникальные киноматериалы, виниловые пластинки, компакт-диски, DVD, огромная библиотека, видеотека, художественные произведения, посвященные Высоцкому, плакаты, афиши, театральные программки, документы, экслибрисы, почтовые марки, и даже вещи, изготовленные в соответствии с известным принципом «трех К» (или просто ККК) — коммерция, конъюнктура, китч: матрешки — Высоцкий, спичечные коробки с портретом поэта, стереооткрытки, календари и даже упаковочные целлофановые пакеты.
Собранные кошалинским музеем Владимира Высоцкого экспонаты, все его необычные богатства, трещащие по швам архивы, ежедневно обогащающиеся новыми документами, увидели уже тысячи посетителей из многих стран мира.
И хотя Владимир Высоцкий, скорее всего не знал о существовании небольшого города на балтийском побережье, он продолжает прославлять Кошалин… [41]
Историю создания Кошалинского музея написала сама директриса Марлена Зимна. Из ее статьи можно сделать вывод, что даже в независимости от того был ли великий бард в этом городе или не был, любовь к нему всегда в сердце народа, где бы то ни было.
Шымкент (Казахстан) — музей имени Высоцкого.
К сожалению, информацию о музее Высоцкого в Казахстане, мы не смогли найти. Но нашли информацию о том, что в этом музее хранится уникальная фонограмма Владимира Семеновича.
В Шымкенте Владимир Семенович был дважды, оба раза — в 1970 году. Встречали кумира восторженно. К тому времени — после главных ролей в фильмах «Вертикаль», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», а также в спектаклях Театра на Таганке — его слава гремела по всей стране.
В канун 70-летия Владимира Семеновича, в Московском государственном культурном центре-музее Владимира Высоцкого была презентация юбилейной выставки. На заместителя директора Музея Высоцкого в Шымкенте — единственного в Центральной Азии! — Марса Садыкова была возложена особая миссия. Он вручил поистине бесценный подарок — восстановленную магнитофонную 30-минутную запись концерта Высоцкого. После концерта 15 октября 1970 года в чимкентском кинотеатре «Мир» фонограмма пролежала в частном архиве 36 лет и находилась в ужасном полуистлевшем состоянии. Но благодаря кропотливой работе Марса Садыкова пленка обрела новую жизнь.
К директору Музея Высоцкого в Шымкенте Павлу Кузнецову раритет попал год назад. К слову, он считает, что эта запись, вероятнее всего, последняя из неизвестных прежде фонограмм Высоцкого.
Тогда было решено сохранить сюрприз до юбилейной даты, поэтому историю пленки и имя ее автора держали в секрете.[42]
Очень радует, что даже в самых отдаленных уголках нашей страны и в других странах знают, любят и хранят память о Владимире Семеновиче Высоцком не только в сердцах, но и восстанавливают историю его жизни и творчества для культурного обогащения.
Владимир Семенович Высоцкий не раз бывал в Татарстане. В 1974 году, на пике популярности, Владимир Высоцкий побывал в Набережных Челнах. Жил в гостинице «Кама», играл в спектаклях, пел для строителей КамАЗа, в том числе и на площадках литейного завода.
В Казани В. Высоцкий побывал — 17 октября 1977 г.
В дни казанских гастролей Высоцкий дал интервью журналистам газеты «Комсомолец Татарии» Владимиру Герасимову и Феликсу Феликсону. Удача, что его опубликовали. На вопрос о казанских впечатлениях артист ответил:
— Впечатления самые хорошие. Когда собирался сюда на гастроли, многие друзья говорили: «Не пожалеешь, хороший там народ». В Татарии я не впервые: был на КамАЗе и уже оценил гостеприимство. И сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи.
К сожалению, еще раз побывать в нашем городе Владимиру Семеновичу не довелось. Точнее, он не успел…[38]
В Набережных Челнах 25 января 1982 года благодарными поклонниками его таланта был проведён литературно-художественный вечер, посвященный дню рождения Высоцкого. 23 января 1988 года в действующей тогда гостинице «Кама» на стене возле 38-го номера была установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: «В этом номере в июне 1974 года жил поэт, актёр и гражданин Владимир Семёнович Высоцкий». Музею великого актёра в театре на Таганке одна из поклонниц подарила шестьдесят различных мемориальных предметов, в том числе и сорок три фотографии В. Высоцкого периода его челнинских гастролей.
