Логопедическая викторина «Словесная мозаика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Разминка. Описание: выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Каждой команде предлага­ется комплект ответов. После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ. Затем называют его вслух.

• Сколько гласных звуков в русском языке? (10, 8, 6, 5)

• Какая из этих букв состоит из одного звука? (ё, е, ю, у)

• Какой из слогов обозначает ноту? (фу, ну, фа, ха)

• Сколько пар согласных по звонкости-глухости в рус­ском языке? (12, 13, 6, 5)

• Если позавчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (суббота, четверг, день рождения, воскресенье)

• Сколько непарных глухих согласных в русском язы­ке? (5, 4, 3, 10)

Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (вопросительный знак, точ­ка с запятой, восклицательный знак, точка)

Сколько непарных твердых согласных в русском язы­ке? (2, 3, 10, 5)

• Как называется часть слова, которая стоит перед кор­нем? (заставка, приставка, выставка, подставка)

Сколько звуков в слове семья? (4, 6, 7, 5)

• Какой из этих знаков не является знаком препина­ния? (точка, запятая, знак «больше», тире)

Оценка. За каждый правильный ответ команде за­считывается 1 очко.

2. Буква потерялась. Описание: вставьте пропущенную гласную букву а в слова. Записать получившиеся слова.

На доске вывешиваются «слова» без гласных букв.

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву а

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня... – ну и ну! –

Все они сбежали.

БРБН СТРТ РССД

СТКН ПРТ МРК

СХР КРНДШ КРВЙ

После выполнения задания каждая команда зачиты­вает получившиеся слова.

Оценка. За каждое правильное слово-- 1 очко.

3. Аукцион. Описание: на полу разбрасываются ша­рики, в которых находятся записки с буквами. Дети под музыку лопают шарики и собирают буквы, которые в дальнейшем вывешиваются на доске. Затем дети со­ставляют из букв слова в течение 3-5 минут.

По окончании работы команды по очереди зачитыва­ют по одному слову. Повторять слова запрещено.

Оценка. 1 слово-- 1 очко.

4. Ребусы. Описание: на доске вывешиваются после­довательно ребусы (см. ниже).

Оценка. 1 очко за правильное решение.

 

5. Найдите слова. Описание: каждой команде пред­лагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы – 2 минуты.

Оценка. 1 очко за каждое найденное слово.

 

 

6. Разведчики. Описание:

I этап. Капитаны команд получают по 1 предложе­нию на карточке и зашифровывают его специальными символами

Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.

// этап. Команда получает шифровку и набор слов этого предложения. Затем дети записывают предложе­ние путем сопоставления схемы и слова.

Снег, тропинки, поля, в, домов, покрыл, лесу, крыши.

III этап. После чтения получившегося предложения командам раздают набор предложений, которые нужно расположить по порядку, чтобы получился рассказ.

Замёрзли реки, пруд за деревней.

Они играют в снежки, бегают на коньках по гладко­му льду.

Дует холодный ветер.

Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.

Наступила зима.

Рады ребятишки.

Пришла зима

Наступила зима. Дует холодный ветер. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Замерзли реки,

пруд за деревней. Рады ребятишки. Они играют в снеж­ки, бегают на коньках по гладкому льду.

Оценка. 3 очка- за правильно выполненную шиф­ровку; 5 очков — за текст.

Подведение итогов.

Награждение участников.

 

Планирование коррекционной работы

 

В начале учебного года, после обследования и комп­лектования учебных групп учитель-логопед составляет перспективные планы работы на текущий учебный год с каждой группой. В случае, если на логопедическом пункте укомплектовано несколько групп учащихся с одинаковой структурой дефекта, то допускается состав­ление для этих групп одного перспективного плана.

На основании перспективного плана учитель-логопед разрабатывает поурочные планы логопедических заня­тий, которые представляют собой подробные конспек­ты с изложением целей и задач занятия, описанием ис­пользуемого оборудования и материала, а также поэтап­ного хода занятия.

Занятие должно быть составлено с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. В основной части подроб­но излагаются все виды заданий, используемые на за­нятии, включая динамическую паузу, физкультминут­ку (приложение 11). Для учителей-логопедов, имеющих большой опыт работы, допускается составление кратко­го плана занятия с указанием видов работ.

