Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

в ходе аудита*

 

*В Российской Федерации действует одобренное Комиссией по аудиторс­кой деятельности при Президенте Российской Федерации Правило (стан­дарт) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля в ходе аудита».

 

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в сис­теме бухгалтерского учета, которую применяет проверяемый им экономический субъект, и изучить и оценить те средства контро­ля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Масштаб и особенности СВК, а также степень их формализа­ции должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитор в ходе аудиторской про­верки обязан в достаточной мере убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную часть проверяемого экономического субъекта. Особенности СВК могут способствовать формированию такой убежденности.

В том случае, если аудитор убеждается, что он может использо­вать данные соответствующих средств контроля, он получает воз­можность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, а также вносить изменения в суть приме­няемых аудиторских процедур и предполагаемые затраты времени на их осуществление.

При оценке эффективности и надежности СВК в целом, конт­рольной среды и отдельных средств контроля аудиторская органи­зация использует не менее трех градаций: высокая, средняя, низ­кая (аудиторские организации могут принять решение о примене­нии в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности).

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского уче­та, СВК должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы: специально разработан­ные тестовые процедуры; перечни типовых вопросов для выясне­ния мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии; специальные бланки и проверочные листы; блок-схемы и графи­ки; перечни замечаний, протоколы или акты.

Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают мето­дики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур в результате изучения особенностей средств контроля экономичес­кого субъекта должно быть надлежащим образом аргументировано.

Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгал­терского учета и эффективности СВК является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур, то отсутствие документирования или не­надлежащее документирование особенностей системы бухгалтерс­кого учета проверяемого экономического субъекта, а также ре­зультатов изучения и оценки СВК этого экономического субъекта может служить доказательством низкого качества оказываемых аудитором услуг.

Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета и СВК, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению аудитор должен представлять в виде письменно­го отчета руководству проверяемого экономического субъекта.

Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгал­терского учета. Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан понимать особенности системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъ­екта.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хо­зяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерско­го учета;

организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетно­сти;

распределение обязанностей и полномочий между работника­ми, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчет­ности;

организация подготовки, оборота и хранения документов, от­ражающих хозяйственные операции;

порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бух­галтерского учета, формы и методы обобщения данных таких ре­гистров;

порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;

критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

средства контроля, предусмотренные в отдельных областях си­стемы учета.

Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан проверить соот­ветствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации случаи нарушений.

В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внут­ренними документами проверяемого экономического субъекта, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние не соответ­ствует положениям вышеперечисленных документов. В необходи­мых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движе­ние отдельных сумм в учете от первичных документов до внесения их в отчетные документы.

Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внут­реннего контроля. СВК экономического субъекта должна включать в себя надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и практи­ческие действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение СВК. От него зависит, что­бы СВК отвечала размерам и специфике деятельности экономи­ческого субъекта, функционировала регулярно и эффективно. В соответствии с учредительными документами экономического субъекта или правилами внутреннего распорядка может быть на­значен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел «внутреннего аудита», которым может быть передана часть функций по поддержанию СВК.

Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников, должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспе­чивать разделение несовместимых функций. Функции данного со­трудника считаются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение та­ких ошибок и нарушений. Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции:

непосредственный доступ к активам экономического субъекта;

разрешение на осуществление операций с активами;

непосредственное осуществление хозяйственных операций;

отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Надлежащее функционирование СВК зависит также от сотруд­ников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала.

Аудитор обязан принимать во внимание, что СВК может, но лишь с определенной степенью вероятности, подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты.

Порядок оценки системы внутреннего контроля в ходе аудита. Оценка СВК экономического субъекта предусматривает следу­ющие этапы:

общее знакомство с СВК;

первичная оценка надежности СВК;

подтверждение достоверности оценки СВК (аудиторские орга­низации могут принять решение об использовании большего ко­личества этапов оценки СВК и проводить оценку более детально и тщательно, чем предписывается в данном разделе).