25 января 2003 состоялось открытие памятника легендарному барду. Это событие было приурочено ко дню рождения поэта, который более 30 лет назад, в годы строительства «КамАЗа», побывал в Набережных Челнах и дал здесь несколько концертов. Монумент в виде гитары-колокола установлен на городской площади, которая уже десять лет носит имя Высоцкого. Памятник состоит из полутора десятков чугунных деталей общим весом более 10 тонн. Все они были сделаны на литейном заводе «КамАЗа». «Открытие памятника — только начало увековечивания имени барда», — заверили «Росбалт» в пресс-службе автозавода. В скором будущем вся площадь, носящая имя поэта, будет перестроена и по композиции станет напоминать зрительный зал. Все работы проводятся при спонсорской помощи «КамАЗа» и активном участии членов Клуба любителей бардовской песни, большинство из которых работают на предприятии.
Еще один поклонник В. Высоцкого в Набережных Челнах в собственной двухкомнатной квартире нашёл место и, собрав многочисленные экспонаты, создал Частный музей, официально названный домашним музеем «О творчестве Владимира Высоцкого». В фонде музея около трёх с половиной тысяч единиц хранения. Здесь представлено множество книг (поэта, о поэте, об окружении поэта), плакаты, афиши, календари, буклеты с изображениями В. Высоцкого. Сотни публикаций, статей из газет и журналов зарегистрированы и сброшюрованы в четыре объёмистых тома. В фонде музея десятки чёрно-белых и цветных фотографий и слайдов, фонограммы спектаклей и концертов, аудио- и видеокассеты, грампластинки, а также художественные и документальные фильмы о жизни и творчестве Высоцкого. Есть обширная коллекция значков, памятных медалей, открыток, эстампов по тематике музея. Стараниями челнинцев был создан и действует официальный интернет-сайт «Памяти В. С. Высоцкого в Челнах». По просьбе общественности экспозиция музея разворачивалась в профсоюзной библиотеке КамАЗа, в выставочном зале мэрии, во Дворце культуры «КамАЗ», в театре «Мастеровые», в Центральной городской библиотеке имени Мусы Джалиля.[39]
Очень радует тот факт, что любители творчества Владимира Семеновича любыми способами сохраняли каждую важную для них вещь, связанную с писателем. Но с сожалением так же заметим что ни в Набережных Челнах, ни в Казани так и не нашлось достойного места для настоящего крупного музея В. Высоцкому. В Набережных Челнах есть Музей истории города, возможно там и хранятся какие-либо источники о нем.
Хотелось бы надеяться, что все же к следующему юбилею мы найдем в столице Татарстана значительную часть истории жизни и творчества выдающегося писателя, актера и певца Владимира Семеновича Высоцкого.
Нам бы очень хотелось, что бы память о народном поэте имела место и в нашем городе, поэтому мы и решили создать этот музей. Наш музей должен быть индивидуален и интересен своей экспозицией и фондом.
Первым делом необходимо помещение для размещения музея. Если библиотека обладает достаточным помещением, то существование музея вполне возможно.
Помещение музея в библиотеке, в нашем случае, возможно, не будет соответствовать каким-либо определенным законодательным нормам, которые предъявляются к обычным музеям. Для нашего виртуального музея нужно просторное, светлое помещение, для размещения в нем стендов, в которых будут находиться музейные экспонаты.
Музей В. Высоцкого будет включать следующие экспонаты:
ü Фотографии;
ü Переписки с друзьями и близкими;
ü Рукописи и воспоминания его друзей;
ü Фонотека и фонограммы певца;
ü Фильмотека;
ü Пластинки с песнями;
ü Сборники песен;
ü Книги, журналы, газеты, печатные материалы, касающиеся жизни и творчества Владимира Семеновича;
ü Его книги с автографами;
ü Копии рукописей — Владимир Высоцкий практически не писал стихотворений. Большинство произведений были или песнями, или — набросками. Сохранившиеся рукописи можно считать законченными — а можно и нет, в зависимости от вкуса читателя. Его воспоминания;
ü Видеозаписи и интервью снятые при жизни Высоцкого.
Практически в каждой категории коллекционирования (книги, открытки, значки, настольные медали и т. д.) найдётся масса предметов, посвящённых Высоцкому. Мы постараемся рассказать о наиболее интересных, предметах в каждой категории.
