Кафедра книговедения и библиографии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факультет информационно-документных коммуникаций

Кафедра книговедения и библиографии

Музей Высоцкого в библиотеке:

проблемы моделирования

 

Дипломная работа

 

 

Исполнитель:

Гайнуллина А. Р.,

Студентка ФЗО 0-151 гр.

Руководитель:

Абалимова Т.В.

доцент

 

 

Казань, 2011



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методические подходы к созданию музея в библиотеке       

1.1 Научная концепция музея в библиотеке как документ

1.2 Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

1.3 Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке

Глава 2. Музей Высоцкого: проблемы моделирования

2.1 Музей Высоцкого: характеристика деятельности

2.2 В. Высоцкий как объект музея в библиотеке

2.3 Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование содержательной структуры

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1. Анкета для работников библиотеки

Приложение 2. Социальный опрос посетителей музея

Приложение 3. Концепция музея В. Высоцкого

Приложение 4. Экспертная карта библиотекаря

 



ВВЕДЕНИЕ

Современные библиотеки обязаны идти в ногу со временем и отвечать на все запросы общества — это аксиома деятельности библиотек. Новая экономическая и социокультурная ситуация стимулирует появление различных форм библиотечных учреждений, значительное расширение их функций. Библиотеки продолжают выполнять просветительскую, образовательную, информационную функции и являются досуговыми центрами. При этом они становятся центрами правовой и деловой информации, осуществляют информационное обеспечение государственных структур и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенным «вторжением» в смежные отрасли культуры является создание музеев в библиотеках.

Музей осуществляет связь времен, дает человеку уникальную возможность окунуться в прошлое и познакомиться с настоящим. Одним из важнейших его функций являются информационно-познавательная и образовательно-воспитательная. И в настоящее время наиболее актуальной остается проблема осмысления образовательной специфики музея.

Однако, библиотеки, создавая музеи, не прогнозируют его функционирование в общественной и библиотечной среде, его дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют следующие публикации — Д. Чаликовой, Н. Свиридовой, Л. А. Петровой, И. Бикбулатова и др.

Для разработки концепции нами была выявлена и изучена литература по организации, функционированию и моделированию музеев и мини-музеев. Была изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы. Так же мы выявили музеи им. Высоцкого в других городах. Узнали, в виде чего они существуют и как функционируют. Для изучения всех документов, литературы и процессов деятельности мини-музеев большей частью мы опирались на работы Т.В. Абалимовой, С. Матлиной, Д. Чаликовой и некоторых других. В основу концепции мы заложили технологии из работы Т.В. Абалимовой «Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования».

Перечисленные выше обстоятельства определили объект, предмет, а также цель и задачи нашего исследования.

Объектом настоящего исследования является литературный музей в библиотеке. В нашем случае это музей им. В. Высоцкого.

Предметом исследования — моделирование музея Высоцкого. Основу модели музея составляет научная концепция музея.

Цель исследования разработать модель музея в библиотеке (на примере музея им. В. Высоцкого).

Таким образом, значимость нашей работы выступает в виде своеобразного концептуального пособия по созданию музея в библиотеке для библиотечных работников.

В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: выявлена литература по теме исследования; изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы; подобрана литература по моделированию музеев; выявлены музеи им. В. Высоцкого в других городах и в виде чего они существуют — в основном это были Центры-музеи; разработана модель музея на примерах других музеев — персональных, музеев в библиотеках и обычных музеев; осуществлена экспертная оценка модели и ее доработка по замечаниям.

В процессе работы была создана модель музея в виде концепции литературного музея, которая основывается на следующих методах:

- Метод терминологического анализа.

- Метод операционализации понятий.

- Метод анкетирования (опрос).

- Метод моделирования.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы моделирования музеев — концепция музея как документ, место музея в библиотеке, общность и специфика музейных и библиотечных технологий.

Вторая глава посвящена проблемам моделирования музея им. В. Высоцкого, обоснованию содержательной структуры.

Заключение содержит выводы о проделанной работе.

Список использованных источников отражает источники, посвященные теме данного исследования.

В качестве приложения даются концепция музея им. В. Высоцкого, анкеты и экспертные карты по оценке разработанной концепции.

 



Таблица 1. Анализ документов концептуального характера

Основные разделы и их наполнение Дом Н. В. Гоголя (г. Псков) Музей В. Высоцкого на Таганке (г. Москве) Комната-музей им. Ф. Шафигуллина (г. Зеленодольск) Музей романа В.А. Каверина «Два капитана»
Общие положения: - правовая база - связь с другими организациями -читательское назначение   + +   +   + +   +   + +   +   + +   +
- назначение, цели и задачи + + + +
Научно-просветительская работа: проведение культурных акций + + + +
Структура музея: Фондовые, экспозиционные, выставочные, научные отделы, отдел информатики и электронно-вычислительной техники, организационно-хозяйственная служба   +   +   _   +   _   +
Основные параметры музея: документирование, экспонирование, научная и научно-просветительская деятельность.   +   +   +   +
Обоснование значимости музея: миссия музея + + + +
Информационная д-ть музея: RP, реклама, сайт + +     _ + +

Научная концепция музея включает в себя основные положения. В таблице 1. проведен анализ некоторых литературных музеев по концептуальным положениям, но мы должны заметить, что не все положения присутствуют в данных музеях, возможно по причине их не опубликования.

Ожидаемые результаты

Создание музея романа В.Д. Каверина «Два капитана» в Областной детской библиотеке им. В.Д. Каверина.

Развитие международных связей города Пскова в целом и Областной детской библиотеке им. В.А. Каверина в частности.

Создание на базе Дома губернатора регионально-значимого социокультурного объекта, влияющего на повышение престижа библиотеки.

Создание коммуникативной среды, способствующей ориентации школьников на профессии, связанные с экстремальными ситуациями.

Создание Музея вошло в план мероприятий, проводимых к 1100-летию со дня первого упоминания Пскова в летописи, и профинансировано Министерством культуры РФ и Администрацией области. Торжественное открытие состоялось 18 апреля 2002 года, накануне дня рождения писателя и IV Всероссийских Каверинских чтений. Под звуки детского духового оркестра первые посетители переступили порог музея и оказались в удивительном мире — мире Литературы, Творчества, Истории.

Задачи музея

1.1 Оказание методической и практической помощи по вопросам создания и функционирования литературно-краеведческого музея в библиотеке.

1.2 Функционирование отдела в режиме площадки для проведения исследований и постановки экспериментов в соответствии с Положением об организации научно-исследовательской и экспериментальной работы.

1.3 Оптимизация интереса к чтению художественной литературы как к процессу, способствующему формированию личности и развитию творческого начала, познанию истории страны.

1.4 Раскрытие процесса создания литературного произведения на примере романа «Два капитана».

