Диагностика состояния письменной речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Диагностика состояния письменной речи включает в себя обследование процессов письма и чтения. Для оп­ределения уровня сформированности у учащихся навы­ков письменной речи учитель-логопед анализирует пись­менные работы детей, отмечая при этом виды, характер и степень выраженности специфических ошибок. При обследовании выявляется как уровень сформированно­сти письма на слух, так и состояние навыка списыва­ния с рукописного и печатного текста.

Тексты для диагностических работ подбираются учи­телем-логопедом с учетом возраста детей и продолжи­тельности обучения (начало, середина, конец учебного года). При этом они должны быть доступными и содер­жать речевой материал, насыщенный звуками всех фо­нетических групп, включающий слова различной зву-ко-слоговой структуры. Для углубленного обследования навыков письма учащимся могут быть предложены сле­дующие виды работы.

Материал для обследования состояния письма

 

1. Списать слова, написанные рукописным шриф­том: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, ин­дюк, бабочка.

В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списыва­ния слова.

2. Списать слова, написанные печатным шрифтом: плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.

3. Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, и, т, и.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В слу­чае, если ребенок не помнит, как пишется определен­ная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

Например: б,__, е , ж,__, ы , х и т. д.

Записать под диктовку прописные буквы:

Д, Ф, Ч, У,Ё,Щ,К,В,3,Г,С,Р,Л,Ц,Б.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В слу­чае, если ребенок не помнит, как пишется определен­ная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

Записать под диктовку слоги:

ор , ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, ашо, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.

Записать под диктовку слова:

шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступе­нечка, пружина, больной, убегать.

7. Записать предложение после однократного про­слушивания: У ёлки пушистый зайчик.

Списать печатный текст (1 класс).

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

В зависимости от возраста подбирается соответству­ющий текст.

9. Списать рукописный текст (2 класс, начало учеб­ного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одно­го. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

10. Написать диктант (2 класс, начало учебного года).

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Ры­жика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Тексты диктантов, как и в предыдущем задании, подбираются в соответствии с возрастом и продолжи­тельностью обучения.

Записать названия картинок.

12. Составить и записать короткий рассказ по кар­тинке или серии сюжетных картинок. Учащиеся мо­гут выполнять предложенные задания на индивидуаль­ном бланке.

 

 

Проверка навыков письма

Фамилия, имя________________________________класс_______.

 

1. Спиши слова, написанные рукописным шрифтом:

лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, ба­бочка.

__________________________________________________________________________________________________________________

2. Спиши следующие слова:

плащ, крот, аист, фла­жок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, ве­селье.

__________________________________________________________________________________________________________________

3. Запиши под диктовку строчные буквы:

____________________________________________________________________

4. Запиши под диктовку прописные буквы:

____________________________________________________________________

5. Запиши под диктовку слоги:

____________________________________________________________________

6. Запиши под диктовку слова:

____________________________________________________________________

7. Запиши предложение после однократного прослу­шивания:

____________________________________________________________________

8. Спиши рукописный текст (2 класс, начало учеб­ного года).

Щенок

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одно­го. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Спиши печатный текст (2 класс, начало учебного года).

Кошка и птичка

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напиши диктант.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Напиши названия картинок:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Составь и запиши короткий рассказ по картинке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Диагностические диктанты

Для проверки навыков письма

(предложены в работах И.Н.Садовниковой, Л. И, Тикуновой)

В лесу

Вот большой лес. За лесом река. Там гуляют дети. И цибик тут. Зоя и Женя ищут грибы. Юра и Яша на­шли ежа.

На реке

Было лето. Зоя и Саша пошли на речку. Зоя рвала цветы на лугу. Саша удочкой ловил рыбу. Вот Женя. У Жени щука.

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Ры­жика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

Клён

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.

На лугу

Ксюша была на лугу. Кругом высокая трава. На бе­лую кашку сел шмель. Он грозно гудел. Девочка не ис­пугалась его.

У моря

Я жил у моря. Меня будил шум волн. Днём я любил наблюдать за их игрой. Красивы были белые гребни.

Школа

Вот наша школа. У входа в школу растут пышные астры. На клумбах растут чудные розы. Я люблю свою школу.

Утки

Плавают утки. Ольга и Алёша кидают птицам кусоч­ки хлеба. Скоро птицы покинут пруд. Они улетят в тёп­лые края.

 

Встреча

Коля ловил рыбу. Зашуршали камыши. На траву выполз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на сол­нышке. Ужи не ядовиты.

Тайна

Я иду по лесу. В лесу много тайн и чудес. Вот мель­кнул пушистый хвост. Кто это был? Это прыгала белка.

Кот Федя

У Яши был кот Федя. Кот любил играть в кустах. Яша долго искал кота. А он сидел на крыше.

Идёт весна

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.

 

Дети гуляли на лугу. Серёжа и Лера собирали цве­ты. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабоч­ку. Пора обедать. Дети идут домой.

 

Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Корова даёт молоко. Лошадь возит грузы. Овцы дают шерсть и мясо. Мех кролика идёт на шубы и шапки.

 

Машина привезла много угля. Углём мы топим печ­ку. Из трубы идёт дым. Зимой стоят сильные морозы. Часто метут метели. А дома всегда тепло.

Весна

Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом жур­чат ручьи. У крыльца большая лужа. Детишки убрали коньки и лыжи. Они пускают кораблики. Все встреча­ют весну.

Дети в лесу

Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зац­вёл душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидели ежа. Он свернулся в клубочек. Ребята не тронут ёжика.

Скоро осень

Приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Земля в саду уже усыпана жёлтыми листьями. Реже слышны голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.

Избушка лесника

В лесу жил лесник. У лесника была внучка Саша. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом была тишина. Только журчал ручей и пели птицы. В траве трещали кузнечики.

На дачу

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки. Там есть роща. За рощей речка. Мальчики будут ловить рыбу, девочки собирать цветы.

Птицы

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Замёрзла речка. Птицам го­лодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна. Летом посевам нужна защита. Птицы спа­сут урожай.

На охоту

Утром я с ружьём и собакой отправился в рощу. Сто­яла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, паху­чий приятно щипал глаза и щёки. Тонкая паутина вы­тягивалась по воздуху. Это знак тёплой погоды.

Кто как зиму встретил

Летучие мыши забрались в дупло. Ёж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку и почи­нила своё дупло. Лисица в норе себе из листьев по­стель сделала.

Скоро каникулы

Скоро каникулы. Дети поедут в лагерь. Уже объяви­ли день отъезда. Саша останется дома и будет ходить на детскую площадку. Серёжа уедет в деревню. Там очень хорошо. В выходной его родители поедут туда. Там мно­го цветов.

Отважный поступок

Саша Жуков шёл из школы домой. Высоко в небе пели жаворонки. Дорога проходила по берегу речки. Вдруг Саша увидел, что тонет маленький мальчик. Он в одежде бросился в воду и вытащил мальчика. На дру­гой день все узнали о поступке школьника. На линейке Саше объявили благодарность.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 271.