В настоящее время, начиная обучение в школе, не все дети беспрепятственно справляются с учебным ма­териалом. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в овладении письмом и чтением. Нередко это обусловлено недоразвитием устной речи разной сте­пени тяжести, низким уровнем сформированности пси­хических процессов, психологических предпосылок к обучению.

Одну из наиболее сложных групп учащихся представ­ляют дети с общим недоразвитием речи. Как правило, в общеобразовательную школу попадают дети, у которых нарушение менее выражено. Оно характеризуется тем, что их обиходная речь более или менее развита, однако словарный запас учащихся все же не соответствует воз­расту, грамматическое построение фраз не всегда соот­ветствует правилам. Ребенок, находящийся на данном уровне речевого развития, может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ, кратко пересказать прочитанный текст. Но при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определен­ной теме - - у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.

У учащихся 1 классов (особенно у тех, кто не полу­чал ранее логопедической помощи) наиболее ярко вы­ражена несформированность звуковой стороны речи. У этих детей наблюдается грубое нарушение произно­шения (до 8-12 звуков), недостаточное формирование фонематических процессов. Словарный запас, как мы уже отмечали, ограничен обиходно-бытовой тематикой, качественно неполноценен.

Основной задачей логопеда является своевременное выявление детей с подобными проблемами и оказание им действенной логопедической помощи с целью про­филактики возможных проявлений нарушений письма.

Анализ специальной и методической литературы по­казывает, что разработкой методов и приемов работы с учащимися, имеющими нерезко выраженное общее не­доразвитие речи, занимаются многие авторы: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. Общее содержание коррекционной работы, предлагаемой каждым из авторов, направлено на устра­нение у школьников пробелов в развитии речи.

Мы предлагаем примерный перспективный план ра­боты с учащимися, имеющими нерезко выраженное об­щее недоразвитие речи (табл. 8). Данный план был со­ставлен на основе рекомендаций многих известных ав­торов, но в большинстве своем опирается на разработки Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко.

Коррекционную работу мы разделили на несколько этапов:

• работа над словом;

• работа над предложением;

• работа с предлогами;

• формирование связной речи;

• работа над звуковым и слоговым составом слов.

Предлагаемый нами примерный план работы может быть использован специалистами для работы с учащи­мися 1 и 2 классов, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Для учащихся 2-х классов возможно некоторое усложнение и увеличение объема речевого материала.

Следует отметить, что последовательность и содер­жание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу. Например, если у учащихся выраженные нарушения звуковой стороны речи, фонематических процессов, звуко-буквенного ана­лиза слов, то начинать работу можно с последнего эта­па, а затем переходить к формированию лексико-грамматического строя речи и совершенствованию связной речи. Если у детей нет грубых ошибок в понимании и употреблении предлогов, то не следует уделять много времени изучению этого раздела коррекционной рабо­ты. Работа по формированию связной речи проводится нами на отдельных занятиях и поэтому в данном плане не отражена.

Каждый специалист может вносить в план те изме­нения, которые необходимы на том или ином этапе ра­боты с конкретной группой учащихся. Количество ча­сов по каждой теме устанавливает сам логопед. Темати­ка лексических тем также зависит от объема и качества словарного запаса учащихся. Немаловажное значение в коррекционной работе имеет использование игровых и занимательных заданий. Они стимулируют мыслитель­ные процессы, повышают мотивацию к занятиям. По­этому в данном плане представлены разнообразные игры, которые применяются на всех этапах работы.

Работая по данному плану в течение нескольких лет с учащимися 1-х классов, имеющими общее недоразви­тие речи, мы отметили, что знания и навыки, получен­ные детьми на логопедических занятиях, помогают им в дальнейшем с меньшими трудностями овладевать учеб­ным материалом. Содержание и последовательность кор­рекционной работы позволяют предупредить многие спе­цифические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. А это и есть одна из основных задач логопедической работы в школе.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 



 

 

Календарно-тематический план работы с группой






Дата: 2019-12-09, просмотров: 287.