Книги.
Первые собрания сочинений Высоцкого выходили… в самиздате. Известно, например, как исследователи творчества Высоцкого Б. Акимов и О. Терентьев подготовили к 40-летию поэта двухтомник его стихов и песен и подарили его автору. (Специалисты знают даже фонограмму, на которой Высоцкий читает тексты из этого двухтомника и тут же комментирует их).
Обычно самиздатовские сборники стихов Высоцкого представляли собой сброшюрованные листы, напечатанные на машинке. Было, однако, как минимум, одно самиздатовское издание, выпущенное типографским способом. Как писал санкт-петербургский коллекционер Г. Кацев, в его собрании есть этот сборник, датированный 1976 годом. В него включено 250 текстов Высоцкого. По непроверенным данным, сборник, тираж которого неизвестен, был напечатан либо в типографии многотиражки ленинградского завода ЛОМО, либо в типографии объединения «Светлана».
После смерти Высоцкого почитатели его творчества из украинского города Бердянска В. Чернев и В. Гулянский издавали свой самиздат три раза — дважды в виде огромного однотомника (в 1982 и 1985 годах), а в 1989 г. сделали семитомник. Каждое издание делалось в трёх экземплярах — по одному для каждого составителя, а третий — предполагалось хранить в создаваемом тогда усилиями энтузиастов музее Высоцкого.
Первое официальное издание стихов Высоцкого называлось «Нерв». Выпущено оно в издательстве «Современник» в 1981 году. Понятное дело, что 55 тысяч экземпляров было количеством не просто недостаточным… Это была капля в море. Не забудем также, что немалая часть тиража сразу ушла за рубеж, где продавалась за валюту. Так же поступили и со вторым изданием, вышедшим через год тиражом 50 тысяч… (В мою библиотеку это издание пришло из Франции, — в Москве достать не удалось).
Практически одновременно с «Нервом» в Нью-Йорке в издательстве «Литературное зарубежье» вышел первый том издания «Владимир Высоцкий. Песни и стихи» (Гл. редактор Б. Берест, составитель А. Львов).
До конца 1987 года, когда Высоцкому посмертно была присвоена Государственная премия СССР «за исполнение роли Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен и баллад в фильмах», книги Высоцкого на родине не издавались, за исключением вышедшей в 1987 г. в «Библиотеке журнала «Огонёк» брошюры «Кони привередливые». О Высоцком-киноактёре было лишь одно издание (И. Рубанова. «Владимир Высоцкий», 1983 г. Напомним, что этому же автору удалось ещё в 1977 г. «пробить» буклет о Высоцком).
Тем временем на Западе раз в год — с 1981-го по 1983-й — появляются книги Павла Леонидова, дальнего родственника Высоцкого, объявившего себя его двоюродным братом. При всех их недостатках следует сказать, что это первые издания, содержащие воспоминания о Высоцком. Наибольшую известность получила книга «Владимир Высоцкий и другие», увидевшая свет в 1983 г. Менее известны две другие — «Операция «Возвращение»« (1981 г.) и «Переулок Лебяжий» (1982 г.). Все три книги вышли в издательстве «Нью-Йорк».
После 1988 г. книги стихов Высоцкого и воспоминаний о нём стали появляться с такой быстротой, что уследить за их выходом стало практически невозможно. География — от Ашхабада до Магадана, тиражи — от ста тысяч до пятидесяти экземпляров. Даже простой учёт стало вести тяжело, не говоря уже о том, чтобы иметь всё выходящее в коллекции.
Получили распространения мини-книги стихов Высоцкого. Неплохо с полиграфической точки зрения издан десятитомник издательства АО «Диалог-Сибирь», выпущенный в Омске в 1996-1997 гг. (тираж 999 экз.).
В начале 1990-х гг. была предпринята попытка издания академического собрания сочинений Высоцкого. Под редакцией известного высоцковеда С. Жильцова был осуществлён выход пятитомного собрания сочинений Высоцкого в Туле (издательство «Тулица», 1993-1998 гг.). То же самое издание выходило в Германии в 1994 г. в виде восьмитомника, в котором последний том является справочным.
