Разъяснения, предоставляемые руководством
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

проверяемого экономического субъекта*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономи­ческого субъекта», устанавливающее нормы, применяемые при получении и использовании разъяснений и сведений от руководства проверяемого эконо­мического субъекта

 

Перед обращением к руководству проверяемого экономическо­го субъекта для получения от него официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждаюшее, что руководство экономического субъекта осознает свою ответственность за предоставление точной и полной бухгалтерс­кой отчетности, подготовленной с учетом требований норматив­ных документов. Для этого можно включить соответствующие пункты договора на проведение аудита в письмо-обязательство, а также получить заявление, подписанное руководителями эконо­мического субъекта, о том, что они осознают свою ответствен­ность.

Разъяснения, получаемые аудитором от руководства прове­ряемого экономического субъекта, могут быть запрошены на разных этапах аудита, поэтому аудитор может получать разъяс­нения от руководства проверяемого субъекта по различным вопросам:

на этапе предварительного планирования аудита эти разъясне­ния могут быть использованы для подтверждения допущения не­прерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности эко­номического субъекта и особенностей его СВК, а также получе­нию оценок аудиторских рисков;

на этапе тестирования средств контроля и выполнения ауди­торских процедур по существу такие разъяснения могут подтвер­дить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

на этапе завершения аудита и составления аудиторского заклю­чения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

Аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту (желательно довести это до руководства офи­циально).

Порядок обращения аудитора к руководству может быть огово­рен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме-обязательстве. Если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономи­ческого субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Это могут быть устные и письменные обращения непосредственно к руководителю или его представителям как для получения информации от них самих, так и для их содействия в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделении проверяемого экономичес­кого субъекта.

При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведе­ний, которые он предполагает получить или подтвердить, а также снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимы­ми, и обязательно убедиться, что его запрос правильно понят.

Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственно повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитор дол­жен оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ в предоставлении сведений по за­просу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться как ограничение объема аудита и как фак­тор, который может привести к подготовке аудиторского заклю­чения, отличного от безусловно положительного (желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руко­водства проверяемого экономического субъекта).

Аудитору следует оценить, насколько хорошо информированы лица, предоставившие ему разъяснения, поскольку эти разъясне­ния могут считаться надежными лишь в том случае, если предос­тавившие их лица занимают положение, позволяющее им обла­дать необходимой информацией.

В ряде случаев аудитор может подвергнуть сомнению компетент­ность лиц, предоставивших разъяснения, если они не обладают достаточной квалификацией для подтверждения предоставленной информации, - как правило, такие ситуации возникают, когда подтверждению подлежит информация, требующая определенных знаний в технических или иных областях, выходящих за рамки должностных обязанностей предоставившего разъяснения лица.

Разъяснения, предоставленные руководством проверяемого экономического субъекта, являются определенным источником аудиторских доказательств наряду с другими доступными аудито­ру источниками, поскольку могут быть получены аудитором при­менительно практически к любому разделу бухгалтерской отчет­ности. Аудитор должен использовать разъяснения, допуская их правдивость, пока не получит фактических данных, которые про­тиворечили бы информации, содержащейся в данных разъясне­ниях.

При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм, сопоставляя их с информацией, полученной из других источников, и допуская со стороны руководителей экономического субъекта возможность преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности.

При сомнении в правильности информации аудитор может со­поставить информацию, полученную из различных источников, привлечь к работе независимого эксперта либо провести другие необходимые аудиторские процедуры.

Если аудитору не удалось получить достаточно альтернативных доказательств об информации, содержащейся в разъяснениях ру­ководства проверяемого субъекта, а такая информация, по мне­нию аудитора, существенна, он может рассматривать такую ситуа­цию как ограничение объема аудита.

В случаях когда разъяснения подготовлены руководством про­веряемого экономического субъекта по собственной инициативе, аудитор в дополнение к обычным проверкам компетентности и информированности источника разъяснений должен применить обычные процедуры проверки достоверности такой информации.

