Оценка эффективности комплекса занятий направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Использование средств предмета «Окружающий мир» в процессе реализации комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия, сыграло свою положительную роль: младшие школьники лучше составляли рассказы-описания, их пересказы отличались большей точностью, Младшие школьники с большим интересом рисовали по памяти рисунки по видеофильмам, так как образ увиденного сохранялся в зрительной памяти. Наше мнение, что зрительное восприятие лучше всего развивать не заучиванием материала, а дать возможность младшим школьникам посмотреть, потрогать, ощутить, а то и попробовать на вкус любой объект.

Оценка эффективности предложенного комплекса занятий направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир» была определена путем сравнительного анализа двух срезов экспериментального исследования. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый.

Повторное анкетирование родителей по выявлению субъективных симптомов снижения зрения младших школьников не проводилось, так как родителям были даны рекомендации проконсультироваться со специалистами, и все младшие школьники у которых выявлены симптомы снижения зрения теперь находятся под наблюдением врачей, с ними проводятся коррекционные мероприятия по восстановлению зрения.

Все результаты повторных диагностических мероприятий зрительного восприятия младших школьников представлены в сравнении с первоначальными результатами в Приложении Д. Сравнительный анализ диагностических мероприятий представлен в динамике по каждому показателю зрительного восприятия (Рисунок 6, 7,8,)

 

Рисунок 6 – Уровень развития мышления младших дошкольников

 

Как видим из рисунка уровень мышления младших школьников повысился, высокий уровень преобладает теперь у 3 (25%) младших школьников, средний уровень 8 (66,7%), и соответственно снизился численный показатель низкого уровня мышления – 1 (8,3%). Этот уровень удерживается у мальчика со слабым зрением.

Из представленного ниже рисунка 7, так же видно, что комплекс проведенных занятий направленных на развитие зрительного восприятия показал свою эффективность, обеспечив положительную динамику развития зрительной памяти младших дошкольников.

 



Рисунок 7 – Уровень развития зрительной памяти младших дошкольников

 

Показатели развития зрительной памяти почти идентичны повторной диагностике уровня мышления. Так, высокий уровень выявился у 4 (33,3%) младших школьников, средний у 7(58,33%), и низкий так же преобладает у одного младшего школьника. В этом случае можно оговориться, что мальчик отстает не только в развитии, но и по успеваемости по всем предметам.

 

Рисунок 8 – Уровень умений выделять формы объектов младших школьников

 

Показатели уровня умений выделять объекты, после проведения комплекса занятий у младших школьников, как видим так же повысились, за исключением одного младшего школьника.

На этого ребенка необходимо обратить особое внимание, у него практически отсутствует интеллектуальное развитие. Ребенок совсем не интересуется происходящим во круг него. Его даже не интересуют подвижные игры, которые мы устраивали во время физминуток. Наблюдая за ним можно с уверенностью сказать, что у мальчика травмирована психика. Родителям этого младшего школьника рекомендовано, индивидуально обратиться к психологам, социологам. Семья этого младшего школьника, как оговаривалось выше не благополучная. Здесь нужна ещё и социально-психологическая работа с семьей.

В целом же проведенная нами работа дала положительные результаты, которые позволят младшим школьникам перейти на более высокий уровень развития зрительного восприятия. Сравнительный анализ уровня развития зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир» представлен в динамике на Рисунке 9.

 

Рисунок 9 – Уровень зрительного восприятия младших школьников

 

На рисунке 9 отчетливо видно, что после проведения комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир», уровень младших школьников стал значительно выше. Так, из 12 испытуемых младших школьников только у двоих средний и низкий уровень, но здесь необходимо отметить, что по одному младшему школьнику (Руслан Т.), у которого низкий уровень всех показателей зрительного восприятия, необходимы консультации и практическая помощь всех специалистов для развития личности младшего школьника.

Ещё у одного мальчика (Саша П.), в целом по показателям зрительного восприятия результаты хорошие. С низкого уровня он повысил зрительное восприятие до среднего, однако это связано с симптомами снижения зрения. У него отклонение в зрении и он находится под наблюдением врача-офтальмолога.

Экспериментальная реализация комплекса занятий показала, что предлагаемая система игр и упражнений, заложенных в комплекс, эффективна и дает положительные результаты.

Проведенный цикл занятий, а это беседы, диалоги, педагогические ситуации, которые на конкретных примерах показывают красоту окружающего мира через восприятие, удивление, любование, восхищение, способствующие эмоциональному и содержательному общению, развитию художественного видения младших школьников – это действенная работа подвела младших школьников к доступной эмоциональной оценке окружающего с выделением различных эстетических качеств, т.е. к повышению зрительного восприятия.

В проведенном экспериментальном исследовании, по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» были соблюдены все требования:

- созданы условия предметно-развивающей среды;

- учтены возрастные особенности у младших школьников при разработке комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия младших школьников;

- использованы разнообразные средства и методы развития зрительного восприятия у младших школьников;

- работа по развитию зрительного восприятия проводилась систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для младших школьников заданий определялась не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили младшие школьники в ходе экспериментального исследования. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы

Таким образом, соблюдая все выдвинутые требования гипотезой, были достигнуты положительные результаты работы.