Разумеется, книги Высоцкого выпускаются отнюдь не только малыми тиражами и вовсе не исключительно для коллекционеров. Как уже сказано, выпущено огромное количество книг — более или менее полных собраний сочинений, сборников воспоминаний о нём, литературоведческих трудов, сборников стихотворений, ему посвящённых. Есть издания о Высоцком — актёре кино и Высоцком — артисте Театра на Таганке; о приездах его в Белоруссию и Самару, Донецк и подмосковный Троицк. Выпущены нотные сборники его песен и книги его поэзии для изучающих русский язык — с проставленными ударениями и словариками малопонятных выражений. Были изданы книги в самых популярных в России сериях — «Человек-легенда», «Мужчина-миф», «Русская классика. 20 век». Апофеозом признания Высоцкого стал выпуск в 2002 г. книги в серии «Жизнь замечательных людей».
Газеты и журналы.
Вот уж какой раздел коллекционирования никогда не будет систематизирован в полном объёме! Сколько статей в газетах и журналах мира посвящены Владимиру Высоцкому, мы можем только предполагать. Счёт идёт на тысячи, возможно, на десятки тысяч, но точную цифру не знает никто. К тому же тут ещё вопрос, что собирать. Известны люди, которые берут в коллекцию любую статью, если только в ней упомянута цитата из песни Высоцкого, а уж если цитата выбрана в качестве заголовка, то такая статья вообще считается серьёзным материалом. Если придерживаться упомянутых критериев, то количество публикаций, безусловно, измеряется десятками тысяч.
Впервые в советской прессе Высоцкий упомянут 28 июня 1960 г. В статье в «Советской культуре» журналист Л.Сергеев положительно отозвался о работе Высоцкого в дипломном спектакле Театра-студии МХАТ «На дне». Мало кому известно, что за три дня до этого, 25 июня 1960 г., в «Вечерней Москве» в качестве иллюстрации к заметке «Встреча с молодыми» была помещена фотография, на которой Высоцкий снят среди участников студенческого спектакля «Свадьба».
В течение последующих нескольких лет фамилия Высоцкого встречалась на страницах советских периодических изданий только в анонсах художественных фильмов, в которых он снимался — «Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «Штрафной удар». В 1964 г. песни Высоцкого были впервые процитированы в журнале «Крокодил» (№ 29, рассказ С.Шатрова «Наш ужасный дядя Кузя...»), и через несколько месяцев — в повести И.Гофф «Не верь зеркалам», опубликованной в 50-м номере журнала «Огонёк».
Начиная с 1965 г. о Высоцком всё чаще упоминают как об актёре театра на Таганке. Когда был поставлен спектакль «Жизнь Галилея», где Высоцкий сыграл роль Галилея, его заметили такие серьёзные критики, как Л. Аникст и Н. Крымова. В 1967 г. появились первые публикации — тексты песен из «Вертикали», особенно «Песню о друге», опубликовали десятки газет по всей стране. Казалось бы, всё шло хорошо, как вдруг грянул гром...
Сперва 14 апреля 1968 г. в «Правде» появилась статья народного художника СССР скульптора Е. Вучетича:«В комнату ворвалась дикая блатная мелодия Сухаревки, времён нэпа. Исполнитель не пел, а сипло причитал, смакуя воровской жаргон. Песенки, если то, что неслось из магнитофона можно назвать песенками, были пересыпаны намёками дурного свойства, видимо, претендующими на «творческую» смелость».
Имя Высоцкого тут не упомянуто, но «намёк дурного свойства» налицо. Команда «фас» была дана. И вот 9 июня 1968 г. в «Советской России» появляется печально знаменитая статья «О чём поёт Высоцкий».
Кстати, именно появлению этой статьи обязан Высоцкий тому, что его имя впервые появилось на странице зарубежного издания. Да ещё какого! Уже на следующий день «Нью-Йорк Таймс» писала:«Газета «Советская Россия» обвинила московского артиста, играющего на гитаре в исполнении «жаргонных и грязных» песен…».
Впервые перевод стихотворения Высоцкого на иностранный язык был напечатан в 1970 г. Канадец М.Аллен опубликовал перевод на английский стихотворения «Профессионалы» (журнал «Mclean’s», Toronto, Canada, 1970, January, p.79). Через месяц — новая публикация в Канаде («Globe», Toronto, Canada, 1970, February 28, pp.8-9), где в переводе М.Аллена опубликованы три текста Высоцкого, плюс текст «Рано утром проснёшься...», Высоцкому не принадлежащий, но им спетый.
