Основная задача менеджмента в аудиторской фирме - наиболее эффективное использование профессиональных услуг сотрудников и согласование деятельности подразделении фирмы.
Поскольку каждая аудиторская фирма самостоятельно определяет свою организационную структуру, довольно сложно обобщить опыт разных аудиторских фирм. Тем не менее в структурах управления аудиторскими фирмами можно выделить следующие подразделения, органы управления:
совет директоров;
генеральный директор;
исполнительный директор;
центр прибыли:
департамент финансового и управленческого консультирования;
департамент налогового консультирования;
департамент банковского аудита;
департамент страхового аудита;
департамент аудита внебюджетных фондов, бирж и инвестиционных институтов;
центры затрат:
бухгалтерия;
департамент методологии бухгалтерского учета и аудита;
отдел кадров;
департамент развития бизнеса;
информационный отдел;
отдел маркетинга;
хозяйственный отдел;
секретариат;
служба безопасности;
водительская группа;
обслуживающий персонал.
Работа всех этих подразделений должна быть хорошо скоординирована, чтобы фирма имела возможность максимально эффективно решать задачи, определяемые ее общей стратегией. Четкое определение места каждого подразделения в фирме достигается с помощью должностных инструкций, а также обоснованной структуры фирмы.
Организационная структура управления аудиторской фирмой формируется исходя из теории и практики управления, а также видов услуг, оказываемых аудиторской фирмой.
В крупнейших аудиторских фирмах (как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в Российской Федерации) работают следующие специалисты, наделенные соответствующими правами и ответственностью:
партнер;
менеджер;
сеньор (старший аудитор);
ассистент (линейный персонал).
Каждый экономический субъект обслуживается группой специалистов, в которую включается и группа аудиторского обслуживания; в нее входят:
ведущий партнер, отвечающий за развитие и уровень взаимоотношений с экономическим субъектом;
технический партнер, отвечающий за техническое качество аудиторских услуг;
менеджер, оказывающий помощь техническому партнеру в проведении аудиторской работы, которая требует наличия значительного опыта и принятия обоснованных решений;
сеньор (старший аудитор), который оказывает помощь техническому партнеру и менеджеру, работает непосредственно с ассистентами (местным персоналом), распределяет и курирует их работу;
ассистент (линейный персонал), который непосредственно выполняет аудиторскую проверку и помогает старшему аудитору в подготовке отчета.
Департаменты крупных западных аудиторских компаний имеют следующую структуру: партнер - менеджер - старший аудитор - ассистент.
В данной структуре менеджер занимается подготовкой и организацией работы по проекту, выполняемому его департаментом.
Непосредственную работу выполняют старший аудитор, имеющий не менее трех лет производственного опыта в данном направлении, и один или несколько ассистентов с опытом работы не менее одного года, а также стажеры из числа студентов, недавно поступивших на фирму.
Партнер и менеджер подготавливают договоры (большинство договоров - бессрочные), планируют аудиторские процедуры по данному проекту, а также подготавливают отчетную документацию для представления клиенту.
Разногласия, возникающие между членами команды в ходе проведения проверки, разрешаются путем обращения к члену команды более высокого уровня.
Ответственность ведущего партнера. В обязанности ведущего партнера входят:
координация интеграции услуг фирмы, оказываемых данному клиенту, а также его представительствам во всем мире, и специалистов, способных эти услуги оказывать;
обеспечение высокого качества оказываемых услуг;
обеспечение возникновения «резонанса» клиента в ответ на критические замечания.
Ведущий партнер несет ответственность за:
понимание всего диапазона оказываемых услуг, включая потенциальные, оказываемые в соответствии с потребностями клиента;
разработку и определение совместно с другими партнерами уровня требований, которым должны соответствовать знания, умения и опыт членов команды обслуживания клиента;
составление плана работ с клиентом, проведение периодических совещаний с техническими партнерами и другими членами команды по вопросам оценки и анализа новой информации;
обеспечение членами команды передачи информации друг другу;
оценку степени удовлетворенности клиента уровнем и качеством оказанных ему услуг;
оказание поддержки при проведении дополнительных работ;
управление изменением общего уровня цен в соответствии с оценками Международного совета.
При общении с клиентом ведущий партнер исполняет роль директора компании.
Ответственность технического партнера. В обязанности технического партнера входят:
разработка аудиторской стратегии и доведение ее до членов команды;
приведение аудита в соответствие с политикой компании и профессиональными требованиями;
формирование аудиторского мнения.