1.5 Организация коммуникативной среды, способствующей формированию нравственных идеалов у подрастающих поколений.

1.6 Развитие интереса к литературному краеведению.

1.7 Разработка и апробирование нетрадиционных методов работы по формированию культуры чтения

Содержание работы музея

1.1 Организация мастер-классов и встреч юных литераторов с писателями, деятелями культуры.

1.2 Проведение региональных конкурсов детского литературного творчества.

1.3 Участие в повышении квалификации; издание методических материалов.

1.4 Исследовательская деятельность по разысканию материалов, относящихся к периоду пребывания семьи Зильберов и В. А. Каверина в Пскове, к истории создания романа «Два капитана» (прообразы литературных героев, история освоения северных морских путей и т. д.).

1.5 Обработка, изучение, хранение и введение в научный обиход полученных материалов.

1.6 Проведение научно-практических конференций, семинаров, чтений.

1.7 Создание базы данных на традиционных и нетрадиционных носителях информации.

1.8 Разработка концепции создания и функционирования литературно-краеведческого музея в детской библиотеке, формирования коммуникативной среды, методики интерактивного общения с посетителями и апробирование нетрадиционных методов экскурсионной работы в библиотеке.

1.9 Организация экскурсионного обслуживания жителей города и туристов и подготовка группы детей-экскурсоводов.

Уникальность проекта состоит в том, что это первый в России музей одного литературного произведения, который окажет влияние на социокультурную среду города, расширит международные связи и поможет привлечь зарубежные инвестиции.

Для местного сообщества проект актуален тем, что это первый в городе литературный музей при библиотеке. Работа клуба интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями. Библиотека становится центром информационной поддержки для программы подготовки школьников к профессии спасателей.[15]

Итак, проанализировав деятельность некоторых литературных музеев, мы пришли к выводу, что все рассмотренные музеи имеют как плюсы, так и минусы. Считаем, что при разработке своей концепции будем опираться на опыт данных музеев.

Музейное пространство охватывает всё здание со всеми его помещениями, но основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Н.В. Гоголю.

Фонд музея содержит уникальные коллекции: изобразительные материалы, редкие книги и документы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки. В коллекции изобразительных материалов есть редкие и малоизвестные портреты Н.В. Гоголя, а в собрании редких книг и документов можно назвать, прежде всего, рукопись — список «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя (1853), прижизненные издания «Арабесок» (1835), «Мёртвых душ» (1846), «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847).

Экспозиция рассчитана на самые разные категории посетителей: специалистов-филологов, творческих работников, студентов, школьников и пенсионеров. На базе музея для всех желающих проводятся экскурсии и лекции. Для иностранных гостей разработан аудиогид на четырёх языках.

Научная работа Дома Н.В. Гоголя включает в себя проведение ежегодных международных Гоголевских Чтений, изучение источников о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, а также музейных реликвий, исследовательские экспедиции и методические разработки. Результаты научных исследований публикуются в виде печатных изданий.

Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание населения в полном объёме. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального отдела, читального зала, абонемента и справочно-библиографического отдела. В читальном зале можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в Интернете. Обширный и разнообразный фонд абонемента традиционно предоставляет книги для чтения на дом. Специалисты справочно-библиографического отдела помогают осуществлять поиск изданий по каталогам и картотекам.

Местоположение Дома Н.В. Гоголя уже много лет привлекает студентов близко расположенных учебных заведений: Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Высшего музыкального училища при МГК, РАМ им. Гнесиных, РАТИ. Фонды библиотеки-музея позволяют пользоваться ею как учебной. Нотно-музыкальный отдел был и остаётся очень популярным среди учащейся молодежи, которая приходит сюда целыми группами. Особенно много студентов занимается здесь после лекций. В среднем каждый день особняк на Никитском бульваре посещают более 400 студентов.

В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: встречи в рамках Литературно-музыкальной гостиной, проекты цикла «Усадебный театр», календарные праздники, концертные программы, конференции, лекции и семинары.[50]

Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» в г. Псков собрал большой экспозиционный материал:

■Письма В.А. Каверина

■Документы из семейного архива Кавериных

■Книги морской тематики

■Картины художников-маринистов

■Переписка с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков», записи встреч клуба с моряками и исследователями.

Музей расширяет международные связи, влияет на социокультурную среду города, интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями, например к профессии спасателей.

В музее создан попечительский совет, состоящий из:

■Комитета по культуре Псковской области;

■Еврейского культурного общества, Псковского отделения;

■Псковского фонда культуры.

Создана база информационного обеспечения музея с помощью PR-кампании, разработана деятельность музея: экскурсионное сопровождение на трех языках; сбор дополнительного материала для фонда; разработан экскурсионный маршрут по городу, создана презентация музея; организована коммуникативная среда клуба на основе музея; и установлены партнерские связи с другими регионами, имеющими литературные музеи. Все это делается с помощью работников библиотеки.

Книги.

Первые собрания сочинений Высоцкого выходили… в самиздате. Известно, например, как исследователи творчества Высоцкого Б. Акимов и О. Терентьев подготовили к 40-летию поэта двухтомник его стихов и песен и подарили его автору. (Специалисты знают даже фонограмму, на которой Высоцкий читает тексты из этого двухтомника и тут же комментирует их).

Обычно самиздатовские сборники стихов Высоцкого представляли собой сброшюрованные листы, напечатанные на машинке. Было, однако, как минимум, одно самиздатовское издание, выпущенное типографским способом. Как писал санкт-петербургский коллекционер Г. Кацев, в его собрании есть этот сборник, датированный 1976 годом. В него включено 250 текстов Высоцкого. По непроверенным данным, сборник, тираж которого неизвестен, был напечатан либо в типографии многотиражки ленинградского завода ЛОМО, либо в типографии объединения «Светлана».

После смерти Высоцкого почитатели его творчества из украинского города Бердянска В. Чернев и В. Гулянский издавали свой самиздат три раза — дважды в виде огромного однотомника (в 1982 и 1985 годах), а в 1989 г. сделали семитомник. Каждое издание делалось в трёх экземплярах — по одному для каждого составителя, а третий — предполагалось хранить в создаваемом тогда усилиями энтузиастов музее Высоцкого.

Первое официальное издание стихов Высоцкого называлось «Нерв». Выпущено оно в издательстве «Современник» в 1981 году. Понятное дело, что 55 тысяч экземпляров было количеством не просто недостаточным… Это была капля в море. Не забудем также, что немалая часть тиража сразу ушла за рубеж, где продавалась за валюту. Так же поступили и со вторым изданием, вышедшим через год тиражом 50 тысяч… (В мою библиотеку это издание пришло из Франции, — в Москве достать не удалось).

Практически одновременно с «Нервом» в Нью-Йорке в издательстве «Литературное зарубежье» вышел первый том издания «Владимир Высоцкий. Песни и стихи» (Гл. редактор Б. Берест, составитель А. Львов).