Иногда руководство проверяемого экономического субъекта является единственным источником информации по отдельному вопросу - в этом случае аудитор должен оценить убедительность полученных разъяснений, прежде чем сформулировать свое мнение.

Аудитору следует оценить важность разъяснений, полученных им от руководства в устной форме и зафиксированных им в рабо­чих документах. Если в результате анализа данных сведений ауди­тор пришел к выводу, что ряд разъяснений, полученных им в уст­ной форме, весьма важен для формирования его мнения, такие разъяснения следует обобщить и представить руководству прове­ряемого экономического субъекта в виде самостоятельного пись­ма, содержащего точку зрения аудитора по рассмотренным вопро­сам, и получить письменное подтверждение от руководства эко­номического субъекта о согласии с данной трактовкой. Если разъяснения, полученные аудитором от руководства, противоре­чат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен выяс­нить причину этих противоречий и в необходимых случаях снизить степень доверия к остальной информации, представленной этим руководством.

В письменном виде должны быть представлены все разъяснения в отношении аспектов, признанных аудитором существенными для выражения им мнения о достоверности бухгалтерской отчет­ности проверяемого экономического субъекта.

Письменные разъяснения руководства проверяемого экономи­ческого субъекта могут быть представлены аудитору в виде:

официального письма этого руководства с разъяснениями;

письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зре­ния аудитора по определенным вопросам и согласие руководства проверяемого экономического субъекта с данной трактовкой;

официально заверенных копий бухгалтерской отчетности эко­номического субъекта, протоколов собрания советов директоров, общих собраний акционеров и других мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения о позиции руко­водства проверяемого экономического субъекта по определенным вопросам.

Копия письма аудитора с запросом руководству проверяемого экономического субъекта (с подтверждением получения) и офи­циальное письмо в адрес аудиторской организации от руководства проверяемого субъекта с разъяснениями и подтверждениями под­лежат включению в рабочую документацию аудитора.

Информация об устных разъяснениях, полученных аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, должна быть включена в рабочие документы аудитора. Содержание рабо­чих документов определяется аудитором самостоятельно, тем не менее рабочие документы должны подтверждать использование примененных аудитором процедур и содержать сведения о резуль­татах, полученных как устно, так и письменно.

 

8.3. Использование работы эксперта*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Использование работы эксперта».

 

Эксперт - это не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

В качестве эксперта аудиторская организация может использо­вать работу специализированной организации, являющейся юри­дическим лицом.

Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская организация, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также целесообразности, возможности и на­дежности иных аудиторских процедур применительно к этим об­стоятельствам.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен иметь соответствующую квалифи­кацию, как правило подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом), и опыт или ре­путацию, подтвержденную соответствующими отзывами, реко­мендациями, публикациями, справками.

Эксперт (физическое лицо) должен быть объективным, поэто­му он не может быть ни основным учредителем (участником), ни руководителем экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, ни лицом, состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Эксперт (юридическое лицо) не должен быть основным или преобладающим учредителем (участником), кредитором, стра­ховщиком экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, а экономический субъект, в отношении ко­торого проводится аудит, не должен быть основным или преоб­ладающим учредителем (участником) эксперта (юридического лица).

Аудиторская организация может использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъек­та, в отношении которого проводится аудит. Отказ экономическо­го субъекта от использования работы эксперта должен быть совер­шен в письменной форме. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита заключения, отличного от безусловно поло­жительного.

Работа эксперта осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.

Помимо общепринятых условий договор должен предусматри­вать:

цели и объем работы эксперта;

описание конкретных вопросов, в отношении которых ауди­торская организация ожидает получить заключение эксперта;

описание взаимоотношений эксперта с экономическим субъектом, если таковые потребуются;

конфиденциальность информации экономического субъекта;

сведения о предположениях и методах, которые эксперт наме­ревается использовать в своей работе, и об их соответствии тем предположениям и методам, которые использовались в предыду­щие периоды (если в предыдущие периоды аудиторская организа­ция использовала работу эксперта);

форму и содержание заключения эксперта.

