Организация опытно- экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие зрительного восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем развивающего обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания — всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики.

Педагогическая идея экспериментальной работы заключается в разработке универсальной программы занятий, помогающей педагогам, родителям развивать зрительное восприятие младших школьников.

Для проведения опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия наиболее подходит предметная методика, которая позволяет развивать зрительные возможности младших школьников и реализуется на предметно-практических занятиях и в игре.

Опытно-экспериментальная работа должна подтвердить гепотизу данного исследования по проблеме развития зрительного восприятия.

Гипотеза исследования: зрительное восприятие младших школьников будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Цель опытно-экспериментальной работы: определить возможности развития зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир разработать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1) определить уровень развития зрительного восприятия у младших школьников;

2) разработать и реализовать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

3) дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир;

4) разработать рекомендации по развитию зрительного восприятия младших школьников.

Методы исследования:

1) наблюдения;

2) тестирование;

3) анкетирование

4) математическая обработка результатов и интерпретация результатов

База исследования: Средняя школа МОУ № 14, г. Благовещенск. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 2-го класса, 12 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

При оценке уровня зрительного восприятия является очень важным учет оценки зрения младших школьников.

Поэтому в целях установления более точной оценки уровня развития зрительного восприятия необходимо провести оценку зрения младших школьников, так как если у младшего школьника обнаружатся субъективные симптомы снижения зрения, то и уровень зрительного восприятия будет естественно снижен. Но так как для оценки зрения необходим специалист, мы обратились за помощью в центр коррекции зрения «Сфера». Специально для данной диагностики нам предложили анкету для родителей, которая была составлена по нашей просьбе специалистом, врачом-офтальмологом центра коррекции зрения «Сфера» И.В. Сбитневой (Приложение А).

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия.

Выделение функций зрительного восприятия у младших школьников зависит от общего типа ориентировки младшего школьника в предмете, состояния зрительной памяти, мышления и уровнем навыков обследования предмета. В связи с этим показателями критерия уровня развития зрительного восприятия являются:

1) уровень мышления

2) уровень зрительной памяти

3) уровень умения выделять формы объектов

Опытно-экспериментальная работа состоит из трех последующих этапов:

1) констатирующий этап, включающий первый или входной срез диагностических мероприятий;

2) формирующий этап, предполагающий разработку и реализацию системы мероприятий по сенсорному воспитанию у младших школьников;

3) итоговый этап, определяется эффективность предлагаемого комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

4) путём сравнительного анализа первого и второго среза диагностических мероприятий.

 Экспериментальное исследование основывалось на принципах:

1) принцип комплектности проводимых диагностических мероприятий первого и второго среза;

2) наглядности, использование дидактических материалов с учетом возрастающей сложности и возрастных особенностей младших школьников;

3) сознательность и активность экспериментаторов и испытуемых.

Для входной диагностики уровня зрительного восприятия младших школьников определим следующие методики:

1. Уровень развития мышления младших школьников, который является одной из составляющих зрительного восприятия, определялся по модифицированная методике «Определение уровня мышления» (Приложение Б). Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Нами взято из теста 3 субтеста, включающих задания, подобранных с учетом программного материала начальных классов. Первый субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «четвертого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Второй субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Третий субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

2. Исследование и установление уровня зрительной памяти определялось по методике И. Матюгина «Определение уровня зрительной памяти» (Приложение В).

Исследование зрительной памяти проходит в стиле игры. Младшим школьникам предлагалось 4 задания, в которых даны картинки. Так, например в первом задании предлагалось найти различия по памяти и записать их на листке, во втором задании надо рассмотреть картинки в течении определенного времени, затем обсудить то, что он понял, потом предлагалось младшим школьникам нарисовать кто, что запомнил. Третье и четвертое задание «Запомни и нарисуй» и «Сосчитай палочки» «Запомни и нарисуй» - последних два задания на наш взгляд были самые сложные.

3.  При выявлении уровня умения выделять формы объекта, использовалась модифицированная методика по определению показателей уровня сенсорного развития детей, в основу обследования положена диагностика Л.А. Венгера и В.В. Холмовской «Диагностика умственного развития дошкольников», описанная Т. Ротановой. Из методики было выбрано самое сложное задание для младших школьников, так как эта методика предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В данной методике надо сравнить картинки с предложенным эталоном и разложить их по разным коробочкам. В процессе работы, чтобы младший школьник не раскладывал картинки случайно, педагог обращает его внимание на изображенные на коробках эталоны (Приложение Г)..

На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка, и определялся уровень зрительного восприятия младших школьников. Распределение детей по уровням зрительного восприятия осуществлялось в соответствии установленными границами баллов:

10 - 8,1 – высокий уровень развития зрительного восприятия;

8,0 - 7,1 – средний уровень развития зрительного восприятия;

7,0 – 5,0 – низкий уровень зрительного восприятия.

Таким образом, определившись с содержанием опытно-экспериментальной работы и с методиками исследования уровня зрительного восприятия младших школьников, перейдем к первому этапу опытно-экспериментальной работы.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.