Аудиторская организация в начале своей работы должна полу­чить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства аудиторская организация должна принять решение о том, может ли она в своей работе по­лагаться на СВК данного экономического субъекта. В случае принятия отрицательного решения аудиторская организация дол­жна планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мне­ние не основывалось на доверии к этой системе; в случае приня­тия положительного решения аудиторская организация должна осуществить первичную оценку надежности СВК данного эконо­мического субъекта, т. е. использовать методики и приемы, кото­рые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно, но с учетом требований Правила (стандарта) аудиторской деятель­ности.

Если по итогам процедуры первичной оценки надежности аудиторская организация оценила надежность всей СВК и (или) отдельных средств контроля как «среднюю» или как «высокую», она должна планировать аудиторские процедуры исходя из этого предположения, но не доверять данной системе абсолютно.

Если же по итогам процедуры первичной оценки аудиторская организация оценила надежность СВК в целом и (или) отдельных средств контроля как «низкую», она обязана констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские процедуры соответству­ющим образом. Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии СВК и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе аудиторской проверки осуще­ствлять процедуры подтверждения достоверности этой системы, т. е. использовать методики и приемы, которые разрабатываются ауди­торской организацией самостоятельно, но с учетом требований правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Если аудиторская организация в ходе процесса подтверждения надежности придет к выводу о том, что оценка надежности СВК в целом и (или) каких-либо отдельных средств внутреннего контро­ля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, она обязана соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы по­высить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита.

Аудиторские процедуры, проводимые для проверки работоспо­собности и надежности СВК и отдельных средств контроля, назы­ваются тестами средств контроля.

Все этапы оценки СВК должны надлежащим образом докумен­тироваться с указанием аргументов, которыми руководствовалась аудиторская организация, давая соответствующую оценку надеж­ности всей системе или отдельным средствам контроля или при­нимая решение, оказывающее влияние на планирование аудитор­ских процедур.

Особенности изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в субъектах малого предпринимательства. При аудите экономических субъектов, относящихся к субъектам мало­го предпринимательства, аудиторские организации также обязаны изучать и давать оценку системам бухгалтерского учета и внутрен­него контроля, однако при этом следует учитывать специфичес­кие особенности таких субъектов.

Для субъектов малого предпринимательства характерно веде­ние бухгалтерского учета ограниченным числом работников; кро­ме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-ма­териальных ценностей. Следовательно, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требо­вать в полной мере разделения ответственности и полномочий со­трудников.

Доверие аудитора к эффективности СВК субъектов малого предпринимательства обычно должно быть ниже, чем к эффек­тивности СВК средних и крупных экономических субъектов, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской от­четности должно в большей мере определяться аудиторскими про­цедурами по существу. Аудиторская организация самостоятельно принимает решение о том, применять или не применять при аудите данного экономического субъекта методики аудита, характер­ные для субъектов малого предпринимательства, но обязана отра­зить свой выбор и соответствующую аргументацию в своей рабо­чей документации.

Документирование изучения и оценки системы бухгалтерс­кого учета и СВК должно соответствовать масштабу проверяе­мого экономического субъекта и для субъектов малого предпри­нимательства может проводиться в упрощенном виде по срав­нению с документированием крупных и средних экономических субъектов.

Оценка и аудит системы внутреннего контроля. Поскольку в ходе аудиторской проверки не представляется возможным проверить все операции, всю документацию клиента, аудиторы определяют риск аудита как разновидность предпринимательского риска.

Для снижения аудиторского риска, получения большей уве­ренности в достоверности информации, снижения трудоемкости проверки аудиторы оценивают СВК экономического субъекта как одну из основ информационной системы.

В связи со сложностью происходящих в организации хозяй­ственных процессов СВК затрагивает не только финансовую сферу и деятельность бухгалтерии, в которой обрабатывается необходимая для составления отчетности информация, но и подразделения компании, являющиеся источником данной ин­формации.

