Основные правовые формы предпринимательской деятельности в аудите
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы).

При этом аудиторы, осуществляющие свою деятельность само­стоятельно, обязаны зарегистрироваться как предприниматели без образования юридического лица.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, созда­ваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением фор­мы открытого акционерного общества.

Аудиторские фирмы в Российской Федерации осуществляют свою деятельность при условии, что в их уставном капитале (ус­тавном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

В Германии и Франции аудиторской фирмой может называть­ся только фирма, 75% уставного капитала которой принадлежит лицам, имеющим право заниматься аудитом. За неправомерное использование названия «аудиторская фирма» в Германии опре­делена уголовная ответственность. Аудиторы, прошедшие аттес­тацию и желающие работать самостоятельно, а также аудитор­ские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятель­ности, получения лицензии на осуществление аудиторской дея­тельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ас­социации и другие объединения для координации своей деятель­ности или защиты своих профессиональных интересов. Обще­ственные аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы существенно различаются по численности персонала: от нескольких человек до нескольких тысяч человек - в крупнейших межнациональных и общепризнанных в деловом мире аудиторских фирмах. В Великобритании, например, где су­ществуют тысячи аудиторских фирм, пять крупнейших из них подвергают аудиту более чем 80% ведущих предприятий страны.

 

Аттестация и лицензирование

 

Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов), определяемых Комиссией по аудиторс­кой деятельности при Президенте Российской Федерации.

Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юридическом (высшем или среднем специальном) образовании, стаже работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, на­учного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с лишением права занятия определенных должностей или ра­боты в определенной области.

Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном раз­мере установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда.

Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, полу­чают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторс­кой деятельности, аттестат утрачивает силу.

Аудиторская деятельность лицензируется в соответствии с Фе­деральным законом «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» и соответствующим постановлением Правительства Рос­сийской Федерации в этой области.

Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься ауди­торской деятельностью в Российской Федерации только при на­личии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Лицензии выдаются отдельно на осуществление следующих ви­дов аудиторской деятельности:

а) банковский аудит;

б) аудит страховых организаций и обществ взаимного страхо­вания (аудит страховщиков);

в) аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных ин­ститутов;

г) общий аудит (аудит иных юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей).

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Ми­нистерство финансов Российской Федерации (далее - лицензи­рующий орган).

Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на три, два или один год, и срок их действия не продлевается. По ис­течении срока действия лицензии по заявлению соискателя ли­цензии может быть выдана новая лицензия.

Выдача лицензии аудиторской организации осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:

аудиторская организация не может иметь форму открытого ак­ционерного общества;

уставный капитал (уставный фонд), заявленный в учредитель­ных документах, должен составлять не менее 100-кратного мини­мального размера оплаты труда (МРОТ), установленного феде­ральным законом (на дату государственной регистрации аудиторс­кой организации);

в уставном капитале (уставном фонде) аудиторской организа­ции доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) по­лучившим лицензии аудиторским организациям, должна состав­лять не менее 51%;

в штате аудиторской организации должно состоять не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, срок действия которых не истек, в области аудиторской деятель­ности, указанной в заявлении на получение лицензии.

Выдача лицензии индивидуальному предпринимателю, получа­ющему ее впервые, осуществляется при наличии у него квалифи­кационного аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской деятельности, указанной в заявлении на получение лицензии.

Выдача новых лицензий аудиторской организации и индивиду­альному предпринимателю производится при соблюдении условий лицензирования, а также при отсутствии в период действия ранее выданной лицензии (независимо от вида аудиторской деятельнос­ти) фактов: неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг. Указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюде­нием лицензионных требований и за качеством проведения ауди­торских проверок в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторс­кой деятельности при Президенте Российской Федерации.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата, составляющая трехкратный МРОТ, установленный феде­ральным законом (на дату подачи заявления).

Лицензирующий орган при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий имеет право:

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее со­ответствия лицензионным требованиям и условиям, в том числе проверку качества работы индивидуальных предпринимателей аудиторских организаций;

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материа­лы по вопросам, возникающим при проведении проверок;

составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указа­нием конкретных нарушений;

принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выяв­ленные нарушения, и устанавливать сроки устранения таких нару­шений;

выносить предупреждение лицензиату;

осуществлять иные предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при обнаружении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщать лицензи­рующему органу о выявленных нарушениях и принятых мерах.

Индивидуальные предприниматели и аудиторские организации в соответствии с законодательством Российской Федерации обя­заны обеспечивать условия для проведения лицензирующим орга­ном проверок, в том числе предоставлять необходимые документы и информацию.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-крат­ном МРОТ, установленном федеральным законом (на дату приня­тия решения о выдаче лицензии).