До конца 1987 года, когда Высоцкому посмертно была присвоена Государственная премия СССР «за исполнение роли Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен и баллад в фильмах», книги Высоцкого на родине не издавались, за исключением вышедшей в 1987 г. в «Библиотеке журнала «Огонёк» брошюры «Кони привередливые». О Высоцком-киноактёре было лишь одно издание (И. Рубанова. «Владимир Высоцкий», 1983 г. Напомним, что этому же автору удалось ещё в 1977 г. «пробить» буклет о Высоцком).

Тем временем на Западе раз в год — с 1981-го по 1983-й — появляются книги Павла Леонидова, дальнего родственника Высоцкого, объявившего себя его двоюродным братом. При всех их недостатках следует сказать, что это первые издания, содержащие воспоминания о Высоцком. Наибольшую известность получила книга «Владимир Высоцкий и другие», увидевшая свет в 1983 г. Менее известны две другие — «Операция «Возвращение»« (1981 г.) и «Переулок Лебяжий» (1982 г.). Все три книги вышли в издательстве «Нью-Йорк».

После 1988 г. книги стихов Высоцкого и воспоминаний о нём стали появляться с такой быстротой, что уследить за их выходом стало практически невозможно. География — от Ашхабада до Магадана, тиражи — от ста тысяч до пятидесяти экземпляров. Даже простой учёт стало вести тяжело, не говоря уже о том, чтобы иметь всё выходящее в коллекции.

Получили распространения мини-книги стихов Высоцкого. Неплохо с полиграфической точки зрения издан десятитомник издательства АО «Диалог-Сибирь», выпущенный в Омске в 1996-1997 гг. (тираж 999 экз.).

В начале 1990-х гг. была предпринята попытка издания академического собрания сочинений Высоцкого. Под редакцией известного высоцковеда С. Жильцова был осуществлён выход пятитомного собрания сочинений Высоцкого в Туле (издательство «Тулица», 1993-1998 гг.). То же самое издание выходило в Германии в 1994 г. в виде восьмитомника, в котором последний том является справочным.

Разумеется, книги Высоцкого выпускаются отнюдь не только малыми тиражами и вовсе не исключительно для коллекционеров. Как уже сказано, выпущено огромное количество книг — более или менее полных собраний сочинений, сборников воспоминаний о нём, литературоведческих трудов, сборников стихотворений, ему посвящённых. Есть издания о Высоцком — актёре кино и Высоцком — артисте Театра на Таганке; о приездах его в Белоруссию и Самару, Донецк и подмосковный Троицк. Выпущены нотные сборники его песен и книги его поэзии для изучающих русский язык — с проставленными ударениями и словариками малопонятных выражений. Были изданы книги в самых популярных в России сериях — «Человек-легенда», «Мужчина-миф», «Русская классика. 20 век». Апофеозом признания Высоцкого стал выпуск в 2002 г. книги в серии «Жизнь замечательных людей».

Газеты и журналы.

Вот уж какой раздел коллекционирования никогда не будет систематизирован в полном объёме! Сколько статей в газетах и журналах мира посвящены Владимиру Высоцкому, мы можем только предполагать. Счёт идёт на тысячи, возможно, на десятки тысяч, но точную цифру не знает никто. К тому же тут ещё вопрос, что собирать. Известны люди, которые берут в коллекцию любую статью, если только в ней упомянута цитата из песни Высоцкого, а уж если цитата выбрана в качестве заголовка, то такая статья вообще считается серьёзным материалом. Если придерживаться упомянутых критериев, то количество публикаций, безусловно, измеряется десятками тысяч.

Впервые в советской прессе Высоцкий упомянут 28 июня 1960 г. В статье в «Советской культуре» журналист Л.Сергеев положительно отозвался о работе Высоцкого в дипломном спектакле Театра-студии МХАТ «На дне». Мало кому известно, что за три дня до этого, 25 июня 1960 г., в «Вечерней Москве» в качестве иллюстрации к заметке «Встреча с молодыми» была помещена фотография, на которой Высоцкий снят среди участников студенческого спектакля «Свадьба».

В течение последующих нескольких лет фамилия Высоцкого встречалась на страницах советских периодических изданий только в анонсах художественных фильмов, в которых он снимался — «Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «Штрафной удар». В 1964 г. песни Высоцкого были впервые процитированы в журнале «Крокодил» (№ 29, рассказ С.Шатрова «Наш ужасный дядя Кузя...»), и через несколько месяцев — в повести И.Гофф «Не верь зеркалам», опубликованной в 50-м номере журнала «Огонёк».

Начиная с 1965 г. о Высоцком всё чаще упоминают как об актёре театра на Таганке. Когда был поставлен спектакль «Жизнь Галилея», где Высоцкий сыграл роль Галилея, его заметили такие серьёзные критики, как Л. Аникст и Н. Крымова. В 1967 г. появились первые публикации — тексты песен из «Вертикали», особенно «Песню о друге», опубликовали десятки газет по всей стране. Казалось бы, всё шло хорошо, как вдруг грянул гром...

Сперва 14 апреля 1968 г. в «Правде» появилась статья народного художника СССР скульптора Е. Вучетича:«В комнату ворвалась дикая блатная мелодия Сухаревки, времён нэпа. Исполнитель не пел, а сипло причитал, смакуя воровской жаргон. Песенки, если то, что неслось из магнитофона можно назвать песенками, были пересыпаны намёками дурного свойства, видимо, претендующими на «творческую» смелость».

Имя Высоцкого тут не упомянуто, но «намёк дурного свойства» налицо. Команда «фас» была дана. И вот 9 июня 1968 г. в «Советской России» появляется печально знаменитая статья «О чём поёт Высоцкий».

Кстати, именно появлению этой статьи обязан Высоцкий тому, что его имя впервые появилось на странице зарубежного издания. Да ещё какого! Уже на следующий день «Нью-Йорк Таймс» писала:«Газета «Советская Россия» обвинила московского артиста, играющего на гитаре в исполнении «жаргонных и грязных» песен…».

Впервые перевод стихотворения Высоцкого на иностранный язык был напечатан в 1970 г. Канадец М.Аллен опубликовал перевод на английский стихотворения «Профессионалы» (журнал «Mclean’s», Toronto, Canada, 1970, January, p.79). Через месяц — новая публикация в Канаде («Globe», Toronto, Canada, 1970, February 28, pp.8-9), где в переводе М.Аллена опубликованы три текста Высоцкого, плюс текст «Рано утром проснёшься...», Высоцкому не принадлежащий, но им спетый.

Аудиоматериалы.

Надо сказать, что родная страна Высоцкого не жаловала — при его жизни на «Мелодии» вышло всего пять миньонов, на которых записано двадцать песен. Для самого популярного исполнителя страны это была не просто капля в море того, что он создал...

