Организация менеджмента в аудиторской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основная задача менеджмента в аудиторской фирме - наибо­лее эффективное использование профессиональных услуг сотруд­ников и согласование деятельности подразделении фирмы.

Поскольку каждая аудиторская фирма самостоятельно опреде­ляет свою организационную структуру, довольно сложно обоб­щить опыт разных аудиторских фирм. Тем не менее в структурах управления аудиторскими фирмами можно выделить следующие подразделения, органы управления:

совет директоров;

генеральный директор;

исполнительный директор;

центр прибыли:

департамент финансового и управленческого консуль­тирования;

департамент налогового консультирования;

департамент банковского аудита;

департамент страхового аудита;

департамент аудита внебюджетных фондов, бирж и инвестиционных институтов;

центры затрат:

бухгалтерия;

департамент методологии бухгалтерского учета и аудита;

отдел кадров;

департамент развития бизнеса;

информационный отдел;

отдел маркетинга;

хозяйственный отдел;

секретариат;

служба безопасности;

водительская группа;

обслуживающий персонал.

Работа всех этих подразделений должна быть хорошо скоорди­нирована, чтобы фирма имела возможность максимально эффек­тивно решать задачи, определяемые ее общей стратегией. Четкое определение места каждого подразделения в фирме достигается с помощью должностных инструкций, а также обоснованной струк­туры фирмы.

Организационная структура управления аудиторской фирмой формируется исходя из теории и практики управления, а также видов услуг, оказываемых аудиторской фирмой.

В крупнейших аудиторских фирмах (как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в Российской Федерации) работают следующие специалисты, наделенные соответствующими правами и ответственностью:

партнер;

менеджер;

сеньор (старший аудитор);

ассистент (линейный персонал).

Каждый экономический субъект обслуживается группой спе­циалистов, в которую включается и группа аудиторского обслу­живания; в нее входят:

ведущий партнер, отвечающий за развитие и уровень взаимо­отношений с экономическим субъектом;

технический партнер, отвечающий за техническое качество аудиторских услуг;

менеджер, оказывающий помощь техническому партнеру в проведении аудиторской работы, которая требует наличия значи­тельного опыта и принятия обоснованных решений;

сеньор (старший аудитор), который оказывает помощь техни­ческому партнеру и менеджеру, работает непосредственно с асси­стентами (местным персоналом), распределяет и курирует их ра­боту;

ассистент (линейный персонал), который непосредственно вы­полняет аудиторскую проверку и помогает старшему аудитору в подготовке отчета.

Департаменты крупных западных аудиторских компаний имеют следующую структуру: партнер - менеджер - старший ауди­тор - ассистент.

В данной структуре менеджер занимается подготовкой и орга­низацией работы по проекту, выполняемому его департаментом.

Непосредственную работу выполняют старший аудитор, имею­щий не менее трех лет производственного опыта в данном направлении, и один или несколько ассистентов с опытом работы не менее одного года, а также стажеры из числа студентов, недавно поступивших на фирму.

Партнер и менеджер подготавливают договоры (большинство договоров - бессрочные), планируют аудиторские процедуры по данному проекту, а также подготавливают отчетную документа­цию для представления клиенту.

Разногласия, возникающие между членами команды в ходе проведения проверки, разрешаются путем обращения к члену команды более высокого уровня.

Ответственность ведущего партнера. В обязанности ведущего партнера входят:

координация интеграции услуг фирмы, оказываемых данному клиенту, а также его представительствам во всем мире, и специа­листов, способных эти услуги оказывать;

обеспечение высокого качества оказываемых услуг;

обеспечение возникновения «резонанса» клиента в ответ на критические замечания.

Ведущий партнер несет ответственность за:

понимание всего диапазона оказываемых услуг, включая потен­циальные, оказываемые в соответствии с потребностями клиента;

разработку и определение совместно с другими партнерами уровня требований, которым должны соответствовать знания, умения и опыт членов команды обслуживания клиента;

составление плана работ с клиентом, проведение периодичес­ких совещаний с техническими партнерами и другими членами команды по вопросам оценки и анализа новой информации;

обеспечение членами команды передачи информации друг другу;

оценку степени удовлетворенности клиента уровнем и каче­ством оказанных ему услуг;

оказание поддержки при проведении дополнительных работ;

управление изменением общего уровня цен в соответствии с оценками Международного совета.

При общении с клиентом ведущий партнер исполняет роль ди­ректора компании.

Ответственность технического партнера. В обязанности техни­ческого партнера входят:

разработка аудиторской стратегии и доведение ее до членов ко­манды;

приведение аудита в соответствие с политикой компании и профессиональными требованиями;

формирование аудиторского мнения.

Технический партнер несет ответственность за:

сохранение независимости компании от клиента;

компоновку команды;

обеспечение конфиденциальности информации;

решения относительно доступа к аудиторской документации третьей стороны;

согласование с клиентом сроков проведения аудита;

проверку и утверждение всех аудиторских планов (по каждому проекту), задокументированных в меморандуме планирования, до начала работ на объекте;

информирование партнеров о ходе проверки и о результатах проведения соответствующих процедур;

наблюдение и тренинг менеджера и, по мере необходимости, инструктаж других членов команды;

проверку рабочей документации аудитора, содержащей крити­ческую оценку по результатам проверки;

оценку соответствия собранных аудиторских доказательств го­товящемуся аудиторскому заключению;

оценку отсутствия в финансовой отчетности материальных по­грешностей;

оценку представления финансовой отчетности;

подписание аудиторского отчета;

проведение соответствующих переговоров с клиентом и подго­товку доклада руководству;

проведение аудиторского дебрифинга с указанием путей совер­шенствования как индивидуальной, так и коллективной работы в будущем.

