Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Осень в лесу».
Задачи:
1. Формировать целостную систему знаний по данной теме.
2. Развивать зрительное восприятие.
3. Выявить умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
4. Развивать познавательный интерес в изучении природы родного края.
5. Воспитывать внимательное отношение к природе, желание оказать посильную помощь.
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Подготовка к основному этапу занятия
Учитель. Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода, – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!
– Кто это сказал? О каком времени года?
Дети. Это сказала лягушка-путешественница из сказки В. Гаршина.
Учитель. Из какого произведения эти слова? Кто герой?
– Со временем, когда я уже немного привык к такому изобилию насекомых среди цветов, мои наблюдения стали более сосредоточенными. Присев на корточки или растянувшись на животе, я мог теперь часами наблюдать за повадками разных живых существ вокруг меня, в то время, как Роджер сидел где-нибудь поблизости с выражением полного смирения на морде…
Дети. Это герой из рассказа Джеральда Даррелла »Землянично-розовый дом».
У. Чем герой занимается?
Д. Наблюдает, исследует.
У. Каким надо быть исследователю
Д. Внимательным, любознательным, наблюдательным, терпеливым.
У. Мы тоже с вами наблюдали за изменениями в лесу осенью. Обобщим наши знания.
– Как вы думаете , какие задачи поставим перед собой на уроке?
(Дети говорят, предлагают задачи, учитель корректирует)
3. Обобщение и систематизация знаний
У. Назовите признаки осени.
Ученики называют признаки.
Признаки осени
1 | понижение температуры; |
2 | листопад; |
3 | изменения в жизни растений |
4 | изменения в жизни животных |
У. Почему осенью стало холоднее, чем летом?
Д. Солнце поднимается над горизонтом невысоко, лучи плохо нагревают землю.
У. Прочитайте на стр. 76 отрывок Н.Сладкова.
(Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2002 г.)
– О чём рассказал автор?
Д. Красные, жёлтые, бордовые, коричневые, оранжевые, малиновые, багровые, светло-коричневые, рыжие и т. д.)
У. Какого цвета лист летом?
У. Летом под воздействием солнечного тепла и воды образуется в листьях зелёное вещество – хлорофилл.
У. Что же происходит осенью? Расскажите, опираясь на рисунок.
Д. Осенью тепла мало, вода холодная, хлорофилл разрушается, проявляются жёлтые и красные вещества, цвет листьев меняется. Вода не поднимается, а наоборот идёт обратный процесс – спускается к корням. Лист высыхает, слабо держится и легко отрывается от веточки .
У. Почему листопад нужен лесу? (Предположения детей )
У. Обратитесь к стр. 78, 1 абзац. Прочитайте. Вы всё сказали, или что-то ещё можете добавить?
Д. Растения за лето накапливают в листьях вредные вещества и освобождаются от них вместе с опавшей листвой.
– Листья испаряют воду, создавая в растении ток воды вместе с питательными веществами. Но корни не могут всасывать холодную воду. Чтобы не засохнуть, растения сбрасывают листья.
– Опавшие листья перегнивают, вновь превращаются в минеральные вещества, необходимые для растений.
– Опавшие листья защищают корни от мороза.
У. Что произойдёт с деревом, если не опадут листья?
У. Бывает ли листопад у хвойных деревьев?
У. Какое дерево является исключением? (Лиственница)
– С ним подробнее познакомимся в другой теме. А кто любознательный, может узнать о нём заранее. Где можно найти информацию? (Спросить, прочитать, понаблюдать)
Физкультминутка
У. Дерево сбросило листву, оно погибло?
(Предположения детей, наблюдения-рассказы о почках)
У. Когда почки появились на дереве?
Д. Почки появились в конце лета, когда листья ещё не отпали.
У. Какие почки есть у деревьев? (Листовые и цветочные)
У. Я вам дам ветки от разных деревьев, внимательно рассмотрите и назовите, от какого дерева эти ветки?
(Учитель раздаёт веточки берёзы, осины, черёмухи, тополя)
У. (показывает слайды «Почки весной») Вот какими мы увидим почки весной.
4. Контроль и проверка знаний
У. Решим кроссворд, который составил ваш одноклассник.
1. Дерево, лист которого изображён на флаге Канады.
2. 2. Хвойное дерево, растёт на любой почве в умеренном поясе.
3. 3. «Самое русское дерево».
4. 4. Дерево с дрожащими листочками.
5. 5. Любимая ягода медведя.
6. 6. У этого дерева хвоя опадает каждый год.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.