Два диска-гиганта, записанных в 1974 г. (один из них — вместе с М.Влади), так и не вышли при жизни Высоцкого. Зато в 1979 г. был выпущен диск для продажи на экспорт, куда вошли песни, записанные в разные годы на «Мелодии».

Упомянем также миньоны, в которые вошли песни Высоцкого в исполнении Н. Губенко («М. Таривердиев. Музыка из кинофильма «Последний жулик»«, 1967 г., — в пластинку включена «Финальная песня» на слова Высоцкого) и В. Макарова («Эстрадные песни», 1968 г., — Макаров исполнил «Песню о друге»; в его же исполнении «Песня о друге» попала на пластинку звукового журнала «Кругозор», 1968 г., №5). В исполнении Э. Хиля была записана песня «Всем делам моим на суше вопреки...».

В популярном когда-то звуковом журнале «Кругозор» при жизни Высоцкого его голос звучал на двух гибких пластинках — сперва в 1965 г.(№ 6), когда группа таганских актёров, среди которых был и Высоцкий, записали отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», потом в № 4 за 1976 г. На той пластинке были записаны две баллады из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли».

Упомянем также выпуск в 1976 г. двойного альбома «Алиса в Стране чудес» и вышедшего в том же году миньона «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки», на которых тоже записаны несколько песен в исполнении Высоцкого.

Песни Высоцкого входили также в диски-гиганты «Друзьям-однополчанам» (1979 г.), «День Победы» (1980 г.) и «Песни советского кино», выпущенный для продажи за границей (туда вошла песня Высоцкого «Баллада об уходе в рай» из кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли»).

Вот и весь список... Высоцкому понадобилось «всего лишь» умереть, чтобы на «Мелодии», наконец, вышел во второй половине 1980 г. его диск-гигант. Эта же запись (с той же самой фотографией) была выпущена на аудиокассете.

Через год, в 1987 г., вышел, наконец, альбом «Марина Влади, Владимир Высоцкий. Песни В.Высоцкого», записанный ещё в 1974-м. В том же, 1987-м, году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия, и только это, — а вовсе не всенародная любовь, — позволило, наконец, «легализовать» его имя. В том же году вышел первый виниловый диск, на котором стихи Высоцкого звучали не только в авторском исполнении, но и в исполнении других актёров. (««…Хоть немного ещё постою на краю...». Стихи и песни В.Высоцкого», «Мелодия»).

Пластинки стали выходить одна за другой, и прежде всего надо сказать о серии «На концертах Владимира Высоцкого». Серия, состоящая из 21 пластинки, выпущена на «Мелодии» в 1987 — 1991 гг. По сведениям упомянутого выше коллекционера Г. Кацева, этот комплект продавался также на экспорт. Экспортные пластинки отличались тем, что конверты были глянцевыми, а вместо указания завода-изготовителя, на конвертах было написано: «Made in USSR». В 1990 г. на студии «Метадиджитал» вышел альбом из двух пластинок «Владимир Высоцкий. Охота на волков». В том же году фирма «Мелодия» выпустила винил «О времени и о судьбе. Владимир Высоцкий. Баллады» (читает А.Кузнецова). После 1995 г. на виниловых дисках Высоцкий не издавался.

Аудиокассеты с песнями Высоцкого в России стали появляться в начале 1990-х гг. одновременно с компакт-дисками. Многие издания (например, вышеупомянутые записи концертов в Нью-Йорке и Торонто, лицензионные записи французских дисков, записи некоторых выступлений Высоцкого и другие) выходили в двух видах и на прилавках не залёживались.

Видеоматериалы.

В своё время, в середине 1990-х гг., московский музей Высоцкого записал все имеющиеся материалы на 4 кассеты, копии с которых продавались от Москвы до Нью-Йорка. С тех пор, обнаружено всего несколько видеороликов, общая продолжительность которых не превышает десяти минут.

На видеокассетах издано большинство фильмов с участием Высоцкого и те, где звучали его песни. Некоторые фильмы выходили не в России, а в США, где известная в Нью-Йорке фирма «Boris Production Inc.» выпускала фильмы «713-й просит посадку», «Увольнение на берег», «Стряпуха» и другие.

Подавляющее большинство документальных фильмов, передач и концертов памяти Высоцкого официально не издавались.

Они переписываются с телевизоров и хранятся в домашних собраниях. Есть, однако, и весьма редкие предметы, имеющие отношение к нашей теме. Так, например, в Японии на видеокассете фирмы «Омагатоки» записан состоявшийся в 1989 г. в Токио концерт Б. Окуджавы, на котором он исполнил песню «О Володе Высоцком».

С недавних пор коллекционеры имеют возможность покупать фильмы с участием Высоцкого, выпущенные на DVD.

Открытки.

Известна лишь одна в прямом смысле слова почтовая открытка (почтовая карточка, на одной стороне которой находится изображение, а другая оставляется для адреса и текста) с изображением Владимира Высоцкого. Она выпущена в 1968 г. Такие же открытки, выпущенные в 1974-1978 гг., уже не имели на оборотной стороне места для текста, а предназначались исключительно для коллекционирования.

Известны четыре набора фотооткрыток, выпущенных в 80-90-е гг. Они не предназначены для отправки по почте и являются исключительно предметами коллекционирования.

Наибольшую известность получили два комплекта, вышедшие наибольшими тиражами: «Владимир Высоцкий поэт и актёр», изданный Республиканским комбинатом рекламы и проката кинофильмов «Укррекламфильм» (комплект выходил тремя изданиями — в 1986, 1988 и 1989 гг. — общим тиражом более 1 миллиона 300 тысяч экземпляров) и «Владимир Высоцкий» (издательство «Планета», 1988 г., тираж — полтора миллионов экз.). На этом фоне даже тираж комплекта «Владимир Высоцкий в театре и кино» (200 тысяч экз.) кажется уже незначительным, а уж 14 тысяч набора открыток «Владимир Высоцкий. Фотографии разных лет» и вовсе выглядит «раритетом».

Ещё один комплект открыток — «Куйбышевский Олимп Высоцкого» — выпущен «Центром В.Высоцкого в Самаре». Выход приурочен к 40-летию выступлений Высоцкого в этом городе и состоит из шестнадцати фотографий Высоцкого, сделанных в мае и ноябре 1967 г.

В 1987 г. Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства выпустило в виде открытки фотографию Высоцкого, сделанную Г.Тер-Ованесовым. Тираж для открытки был очень мал — всего 5 тыс. экз. Любопытно, что из текста на обороте никак не следует, что к моменту выхода открытки Высоцкого уже семь лет как не было в живых.