Эксперт представляет результаты своей работы в виде заключе­ния (отчета, расчета и т.п.) в письменной форме, которое должно быть достаточно полным и подробным. Заключение эксперта дол­жно иметь следующие обязательные реквизиты: наименование до­кумента; дата документа; личная подпись эксперта и ее расшиф­ровка. Заключение эксперта - юридического лица скрепляется его печатью.

Эксперт подготавливает свое заключение, как минимум, в двух экземплярах, один из которых представляется экономическому субъекту, в отношении которого аудиторская организация прово­дит аудит, а второй - аудиторской организации.

В случае невозможности получить заключение эксперта или существенной неуверенности эксперта в оценке каких-то иссле­дованных обстоятельств, а также неразрешенных разногласий между экономическим субъектом и экспертом или между аудиторской организацией и экспертом аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подготовке по результатам прове­денного аудита заключения, отличного от безусловно положи­тельного.

Использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к такой работе в аудиторском заключении, не сни­мает ответственности за аудиторское заключение с организации, подготовившей его.

 

8.4. Операции со связанными сторонами в ходе аудита*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита».

 

Различные экономические субъекты являются двумя связанны­ми сторонами, если одна из них контролирует другую или оказы­вает значительное влияние на принятие принципиальных и (или) текущих решений другой стороны. В качестве операций между связанными сторонами рассматривается любая передача ресурсов или обязательств вне зависимости от того, назначена ли по этим операциям какая-либо цена.

К связанным сторонам могут быть отнесены:

головные, дочерние, преобладающие, зависимые общества;

предприятия, относящиеся к одной и той же группе взаимо­связанных организаций (например, предприятия, входящие в сис­тему одного с аудируемым экономическим субъектом концерна или холдинга);

предприятия, некоторые участники и (или) руководители ко­торых состоят в родственных отношениях;

предприятия, участниками и (или) руководителями которые являются одни и те же лица.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за выявление и раскрытие имеющих отношение к данному экономи­ческому субъекту связанных сторон и за правильное отражение в соответствии с нормативными документами финансово-хозяй­ственных операций с такими сторонами в учете и отчетности. Ру­ководство экономического субъекта должно использовать для осу­ществления этого надлежащие средства системы бухгалтерского учета и СВК.

Аудиторская организация обязана спланировать и провести аудит таким образом, чтобы получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие с достаточной степе­нью уверенности сделать выводы относительно отражения и рас­крытия в бухгалтерской отчетности существенной информации об операциях экономического субъекта со связанными сторонами.

Количество и качество аудиторских доказательств, приемлемых для оценки операций со связанными сторонами, а также опреде­ление степени существенности таких операций в тех или иных об­стоятельствах являются предметом профессионального суждения аудитора.

При формировании профессионального суждения по перечис­ленным вопросам аудитору надлежит исходить из того, что к его задачам относятся:

проведение проверки и анализа отраженных операций эконо­мического субъекта со связанными сторонами с тем, чтобы убе­диться, что существенные операции такого рода надлежащим об­разом санкционированы и отражены в бухгалтерском учете и от­четности;

достижение приемлемой уверенности в том, что в ходе аудита будут выявлены и проанализированы неотраженные операции со связанными сторонами, которые могут иметь существенное значе­ние с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности эко­номического субъекта.

К аудиторской организации не предъявляется требование выя­вить в ходе аудита все возможные операции экономического субъекта со связанными сторонами. При проведении аудита следу­ет соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор данных о связанных сторонах и полностью извлекаемой информа­цией. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры сами по себе не могут считаться решающими доводами в пользу отказа от ее проведения.

Если у аудитора появляются обоснованные сомнения по воп­росам, имеющим существенное значение, то ему необходимо предпринять меры к получению достаточных и убедительных дан­ных, которые рассеют или подтвердят возникшие сомнения.

