Конспект урока на тему: Народные приметы ориентирования. Промежуточные географические направления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «промежуточные географические направления» и народными приметами ориентирования.

Задачи

1. Научить определять основные и промежуточные стороны горизонта и ориентироваться на местности с помощью компаса и народных примет ориентирования;

2. Развивать зрительное восприятие

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческую активность на уроке, коммуникативные качества;

4. Воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: групповые (4 группы по 6 человек) и индивидуальные.

Оборудование:

- глобус, физическая карта России,

- листы с текстом на каждого ученика,

- план местности на каждую группу,

- цветные карандаши,

- рабочая тетрадь, учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Земля ! Кто - кто, а мы - то знаем, что она

Одна такая в солнечной системе,

Несется птичьим щебетом планета

И плеском вод, и шелестом растений.

II. Актуализация знаний.

- Что это перед нами? (солнечная система)

- А что образует солнечную систему? (солнце и планеты)

- А что такое Солнце? (звезда)

- А Земля? (это планета)

- А что это за линия? (это орбита)

- За сколько Земля оборачивается вокруг Солнца? (за год)

- А к чему это приводит? (к смене времен года)

- Значит Земля оборачивается вокруг Солнца всегда одной стороной? (Нет Земля еще оборачивается вокруг своей оси)

- И к чему это приводит? (к смене дня и ночи)

- А из чего состоит географическая оболочка Земли? (гидросфера, литосфера, атмосфера) Много тысяч лет назад человечество спорило о том, какую форму имеет наша Земля.

- Ребята, а кто разобрался в этой путанице? (Аристотель)

СЕЙЧАС ВЫ ПОМОЖЕТЕ МНЕ УЗНАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.

III. Проверка домашнего задания.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ

IV. Изучение нового материала.

- А что же такое ориентирование? (определение местоположения человека)

 В школе, городе мы легко ориентируемся используя понятия «право», «лево»…

- А если нам понадобиться определить местонахождение человека находящегося где-то далеко. (РАБОТА С ГЛОБУСОМ)

- К нам на помощь пришла наука астрономия.

- Почтив любой местности Северного полушария Земли ежедневно видны восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью.

- Да, но не всегда же видны солнце, Полярная звезда. Что делать тогда?

- Можно ориентироваться с помощью компаса.

V. Работа в тетрадях.

А если мы оказались в лесу без компаса? Что мы будем делать?

Все народы мира, наблюдая природу заметили, что север-юг интересует не только людей, но и животных и даже неживую природу.

 Найди ошибку.

VI. Работа в тетрадях.

VII. Промежуточные географические направления.

Направления север-юг, запад-восток очень помогли человеку в ориентировании. Но ему часто нужно двигаться не только прямо на юг или на север, а еще и в промежуточных направлениях

VIII. Работа с учебником. стр.70-71. (Ответы на вопросы)

IX. Проверка знаний учащихся.

X. Работа в группах. План местности.

XI. Решаем кроссворд.

XII. Итог урока. Из ключевых слов составляем предложение. НАША ЛЮБИМАЯ РОДИНА РОССИЯ.

Конспект урока на тему: Обобщающий урок «Земля и Солнце».

Игра Путешествие

Цель:

Закрепить знания полученные во время опытно-экспериментальной работы по темам:

1. Жизнь прекрасна!

2. Природа, красота явлений природы.

3. Откроем тайну листопада.

4. Объекты живой и неживой природы.

5. Человеческий организм.

Задачи:

1. Развивать зрительное восприятие.

2. Выявить умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

3. Развивать познавательный интерес в изучении природы родного края.

4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческую активность на уроке, коммуникативные качества;

5. Воспитывать внимательное отношение к природе, желание оказать посильную помощь.

Оборудование:

- Плакат «Поляна в лесу».

- Макеты созвездия Малой Медведицы, дерева, пня со мхом, Солнца.

- Карточки с изображением грибов, лекарственных и ядовитых растений.

- Аптечка.

- Карточки для работы в группах.

- Плакат с изображением сторон света.

Ход урока

I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

II. 1. Сегодня на уроке мы вспомним всё самое важное из того, что изучали в первой четверти. Я предлагаю нам всем отправиться в путешествие, поход по нашей местности, во время которого вы и покажете все свои знания и умения. Многие задания вам нужно будет выполнять командой, поэтому, давайте вспомним правила поведения в группе. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы и оценивать правильность ваших действий и вашу активность.

За каждый правильный группа будет подниматься на одну ступеньку вверх по лестнице, которую вы сами создадите. Та команда, у которой лестница окажется выше, победит в игре.

– Отгадайте, в какое время года мы отправляемся в путешествие?

 

Днём тепло и светит солнце,

Утром холодно теперь.

Жёлтый листик спрыгнул с ветки

И стучится в мою дверь.

