Взаимоотношения. Связи по должности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.1. Учитель-логопед работает по графику, утверж­денному директором школы.

5.2. Поддерживает тесный контакт с педагогическим коллективом школы и других образовательных учреж­дений.

5.3. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методическо­го характера, знакомится под расписку с соответствую­щими документами.

5.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогичес­кими работниками школы.

Работа учителя-логопеда в каникулярное время

Каникулярное время учитель-логопед может исполь­зовать для углубленного обследования устной и пись­менной речи учащихся.

Так, в период осенних каникул целесообразно провес­ти анализ письменных работ учащихся 2-4 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедичес­кой помощи по коррекции письма. При наличии свобод­ных мест в соответствующей группе выявленные учащи­еся могут быть зачислены на логопедические занятия.

В период зимних и весенних каникул можно присту­пить к анализу письменных работ учащихся 1 классов. Во время весенних каникул необходимо разработать мероприятия по реализации преемственности в деятель­ности логопедических служб различного типа учрежде­ний (школ, детских садов, детских поликлиник).

Также каникулярное время может активно использо­ваться для участия в работе городских методических объе­динений учителей-логопедов, для участия в семинарах, практических конференциях различного уровня; для про­ведения профилактической работы по предупреждению различных речевых нарушений; для ведения пропаган-

ды логопедических знаний среди работников образова­ния и родителей посредством выступлений на педагоги­ческих советах, методических объединениях учителей, родительских собраниях; для организации индивидуаль­ного консультирования по специфическим вопросам.

Определенную часть времени учитель-логопед исполь­зует для оформления и внесения изменений в необходи­мую документацию, готовит и систематизирует различ­ный дидактический и наглядный материал для проведе­ния коррекционной работы. Целесообразно каникулярное время использовать и для осуществления научной дея­тельности, для самообразования и повышения своей ква­лификаций.

Время летних каникул может активно использовать­ся для работы с будущими первоклассниками. Учитель-логопед может принимать участие в комплектовании 1 классов, выявляя при этом детей с нарушениями в развитии речевых и неречевых функций. В случае необ­ходимости направлять детей на консультацию к узким специалистам (психиатру, детскому неврологу, отола­рингологу и др.), давать родителям рекомендации по индивидуальной работе с детьми с учетом выявленных недостатков.

Если в районе школы, где находится логопедичес­кий пункт, нет логопеда в детской поликлинике, а так­же логопедических пунктов при массовых, детских са­дах, учитель-логопед может организовать занятия по коррекции звукопроизношения с учащимися, уже за­численными в 1 классы школы.

 

Раздел 2

Обследование как одно из важнейших направлений

Работы учителя-логопеда и документация,

Сопряженная с ним

Работа учителя-логопеда общеобразовательной шко­лы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое ко­личество детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основ­ными предметами школьной программы.

Систему работы учителя-логопеда при общеобразо­вательной школе можно представить следующим обра­зом (схема 1).

Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основ­ные направления:

• диагностика — обследование состояния устной и пись­менной речи;

• коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;

• консультативно-профилактическая работа;

• работа по повышению квалификации и самообразо­вание и др.

Каждое из этих направлений по-своему важно и ре­шает определенные задачи.

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду опре­делить вид речевой патологии, ее форму и степень тя­жести речевого дефекта.

Основными задачами диагностики являются: • выявление отклонений в развитии устной и письмен­ной форм речи;

• определение структуры речевого дефекта;

• формулировка речевого диагноза;

• составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключает­ся в том, что от своевременной квалифицированной ди­агностики зависит программа коррекционного воздей­ствия, а в конечном итоге и результативность логопеди­ческой работы с детьми.

Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в жур­нале обследования устной и письменной речи (табл. 1).

Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:

Ф.П. — фонематические процессы;

З.Б.А. — звуко-буквенный анализ;

Г.С.Р. — грамматический строй речи;

ОНР — общее недоразвитие речи;

ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ФНР — фонетическое недоразвитие речи;

НЧиП - нарушения чтения и письма;

м/з - межзубное произношение;

г/з - - губно-зубное произношение;

г/г-- губно-губное произношение;

гор л. - горловое произношение;

бок. - боковое произношение;

одн.- одноударное произношение;

н/а - -неавтоматизированное произношение;

v - наличие "ошибок;

— единичные ошибки;

! — стойкие, часто встречающиеся ошибки.

Такой журнал ведется на каждый класс. Это позво­ляет получить не только подробную информацию о ре­чевом развитии каждого конкретного учащегося, но и позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помога­ет сотрудничать с учителями и осуществлять консуль­тативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кро­ме того, такой журнал позволяет контролировать пере­движения учащихся и отслеживать динамику и резуль­тативность логопедической работы.

Все учащиеся с выявленными в результате обследо­вания нарушениями речи регистрируются в списке, ко­торый мы предлагаем вести следующим образом (табл. 2). Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта. Такой способ помогает контролировать статистические данные о ко­личестве учащихся с различными видами речевой пато­логии, а также комплектовать группы с учетом струк­туры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление еже­годных цифровых отчетов.

На каждого ребенка, зачисленного на логопедичес­кие занятия, учитель-логопед заполняет речевую кар­ту. Методическое объединение учителей-логопедов об­щеобразовательных школ г. Новороссийска предлагает следующий вариант речевой карты (см. ниже).

 

 

     
 

 


 

 

 

Первая страница речевой карты заполняется логопе­дом в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Она содержит общие сведения о ребенке, которые запи­сываются со слов родителей. Вторая страница заполня­ется логопедом во время индивидуального обследования и дополняется в течение всего периода обучения на логопункте. К речевой карте прилагаются диагностические письменные работы учащихся, которые демонстрируют состояние письма и позволяют отслеживать динамику в процессе логопедических занятий. В речевой карте фиксируюся все проявления речевой недостаточности каж­дого учащегося, выявленные в процессе обследования.

Заполнение речевой карты начинается с паспортных данных ребенка. Затем выясняется реальный уровень зна­ний учащегося по родному языку и другим предметам. В случаях сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться очень важны как для определения точного ло­гопедического заключения, так и для установления пер­вичности или вторичности речевого недоразвития.

Анамнестические данные учащихся заполняются со слов родителей. В ходе беседы важно получить представ­ление о том, как протекало раннее речевое и физическое развитие ребенка. Выясняется, обращались ли ранее за логопедической помощью; если да, то какова эффектив­ность. Фиксируются особенности речевой среды.

Прежде чем начать обследование речи, учитель-лого­пед должен убедиться в сохранности других функций (слу­ха и зрения) и отразить полученные данные в речевой карте. Также при обследовании учитель-логопед обращает внимание на строение и подвижность артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, нёба, прикуса), на четкость и внятность речи; выявляет уровень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа и синте­за, грамматического строя речи и словарного запаса.

Подробно анализируются и фиксируются все виды и характер ошибок при чтении и письме; в речевой карте отражаются примеры допускаемых ребенком ошибок. Особое внимание обращается на личностные и поведен­ческие особенности учащихся: способность к переклю­чению, наблюдательность, организованность, самостоя­тельность, подвижность, импульсивность и т. д.

На учащихся, имеющих фонетические нарушения, можно оформлять сокращенный вариант речевой кар­ты, которая выглядит следующим образом (см. ниже).


Содержание первичного обследования устной речи

Дата: 2019-12-09, просмотров: 369.