Аудиоматериалы.
Надо сказать, что родная страна Высоцкого не жаловала — при его жизни на «Мелодии» вышло всего пять миньонов, на которых записано двадцать песен. Для самого популярного исполнителя страны это была не просто капля в море того, что он создал...
Два диска-гиганта, записанных в 1974 г. (один из них — вместе с М.Влади), так и не вышли при жизни Высоцкого. Зато в 1979 г. был выпущен диск для продажи на экспорт, куда вошли песни, записанные в разные годы на «Мелодии».
Упомянем также миньоны, в которые вошли песни Высоцкого в исполнении Н. Губенко («М. Таривердиев. Музыка из кинофильма «Последний жулик»«, 1967 г., — в пластинку включена «Финальная песня» на слова Высоцкого) и В. Макарова («Эстрадные песни», 1968 г., — Макаров исполнил «Песню о друге»; в его же исполнении «Песня о друге» попала на пластинку звукового журнала «Кругозор», 1968 г., №5). В исполнении Э. Хиля была записана песня «Всем делам моим на суше вопреки...».
В популярном когда-то звуковом журнале «Кругозор» при жизни Высоцкого его голос звучал на двух гибких пластинках — сперва в 1965 г.(№ 6), когда группа таганских актёров, среди которых был и Высоцкий, записали отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», потом в № 4 за 1976 г. На той пластинке были записаны две баллады из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли».
Упомянем также выпуск в 1976 г. двойного альбома «Алиса в Стране чудес» и вышедшего в том же году миньона «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки», на которых тоже записаны несколько песен в исполнении Высоцкого.
Песни Высоцкого входили также в диски-гиганты «Друзьям-однополчанам» (1979 г.), «День Победы» (1980 г.) и «Песни советского кино», выпущенный для продажи за границей (туда вошла песня Высоцкого «Баллада об уходе в рай» из кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли»).
Вот и весь список... Высоцкому понадобилось «всего лишь» умереть, чтобы на «Мелодии», наконец, вышел во второй половине 1980 г. его диск-гигант. Эта же запись (с той же самой фотографией) была выпущена на аудиокассете.
Через год, в 1987 г., вышел, наконец, альбом «Марина Влади, Владимир Высоцкий. Песни В.Высоцкого», записанный ещё в 1974-м. В том же, 1987-м, году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия, и только это, — а вовсе не всенародная любовь, — позволило, наконец, «легализовать» его имя. В том же году вышел первый виниловый диск, на котором стихи Высоцкого звучали не только в авторском исполнении, но и в исполнении других актёров. (««…Хоть немного ещё постою на краю...». Стихи и песни В.Высоцкого», «Мелодия»).
Пластинки стали выходить одна за другой, и прежде всего надо сказать о серии «На концертах Владимира Высоцкого». Серия, состоящая из 21 пластинки, выпущена на «Мелодии» в 1987 — 1991 гг. По сведениям упомянутого выше коллекционера Г. Кацева, этот комплект продавался также на экспорт. Экспортные пластинки отличались тем, что конверты были глянцевыми, а вместо указания завода-изготовителя, на конвертах было написано: «Made in USSR». В 1990 г. на студии «Метадиджитал» вышел альбом из двух пластинок «Владимир Высоцкий. Охота на волков». В том же году фирма «Мелодия» выпустила винил «О времени и о судьбе. Владимир Высоцкий. Баллады» (читает А.Кузнецова). После 1995 г. на виниловых дисках Высоцкий не издавался.
Аудиокассеты с песнями Высоцкого в России стали появляться в начале 1990-х гг. одновременно с компакт-дисками. Многие издания (например, вышеупомянутые записи концертов в Нью-Йорке и Торонто, лицензионные записи французских дисков, записи некоторых выступлений Высоцкого и другие) выходили в двух видах и на прилавках не залёживались.
Видеоматериалы.
В своё время, в середине 1990-х гг., московский музей Высоцкого записал все имеющиеся материалы на 4 кассеты, копии с которых продавались от Москвы до Нью-Йорка. С тех пор, обнаружено всего несколько видеороликов, общая продолжительность которых не превышает десяти минут.
