Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Разработано 3 субтеста, включающих задания, подобранных с учетом программного материала начальных классов.
Первый субтест «Четвертый лишний», состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «четвертого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее»:
Задание к 1 субтесту | |
1 | книга, портфель, чемодан, кошелек; |
2 | печка, керосинка, свеча, электроплитка; |
3 | трамвай, автобус, трактор, троллейбус; |
4 | лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; |
5 | река, мост, озеро, море; |
6 | бабочка, линейка, карандаш, ластик; |
7 | добрый, ласковый, веселый, злой; |
8 | дедушка, учитель, папа, мама; |
9 | минута, секунда, час, вечер; |
10 | Василий, Федор, Иванов, Семен. |
Общий результат по субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям, за каждую ошибку снижается 1 балл.
Второй субтест «Логическая связь» - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?».
Задание ко 2 субтесту | |
1 | У сапога есть... шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы |
2 | В теплых краях обитает... медведь, олень, верблюд, волк, пингвин волк, верблюд, пингвин |
3 | В году... 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес. 7 мес. |
4 | Месяц зимы... сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март |
5 | В России не живет... соловей, аист, синица, страус, скворец |
6 | Отец старше своего сына... часто, всегда, никогда, редко, иногда |
7 | Время суток... год. месяц, неделя, день, понедельник |
8 | Вода всегда... прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная |
9 | У дерева всегда есть... листья, цветы, плоды, корень, тень |
10 | Пассажирский транспорт... комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз |
Общий результат по субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям, за каждую ошибку снижается 1 балл.
Третий субтест «Подбери слово» направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Инструкция испытуемому: «К слову «птица» - подходит слово «гнездо». Скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ...»
Задание к субтесту 3 | ||
1 | Огурец | Роза |
овощ | сорняк, роса, садик, цветок, земля | |
2 | Огород | сад |
морковь | забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
3 | Учитель | Врач |
ученик | очки, больница, палата, больной, термометр | |
4 | Цветок | Птица |
ваза | клюв, чайка, гнездо, перья | |
5 | Перчатка | Сапог |
рука | чулки, подошва, кожа, нога, щетка | |
6 | Темный | Мокрый |
светлый | солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | |
7 | Часы | Термометр |
время | стекло, температура, кровать, больной, врач | |
8 | Машина | Лодка |
мотор | река, маяк, парус, волна | |
9 | Стол | Пол |
скатерть | мебель, ковер, пыль, лотки, гвозди | |
10 | Стул | Игла |
деревянный | острая, тонкая, блестящая. короткая, стальная |
Общий результат по субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям, за каждую ошибку снижается 1 балл.
№№ | Имя. Ф. | Задания | Всего баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Результаты исследования заносятся в протокол.
№№ | Имя. Ф. | Субтесты | всего | уровень | ||
1 | 2 | 3 | ||||
Интерпретация результатов
10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов – низкий уровень, способность к обобщению развита слабо
Приложение В
Дата: 2019-12-10, просмотров: 380.