Конспект урока на тему: Откроем тайну листопада.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Осень в лесу».

Задачи:

1. Формировать целостную систему знаний по данной теме.

2. Развивать зрительное восприятие.

3. Выявить умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

4. Развивать познавательный интерес в изучении природы родного края.

5. Воспитывать внимательное отношение к природе, желание оказать посильную помощь.

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Подготовка к основному этапу занятия

Учитель. Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода, – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!

– Кто это сказал? О каком времени года?

Дети. Это сказала лягушка-путешественница из сказки В. Гаршина.

Учитель. Из какого произведения эти слова? Кто герой?

– Со временем, когда я уже немного привык к такому изобилию насекомых среди цветов, мои наблюдения стали более сосредоточенными. Присев на корточки или растянувшись на животе, я мог теперь часами наблюдать за повадками разных живых существ вокруг меня, в то время, как Роджер сидел где-нибудь поблизости с выражением полного смирения на морде…

Дети. Это герой из рассказа Джеральда Даррелла »Землянично-розовый дом».

У. Чем герой занимается?

Д. Наблюдает, исследует.

У. Каким надо быть исследователю

Д. Внимательным, любознательным, наблюдательным, терпеливым.

У. Мы тоже с вами наблюдали за изменениями в лесу осенью. Обобщим наши знания.

– Как вы думаете , какие задачи поставим перед собой на уроке?

(Дети говорят, предлагают задачи, учитель корректирует)

3. Обобщение и систематизация знаний

У. Назовите признаки осени.

Ученики называют признаки.

Признаки осени

 

1 понижение температуры;
2 листопад;
3 изменения в жизни растений
4 изменения в жизни животных

 

У. Почему осенью стало холоднее, чем летом?

Д. Солнце поднимается над горизонтом невысоко, лучи плохо нагревают землю.

У. Прочитайте на стр. 76 отрывок Н.Сладкова.

(Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2002 г.)

– О чём рассказал автор?

Д. Красные, жёлтые, бордовые, коричневые, оранжевые, малиновые, багровые, светло-коричневые, рыжие и т. д.)

У. Какого цвета лист летом?

У. Летом под воздействием солнечного тепла и воды образуется в листьях зелёное вещество – хлорофилл.

У. Что же происходит осенью? Расскажите, опираясь на рисунок.

Д. Осенью тепла мало, вода холодная, хлорофилл разрушается, проявляются жёлтые и красные вещества, цвет листьев меняется. Вода не поднимается, а наоборот идёт обратный процесс – спускается к корням. Лист высыхает, слабо держится и легко отрывается от веточки .

У. Почему листопад нужен лесу? (Предположения детей )

У. Обратитесь к стр. 78, 1 абзац. Прочитайте. Вы всё сказали, или что-то ещё можете добавить?

Д. Растения за лето накапливают в листьях вредные вещества и освобождаются от них вместе с опавшей листвой.

– Листья испаряют воду, создавая в растении ток воды вместе с питательными веществами. Но корни не могут всасывать холодную воду. Чтобы не засохнуть, растения сбрасывают листья.

– Опавшие листья перегнивают, вновь превращаются в минеральные вещества, необходимые для растений.

– Опавшие листья защищают корни от мороза.

У. Что произойдёт с деревом, если не опадут листья?

У. Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

У. Какое дерево является исключением? (Лиственница)

– С ним подробнее познакомимся в другой теме. А кто любознательный, может узнать о нём заранее. Где можно найти информацию? (Спросить, прочитать, понаблюдать)

Физкультминутка

У. Дерево сбросило листву, оно погибло?

(Предположения детей, наблюдения-рассказы о почках)

У. Когда почки появились на дереве?

Д. Почки появились в конце лета, когда листья ещё не отпали.

У. Какие почки есть у деревьев? (Листовые и цветочные)

У. Я вам дам ветки от разных деревьев, внимательно рассмотрите и назовите, от какого дерева эти ветки?

(Учитель раздаёт веточки берёзы, осины, черёмухи, тополя)

У. (показывает слайды «Почки весной») Вот какими мы увидим почки весной.

4. Контроль и проверка знаний

У. Решим кроссворд, который составил ваш одноклассник.

 

 

1. Дерево, лист которого изображён на флаге Канады.

2. 2. Хвойное дерево, растёт на любой почве в умеренном поясе.

3. 3. «Самое русское дерево».

4. 4. Дерево с дрожащими листочками.

5. 5. Любимая ягода медведя.

6. 6. У этого дерева хвоя опадает каждый год.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.