На видеокассетах издано большинство фильмов с участием Высоцкого и те, где звучали его песни. Некоторые фильмы выходили не в России, а в США, где известная в Нью-Йорке фирма «Boris Production Inc.» выпускала фильмы «713-й просит посадку», «Увольнение на берег», «Стряпуха» и другие.
Подавляющее большинство документальных фильмов, передач и концертов памяти Высоцкого официально не издавались.
Они переписываются с телевизоров и хранятся в домашних собраниях. Есть, однако, и весьма редкие предметы, имеющие отношение к нашей теме. Так, например, в Японии на видеокассете фирмы «Омагатоки» записан состоявшийся в 1989 г. в Токио концерт Б. Окуджавы, на котором он исполнил песню «О Володе Высоцком».
С недавних пор коллекционеры имеют возможность покупать фильмы с участием Высоцкого, выпущенные на DVD.
Открытки.
Известна лишь одна в прямом смысле слова почтовая открытка (почтовая карточка, на одной стороне которой находится изображение, а другая оставляется для адреса и текста) с изображением Владимира Высоцкого. Она выпущена в 1968 г. Такие же открытки, выпущенные в 1974-1978 гг., уже не имели на оборотной стороне места для текста, а предназначались исключительно для коллекционирования.
Известны четыре набора фотооткрыток, выпущенных в 80-90-е гг. Они не предназначены для отправки по почте и являются исключительно предметами коллекционирования.
Наибольшую известность получили два комплекта, вышедшие наибольшими тиражами: «Владимир Высоцкий поэт и актёр», изданный Республиканским комбинатом рекламы и проката кинофильмов «Укррекламфильм» (комплект выходил тремя изданиями — в 1986, 1988 и 1989 гг. — общим тиражом более 1 миллиона 300 тысяч экземпляров) и «Владимир Высоцкий» (издательство «Планета», 1988 г., тираж — полтора миллионов экз.). На этом фоне даже тираж комплекта «Владимир Высоцкий в театре и кино» (200 тысяч экз.) кажется уже незначительным, а уж 14 тысяч набора открыток «Владимир Высоцкий. Фотографии разных лет» и вовсе выглядит «раритетом».
Ещё один комплект открыток — «Куйбышевский Олимп Высоцкого» — выпущен «Центром В.Высоцкого в Самаре». Выход приурочен к 40-летию выступлений Высоцкого в этом городе и состоит из шестнадцати фотографий Высоцкого, сделанных в мае и ноябре 1967 г.
В 1987 г. Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства выпустило в виде открытки фотографию Высоцкого, сделанную Г.Тер-Ованесовым. Тираж для открытки был очень мал — всего 5 тыс. экз. Любопытно, что из текста на обороте никак не следует, что к моменту выхода открытки Высоцкого уже семь лет как не было в живых.
Ещё несколько фотооткрыток с изображением Высоцкого вошли в комплекты «Армен Джигарханян» (там снимок Джигарханяна с Высоцким из к/ф «Четвёртый»), «Валерий Золотухин» (снимок с Высоцким из «Хозяина тайги») и некоторые другие.
Надо упомянуть ещё две открытки. Они не входят ни в какие наборы, а выпущены в качестве рекламы упомянутых выше изданий — «Светлой памяти Владимира Высоцкого» и немецкого восьмитомного собрания сочинений (1995 г.).
В этом же разделе нужно сказать несколько слов об издании «Поэт, актёр, гражданин... Владимир Высоцкий (1938-1980)», выпущенном в 1988 г. в Киеве. Издание состоит из пятнадцати листов размером 30x40 см., на которых напечатаны фотографии Высоцкого в кино- и театральных ролях, а также на концертах. Видимо, по скорости выхода в свет этот комплект установил мировой рекорд: согласно тексту на конверте, он был сдан в набор 1 февраля 1988 г., а подписан к печати 2 февраля того же года.
Значки и медали.
Самым крупным знатоком данной темы является Ф.Безруков, перу которого принадлежит «Каталог значков и настольных медалей, посвящённых В.С.Высоцкому», изданный «Библиотекой «Ваганта»« (Москва) в 1992 г. В 2003-2005 гг. он выпустил тиражом 35 экземпляров четыре выпуска буклетов «В твою коллекцию», где собрана информация обо всех медалях и значках с изображением Высоцкого, вышедших за годы, прошедшие после издания его «Каталога».
Очевидно, первый значок такого рода выпущен к посвящённому 50-летию Высоцкого благотворительному вечеру «Венок поэту», проведенному в Лужниках 24 января 1988 г.