Руководители и должностные лица лицензирующего органа не­сут ответственность в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации за нарушение или ненадлежащее исполнение ус­тановленного порядка осуществления лицензирования аудитор­ской деятельности.

Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжа­лованы в установленном порядке.

 

2.4. Образование аудитора*

 

* Поскольку к профессиональной подготовке аудитора предъявляются повышенные требования, существует регламентация образовательной подго­товки аудитора, которая регулируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Образование аудитора».

 

Элементами образования аудитора являются базовое образова­ние; практический опыт; специальное профессиональное образо­вание; свободное владение деловым русским языком.

Базовое образование включает в себя в соответствии с действующим законодательством:

высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо полученное в учебном учреждении иностран­ного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации;

среднее специальное экономическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккре­дитацию.

Практический опыт работы определяется стажем работы не ме­нее трех из последних пяти лет в качестве руководителя, аудитора или специалиста аудиторской организации, бухгалтера, экономи­ста, ревизора, научного работника или преподавателя по эконо­мическому профилю.

В стаж засчитывается работа на вышеуказанных должностях в штате организации по совместительству или в качестве индивиду­ального предпринимателя. Стаж работы по совместительству опре­деляется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.

Специальное профессиональное образование включает в себя обу­чение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно-методических центрах (УМЦ) и организациях по обучению и переподготовке аудиторов и стажировку в аудиторской фирме.

Перечень учебных дисциплин, программы и продолжитель­ность обучения утверждаются центральными аттестационно-лицензионными аудиторскими комиссиями (далее - ЦАЛАК) Минфина (общий аудит; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; аудит страховых организаций) и Центрального банка Российской Федерации (аудит кредитных организаций или банковский аудит).

Продолжительность специального профессионального образо­вания зависит от базового образования и практического опыта ра­боты: для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансо­вое) вузовское образование и опыт работы на руководящих или бухгалтерских должностях не менее пяти лет, - не менее 240 ч аудиторных занятий при очной форме обучения или не менее по­лугода очно-заочной формы обучения; для других категорий пре­тендентов на аттестат аудитора - не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения.

Изучение в установленном объеме учебных дисциплин завер­шается сдачей выпускных экзаменов по каждой дисциплине на русском языке в письменной форме по билетам, разрабатываемым УМЦ и утверждаемым ЦАЛАК.

Лицо, трижды не сдавшее экзамен по какой-либо из дисцип­лин, должно пройти повторный курс обучения по данной дисциплине в полном объеме. Лицо, не сдавшее хотя бы один экза­мен в течение года после окончания обучения, должно пройти повторный курс обучения и сдать экзамен по всем дисциплинам. Лицо, сдавшее все выпускные экзамены в соответствии с уста­новленной учебной программой, получает документ об этом по форме, установленной ЦАЛАК.

Завершающий этап специального профессионального образова­ния - прохождение стажировки в аудиторской фирме, имеющей государственную лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Для руководства стажировкой по договору, заклю­ченному УМЦ с аудиторской фирмой, назначается индивидуаль­ный руководитель, имеющий стаж работы в качестве аттестован­ного аудитора не менее трех лет. По окончании стажировки выда­ется документ о ее прохождении по форме, утвержденной ЦАЛАК.

Каждый аттестованный аудитор должен ежегодно проходить курс повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программе, разработанной и утвержденной ЦАЛАК, в УМЦ или иных организациях, определяемых ЦАЛАК и утверждаемых Ко­миссией по аудиторской деятельности при Президенте Российс­кой Федерации.

Подтверждением повышения квалификации аудитора является документ установленного образца о прохождении ежегодного по­вышения квалификации в УМЦ или иных организациях, опреде­ляемых ЦАЛАК, в объеме не менее 40 ч.

 

Субъекты аудита

 

Аудиторская деятельность может распространяться на все эко­номические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объедине­ния (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринима­тельскую деятельность.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской провер­ке по критериям (системе показателей) деятельности, о которых говорилось в п. 1.8.

В Российской Федерации обязательная аудиторская проверка может проводиться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению государственных органов. Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (во­зобновленного производством) гражданского дела или дела, под­ведомственного арбитражному суду.

Содержание такого поручения должно соответствовать обстоя­тельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобнов­ления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудитор­ской проверки по такому поручению определяется по договорен­ности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а при необходимости обеспечить личную безопас­ность аудиторов и членов их семей.

С согласия аудиторов проверка может проводиться по докумен­там финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установ­ленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.

Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следовате­ля, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам с учетом сред­ней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.

Если у экономического субъекта нет достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства), то предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в ме­сячный срок по тем же ставкам за счет средств бюджета Российс­кой Федерации с последующим возмещением на основании ре­шения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества эконо­мического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).

В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поруче­нию государственных органов, а также в случае неоплаты этой ра­боты за счет средств бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по ее ходатайству соответствующий прокурор могут обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов про­изводятся только за счет средств бюджета Российской Федерации и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фир­мой, проводившими первоначальную проверку.

При проведении такого рода проверок аудитору и аудиторской фирме целесообразно руководствоваться Инструкцией о произ­водстве судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учрежде­ниях системы Министерства юстиции. Подбор таких специалис­тов, утверждение их состава и порядка их деятельности осуществ­ляются руководителем экспертного учреждения.

Судебно-бухгалтерские экспертизы имеют существенные осо­бенности, отличающие их от аудита. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Судебно-бухгалтерские экспертизы производятся в помещени­ях экспертных учреждений. В случае необходимости место прове­дения экспертизы определяется экспертом по согласованию с ор­ганом, назначавшим экспертизу.

Объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются пер­вичные и сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для формулирования заключе­ния. В процессе исследования могут использоваться сведения, со­держащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экс­пертов других специальностей, показаниях обвиняемых, свидете­лей и других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных данных и использование их связано с исследо­ванием бухгалтерских документов.

В процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы разрешаются вопросы по установлению:

фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно-материальных ценностей, денежных средств и суммой материального ущерба;

правильности документального оформления операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей и движе­ния денежных средств;

соответствия отражения в бухгалтерских документах хозяй­ственно-финансовых операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам, а равно соот­ветствия или несоответствия показаний проходящих по делу лиц данным бухгалтерского учета;

документальной обоснованности оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств; размеров и стоимости неучтенной продукции, определяе­мых с учетом заключений технологов, товароведов, других специ­алистов, и иных материалов дела;

документальной обоснованности размеров сумм по искам, раз­решаемым в порядке гражданского судопроизводства;

круга лиц, за которыми по документальным данным в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и кон­троля, наблюдение которых установлено в процессе производства экспертизы;

недостатков в организации ведения бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию материального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению.

Аудитор как эксперт-бухгалтер может решать и другие вопро­сы, связанные с соблюдением требований бухгалтерского учета и контроля, финансовой, кассовой и расчетной дисциплины, если для этого необходимо применение его специальных знаний.

Процессуальные права, обязанности и ответственность экспер­тов при производстве судебных экспертиз, а также порядок пре­дупреждения эксперта об уголовной ответственности за отказ, ук­лонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заклю­чения определяются законодательством Российской Федерации.

Аудитор, выполняющий функции эксперта-бухгалтера, обязан:

давать обоснованное заключение по вопросам, поставленным перед ним, на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями; он несет личную ответственность за данное им заключение;

исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах невозможности решить другие вопросы;

по вызову лица, производящего дознание, следователя, проку­рора или суда (судьи) являться на допрос для разъяснения или дополнения данного им заключения;

заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в законе;

не разглашать данных предварительного расследования без раз­решения органа, назначившего экспертизу;

обеспечить сохранность полученных для исследования материа­лов дела;

устанавливать как по заданию органа, назначившего эксперти­зу, так и по собственной инициативе обстоятельства, способству­ющие совершению и сокрытию правонарушений в сфере финан­сово-хозяйственной деятельности, если для этого имеются необ­ходимые данные, требующие использования бухгалтерских познаний.

Права аудитора как эксперта-бухгалтера:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных мате­риалов (исходных данных), необходимых для дачи заключения;

присутствовать с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве допросов и других следственных и судебных действий, задавать допрашивае­мым вопросы, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по по­воду которых ему не были поставлены вопросы;

заявлять ходатайства суду о сокращении срока его участия в су­дебном заседании временем, необходимым для исследования об­стоятельств, имеющих отношение к предмету судебно-бухгалтерс­кой экспертизы;

обжаловать в установленном законом порядке действия или ре­шения лица, производящего расследование, прокурора, суда (су­дьи), если они нарушают права или законные интересы эксперта.

Эксперт-бухгалтер имеет также право на вознаграждение за вы­полнение своих обязанностей.