В ходе эксперемиентальной работы были предложены рекомендации родителям и педагогам:

1. Следить за проявлением субъективных симптомов снижения зрения

2. Младшим школьникам, у которых выявлены симптомы снижения зрения необходимо наблюдение специалистов.

3. Систематически проводить занятия по развитию зрительного восприятия в школе во время разминок или дома. Занимаясь в группе, в паре или даже в одиночку, можно например, использовать такие приемы:

 «Назови!»: Ведущий (в группе) или взрослый – ребенку (или другому партнеру, или же самому себе) предлагает назвать:

- пять объектов, которые больше/меньше автомобиля: блюдца, холодильника, собственного пальца и т.п.;

- пять объектов красного (синего, зеленого, желтого, пестрого) цвета;

- все предметы в комнате, которые имеют в себе окружность: прямоугольник,

 треугольник и др.

Дальше – по вашему усмотрению, в любых вариантах. Для детей можно начать и с трех объектов и наращивать постепенно. Выбор за вами!

На самом деле это первый этап или разминка, которая хороша и сама по себе, а если тот, кто справился, еще и приз получает, так и вообще замечательно!

«Представь!»: Представление мысленных образов – картинок, например, воображая, как выглядят:

- пять любимых игрушек: блюд, ягод, овощей, книг, дисков, блузок – маек;

- пять слов, начинающих на букву «А», или любую другую;

- пять разных: сортов цветов, деревьев, лекарственных трав, домашних животных;

- пять бытовых приборов: марок автомобилей, предметов мебели.

На подобии таких примеров можно самим родителям или педагогам придумать упражнения для развития зрительного восприятия.

4. При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой младших школьников, а именно:

- степень подготовленности младших школьников, состояние их знаний и навыков;

- условия среды, окружающей детей.

5. Успешному развитию зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир» будет способствовать:

- тщательный отбор дидактического материала;

- разнообразие упражнений, опирающихся на мыслительную деятельность, зрительную память, навыки и умения;

- постепенное усложнение заданий;

- усиление роли самостоятельности в выполнении заданий.

Выполняя все рекомендации можно повысить зрительное восприятие младших школьников. И будем надеяться, что развитое зрительное восприятие при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у младших школьников, а еще и укрепится.

Проведенная опытно-эксперементальная работа позволила определить эффективность развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

Для подтверждения выдвинутой гепотизы были соблюдены все педагогические условия и требования, предъявляемые при развивающем обучении.

На развивающих занятиях зрительное восприятие использовались различные методы, это – рассказы, экскурсии, слайды, игровые и др. Игры входящие в комплекс занятий были использованы дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительным воспитанием.

Соблюдая все требования и условия, нам удалось достичь положительных результатов в ходе исследования. Гипотеза нашла свое подтверждение.

На основании полученных выводов и результатов в проведенном исследовании мы дали рекомендации родителям и педагогам, и при выполнении этих рекомендаций у младших школьников будет еще лучше развито не только зрительное восприятие, но и интерес к обучению, творческое воображение и мыслительные способности.

 



Заключение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях окружающего мира.

Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

Зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Учитывать закономерности потенциальных возможностей младшего школьника каждого возрастного периода это теория зрительного восприятия. Она предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы и другие свойства окружающей действительности.), усвоение которой обеспечивает младшим школьникам необходимый уровень подготовленности для дальнейшего успешного обучения в школе. Вместе с тем необходим учет возрастных особенностей и возможностей младшего школьника каждого периода его жизни. В каждом возрасте перед зрительным воспитанием стоят свои задачи, и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников. При определении средств развития зрительного восприятия младших школьников следует исходить из основных положений возрастных особенностей младших школьников.

Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

При организации занятий по развитию зрительного восприятия необходимо применять все требования применения наглядных средств и требования предъявляемые к программе занятий.

Проведенная опытно-эксперементальная работа позволила определить эффективность развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир».

Для подтверждения выдвинутой гепотизы были соблюдены все педагогические условия и требования, предъявляемые при развивающем обучении.

На развивающих занятиях зрительное восприятие использовались различные методы, это – рассказы, экскурсии, слайды, игровые и др. Игры входящие в комплекс занятий были использованы дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительным воспитанием.

На основании полученных выводов и результатов в проведенном исследовании мы дали рекомендации родителям и педагогам, и при выполнении этих рекомендаций у младших школьников будет еще лучше развито не только зрительное восприятие, но и интерес к обучению, творческое воображение и мыслительные способности.

Таким образом, соблюдая все требования и условия, нам удалось достичь положительных результатов в ходе исследования. Гипотеза нашла свое подтверждение, что развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые разработаны модифицированные методики по выявлению симптомов снижения зрения; обследования зрительного восприятия младших школьников; методы развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир; разработаны конкретные способы продуктивного развития способностей зрительного восприятия младших школьников. Комплекс занятий направленных на развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» может быть использован учителями в школьной практике для развития зрительного восприятия у школьников любого возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности; преподавателями педучилищ и вузов при создании спецкурсов и спецсеминаров.