Ещё несколько фотооткрыток с изображением Высоцкого вошли в комплекты «Армен Джигарханян» (там снимок Джигарханяна с Высоцким из к/ф «Четвёртый»), «Валерий Золотухин» (снимок с Высоцким из «Хозяина тайги») и некоторые другие.

Надо упомянуть ещё две открытки. Они не входят ни в какие наборы, а выпущены в качестве рекламы упомянутых выше изданий — «Светлой памяти Владимира Высоцкого» и немецкого восьмитомного собрания сочинений (1995 г.).

В этом же разделе нужно сказать несколько слов об издании «Поэт, актёр, гражданин... Владимир Высоцкий (1938-1980)», выпущенном в 1988 г. в Киеве. Издание состоит из пятнадцати листов размером 30x40 см., на которых напечатаны фотографии Высоцкого в кино- и театральных ролях, а также на концертах. Видимо, по скорости выхода в свет этот комплект установил мировой рекорд: согласно тексту на конверте, он был сдан в набор 1 февраля 1988 г., а подписан к печати 2 февраля того же года.

Значки и медали.

Самым крупным знатоком данной темы является Ф.Безруков, перу которого принадлежит «Каталог значков и настольных медалей, посвящённых В.С.Высоцкому», изданный «Библиотекой «Ваганта»« (Москва) в 1992 г. В 2003-2005 гг. он выпустил тиражом 35 экземпляров четыре выпуска буклетов «В твою коллекцию», где собрана информация обо всех медалях и значках с изображением Высоцкого, вышедших за годы, прошедшие после издания его «Каталога».

Очевидно, первый значок такого рода выпущен к посвящённому 50-летию Высоцкого благотворительному вечеру «Венок поэту», проведенному в Лужниках 24 января 1988 г.

В дни годовщин со дня рождения и смерти поэта возле Ваганьковского кладбища шла настоящая ярмарка, — покупалось и продавалось всё, связанное с Высоцким, — плёнки, фотографии, значки...

После празднования 50-летия поэта значки с его изображением практически перестали издавать. «Затишье» продолжалось почти десять лет. Тот же Ф.Безруков (см. ж. «Вагант-Москва», 2003 г., №№ 4-6, стр.90-94) упоминает о значках, выпущенных к 60-летию Высоцкого в 1998 г. (около десятка выпущено в разных городах России). Ещё несколько значков («Танкер «Владимир Высоцкий»«, «Планета ВладВысоцкий» и др.) были выпущены в Харькове в 2002 г.

В 1999 г. в Польше прошёл фестиваль «Марафон с Высоцким», к этому событию был выпущен памятный значок.

Было также выпущено несколько настольных медалей, посвящённых Высоцкому. Некоторые работы действительно являются отличными образцами медальерного искусства, но иной раз, при несомненном желании авторов почтить память любимого поэта, отсутствует элементарное умение.

Календари.

Первые настенные календари с изображением Высоцкого появились, если мне память не изменяет, в 1987 г. Всего их выходило около десятка.

Карманных календариков было больше. Как и в случае со значками, вряд ли возможно учесть всё, принимая во внимание, что любая типография в состоянии выполнить такой заказ.

На карманных календариках, выпущенных в последние годы, тиражи не указаны вовсе. Те, что выходили в конце 1980-х — начале 1990-х гг., были выпущены весьма солидными тиражами — от 200 до 550 тысяч. Исключение составляет изделие киевской фирмы «Искусство и культура», вышедшее в 1991 г. тиражом «всего» 12 тысяч экз., и изображающее Высоцкого в роли Дон Гуана.

В последние годы появилась тенденция выпускать карманные календари с изображением Высоцкого во время проведения посвящённых ему песенных фестивалей. В 2005 г. такие календари были выпущены в Новокузнецке, где проходил 4-й фестиваль авторской песни «Высоцкий в Новокузнецке», и в Красноярске, где состоялся фестиваль «Красноярск поёт Высоцкого».

Но до сих пор не выпущено ни одной брошюры, которая бы обобщила всю имеющуюся информацию по данному вопросу.

Афиши, программки, плакаты.

Афиши выступлений Высоцкого в различных городах страны представляют собой редкость необычайную. Хоть и принято почему-то в литературе мнение, что у Высоцкого за всю жизнь не было «афишного» концерта, но это, разумеется, не так — как иначе можно было бы известить потенциальных зрителей в условиях, когда анонсы в местных газетах появлялись далеко не всегда. Так что афиши были, просто мало кто догадывался, что когда-нибудь они будут цениться чуть ли не на вес золота.

Такова же ситуация и с афишами Театра на Таганке, и с театральными программками спектаклей, в которых участвовал Высоцкий. Любой коллекционер хотел бы иметь эти издания в своём собрании, да очень трудно их найти.

Гораздо благоприятнее для собирателей ситуация с плакатами с изображением Владимира Высоцкого. Выходило их не так много, но зато огромными тиражами!

Если не ошибаюсь, то первым таким плакатом стала репродукция портрета Высоцкого работы А.Шилова, написанного в 1986 г. (авторское название — ««Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!...» Портрет Владимира Высоцкого»).

Как и календари с фотографиями Высоцкого, плакаты стали появляться в конце 1987 — начале 1988 года, когда широко отмечалось 50-летие Высоцкого. Очень популярны были плакаты, использовавшие репродукцию портрета Высоцкого работы А.Богданова (1987 г.), и воспроизводящие фотографии работы А. Стернина. Один из плакатов с его фотографией и цитатой «Мир вашему дому!» был выпущен тиражом миллион (!) экземпляров, побив все мыслимые и немыслимые рекорды для такого рода изданий.

Ещё один объект собирательства — афиши мероприятий, посвящённых Высоцкому. Разумеется, учёта тут быть не может, поскольку вечера памяти и концерты, посвящённые Высоцкому, проводятся много лет «от Москвы до самых до окраин», причём, в число «окраин» надо включить Америку, Израиль, Францию и прочие страны, где живут выходцы из СССР.

Прочие предметы.

В эту категорию входит, как понятно читателю, всё то, что систематизировать уже попросту невозможно. В первые годы «перестройки» продавались сделанные кооператорами сумки с изображением Высоцкого.

Собственно, попытки сделать деньги на Высоцком не прекращаются до сих пор. Периодически на интернет-аукционе «ebay» можно увидеть пять матрёшек, изображающих Высоцкого, и это уже мало кому кажется кощунственным и идиотическим. На матрёшках изображают всех — от американских президентов до королей Гавайских островов (сам покупал в Гонолулу!), отчего бы и с Высоцким матрёшек не понаделать?