В дни годовщин со дня рождения и смерти поэта возле Ваганьковского кладбища шла настоящая ярмарка, — покупалось и продавалось всё, связанное с Высоцким, — плёнки, фотографии, значки...
После празднования 50-летия поэта значки с его изображением практически перестали издавать. «Затишье» продолжалось почти десять лет. Тот же Ф.Безруков (см. ж. «Вагант-Москва», 2003 г., №№ 4-6, стр.90-94) упоминает о значках, выпущенных к 60-летию Высоцкого в 1998 г. (около десятка выпущено в разных городах России). Ещё несколько значков («Танкер «Владимир Высоцкий»«, «Планета ВладВысоцкий» и др.) были выпущены в Харькове в 2002 г.
В 1999 г. в Польше прошёл фестиваль «Марафон с Высоцким», к этому событию был выпущен памятный значок.
Было также выпущено несколько настольных медалей, посвящённых Высоцкому. Некоторые работы действительно являются отличными образцами медальерного искусства, но иной раз, при несомненном желании авторов почтить память любимого поэта, отсутствует элементарное умение.
Календари.
Первые настенные календари с изображением Высоцкого появились, если мне память не изменяет, в 1987 г. Всего их выходило около десятка.
Карманных календариков было больше. Как и в случае со значками, вряд ли возможно учесть всё, принимая во внимание, что любая типография в состоянии выполнить такой заказ.
На карманных календариках, выпущенных в последние годы, тиражи не указаны вовсе. Те, что выходили в конце 1980-х — начале 1990-х гг., были выпущены весьма солидными тиражами — от 200 до 550 тысяч. Исключение составляет изделие киевской фирмы «Искусство и культура», вышедшее в 1991 г. тиражом «всего» 12 тысяч экз., и изображающее Высоцкого в роли Дон Гуана.
В последние годы появилась тенденция выпускать карманные календари с изображением Высоцкого во время проведения посвящённых ему песенных фестивалей. В 2005 г. такие календари были выпущены в Новокузнецке, где проходил 4-й фестиваль авторской песни «Высоцкий в Новокузнецке», и в Красноярске, где состоялся фестиваль «Красноярск поёт Высоцкого».
Но до сих пор не выпущено ни одной брошюры, которая бы обобщила всю имеющуюся информацию по данному вопросу.
Афиши, программки, плакаты.
Афиши выступлений Высоцкого в различных городах страны представляют собой редкость необычайную. Хоть и принято почему-то в литературе мнение, что у Высоцкого за всю жизнь не было «афишного» концерта, но это, разумеется, не так — как иначе можно было бы известить потенциальных зрителей в условиях, когда анонсы в местных газетах появлялись далеко не всегда. Так что афиши были, просто мало кто догадывался, что когда-нибудь они будут цениться чуть ли не на вес золота.
Такова же ситуация и с афишами Театра на Таганке, и с театральными программками спектаклей, в которых участвовал Высоцкий. Любой коллекционер хотел бы иметь эти издания в своём собрании, да очень трудно их найти.
Гораздо благоприятнее для собирателей ситуация с плакатами с изображением Владимира Высоцкого. Выходило их не так много, но зато огромными тиражами!
Если не ошибаюсь, то первым таким плакатом стала репродукция портрета Высоцкого работы А.Шилова, написанного в 1986 г. (авторское название — ««Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!...» Портрет Владимира Высоцкого»).
Как и календари с фотографиями Высоцкого, плакаты стали появляться в конце 1987 — начале 1988 года, когда широко отмечалось 50-летие Высоцкого. Очень популярны были плакаты, использовавшие репродукцию портрета Высоцкого работы А.Богданова (1987 г.), и воспроизводящие фотографии работы А. Стернина. Один из плакатов с его фотографией и цитатой «Мир вашему дому!» был выпущен тиражом миллион (!) экземпляров, побив все мыслимые и немыслимые рекорды для такого рода изданий.
Ещё один объект собирательства — афиши мероприятий, посвящённых Высоцкому. Разумеется, учёта тут быть не может, поскольку вечера памяти и концерты, посвящённые Высоцкому, проводятся много лет «от Москвы до самых до окраин», причём, в число «окраин» надо включить Америку, Израиль, Францию и прочие страны, где живут выходцы из СССР.