Аудит СВК необходим аудитору прежде всего для того, чтобы понять, насколько он может доверять предоставленным организа­цией данным, какие усилия были приложены руководством ком­пании, чтобы получить правильную и полную информацию, и на­сколько аудитор может использовать результаты внутреннего кон­троля при своей проверке. Иными словами, результатом аудита СВК является определение риска внутреннего контроля.

Степень выбранного риска влияет в дальнейшем на размер ста­тистической выборки, используемой при проверке соответствую­щей позиции и баланса.

Как уже было отмечено, целями внутреннего контроля явля­ются, с одной стороны, объективное отражение хозяйственной ситуации, а с другой стороны, поддержка интересов и политики руководства фирмы, поэтому даже эффективные системы ревизии могут находиться под влиянием руководства компании. Если ауди­тор после изучения взаимоотношений в фирме считает, что веро­ятность этого большая, то риск внутреннего контроля необходимо оценить как высокий независимо от прочих результатов.

Необходимо различать аудит СВК в целом, т.е. общие темы, и аудит ее основных объектов (снабжение, сбыт и т.д.). Проверка СВК в целом должна обязательно проводиться аудитором, а сте­пень необходимости проверки внутреннего контроля по каждому объекту аудитор устанавливает исходя из соотношения предпола­гаемых затрат (с учетом и без учета подготовительного этапа) и размера проверяемой совокупности.

При проверке системы СВК аудитор выполняет три важных этапа:

описание действующей СВК;

оценка целесообразности контрольных механизмов;

проверка эффективности СВК.

При этом аудитору следует руководствоваться следующими принципами, необходимыми для функционирования данной сис­темы:

/. Организация рабочих процессов.

Эффективность внутреннего контроля во многом зависит от вида и объема проводимых хозяйственных операций. Процессы, выполняемые каждый день в новом виде и новыми людьми, со­держат в себе большую вероятность сознательной или бессозна­тельной ошибки, чем процессы, выполнение которых определено инструкциями и указаниями. В связи с этим целью СВК должна стать замена индивидуальной, часто меняющейся обработки по­вторяющихся операций на четко сформулированные, организо­ванные процессы. С этой целью используются письменные инст­рукции, заготовленные бланки и формуляры. Например, исполь­зование бланков векселей единой для предприятия, а не произвольной формы позволит уменьшить вероятность неправиль­ного выставления или заполнения векселя.

Каждое отклонение от определенной организации рабочего процесса должно служить сигналом для проведения конкретной проверки и выяснения причин этого отклонения.

2. Разделение функциональных обязанностей.

Данный принцип предполагает, что определенные функцио­нальные обязанности не могут выполняться одним и тем же ли­цом. Хозяйственные, управленческие и бухгалтерские функции должны быть разделены.

3. Контроль.

В эффективно действующей предпринимательской структуре ни одна операция не должна оставаться без контроля. Контроль бухгалтерского учета может проводиться как случайным, ручным способом, так и в систематизированном, запрограммированном, а значит и обязательном, порядке. При этом правильность выпол­нения операции может быть проверена путем сравнения результа­тов данной операции с результатами другой операции, независи­мой от первой. Так, стоимость отгруженной за неделю продук­ции, учитываемая в отделе сбыта, может быть сравнена со стоимостью продукции, учтенной в бухгалтерии как отгруженная за тот же период времени; сумма процентов за кредиты, начис­ленная отделом кредитования, должна соответствовать сумме процентов, отраженной в бухгалтерском учете по тем же креди­там.

Наряду со сравнительными могут проводиться и аналитические проверки, например анализ изменения отгруженной продукции и изменения дебиторской задолженности, анализ изменения мате­риалов по отдельным подразделениям.

К вспомогательным средствам, позволяющим внедрить назван­ные принципы внутреннего контроля на предприятии, относятся:

· организационный план.