Ответственность менеджера. Менеджер несет ответственность за:

проверку и утверждение плана аудиторских процедур, задоку­ментированных в аудиторской программе перед началом работы на объекте;

составление списка специалистов для работы по данному про­екту и поддержание постоянной связи с клиентом на период вы­полнения работ по данному проекту;

сверку продвижения аудиторских работ с расписанием и бюд­жетом, а также контроль стоимости работ;

разрешение разногласий, возникающих при расхождении мне­ний старшего аудитора и команды в целом, и обсуждение их с техническим партнером;

разработку совместно с техническим партнером дополнитель­ных профессиональных услуг, которые могут быть предложены данному клиенту;

наблюдение за работой старшего аудитора и, по мере необхо­димости, проведение тренинга и инструктажа линейного персона­ла и старшего аудитора;

наблюдение за подготовкой доклада руководству;

проверку рабочей документации аудитора.

Ответственность старшего аудитора. Старший аудитор помогает техническому партнеру и менеджеру. Он обычно работает вместе с линейным персоналом непосредственно на объекте и распределя­ет аудиторскую работу между персоналом в течение работы над данным проектом. Кроме того, старший аудитор отвечает за:

подготовку бюджетов и сверку фактически отработанного вре­мени с бюджетом;

идентификацию бухгалтерских и аудиторских данных для об­суждения их с менеджером;

составление ответов для руководства;

составление совместно с менеджером перечня профессиональ­ных услуг, которые могут быть оказаны данному клиенту;

обеспечение наблюдения, проведения совещаний и инструкта­жа на рабочем месте с линейным персоналом, оказание линейно­му персоналу помощи в понимании целей и соответствия рабочих процедур конкретному виду документации;

проверку рабочих документов, подготовленных линейным пер­соналом, последующее выделение для обзора вопросов и оценок пригодности и соответствия полученных аудиторских доказа­тельств;

подготовку предложений по совершенствованию аудиторских услуг.

Ответственность линейного персонала. Аудиторский персонал выполняет аудиторскую проверку и помогает старшему аудитору в подготовке отчета. Линейный аудиторский персонал несет ответ­ственность за:

понимание и осуществление аудиторских процедур, подписан­ных ими;

подготовку соответствующих рабочих документов;

информирование старшего аудитора об аудиторских или бух­галтерских несоответствиях или проблемах, связанных с вычисле­ниями;

подготовку предложений по улучшению качества аудиторских услуг компании;

информирование старшего аудитора обо всех аспектах профес­сиональных услуг, которые могут быть полезны клиенту.

В Российской Федерации профессиональные сотрудники ауди­торской организации в зависимости от функций, выполняемых ими в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории (в соответствии с Правилом (стандартом) аудита «Внутрифирмен­ный контроль качества аудита»):

руководители аудиторской организации;

руководители аудиторских проверок;

старшие аудиторы (руководители звеньев или групп);

рядовые участники аудиторских проверок.

Руководитель аудиторской организации выполняет следующие функции:

ведет переговоры с руководством экономического субъекта;

назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов для проведения аудита экономического субъекта;

выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъек­та, отраженное в аудиторском заключении.

Руководитель аудиторской организации должен быть осведом­лен о всех существенных причинах, обусловивших содержание вы­данного этой организацией аудиторского заключения.

Руководитель аудиторской организации - это, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской дея­тельности по одной из аудиторских специализаций.

Руководителем аудиторской проверки назначается сотрудник аудиторской организации, которому поручено проводить про­верку и руководить персоналом, занятым в аудиторской про­верке конкретного экономического субъекта. Руководитель аудиторской проверки подотчетен руководителю аудиторской организации.

Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за:

организацию и текущий контроль работы с конкретным эконо­мическим субъектом;

процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

соответствие проводимого аудита и подготовленной по его ре­зультатам рабочей документации правилам (стандартам) аудитор­ской деятельности и внутрифирменным требованиям;

доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержа­ние и выводы аудиторского заключения.

Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного аудиторского задания.

Старший аудитор - это сотрудник аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной ауди­торской проверки руководить рядовыми участниками этой про­верки. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем.

Старший аудитор несет ответственность за:

подготовку, непосредственное осуществление и документаль­ное оформление результатов аудиторских процедур;

организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых уча­стников проверки.

Старшим аудитором может быть, как правило, лицо, аттесто­ванное на право осуществления аудиторской деятельности по од­ной из аудиторских специализаций.

Рядовой участник аудиторской проверки - это сотрудник, по­дотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся испол­нителем. К рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не являющиеся техническим персоналом, которым может быть доверена работа лишь под руководством старшего аудитора. Рядо­вые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обя­занностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

Аудиторские организации вправе установить другую структуру управления при условии, что такая структура будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за каче­ство аудита и достоверность его результатов.

Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.

Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивиду­ального предпринимателя, несут ответственность за качество вы­полняемого аудита в соответствии с действующим законодатель­ством. Если аудиторы в своей работе прибегают к услугам помощ­ников, они обязаны использовать организационную структуру, предназначенную для аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 326.