Технический партнер несет ответственность за:
сохранение независимости компании от клиента;
компоновку команды;
обеспечение конфиденциальности информации;
решения относительно доступа к аудиторской документации третьей стороны;
согласование с клиентом сроков проведения аудита;
проверку и утверждение всех аудиторских планов (по каждому проекту), задокументированных в меморандуме планирования, до начала работ на объекте;
информирование партнеров о ходе проверки и о результатах проведения соответствующих процедур;
наблюдение и тренинг менеджера и, по мере необходимости, инструктаж других членов команды;
проверку рабочей документации аудитора, содержащей критическую оценку по результатам проверки;
оценку соответствия собранных аудиторских доказательств готовящемуся аудиторскому заключению;
оценку отсутствия в финансовой отчетности материальных погрешностей;
оценку представления финансовой отчетности;
подписание аудиторского отчета;
проведение соответствующих переговоров с клиентом и подготовку доклада руководству;
проведение аудиторского дебрифинга с указанием путей совершенствования как индивидуальной, так и коллективной работы в будущем.
Ответственность менеджера. Менеджер несет ответственность за:
проверку и утверждение плана аудиторских процедур, задокументированных в аудиторской программе перед началом работы на объекте;
составление списка специалистов для работы по данному проекту и поддержание постоянной связи с клиентом на период выполнения работ по данному проекту;
сверку продвижения аудиторских работ с расписанием и бюджетом, а также контроль стоимости работ;
разрешение разногласий, возникающих при расхождении мнений старшего аудитора и команды в целом, и обсуждение их с техническим партнером;
разработку совместно с техническим партнером дополнительных профессиональных услуг, которые могут быть предложены данному клиенту;
наблюдение за работой старшего аудитора и, по мере необходимости, проведение тренинга и инструктажа линейного персонала и старшего аудитора;
наблюдение за подготовкой доклада руководству;
проверку рабочей документации аудитора.
Ответственность старшего аудитора. Старший аудитор помогает техническому партнеру и менеджеру. Он обычно работает вместе с линейным персоналом непосредственно на объекте и распределяет аудиторскую работу между персоналом в течение работы над данным проектом. Кроме того, старший аудитор отвечает за:
подготовку бюджетов и сверку фактически отработанного времени с бюджетом;
идентификацию бухгалтерских и аудиторских данных для обсуждения их с менеджером;
составление ответов для руководства;
составление совместно с менеджером перечня профессиональных услуг, которые могут быть оказаны данному клиенту;
обеспечение наблюдения, проведения совещаний и инструктажа на рабочем месте с линейным персоналом, оказание линейному персоналу помощи в понимании целей и соответствия рабочих процедур конкретному виду документации;
проверку рабочих документов, подготовленных линейным персоналом, последующее выделение для обзора вопросов и оценок пригодности и соответствия полученных аудиторских доказательств;
подготовку предложений по совершенствованию аудиторских услуг.
Ответственность линейного персонала. Аудиторский персонал выполняет аудиторскую проверку и помогает старшему аудитору в подготовке отчета. Линейный аудиторский персонал несет ответственность за:
понимание и осуществление аудиторских процедур, подписанных ими;
подготовку соответствующих рабочих документов;
информирование старшего аудитора об аудиторских или бухгалтерских несоответствиях или проблемах, связанных с вычислениями;
подготовку предложений по улучшению качества аудиторских услуг компании;
информирование старшего аудитора обо всех аспектах профессиональных услуг, которые могут быть полезны клиенту.
В Российской Федерации профессиональные сотрудники аудиторской организации в зависимости от функций, выполняемых ими в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории (в соответствии с Правилом (стандартом) аудита «Внутрифирменный контроль качества аудита»):
руководители аудиторской организации;
руководители аудиторских проверок;
старшие аудиторы (руководители звеньев или групп);
рядовые участники аудиторских проверок.
Руководитель аудиторской организации выполняет следующие функции:
ведет переговоры с руководством экономического субъекта;
назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов для проведения аудита экономического субъекта;
выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.
Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, обусловивших содержание выданного этой организацией аудиторского заключения.
Руководитель аудиторской организации - это, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.
Руководителем аудиторской проверки назначается сотрудник аудиторской организации, которому поручено проводить проверку и руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель аудиторской проверки подотчетен руководителю аудиторской организации.
Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за:
организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;
процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);
соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;
доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.
Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного аудиторского задания.
Старший аудитор - это сотрудник аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем.
Старший аудитор несет ответственность за:
подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;
организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.
Старшим аудитором может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.
Рядовой участник аудиторской проверки - это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не являющиеся техническим персоналом, которым может быть доверена работа лишь под руководством старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.
Аудиторские организации вправе установить другую структуру управления при условии, что такая структура будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за качество аудита и достоверность его результатов.
Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.
Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несут ответственность за качество выполняемого аудита в соответствии с действующим законодательством. Если аудиторы в своей работе прибегают к услугам помощников, они обязаны использовать организационную структуру, предназначенную для аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 326.