Планирование аудиторских процедур должно быть основано на осведомленности аудитора о бизнесе субъекта со связанными сто­ронами, которые могут оказывать существенное влияние на бух­галтерскую отчетность этого экономического субъекта.

Существование связанных сторон и наличие деловых взаимоот­ношений между ними являются нормальной финансово-хозяй­ственной практикой. Вместе с тем операции, которые экономи­ческий субъект осуществляет с такими сторонами, могут отли­чаться от остальных операций. Аудиторская организация должна уделять особое внимание операциям, проводимым экономичес­ким субъектом со связанными сторонами, по следующим причи­нам:

раскрытие информации о связанных сторонах может входить в число требований, предъявляемых нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности:

существование связанных сторон может оказывать влияние на результаты бухгалтерской отчетности как таковой;

оценка аудитором достоверности получаемых аудиторских до­казательств определяется подлинной независимостью их источни­ка от проверяемого экономического субъекта, следовательно, для аудитора при получении внешних аудиторских доказательств важ­но знать, не является ли источник таких доказательств связанной стороной;

финансово-хозяйственные операции экономического субъекта со связанными сторонами могут быть осуществлены по мотивам, отличающимся от тех, которые присущи нормальной коммерчес­кой деятельности, например реализация запрещенных способов уклонения от налогообложения или внесение умышленных иска­жений в бухгалтерскую отчетность.

Аудиторской организации следует проверить информацию, предоставленную руководством экономического субъекта, касаю­щуюся наличия организаций, которые могут быть отнесены к свя­занным сторонам. Для получения этих сведений аудиторская орга­низация может направить руководству экономического субъекта письменный запрос. Аудитор вправе считать информацию, предос­тавленную руководством экономического субъекта о связанных сторонах, правдивой, а документацию - подлинной в тех случа­ях, когда отсутствуют признаки обратного. Вместе с тем аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм и учитывать ве­роятность наличия у проверяемого экономического субъекта дру­гих связанных сторон, в том числе таких, которые могут суще­ственно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности это­го экономического субъекта.

Для проверки полноты перечня связанных сторон аудиторская организация может:

сверить перечень связанных сторон экономического субъекта для аудита данного отчетного периода со списком связанных сто­рон, обнаруженных и зафиксированных в рабочей документации аудита предшествующего отчетного периода (в случае если ауди­тор работает с данным экономическим субъектом не первый год);

изучить надежность внутренних процедур и средств контроля экономического субъекта, направленных на выявление финансо­во-хозяйственных операций со связанными сторонами;

навести справки об участии директоров и других должностных лиц проверяемого экономического субъекта в делах других орга­низаций;

изучить списки акционеров данного экономического субъекта;

проверить с точки зрения получения необходимой информа­ции протоколы собраний акционеров экономического субъекта, заседаний его руководящего органа и другие аналогичные доку­менты.

В тех случаях, когда нормативные документы по ведению бух­галтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности предъяв­ляют к экономическому субъекту специальные требования по рас­крытию информации об операциях со связанными сторонами, аудиторская организация обязана проверить правильность раскры­тия экономическим субъектом такой информации во всех суще­ственных отношениях.

В ходе аудита следует обращать особое внимание на финансово-хозяйственные операции, в отношении которых могут возникнуть подозрения, что экономический субъект совершает их с ранее не выявленными связанными сторонами. К таким операциям можно отнести:

операции с условиями сделок, значительно отличающимися от прочих условий, например не характерные для обычной деятель­ности данного экономического субъекта расценки, процентные ставки, виды обеспечения, рассрочки платежей;

операции, противоречащие логике деятельности экономичес­кого субъекта;

операции, сущность которых противоречит их форме;

операции, осуществленные необычным образом;

неоправданно высокую долю операций с определенными поку­пателями или поставщиками в ущерб прочим;

операции с фирмами, зарегистрированными в географических зонах льготного налогообложения;

редкие и нетипичные операции, особенно имевшие место в конце отчетного периода;

санкционирование или оформление сделок лицами, которые обычно не занимаются такими операциями.