Благодаря организационному плану аудитор получает первое представление о том, насколько широко используется на пред­приятии принцип разделения функциональных обязанностей. В дальнейшем организационный план поможет сделать вывод о возможном недостаточном контроле отдельных подразделений (в случае запутанности организационной структуры и нечеткого разделения сфер ответственности на предприятии). Однако окон­чательные выводы можно сделать лишь после детального анализа хозяйственных операций;

· рабочие инструкции и указания.

Для закрепления перечисленных в организационном плане процессов необходимы рабочие инструкции и указания, которые определяют задачи и ответственность для каждого рабочего места. Как правило, в подобных документах указываются вид проводи­мой деятельности, кто и каким способом должен ее выполнять. Они могут содержать сроки выполнения повторяющихся опера­ций (представление месячной отчетности, напоминание покупа­телю о неоплаченных счетах). Кроме того, в инструкции требуется отразить, как проводить проверку результатов проделанных опера­ций.

В настоящее время организации получают все больше самосто­ятельности в ведении бухгалтерского учета. Это касается как воп­росов оценки производственных запасов, так и отражения хозяй­ственных операций с помощью бухгалтерских проводок. Сформу­лированные в учетной политике особенности бухгалтерского учета необходимо дополнить более детальными указаниями, во избежа­ние разного подхода к одному и тому же вопросу внутри предпри­ятия;

· описание хозяйственных процессов.

Подобные описания отражают содержание и последователь­ность действий хозяйственного процесса, например описание уче­та кредиторской задолженности от момента получения счета от поставщика до оплаты счета.

Вместе с более интенсивным использованием ЭВМ на всех этапах деятельности организации появилась и потребность в опи­сании задействованных программ, ведении программной доку­ментации и использовании обработанных данных. Информация, содержащаяся в описаниях, поможет аудитору получить сведения об интегрированных в каждом процессе контрольных механизмах или об их отсутствии, видах проверок (персональные или машин­ные) и целях, которые они преследуют;

· заготовленные бланки и формуляры.

Заготовленные единые бланки и формуляры способствуют бо­лее точному выполнению требуемых действий сотрудниками и, таким образом, уменьшению вероятности возникновения ошибки. Однако для эффективного использования таких бланков (форму­ляров) необходимо выполнение следующих условий:

использование бланков различных цветов для разных процес­сов;

указание отдельных этапов одного процесса на бланке;

обработка каждого этапа ответственным за это сотрудником (подпись, штемпель); одним из видов контроля будет в данном случае проверка работником наличия отметки о выполнении пре­дыдущего этапа и выяснение причин ее отсутствия;

указание времени обработки бланка (формуляра) путем его да­тирования; медлительность обработки документа повышает опас­ность его потери, увеличения расходов (штрафов), несвоевремен­ности информации;

· внутренняя ревизия.

Даже самые эффективные внутренние контрольные механизмы не могут гарантировать полного обнаружения или избежания ошибок. Постоянные изменения в хозяйственной жизни любой организации приводят к необходимости проверки СВК относи­тельно ее способности соответствовать новым требованиям как в целом по предприятию, так и по отдельным циклам бизнеса. Эти функции и берет на себя внутренняя ревизия, которая также яв­ляется составной частью СВК.

Чтобы описать СВК и таким образом установить ее запланиро­ванную структуру и состояние, аудитор использует в своей работе:

сбор информации.

Аудитор собирает все относящиеся к данному объекту провер­ки материалы: диаграммы, указания, инструкции, описания и т.д. Обычно он высылает клиенту список необходимых документов до начала проведения проверки, что помогает намного сократить время, а значит, и расходы на проверку;

вопросные листы.

Применение вопросных листов - один из наиболее распрост­раненных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более де­тальную информацию относительно организации и действия внут­ренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в за­крытой (ответы «да», «нет») или в открытой (описание ответа) формах. Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не ос­тавляет клиенту возможности уйти от ответа. С другой стороны, давая открытые ответы, клиент может затронуть аспекты, упу­щенные аудитором. Для того чтобы использовать преимущества обоих видов ответов, в вопросных листах планируется одновре­менное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если ваш ответ отрицательный, то приведите его обоснование»).