Эксперт-бухгалтер и аудитор, выполняющий эту функцию, не вправе:

принимать к производству экспертизы без письменного указа­ния руководства экспертного учреждения (структурного подразде­ления);

исследовать материалы дела, не указанные в постановлении (определении) о назначении экспертизы и не являющиеся объек­тами исследования;

самостоятельно собирать и использовать данные, не представ­ленные ему в установленном законом порядке;

решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компе­тенции;

проводить ревизию, участвовать в инвентаризации, произво­дить экспертизу, связанную с исследованием документов учреж­дений, предприятий, организаций, в которых он состоял (состо­ит) на службе;

привлекать других лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы;

хранить материалы уголовного или гражданского дела, по ко­торым производится экспертиза, вне служебного помещения.

 

2.6. Ответственность аудиторов и аудиторских фирм*

 

* См. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Феде­рации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской от­четности».

 

Исходя из действующего законодательства, в частности Граж­данского кодекса (ГК) и Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации, ответственность аудиторов и аудиторских организа- ций можно разделить на несколько видов:

гражданско-правовая ответственность за причинение вреда (материальная ответственность);

административная ответственность;

уголовная ответственность.

Рассмотрим эти и другие виды ответственности аудиторов и аудиторских организаций.

Гражданско-правовая ответственность (материальная ответствен­ность) за причинение вреда. В случае обнаружения неквалифици­рованного проведения аудиторской проверки, приведшего к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудито­ра (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании ре­шения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому ор­ганом, выдавшим лицензию:

понесенные убытки в полном объеме;

расходы на проведение перепроверки;

штраф, зачисляемый в доход бюджета Российской Федера­ции, в сумме до 100-кратного установленного законом МРОТ - с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятель­но, и от 100- до 500-кратного установленного законом МРОТ - с аудиторской фирмы.

Однако на практике в России суды зачастую не могут доказать связь между ущербом, который был нанесен клиенту, и действия­ми аудиторов, проводившими аудит до прихода налоговой инс­пекции, и соответственно не могут вынести решение о взыскании штрафа.

Возможно, эти проблемы будут решены с внедрением в прак­тику российских стандартов аудита.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» так определяет ответственность сторон в отношении бухгалтерской отчетности:

руководство экономического субъекта несет ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности в соответствии с нормативными доку­ментами, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Рос­сийской Федерации.

Экономические субъекты обязаны в случаях, предусмотрен­ных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами, заключать с аудиторскими организация­ми договоры на проведение обязательного аудита. За незаключе­ние (несвоевременное заключение) таких договоров и создание препятствий к их выполнению они несут ответственность в уста­новленном порядке.

Проведение аудиторской проверки не освобождает руководство экономического субъекта от ответственности за выполнение при­сущих ему обязанностей и функций.

Аудиторская организация несет ответственность за формирова­ние и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех суще­ственных отношениях.

При формировании и выражении своего мнения о бухгалтерс­кой отчетности экономического субъекта аудиторская организа­ция обязана руководствоваться требованиями нормативных доку­ментов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, и профессиональными этическими принципами аудита.

ГК (ст. 15 и 393) предусматривает, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено воз­мещение убытков в меньшем размере». В ГК отмечается, что «фи­зические и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установле­нии своих прав и обязанностей на основе договора и в определе­нии любых, не противоречащих законодательству, условий до­говора».

Однако взыскание убытков не происходит автоматически. Организация - клиент аудиторов - должна доказать в суде при­чинную связь между действиями аудитора и наступившими по­следствиями.

Наиболее общий источник возникновения ответственности перед клиентом - несостоятельность аудитора выполнить рабо­ту с должной тщательностью. Основанием для привлечения к ответственности являются как нарушения условий договора, так и нарушения, связанные с небрежностью при оказании ус­луг.

Принципиальным вопросом в этом случае является уровень требуемой тщательности и аккуратности со стороны аудитора. Хотя общеизвестно, что никто не может достичь абсолютного со­вершенства, но любая значительная ошибка или ошибочное суж­дение будут создавать презумпцию небрежности в работе, которую аудитор должен будет опровергнуть. Проведение проверки в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами часто служит доказательством невиновности.

Степень тщательности проверки более сложно установить в случае оказания других услуг, так как четко определенных крите­риев для их оценки не существует.

Аудиторские фирмы в этих случаях прибегают к нескольким способам защиты:

во-первых, доказательство того, что аудитор не имеет обяза­тельств перед клиентом, не указанных в договоре. В связи с этим важно, чтобы в договоре четко были определены характер предос­тавляемых услуг, их продолжительность и стоимость;

во-вторых, аудитор должен доказать, что проверка проводи­лась в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами. В этом случае даже при обнаружении ошибок аудитор может не нести за них ответственности;

в-третьих, если судебный процесс возбужден из-за неосмот­рительности пострадавшего, вызвавшей убытки, то аудитор имеет большие шансы выиграть процесс, если он уведомлял в письменном виде клиента о необходимости каких-либо измене­ний в системе учета или предоставлении ему каких-нибудь до­кументов.