Для получения доказательств аудитору необходимо:

проанализировать наиболее крупные сделки на предмет выяв­ления их подлинных условий и финансовых аспектов;

провести необходимые исследования в отношении контраген­тов проверяемого экономического субъекта, если возникло пред­положение, что они представляют связанные с ним стороны;

запросить подтверждения у независимых источников;

обсудить с руководством экономического субъекта цели и ус­ловия операций, по отношению к которым у аудитора возникли вопросы;

получить от связанных сторон подтверждения относительно целей, условий и денежных сумм операций;

сопоставить сведения, полученные от руководства, с информа­цией, полученной от таких независимых источников, как банкиры, юристы, агенты или поручители.

При необходимости аудиторская организация должна запро­сить от руководства проверяемого экономического субъекта офи­циальные письменные разъяснения.

На основании информации о связанных сторонах, собранной и исследованной в ходе аудита, оценивается полнота и правиль­ность отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности эконо­мического субъекта операций со связанными сторонами.

В отношении сводной бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна помимо рассмотрения вопросов о соблюде­нии общих требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетнос­ти, оценить:

обоснованность включения или невключения данных о дочер­них и зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность;

приемлемость применений стоимостной оценки участия голов­ной организации в дочерних и зависимых обществах;

правильность объединения показателей бухгалтерской отчетно­сти головной организации и дочерних обществ в сводную бухгал­терскую отчетность, в том числе использование единой учетной политики в отношении аналогичных статей имущества, обяза­тельств, доходов и расходов;

применение обособленного приведения в сводной бухгалтер­ской отчетности числовых показателей об отдельных активах и хо­зяйственных операциях, без знания которых адекватная оценка бухгалтерской отчетности невозможна или затруднена для пользо­вателя;

соблюдение правил включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность.

По результатам проведения аудита аудиторская организация обязана направить руководителям и (или) собственникам эконо­мического субъекта письменную информацию об обоснованных замечаниях относительно правильности отражения операций со связанными сторонами. Аудитор должен указать, какие из сделан­ных замечаний являются существенными и влияют ли они на вы­воды в аудиторском заключении.

Если, по мнению аудитора, по завершении аудита он не рас­полагает всей необходимой информацией, касающейся операции со связанными сторонами, имеющих существенное значение, аудиторская организация обязана подготовить по результатам аудита условно-положительное аудиторское заключение или офи­циально отказаться в аудиторском заключении от выражения мне­ния о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Если, по мнению аудитора, операции экономического субъек­та со связанными сторонами раскрыты и отражены в бухгалтерс­ком учете так, что это отрицательно влияет на достоверность бух­галтерской отчетности экономического субъекта в существенных отношениях, аудитор обязан подготовить по результатам аудита условно-положительное или отрицательное аудиторское заключе­ние.

 

8.5. Изучение и использование внутреннего аудита*

 

* См. Правило (стандарт) об аудиторской деятельности в Российской Фе­дерации «Изучение и использование работы внутреннего аудита».

 

Аудиторская организация должна сформировать свое мнение с деятельности внутреннего аудита.

Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторского риска и СВК и тем самым су­щественно сократить объем процедур, которые предстоит выпол­нить.

Проверяющий составляет программу оценки внутреннего ауди­та, а в своей рабочей документации отражает выводы, касающие­ся конкретной работы внутреннего аудитора, которая была проте­стирована, изучена и оценена. После этого аудиторская организа­ция на стадии планирования решает, может ли быть использована работа внутреннего аудита для целей внешнего аудита.

Содержание, сроки и объем проверок конкретной работы внутреннего аудита зависят от оценки внешним аудитором ауди­торского риска, существенности объекта проверки и предвари­тельной оценки службы внутреннего аудита. Такие проверки могут предусматривать тестирование объектов, уже проверенных внут­ренним аудитом, проверку других интересующих объектов, на­блюдение за процедурами внутреннего аудита.

Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.

Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руковод­ством и (или) собственниками экономического субъекта, они от­личаются от задач внешнего аудита, который обязан дать незави­симую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с тем средства решения специфических задач, которые поставлены перед внешним и внутренним аудитором, могут в ряде случаев со­впадать и быть использованы при определении содержания, сро­ков и объема внешних аудиторских процедур.

Если в результате предварительной оценки внутреннего ауди­та достигнуто взаимопонимание и принято решение использо­вать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация обя­зана найти дополнительные доказательства эффективности этой работы.

Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторская организация должна рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период и обсудить его на возможно более ранней стадии аудита; определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита; заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внут­ренними аудиторами.

Аудиторская организация информирует руководство и (или) собственников экономического субъекта и, возможно, руководи­теля службы внутреннего аудита о любых обнаруженных факто­рах, которые могут быть использованы для повышения эффектив­ности и результативности работы внутреннего аудита в будущем.

В ходе проверки аудиторская организация не может полностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Надо проводить конт­рольные проверки статей и операций, уже проверенных внутрен­ними аудиторами. Если они дают сходные (сопоставимые) резуль­таты, коррективы в намеченной работе не требуются. В случае вы­явления расхождений необходимо принять адекватные меры, например изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.

 

8.6. Использование работы другой аудиторской организации*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Использование работы другой аудиторской организации»

 

Прежде всего следует отметить, что результаты работы другой аудиторской организации не используются:

при подготовке совместного аудиторского заключения о бух­галтерской отчетности экономического субъекта двумя аудиторс­кими организациями и более;

при профессиональных отношениях между аудиторскими орга­низациями, одна из которых сменяет вторую;

когда основная аудиторская организация заключает, что пока­затели подразделения, аудит которых проводит другая аудитор­ская организация, являются несущественными для бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Однако если показатели не­скольких подразделений по отдельности несущественны, но в со­вокупности существенны для бухгалтерской отчетности, то при­меняется данное правило (стандарт).

Если в бухгалтерскую отчетность экономического субъекта включаются показатели одного подразделения или нескольких подразделений, аудит которых проводится еще одной аудиторской организацией (аудиторскими организациями), то основная ауди­торская организация обязана оценить влияние ее работы на аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация - это организация, отве­чающая за подготовку аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, включающей показатели одного подразделения или нескольких подразделений этого субъекта, аудит в отношении которых проводит другая аудитор­ская организация.

Другая аудиторская организация - это любая отличная от ос­новной аудиторская организация (независимо от ее отношений с основной аудиторской организацией), отвечающая за подготовку аудиторского заключения о показателях подразделения, включае­мых в бухгалтерскую отчетность, аудит в отношении которой про­водит основная аудиторская организация.

Подразделение - это часть экономического субъекта, показа­тели которой включаются в бухгалтерскую отчетность этого субъекта, а в отношении самой бухгалтерской отчетности субъек­та основная аудиторская организация проводит аудит. Подразделе­нием могут быть филиал, представительство, иное подразделение юридического лица, дочернее и зависимое общества (товарище­ство).

При проведении аудита основная аудиторская организация должна определить, достаточна ли проводимая ею работа для под­готовки заключения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта, в состав которого входят подразделения. Для этого необ­ходимо оценить:

существенность той части показателей подразделений, аудит в отношении которых проводит основная аудиторская организация, и соответственно - той части показателей подразделений, аудит в отношении которых она не проводит;

уровень собственных знаний о деятельности подразделений, аудит показателей которых проводит другая аудиторская организа­ция;

риск существенных искажений показателей подразделений, аудит в отношении которых проводит другая аудиторская органи­зация;

возможность при необходимости выполнить дополнительные процедуры в отношении показателей подразделений, аудит кото­рых проводит другая аудиторская организация, что должно обес­печить существенное участие основной аудиторской организации в аудите бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация уведомляет другую ауди­торскую организацию о своем намерении использовать результаты ее работы при проведении аудита.