Чтобы дать читателям представление о многообразии предметов с изображением Высоцкого, приведём два абзаца из письма московского коллекционера С.Прокофьева:«Среди прочих предметов с изображением Высоцкого могу назвать переводные картинки на бумагу и на ткань, майки, которые и сейчас ещё продаются за бешеные деньги. Говорят, что портреты Высоцкого были и на зонтах! Сейчас стали делать ручки и папки с его профилем, эти вещи выпускаются к различным конференциям.Выходил диафильм «Высоцкий: 25 января — 25 июля». Было два выпуска цветных диапозитивов, отличающиеся оформлением коробок. Были эстампы на алюминии, вымпелы — всего не перечтёшь».[43]

Так же, инициативной группой, специально для нашего музея, был создан сборник крылатых фраз В.Высоцкого, которые стали известны, благодаря его песням и фильмам, в которых он снимался.

Инициативная группа музея в библиотеке — это, главным образом читатели, посетители библиотеки, которые заинтересованы в создании каких либо новшеств этой библиотеки. Это те люди, которые часто посещают библиотеку, и кто хотел бы видеть ее в новом «амплуа». А музей в библиотеки это действительно новшество, т.к. в современном виде музей — достаточно молодой социально-культурный институт, и познание его сути приходиться на сравнительно небольшой промежуток времени новейшей истории. Конечно же, в инициативную группу входят и сами работники библиотеки, которые своим стремлением создать новую модель учреждения раскрывают и свой творческий потенциал и содействуют профессиональному росту, и определяют перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе.

Для выполнения специфических функций музея в библиотеке потребуется провести некоторые изменения и в штатном расписании.

На постоянную работу, в штат библиотеки, необходимо ввести дополнительную единицу научного сотрудника (педагога-историка) с функциями организатора, которая вызвана значительным объемом работы по сбору, изучению экспонатов для музея, по обслуживанию посетителей, организации массовых мероприятий и творческих занятий, созданию выставок и экспозиций.

Формирование экспозиций и выставок проходит в два этапа:

- научное и художественное проектирование;

- осуществление, строительство экспозиции.

В экспозиционной работе должен быть задействован весь коллектив библиотеки, а так же профессиональные сотрудники массово — просветительной работы.

60—70-е гг. XX в. время наибольшей популярности В.С. Высоцкого. В эти года бардовские песни были очень популярны и в Казани. Поэтому для продолжения и закрепления этих традиций при помощи инициативной группы, надо создавать оригинальные выставки, посвященные поэту и его творчеству, проводить конкурсы, вечера поэзии и бардовских песен для посетителей библиотеки, конкурсы на лучшие иллюстрации к стихам поэта. Этим мы так же можем увеличить посещаемость библиотеки. А так же повысить ее авторитет, и все это положительно повлияет на имидж библиотеки.

Имя В.Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.

В Казань с гастролями легендарный поэт, актер и певец приезжал лишь однажды, в далеком 1977-м. Кроме концертов у Высоцкого в Казани была творческая встреча в Доме актера с интеллигенцией города. Состоялась она благодаря известной актрисе, преподавателю Казанского театрального училища Юноне Ильиничне Каревой, снимавшейся в фильме «Место встречи изменить нельзя» в роли жены Груздева.

При возможности создания музея мы могли бы расположить его в массовой библиотеке. Массовые (публичные) библиотеки — общедоступные библиотеки, которые предоставляют возможности пользования их фондами всем слоям населения без ограничений по уровню образования, специальности, вероисповеданию и другим признакам.

Местоположение музея Высоцкого привлекло бы внимание пользователей. Приходя в библиотеку, они узнавали бы много новых, интересных фактов о В.Высоцком.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музей — это учреждение, занимающееся комплектованием, хранением, изучение произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев. Фактором первостепенной важности, как в рождении музея, так и в процессе его эволюции являются определения его места в обществе и культуре.

В современном виде, музей — достаточно молодой социокультурный институт, и познание его, по сути, приходится на сравнительно небольшой промежуток времени новейшей истории. Это связано с появлением музееведения как науки.

Однако в широком понимании музей существовал и ранее, являясь предметом философского, научного, художественного, исторического, политического и бытового осознания. Его смысл и явления, им обозначаемые, имели разную окраску в отдельные исторические периоды, в различных общественных формациях. На процессы развития музея влияли перемены происходившие в сфере общественной и культурной жизни: изменения целей и идеалов, развития социальных групп, экономическая ситуация в той или иной стране и т. д. Иными словами музеи создавались для решения задач, определяемых потребностями общества, а затем трансформировались, откликаясь на новые требования.

При библиотеках возможно открытие музеев, но только там, где существуют функциональные музейные задачи и возможности. Отсутствие системы фондохранения музейных предметов и их регистрации, приводят к исчезновению памятников истории и культуры из музейного оборота, а так же к злоупотреблениям и кражам. Однако библиотечные работники умело используют самые разнообразные формы просветительной работы с посетителями. Создают особый психологический климат, что дает возможность создать оптимальную модель общественного музея, а музейную деятельность сделать приоритетной для всех, кому дорого национальное достояние, памятники истории и культуры нашей страны.

При написании дипломной работы нами была поставлена цель по разработке концепции музея им. В. Высоцкого, для этого была разработана гипотеза, предполагающая, что музей будет гораздо эффективнее работать, отталкиваясь от разработанной концепции.

Модель нашей концепции прошла экспертную оценку, и эксперты отметили как положительные стороны, так и недостатки.

По предложенным замечаниям и предложениям модель нашей концепции была доработана.

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Библиотеки, архивы, музеи: понятийный ряд // Библиотековедение. — 2000. — № 3. — С. 16—22.

2. Бикбулатова, И. Музей Зайнашевой // Известия Татарстана. — 2006. — № 49. — С. 6.

3. Богомолова, С. Музеефикация библиотек, как тенденция библиотечной специализации [Пушкинская библиотека музей ЦБС Белгорода] // Аргументы и факты. — 2004. — № 4. — С. 13—15.

4. Большая советская энциклопедия. — Т. 5. — С. 547.

5. Большая советская энциклопедия. — Т. 13. — С. 94.

6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Принт, 2002. — 1456 с.

7. Вертинский, Н. Задачи массовой работы музеев // Советский музей. — 1938. — № 6. — С. 20.

8. Вестник СПбГУКИ: рос.-нем. семинар. Музей как цент сохранения культурного наследия // Научный журнал. — 2005. — № 1 (3) дек. — 163 с.

9. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея революции. — М., 1992. — С. 9.

10. Гуральник, Ю.У. Каким быть музею будущего? (Опыт социологического анализа) // На пути к музею XXI века. Музееведение: сб. науч. тр. М.: НИИК, 1989. — С. 139.

11. Гусева, Е. Компьютер не заменит музей / Е. Гусева, Д. Рахимова // Библиотека. — 2002. — № 12. — С. 46—47.

12. Комната-музей при библиотеке: создание комнаты-музея татарского писателя Фаиля Шафигуллина при национально-краеведческой библиотеке-филиале № 42 Зеленодольской ЦБС Республики Татарстан (из опыта работы) // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия: библиотеки-музеи. Вып. 5. — Новоуральск, 2001. — С. 4—16.