Прочие предметы.
В эту категорию входит, как понятно читателю, всё то, что систематизировать уже попросту невозможно. В первые годы «перестройки» продавались сделанные кооператорами сумки с изображением Высоцкого.
Собственно, попытки сделать деньги на Высоцком не прекращаются до сих пор. Периодически на интернет-аукционе «ebay» можно увидеть пять матрёшек, изображающих Высоцкого, и это уже мало кому кажется кощунственным и идиотическим. На матрёшках изображают всех — от американских президентов до королей Гавайских островов (сам покупал в Гонолулу!), отчего бы и с Высоцким матрёшек не понаделать?
Чтобы дать читателям представление о многообразии предметов с изображением Высоцкого, приведём два абзаца из письма московского коллекционера С.Прокофьева:«Среди прочих предметов с изображением Высоцкого могу назвать переводные картинки на бумагу и на ткань, майки, которые и сейчас ещё продаются за бешеные деньги. Говорят, что портреты Высоцкого были и на зонтах! Сейчас стали делать ручки и папки с его профилем, эти вещи выпускаются к различным конференциям.Выходил диафильм «Высоцкий: 25 января — 25 июля». Было два выпуска цветных диапозитивов, отличающиеся оформлением коробок. Были эстампы на алюминии, вымпелы — всего не перечтёшь».[43]
Так же, инициативной группой, специально для нашего музея, был создан сборник крылатых фраз В.Высоцкого, которые стали известны, благодаря его песням и фильмам, в которых он снимался.
Инициативная группа музея в библиотеке — это, главным образом читатели, посетители библиотеки, которые заинтересованы в создании каких либо новшеств этой библиотеки. Это те люди, которые часто посещают библиотеку, и кто хотел бы видеть ее в новом «амплуа». А музей в библиотеки это действительно новшество, т.к. в современном виде музей — достаточно молодой социально-культурный институт, и познание его сути приходиться на сравнительно небольшой промежуток времени новейшей истории. Конечно же, в инициативную группу входят и сами работники библиотеки, которые своим стремлением создать новую модель учреждения раскрывают и свой творческий потенциал и содействуют профессиональному росту, и определяют перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе.
Для выполнения специфических функций музея в библиотеке потребуется провести некоторые изменения и в штатном расписании.
На постоянную работу, в штат библиотеки, необходимо ввести дополнительную единицу научного сотрудника (педагога-историка) с функциями организатора, которая вызвана значительным объемом работы по сбору, изучению экспонатов для музея, по обслуживанию посетителей, организации массовых мероприятий и творческих занятий, созданию выставок и экспозиций.
Формирование экспозиций и выставок проходит в два этапа:
- научное и художественное проектирование;
- осуществление, строительство экспозиции.
В экспозиционной работе должен быть задействован весь коллектив библиотеки, а так же профессиональные сотрудники массово — просветительной работы.
60—70-е гг. XX в. время наибольшей популярности В.С. Высоцкого. В эти года бардовские песни были очень популярны и в Казани. Поэтому для продолжения и закрепления этих традиций при помощи инициативной группы, надо создавать оригинальные выставки, посвященные поэту и его творчеству, проводить конкурсы, вечера поэзии и бардовских песен для посетителей библиотеки, конкурсы на лучшие иллюстрации к стихам поэта. Этим мы так же можем увеличить посещаемость библиотеки. А так же повысить ее авторитет, и все это положительно повлияет на имидж библиотеки.
Имя В.Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.
В Казань с гастролями легендарный поэт, актер и певец приезжал лишь однажды, в далеком 1977-м. Кроме концертов у Высоцкого в Казани была творческая встреча в Доме актера с интеллигенцией города. Состоялась она благодаря известной актрисе, преподавателю Казанского театрального училища Юноне Ильиничне Каревой, снимавшейся в фильме «Место встречи изменить нельзя» в роли жены Груздева.
При возможности создания музея мы могли бы расположить его в массовой библиотеке. Массовые (публичные) библиотеки — общедоступные библиотеки, которые предоставляют возможности пользования их фондами всем слоям населения без ограничений по уровню образования, специальности, вероисповеданию и другим признакам.
Местоположение музея Высоцкого привлекло бы внимание пользователей. Приходя в библиотеку, они узнавали бы много новых, интересных фактов о В.Высоцком.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.