Выбор формы, объема и времени ознакомления с работой дру­гой аудиторской организации зависит от характера и объема про­водимого аудита и оценки профессиональной компетентности другой аудиторской организации, а также предыдущего опыта сотрудничества с ней. Если при проведении аудита другая аудитор­ская организация выявила факты, которые, по ее мнению, могли бы иметь значение для основной аудиторской организации, то она должна уведомить ее об этом. Это может быть сделано путем непосредственной передачи важной информации или раскрытия соответствующих обстоятельств в аудиторском заключении.

Если руководство подразделения не согласно с тем, чтобы другая аудиторская организация передала соответствующую информацию основной организации, то другая аудиторская организация должна непосредственно уведомить о данном обстоятельстве основную аудиторскую организацию.

Основная организация не обязана представлять другой аудиторской организации какую-либо информацию, полученную в ходе аудита экономического субъекта.

Если при проведении аудита подразделения основная аудиторская организация выявила факты, которые, по ее мнению, по­могли бы в работе другой аудиторской организации, то она должна обсудить возможные действия с руководством экономического субъекта.

Планируя использовать работу другой организации, основная аудиторская организация должна получить достаточные доказа­тельства того, что работа, выполненная этой аудиторской органи­зацией, адекватна целям и задачам основной аудиторской органи­зации в отношении проводимого ею аудита бухгалтерской отчет­ности экономического субъекта.

Основная аудиторская организация обязана уведомить другую аудиторскую организацию о том, каким образом будут использо­ваны результаты ее работы, а также осуществить необходимые меры по координации деятельности на начальной стадии плани­рования аудита. Для этого основная аудиторская организация долж­на сообщить другой аудиторской организации, какие вопросы требуют особого рассмотрения при проведении аудита показате­лей подразделения, какие процедуры необходимы для определе­ния требующих раскрытия операций, имевших место внутри эко­номического субъекта с участием подразделения, а также сроки проведения и завершения аудита.

Основная аудиторская организация должна рассмотреть и задо­кументировать все существенные факты, выявленные другой аудиторской организацией в ходе аудита показателей подразделе­ния.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономи­ческого субъекта, как правило, не содержит указаний на исполь­зование основной аудиторской организацией при проведении аудита результатов работы другой аудиторской организации.

В случае невозможности использовать результаты работы дру­гой аудиторской организации и осуществить необходимые допол­нительные процедуры в отношении показателей подразделения, аудит которых проводит другая аудиторская организация, основ­ная аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подго­товке по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта условно-положительного аудитор­ского заключения или об отказе от выражения мнения о достовер­ности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в связи с ограничением объема аудиторской проверки.

Если другая аудиторская организация составила или намерева­ется составить аудиторское заключение о показателях подразделе­ния, отличающееся от безусловно положительного либо содержа­щее специальный поясняющий параграф, то основная аудитор­ская организация обязана рассмотреть вопрос о необходимости и целесообразности составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности экономического субъекта, отличного от бе­зусловно положительного. При этом основная аудиторская органи­зация должна исходить из того, насколько обстоятельства, повлекшие составление другой аудиторской организацией ауди­торского заключения о показателях подразделения, отличного от безусловно положительного либо содержащего специальный пояс­няющий параграф, существенны (по характеру и величине) для бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В исключительных случаях, когда основная аудиторская орга­низация не имеет возможности осуществить все действия, она мо­жет подготовить аудиторское заключение о бухгалтерской отчет­ности экономического субъекта только на основе аудиторского заключения о показателях подразделения (подразделений). В таких случаях в аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности экономического субъекта фиксируется данный факт, но не упо­минается величина (существенность) той части показателей бух­галтерской отчетности экономического субъекта, аудит в отноше­нии которых проводила другая аудиторская организация. Раскры­тие такой информации в аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересован­ными пользователями аудиторского заключения как какая-либо оговорка основной аудиторской организации в отношении выра­женного ею мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

 

ГЛАВА 9.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.