 



Библиографический список

1 Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.П. Козлова–М.: Академия,2002 – 256 с.

2 Агранович, З.Е.Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников / З. Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2003 – 40 с.

3 Блинникова, И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций / И.В. Блинникова. Ин-т психологии РАН. – М.: 2003. - 142 с.

4 Безруких, М.М. Методика оценки уровня зрительного восприятия младших школьников / М. М. Безруких, Л. В. Морозова, Н. Н. Теребова // Физиология человека / Российская акад. наук. Отделение физиологии. – М.: 2009. – Том 35 – № 2 – С. 132-135.

5 Богуславская, З.М. Развивающие игры для младших школьников / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение .2001 – 89 с.

6 Богуславский, Г.Б. Корнетов. Сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори. М.: «Карапуз». – М.: 2002 – 467 с.

7 Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание младших школьников в процессе ознакомления с природой /Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2003. – 201 с.

8 Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2003. – Т. 2. – 364 с.

9 Венгер, Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 2001. – 152 с.

10 Григорьева, Л.П. Пластичность зрительной системы и обучение / Л.П. Григорьева, Н.Н. Зислина, В.А. Толстова // Физиология человека. – 2002. – Т. 22. – № 1. – С. 33 – 38.

11 Доналдсон, М. Мыслительная деятельность младших школьников /М. Доналдсон. – М.: Педагогика, 2004. – 213 с.

12 Давыдова, Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись./Н.Г Давыдова – М.: «Скрипторий», 2007 – 93 с.

13 Дружинина, Л. А. Коррекционная работа с младшими школьниками с нарушением зрения./Л.А. Дружинина – М.: «Экзамен», 2006.

14 Жукова, Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников / Е.А. Жукова. Диссертация – М.: Киров. 2006 – 189 с.

15 Запорожец, А. В. Психология действия /А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2000. – 193 с.

16 Занков, М.И. Обучение и развитие./ М.И. Занков – М.: Гардарики. 2005 – 156 с.

17 Еремеева, О.О. Один из приемов поиска решения задач.//Начальная школа. – №7 – 2003. – С.43

18 Егорова Т.Г.. Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе/Т.Г. Егорова – М.: Гардарики, 2006 – 125 с.

19 Краткий справочник по природоведению для начальной школы с тренировочными заданиями. – М.: Айрис-Пресс,2005 – 52 с.

20 Лисина, М. И. Общение, личность и психика младшего школьника./ М. Лисина – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – 78 с.

21 Лук, А.Н. Мышление и творчество./А.Н. Лук – М.: ВЛАДОС.2003 – 189 с.

22 Максаков, А.И. Учите, играя /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.

23 Матюгин, И. Зрительная память / И. Матюгин, Е. Чакаберия – М.:2004 – 128 с.

24 Метиева, Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы младших школьников[Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/ebooks/

25 Меликян, З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников/ З.А. Меликян – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2002 – 136 с.

26 Монтессори, М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В.

27 Мастерство учителя – успех ученика / Сборник методологических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. – М.: Томск, 2006. – 101 с.

28 Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений./ В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002. – с.181-190

29 Основы педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 2001. – 372 с.

30 Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 2003 – 349 с.

31 От А до Я. Тесты для младших школьников [Электронный ресурс ] URL: http://azps.ru/tests/indexch.html

32 Пиаже, Ж. Речь и мышление младшего школьника /Ж. Пиаже. – М.: Владос, 2004. – 197 с.

33 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида/ под ред. Л. Плаксиной. –М.: «Экзамен», 2005 – 185 с.

34 Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 2001 – 123 с.

35 Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить./Паламарчук В.Ф. – М.: Гардарики. 2005 – 132 с.

36 Пономарев, Я.А. Знания, мышления и умственное развитие./ Я.А. Понамарев – М.: Педагогика – Пресс. 2005 – 96 с.

37 Ратанова, Т. Диагностика умственного развития /Т. Ратанова //Дошкольное воспитание. - №1, 2007. – С. 24 – 28.

38 Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. /Е.И. Рогов − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.─ с.217-233

39 Сорокоумова, Е.А. Уроки-путешествия в начальной школе: Практическое пособие./Е.А.Сорокоумова – М.: АРКТИ, 2008 – 45 с.

40 Сборник игр и игровых упражнений. Зрительное восприятие младших школьников. Специальная психология / сост. Метиева Л. – М.:2008. – 120 с.

41 Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у младших школьников /Л.Ф. Тихомирова. – М.: Просвещение, 2002. – 73 с.

42 Телегина, Э.Д., Гагай В.В. Аннотация «Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников»// Вопросы психологии.2003 – №5 – С. 17 – 25

43 Умнова, М.С. Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем. / сост. М.С. Умнова. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама. 2008 – 215 с.

44 Фонарев, А. М. Развитие ориентировочных реакций у младших школьников /А.М. Фонарев. – М.: Просвещение, 2004. – 93 с.

45 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2001. – 298 с.

46 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Владос, 2001. – 125 с.

47 Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 10-11

48 Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2002 – 375 с.

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Дата: 2019-12-10, просмотров: 349.