(Осень)

 

– Когда наступает осень в северном полушарии, в южном полушарии? Перечислите осенние месяцы в нашей местности.

– Назовите особенности погоды осенью в нашей местности (температура, ветер, облачность, осадки).

II. 2. Итак, мы отправляемся в путешествие. Но сначала необходимо хорошо к нему приготовиться.

Первая команда отвечает за продукты.

Вторая команда составляет список необходимой одежды.

Третья команда обеспечивает нас предметами первой необходимости.

Задача: выбрать из списка только самое необходимое (поставить +).

Дополнить список недостающими, на ваш взгляд, продуктами, одеждой, вещами

Физминутка.

 

По дорогам мы идём

И овраг мы перепрыгнем,

Под ветвями проползём,

Улыбнёмся, подмигнём,

Нашей цели мы достигнем!!!

 

II. 3. Наконец, мы дошли до нашей поляны.

– Посмотрите на иллюстрацию поляны. Кто догадался, какое сейчас время суток? (Вечер, т. к. солнце изображено на западе)

– Давайте осмотрим поляну. В какой стороне света от палатки мы расположили костровое место? (На севере)

– Что находится на юге? (Речка)

– В какой стороне света расположено одинокое дерево? Как догадались? (На западе, т. к., если встать лицом к северу, то сзади будет юг, слева – запад, а справа – восток)

– Значит, что мы видим на востоке? (Ели)

– Мы не заметили, как Земля сделала один оборот вокруг своей оси. Сколько прошло времени? (1 сутки)

II. 4. Нам нужно идти дальше. Следующее испытание: чья команда быстрее придёт к месту своей следующей стоянки.

Командам раздаю карточки с заданиями. Если вы правильно выполните все задания, то не заблудитесь в лесу и благополучно доберётесь до места.

Для демонстрирования и объяснения выполнения задания необходимо выбрать одного человека от команды.

Задание для 1 команды:

1. Встать под созвездием Малой Медведицы.

2. Пройти на север 8 – 10 шагов.

3. Определить северную сторону дерева, которое ты видишь.

4. Взять пакет с северной стороны дерева, вернуться к команде, вскрыть его и выполнить задание.

Задание: отбирать только съедобные грибы. Как они называются? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

Задание для 2 команды:

1. Встать у северной стороны пня.

2. Сделать на запад 8 – 10 шагов.

3. На поляне увидеть растения.

4. Взять их, вернуться к команде и выполнить задание.

Задание: отбирать только лекарственные растения. Какую пользу они приносят? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

Задание для 3 команды:

1. Встать под Солнцем. Сейчас полдень. В какой стороне света сейчас находится Солнце?

2. Сделать на север 6 шагов.

3. Взять аптечку, которую увидите.

4. Вернуться к команде, открыть аптечку, выполнить задания.

Задание: для чего может пригодиться в походе каждый предмет? (Подготовьте к ответу 1 члена группы)

II. 5. Теперь мы должны вернуться на ночлег на нашу поляну. Но для этого необходимо отгадать кроссворд.

1. Последний летний месяц в северном полушарии. (Август)

2. Прибор для определения сторон света. (Компас)

3. Звезда, на которую направлена воображаемая ось земли. (Полярная)

4. Какое явление не даёт птицам улетать в космос. (Притяжение)

5. Если встать лицом на север, то слева будет… (Запад)

6. Модель земного шара. (Глобус)

7. Тепловой пояс, в котором мы живём. (Умеренный)

8. Несветящиеся шарообразные небесные тела, вращающиеся вокруг звёзд и Солнца. (Планеты)

(Получилось слово ГОРИЗОНТ)

Что мы называем линией горизонта?

II. 6. А теперь мы должны вернуться домой, но для этого командам необходимо правильно закончить предложения.

1 команда:

1. При нагревании вода превращается ______________________.

2. Это_______________________ состояние вещества.

3. На смену зимы приходит весна, так как Земля вращается вокруг ___________________.

4. Земля делает 1 оборот вокруг Солнца за _____________________.

2 команда:

1. Смена дня и ночи происходит потому, что Земля вращается вокруг _______________________.

2. Земля делает 1 оборот вокруг своей оси за _________________.

3. Если встать лицом на север, то сзади будет _______________, слева – _________________, справа – _______________________.

4. В полдень Солнце находится ___________________________.

3 команда:

1. Светящиеся небесные тела называются __________________. Они имеют форму _________________.

2. Вокруг звёзд вращаются ____________________.

3. Луна – это _______________________________.

4. В_______________________ тепловом поясе поверхность Земли получает только косые лучи.

III. Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно, без потерь смогли вернуться домой. Как вы думаете, где вам пригодятся знания и умения, которые вы получили на этих уроках?

Победила _____ команда, т. к. она поднялась выше всех по лестнице.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 301.