В гражданском законодательстве Российской Федерации содер­жится ряд норм, предусматривающих потенциальную возмож­ность возбуждения клиентами исков в отношении аудиторских фирм, в частности нормы, регулирующие договорные отноше­ния.

Административная ответственность. Основная форма админист­ративной ответственности аудиторов и аудиторских фирм - при­остановление действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Лицензирующий орган может приостановить действие лицен­зии в случае:

выявления лицензирующим органом, государственными над­зорными и контрольными органами, иными органами государ­ственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиа­том лицензионных требований и условий;

невыполнения лицензиатом требований лицензирующего орга­на об устранении выявленных нарушений.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулирован­ной в случае:

неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в тече­ние трех месяцев после принятия лицензирующим органом реше­ния о выдаче лицензии;

ликвидации юридического лица или прекращения его деятель­ности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица;

прекращения действия свидетельства о государственной регис­трации гражданина в качестве индивидуального предпринимате­ля - с момента прекращения действия свидетельства;

вынесения решения судом на основании соответствующего за­явления лицензирующего органа или органа государственной вла­сти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить дей­ствие указанной лицензии на период до вступления в силу реше­ния суда.

Основания для подачи заявления в суд:

обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку­ментах, представленных для получения лицензии;

неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензион­ных требований и условий;

незаконность решения о выдаче лицензии.

решение о приостановлении действия лицензии или о направ­лении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится ли­цензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мо­тивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установить лицензиату срок уст­ранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление дей­ствий лицензии (не свыше шести месяцев). Если лицензиат в уста­новленный срок не устранил указанные обстоятельства, лицензи­рующий орган обязан подать в суд заявление об аннулировании лицензии. При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан в месячный срок принять решение о возобновлении ее действия.

Осуществление юридическим или физическим лицом аудитор­ской деятельности без полученной в установленном порядке ли­цензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами го­сударственной налоговой службы и органами налоговой полиции:

полученных в результате незаконной деятельности доходов - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах поне­сенных этими заказчиками расходов;

штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного установленного за­коном МРОТ - в доход бюджета Российской Федерации.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность распрос­траняется только на физических лиц. В действующем УК введена специальная статья 202 «Злоупотребление полномочиями частны­ми нотариусами и аудиторами»:

«1. Использование частным нотариусом или частным аудито­ром своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда ... либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное ... неоднократно, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда ... либо арестом на срок от четырех до шес­ти месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лише­нием права занимать определенные должности или заниматься оп­ределенной деятельностью на срок до трех лет».

В определенном смысле к деятельности аудиторов может быть отнесена и ст. 199 УК «Уклонение от уплаты налогов с организа­ций», а также ст. 33 УК «Виды соучастников преступления» (п. 5):

«Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информа­ции, средств или орудий совершения преступления, либо устра­нением препятствий...»

Ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности. Требование соблюдения конфиденциальности во многих ситуаци­ях противоречиво и неоднозначно.

В России регулирование данной проблемы в некоторой степени обеспечивается постановлением Правительства Российской Феде­рации «О передаче сведений, которые не могут составлять ком­мерческую тайну», но в целом вопрос об ответственности аудито­ров за соблюдение конфиденциальности, так же как и о других видах ответственности, остается открытым.

В ГК имеется ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна»:

«1. Информация составляет служебную или коммерческую тай­ну в случае, когда информация имеет действительную или потен­циальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее треть­им лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиден­циальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными право­выми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными Гражданским кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, ко­торая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки...»

Даже в странах с развитой экономикой и правовой системой в судах затруднительно бывает доказать факт нарушения конфиден­циальности аудитором.

Ответственность перед третьими лицами. Ситуация относитель­но ответственности аудитора перед третьей стороной на основании общего права остается неопределенной. В этих случаях защита аудитора строится на основе доказательства качества предостав­ленных услуг (их соответствия общепринятым стандартам). Но это часто сложно доказать в суде. С другой стороны, можно использо­вать непричастность третьей стороны к договору, однако это не всегда возможно.

Законодательство Российской Федерации (в частности, статьи ГК, связанные с причинением вреда, ущерба, возмещением убытков) дает основания для возбуждения исков третьими сторо­нами в отношении аудиторских фирм.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 396.