Вопросные листы могут предоставляться для заполнения кли­енту или заполняются аудитором на основании полученной ин­формации. В первом случае следует избегать вопросов с низкой вероятностью объективного ответа, например: «Считаете ли Вы, что руководство предприятия оказывает давление на деятельность внутренней ревизии?» Решение об эффективности контрольного механизма принимает аудитор и фиксирует его в отдельных рабо­чих документах.

К общим вопросам о СВК организации можно отнести следу­ющие:

существуют ли организационный план и список сотрудников отделов;

имеется ли описание и четкое разделение функций каждого со­трудника в форме инструкции и указаний; знают ли сотрудники об их существовании;

написаны ли инструкции доступным, понятным языком;

существует ли на предприятии отдел внутренней ревизии;

разработан ли план проведения специальных внутренних про­верок; если разработан, то выполняется ли он;

используются ли в бухгалтерском учете компьютерные про­граммы, если используются, то каково их описание (производи­тель, характеристики);

сравниваются ли данные аналитического и синтетического уче­та; если сравниваются, то в какой форме это происходит, через какие периоды времени и как это документируется;

каким образом гарантируется, что все проводки делаются толь­ко на основании первичных документов;

как организовано архивирование первичных документов, свя­зан ли поиск нужного документа с большими затратами времени;

как происходит исправление ошибочных проводок;

информированы ли сотрудники о порядке передачи и приемки дел во время их замены (отпуск, болезнь и т.д.);

диаграммы и описание рабочих процессов.

Аудитор самостоятельно составляет диаграммы и описывает ра­бочие процессы, предусмотренные контрольной деятельностью. Чаще всего они отличаются от подобных документов, составлен­ных клиентом, так как преследуют различные цели: в первом слу­чае это внешняя аудиторская проверка, а во втором - внутрен­няя организация хозяйственной деятельности предприятия.

Диаграммы схематично, а описания более подробно отражают порядок прохождения документов через различные структуры компании, задействованные в обработке этих документов подраз­деления и сотрудников, а также вид выполняемых ими операций и механизм проверки. Эффективное использование подобного ме­тода требует от аудитора наличия опыта работы. После составле­ния диаграмм и описания целесообразно обсудить их с ответ­ственными сотрудниками и тем самым подтвердить правильность понимания и отражения аудитором организации хода рабочих процессов на предприятии. В противном случае это может привес­ти к неправильным выводам, а следовательно, и к конфликтным ситуациям с клиентом.

Результаты описания существующей СВК закрепляются ауди­тором в рабочих документах и позволяют определить наличие и запланированное предназначение контрольных механизмов. Так как описание СВК требует больших затрат времени, то при повто­ряющихся ежегодных проверках используются материалы и записи прошлых лет, которые только актуализируются в зависимости от произошедших изменений.

После завершения описания существующей системы внутрен­него контроля аудитор приступает к оценке используемых в данной системе контрольных механизмов. Его задача - оценить целесооб­разность внутренних проверок в конкретных ситуациях. При этом он исходит из того, что система функционирует так, как она дол­жна функционировать, т.е. как было запланировано руководством.

На данном этапе своей деятельности внимание аудитора должно быть обращено как на отдельные компоненты СВК (разделе­ние функциональных обязанностей, инструкции, указания и внутренней проверки), так и на взаимодействие этих компонен­тов.

1. Оценка отдельных компонентов системы внутреннего конт­роля.

Если ситуация и численность работников на предприятии не предусматривают требуемого разделения функциональных обязан­ностей в организации, то это является недостатком СВК, кото­рый необходимо учесть при общей оценке системы. Если же по­добное разделение запланировано, то аудитору следует оценить возможность его длительного сохранения существующим персона­лом. Кроме этого, он проверяет сохранение данного принципа в случаях замены (отпуск, командировка, болезнь).