13. Комсомольская правда. — 2010. — 22—29 июля (№ 29) — С. 8—9.

14. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.

15. Круглова, Т. Э. Создание на базе областной детской библиотеки г. Пскова музея романа В.А. Каверина «Два капитана» // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия: библиотеки-музеи. Вып. 5. — Новоуральск, 2001. — С. 25—30.

16. Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования: программа спецкурса для студентов библ.-информ. ф-та / КГАКИ; сост. Т.В. Абалимова. — Казань, 1998. — 30 с.

17. Ладуренко, Т. Все они немножечко музеи / Т. Ладуренко // Библиополе. — 2002. — № 3. — С. 15—18.

18. Матлина, С.В какую сторону направлен вектор обновления? (музей в библиотеках) / С. Матлина // Библиотека. — 2000. — № 9. — С. 27—29.

19. Музей в библиотеке посвящённой 100-летию со дня рождения Леонида Владимировича Дьяконова: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Киров, 2008. — С. 42.

20. Музей в библиотеке: программ.-метод. материалы курса / ИДПО; сост. Т.В. Абалимова. — 2-е изд., доп. — Казань, 2005. — 40 с.

21. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство // Труды ГИМ. — Вып. 104. — М., 1999. — 200 с.

22. Музейное дело России / под ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А Сундиевой. — 2-е изд. — М.: ВК, 2005. — 614 с.

23. Нечаева, В. Музеи литературные // Литературная энциклопедия. В 11 т. — М.: Литературная энциклопедия, 1929—1939. — Т. 7., 1934. — С. 523—525.

24. Петрова, Л.А. Напиши… биографию вещей / Л.А. Петрова // Библиотека. — 2004. — № 10. — С. 6—8.

25. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.

26. Свиридова, Н. Музей реальный и виртуальный / Н. Свиридова // Библиотека. — 2006. — № 3. — С. 12—15.

27. Старикова, Ю.А. Музееведение: конспект лекций. — М: Приориздат, 2006. — 128 с.

28. Тверская, Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 1992. — С. 68.

29. Тельчаров, А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005. — 184 с.

30. Чаликова, Д. Музей в библиотеке // Встреча /КПР/. — 2005. — № 12. — С. 40—42.

31. Шамсутдинова, Д.В. Информационно-образовательная деятельность музеев: учеб.-метод. пособие. — Казань: Медицина, 2001. — 68с.

32. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела. Теория и практическое пособие. — М.: Высшая школа. 2005. — 182 с.

33. Юренева, Т.Ю. Музееведение: музей как социокультурный институт. — М., 2003.

34. Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сэм_Брук. — Загл. с экрана.

35. Альпинистско-охотничий музей им. В. Высоцкого [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/prielbrus/42.php. — Загл. с экрана.

36. В Краснодаре открыт музей Высоцкого [Электронный ресурс] / Портал южного региона. — Режим доступа: http://www.yuga.ru/news/53621/. — Загл. с экрана.

37. История создания музея [Электронный ресурс] / Музеи Самары. — Режим доступа: http://museum-samara.ru/index.php?categoryid=20. — Загл. с экрана.

38. Зачем Высоцкий расстраивал свою гитару [Электронный ресурс] / Казанские ведомости. — Режим доступа: http://www.kazved.ru/article/28673.aspx. — Загл. с экрана.

39. Владимир Высоцкий и Набережные Челны [Электронный ресурс] / Литературно – краеведческий музей Набережных челнов. — Режим доступа: http://museumchelnu.ucoz.ru/publ/istorija_muzeja/vladimir_vysockij_i_naberezhnye_chelny/2-1-0-1. — Загл. с экрана.

40. Владимир Высоцкий и Марина Влади — история любви [Электронный ресурс] / Женский информационно-познавательный портал. — Режим доступа: http://www.allwomens.ru/5322-vladimir-vysockij-i-marina-vladi-istoriya-lyubvi.html. — Загл. с экрана.

41. Почему именно в Кошалине? [Электронный ресурс] / Польский музей Владимира Высоцкого в Кошалине. — Режим доступа: http://www.wysotsky.com/koszalin/10-1049.htm. — Загл. с экрана.

42. В Шымкенте восстановили уникальную фонограмму Высоцкого [Электронный ресурс] / Комсомольская правда. — Режим доступа: http://www.kp.kz/node/4772. — Загл. с экрана.

43. Владимир Высоцкий в предметах коллекционирования [Электронный ресурс] / Владимир Высоцкий. — Режим доступа: http://www.vysockii.ru/stati/vladimir-vysockij-v-predmetax-kollekcionirovaniya/. — Загл. с экрана.

44. В. Высоцкий и его песни [Электронный ресурс] / База данных ФОМ. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/az/%E4/cultural_workers/dd042928/. — Загл. с экрана.

45. Высоцкий и Таривердиев [Электронный ресурс] / Владимир Высоцкий. — Режим доступа: http://www.vysockii.ru/stati/vysockij-i-tariverdiev/. — Загл. с экрана.

46. Из воспоминаний Вадима Туманова [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://www.kulichki.com/vv/ovys/people/tumanov.html. — Загл. с экрана.

47. Сергей Безруков сыграет Высоцкого [Электронный ресурс] / Фокус. — Режим доступа: http://www.focus.ua/culture/103777. — Загл. с экрана.

48. Технология [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология_. — Загл. с экрана.

49. Сайт [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Website. — Загл. с экрана.

50. Дом Гоголя [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://www.domgogolya.ru/. — Загл. с экрана.

51. Научная концепция [Электронный ресурс] / Государственный литературный музей. — Режим доступа: http://www.goslitmuz.ru/en/science/item/42--. — Загл. с экрана.

52. Деятельность информационная [Электронный ресурс] / Словарь бизнес терминов. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/3555. — Загл. с экрана.

53. Научная, научно исследовательская деятельность [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь экономики и права. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/8677. — Загл. с экрана.

54. Высоцкий, Владимир Семенович [Электронный ресурс] / Википедия. Электронная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий_В. — Загл. с экрана.

 


Приложение 1.


Анкета

Общие положения.

Музей в библиотеке им. В.Высоцкого относится к литературным музеям.

1.1 «Библиотека-музей» создается на базе массовой библиотеки в составе ЦБС г. Казани, за которой сохраняются штат, финансирование по смете, универсальный фонд, функции информационного, воспитательного, методического центра по библиотечной работе. Музея является подразделением библиотеки.

1.2 Организатор «Библиотеки-музея» — управление культуры г. Казани.

1.3 Наряду с универсальным фондом создается специализированный фонд с расширенной типо-видовой структурой (книги, газеты, журналы, аналитические статьи, фотографии, ксерокопии, видео- и аудиоматериалы и т.д.).