Каждая инструкция, относящаяся к системе контроля, прове­ряется аудитором, насколько полно, профессионально правильно и понятно она написана. Установленные при такой проверке недо­статки требуют скорейшего исправления. Ошибочные инструкции не приводят однозначно к ошибочным действиям персонала, но это должно быть обязательно проверено аудитором.

Проводя каждую внутреннюю проверку, аудитор должен ответить на вопрос, способствует ли она правильности и полноте годо­вой бухгалтерской отчетности, что является ее целью и эффектив­на ли она. Только тот контроль способствует достижению данной цели, который проводится на правильном месте, в правильное время и имеет правильное содержание. Для пояснения можно при­вести следующие два примера:

а) полная обработка всех входящих первичных документов; (счетов, накладных и т.д.) проверяется сравнением зарегистрированных документов с документами, обработанными в бухгалтерии. Действенным названный контроль будет лишь в случае регистрации документов сразу после их получения, на так называемой границе предприятия. Если же это происходит после многодневного «хождения» бумаг по отделам, то возрастает вероятность того, что часть их останется неучтенной или будет учтена лишь со значительным опозданием;

б) сравнение данных синтетического и аналитического учета; проводится в целях подтверждения, что хозяйственные операции полностью отражены на бухгалтерских счетах, и может происходить путем сравнения контрольных сумм. Однако для достижения эффек­тивного результата контрольные суммы должны быть образованы на основании независимых друг от друга баз данных - в противном случае проверяется не полнота этой информации, а только ее отра­жение в базе данных и в синтетическом и аналитическом учете.

2. Оценка взаимодействия отдельных компонентов системы внут­реннего контроля.

Для оценки компонентов СВК как единого целого аудитор учитывает их взаимодействие, исходя при этом из соображения, что риск составления неполной и неправильной отчетности, огра­ниченный одной внутренней проверкой, должен быть уменьшен последующими проверками. Далее следует проверить, действи­тельно ли контрольные механизмы дополняют, а не повторяют друг друга, что обусловливает ненужные затраты времени и сил.

Проанализировав эти моменты, аудитор делает выводы о целе­сообразности взаимодействия отдельных компонентов системы.

Обнаружение внутренних проверок, финансовые и людские затраты на проведение которых несоизмеримы с получаемыми от них результатами, - важное требование, предъявляемое аудитору. Такие малоэффективные или совсем неэффективные внутренние проверки могут принести больше ущерба, чем их отсутствие.

Аудитор должен убедиться в соответствии реального функцио­нирования контрольных механизмов запланированному, в осуще­ствлении задач, возлагаемых руководством на СВК: эффективное разделение функциональных обязанностей на основе рабочих инструкций и указаний, а также эффективность внутренних прове­рок.

Оценку эффективности системы внутреннего контроля аудитор должен организовать по направлениям, соответствующим циклам бизнеса: снабжение и учет производственных запасов и оказанных услуг; производство; сбыт продукции; оплата труда; финансы.

Оценка СВК базируется на получении ответов на основные контрольные вопросы, содержащиеся в бланках, которые заранее выдаются аудиторам в аудиторских фирмах; основной аудитор мо­жет вносить в перечень вопросов коррективы в зависимости от особенностей клиента. На основании ответов на эти вопросы дает­ся оценка СВК. Как правило, ответы являются закрытыми («да» или «нет»), иногда на бланках аудиторы делают специальные по­яснения (табл. 6.3).

С точки зрения аудитора, оценка эффективности СВК заключается в оценке достоинств и недостатков контроля экономического субъекта. СВК может считаться эффективной, если, во-первых, она эффектив­но предупреждает о возникновении недостоверной информации, а во-вторых, эффективно выявляет недостоверность в пределах ограничен­ного времени, после того как недостоверная информация возникла.

Аудиторская оценка эффективности СВК необходима для оценки и планирования масштаба аудита. Если СВК клиента оце­нивается аудитором как эффективная, появляется возможность снизить объем проверки, а в некоторых случаях и вовсе ее не про­водить, доверяя СВК.



Таблица 6.3

Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.