1.4 Музейная часть библиотеки снабжается современным экспозиционно-выставочным, фондовым оборудованием, а также техническими средствами.

1.5 Обеспечивает качественную учетную документацию библиотечных и музейных фондов, их сохранность.

1.6 Специалисты «Библиотеки-музея» по мере необходимости проходят стажировку, консультативные занятия, повышение квалификации, получение профильного высшего образования.

1.7 Основным источником финансирования «Библиотеки-музея» являются средства государственного бюджета, а также иные источники (целевое финансирование учредителя-заказчика, добровольные взносы предприятий, фирм, отдельных граждан). Средства, поступившие из других источников, не уменьшают нормативов и абсолютных размеров финансирования, назначенных учредителем.

1.8 Руководство по организации и содержанию работы «Библиотеки-музея» возлагается на заведующую библиотекой, заместителя директора по работе с читателями в составе ЦБС.

2. Назначение, цели и задачи:

■создать на базе музея центра пропаганды творчества В. Высоцкого;

■осуществлять материально-техническое перевооружение музея и библиотеки с учетом современных требований к обслуживанию ее пользователей. Осуществление комплектования фондов библиотеки и музея специализированной литературой;

■осуществлять досуговые и нетрадиционные формы работы с читателями и пользователями библиотеки-музея.

■Воспроизводство социальной памяти благодаря сбору, упорядочению и продвижению уникальных документов. Воспроизводство культурной памяти народа.

■Оказание духовно воспитывающего влияния на различные категории читателей.

■Всестороннее раскрытие содержания фонда и его популяризация.

■Координация и партнерские взаимодействия с заинтересованными учреждениями организациями города.

Организационная структура.

Экспертная карта

Уважаемые преподаватели кафедры книговедения и библиографии! Просим Вас оценить созданную нами концепцию модели музея в библиотеке им. В. Высоцкого, отметить как положительные, так и отрицательные стороны. Свои замечания просим представить в виде предложений и пожеланий в свободной форме.

Фамилия, имя, отчество______________________________

Занимаемая должность_______________________________

- степень соответствия концепции требованиям __________________

- точность использования в концепции научной терминологии______

- информативность содержательного наполнения структурных составляющих концепции ________________________________________

- качество сочетания в концепции теоретического материала с конкретными примерами ___________________________________________

- раскрытие актуальности и практического значения излагаемых в концепции теоретических положений __________________________________

- структурированность содержания концепции ___________________

- наличие всех компонентов структуры: вводной, основной и заключительной части ______________________________________________

- логичность, доказательность и аргументированность изложения материала концепции ______________________________________________

- ясность и доступность материала концепции для восприятия _______

Благодарим Вас за оценку!

 

Факультет информационно-документных коммуникаций

Кафедра книговедения и библиографии

Музей Высоцкого в библиотеке:

проблемы моделирования

 

Дипломная работа

 

 

Исполнитель:

Гайнуллина А. Р.,

Студентка ФЗО 0-151 гр.

Руководитель:

Абалимова Т.В.

доцент

 

 

Казань, 2011



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методические подходы к созданию музея в библиотеке       

1.1 Научная концепция музея в библиотеке как документ

1.2 Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

1.3 Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке

Глава 2. Музей Высоцкого: проблемы моделирования

2.1 Музей Высоцкого: характеристика деятельности

2.2 В. Высоцкий как объект музея в библиотеке

2.3 Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование содержательной структуры

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1. Анкета для работников библиотеки

Приложение 2. Социальный опрос посетителей музея

Приложение 3. Концепция музея В. Высоцкого

Приложение 4. Экспертная карта библиотекаря

 



ВВЕДЕНИЕ

Современные библиотеки обязаны идти в ногу со временем и отвечать на все запросы общества — это аксиома деятельности библиотек. Новая экономическая и социокультурная ситуация стимулирует появление различных форм библиотечных учреждений, значительное расширение их функций. Библиотеки продолжают выполнять просветительскую, образовательную, информационную функции и являются досуговыми центрами. При этом они становятся центрами правовой и деловой информации, осуществляют информационное обеспечение государственных структур и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенным «вторжением» в смежные отрасли культуры является создание музеев в библиотеках.

Музей осуществляет связь времен, дает человеку уникальную возможность окунуться в прошлое и познакомиться с настоящим. Одним из важнейших его функций являются информационно-познавательная и образовательно-воспитательная. И в настоящее время наиболее актуальной остается проблема осмысления образовательной специфики музея.

Однако, библиотеки, создавая музеи, не прогнозируют его функционирование в общественной и библиотечной среде, его дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют следующие публикации — Д. Чаликовой, Н. Свиридовой, Л. А. Петровой, И. Бикбулатова и др.

Для разработки концепции нами была выявлена и изучена литература по организации, функционированию и моделированию музеев и мини-музеев. Была изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы. Так же мы выявили музеи им. Высоцкого в других городах. Узнали, в виде чего они существуют и как функционируют. Для изучения всех документов, литературы и процессов деятельности мини-музеев большей частью мы опирались на работы Т.В. Абалимовой, С. Матлиной, Д. Чаликовой и некоторых других. В основу концепции мы заложили технологии из работы Т.В. Абалимовой «Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования».

Перечисленные выше обстоятельства определили объект, предмет, а также цель и задачи нашего исследования.

Объектом настоящего исследования является литературный музей в библиотеке. В нашем случае это музей им. В. Высоцкого.

Предметом исследования — моделирование музея Высоцкого. Основу модели музея составляет научная концепция музея.

Цель исследования разработать модель музея в библиотеке (на примере музея им. В. Высоцкого).

Таким образом, значимость нашей работы выступает в виде своеобразного концептуального пособия по созданию музея в библиотеке для библиотечных работников.

В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: выявлена литература по теме исследования; изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы; подобрана литература по моделированию музеев; выявлены музеи им. В. Высоцкого в других городах и в виде чего они существуют — в основном это были Центры-музеи; разработана модель музея на примерах других музеев — персональных, музеев в библиотеках и обычных музеев; осуществлена экспертная оценка модели и ее доработка по замечаниям.

В процессе работы была создана модель музея в виде концепции литературного музея, которая основывается на следующих методах:

- Метод терминологического анализа.

- Метод операционализации понятий.

- Метод анкетирования (опрос).

- Метод моделирования.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы моделирования музеев — концепция музея как документ, место музея в библиотеке, общность и специфика музейных и библиотечных технологий.

Вторая глава посвящена проблемам моделирования музея им. В. Высоцкого, обоснованию содержательной структуры.

Заключение содержит выводы о проделанной работе.

Список использованных источников отражает источники, посвященные теме данного исследования.

В качестве приложения даются концепция музея им. В. Высоцкого, анкеты и экспертные карты по оценке разработанной концепции.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.