Теоретические основы обеспечения эффективности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогических систем

    Определяя и выстраивая вектор направленности на саморазвитие при выявлении условий по повышению эффективности системы кадрового менеджмента в образовательном учреждении, руководствовались следующими рекомендациями, которые обеспечивают успешность данного процесса:

· четкость определения конечной цели и результата, которые должны быть достигнуты;

· понимание того, что поддержка саморазвития педагогов достигается не за счет одного условия, а взаимосвязанного комплекса;

· на определенных этапах условия поддержки могут выступать как результат, достигнутый в процессе реализации (Е.М. Яковлева).

Данные рекомендации совпадают и с мнением других ученых: В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Р.А. Козлова, С.В. Сальцева, особенно в части комплексности и могут быть применены к системе кадрового менеджмента в образовательном учреждении, как подсистеме педагогической системы училища.

Управление под заданную цель (Э.Ф. Зеер, А.Я. Найн, Г.М. Романцев, А.И. Уемов) предусматривают тот тип управления системой, в которой происходит процесс порождения новых целей, обращенных в будущее. Исходя из этих позиций, поддержка саморазвития педагогов должна быть открытой, опережающей, непрерывной.

Некоторые ученые (Н.А. Асташова, Ю.К. Бабанский, К.Я. Вазина, В.И. Загвязинский, Б.Ю. Никитина, Г.И. Сластеник) выделяют для повышения эффективности содержания, формы и методы, при которых участники образовательного процесса (в том числе и педагоги) занимают активную позицию и максимально раскрываются в качестве объекта образовательной деятельности.

В.П. Беспалько в качестве внешних условий обеспечения эффективности видит различные виды нормативного, программного, методического обеспечения, в качестве внутренних – вид и уровень мотивации самих педагогов, отношения руководителя к данной деятельности. А Д.П. Заводчиков выделяет: содержание деятельности, социально-психологический климат коллектива, отношения в коллективе,  индивидуально-личностные способности и др. Н.А. Доронин выделяет развивающую образовательную среду, ее активность.

Исходя из вышесказанного, а также учитывая результаты исследований С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, А.М. Новикова, Г.М. Романцева, В.Д. Скакуна, Г.В. Северова, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и др. были определены направления, этапы, критерии эффективности поддержки профессионального саморазвития педагогов в образовательном учреждении.

В процессе своей работы над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога мы опирались на принципы творческого саморазвития личности, предложенные В.И. Андреевым: принципы саморазвития личности, научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития педагога.


 

Управленческий кластер поддержки профессионального саморазвития педагогов в образовательном учреждении

 

 

 


 



Общая характеристика сложившейся системы управления профессиональным развитием педагогов в образовательном учреждении

    Трудовая деятельность педагогов отличается индивидуальным характером, однако качество образования достигается усилиями всего педагогического коллектива. В том, какими будут эти усилия, а, следовательно, и качество образования, существенную роль играет эффективность системы управления профессиональным развитием педагогов.

    Мы выделяем три основных уровня – административно-управленческий (1-й уровень), управление педагогическим процессом (2-й уровень), самоуправленческий (3-й уровень).

    Первый уровень – административно-управленческий. Основной целью управления учебным заведением является создание целостной системы эффективной деятельности, направленной на обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов с учетом требований общества и государства к формированию личности, профессиональной подготовки и культурному развитию человека. Специфика данного уровня заключается в системообразующем характере управленческой деятельности, которая направлена на достижение целей образовательного учреждения посредством создания системы взаимодействия субъектов управленческо-педагогической деятельности, условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие, а также непрерывное развитие образовательного учреждения и системы образования в целом.

    Признавая управление как деятельность администрации по развитию педагогического коллектива, нельзя не учитывать и управленческую деятельность преподавателей по развитию человека, конкурентоспособного специалиста. Управление должно отражать педагогический процесс в целом, взаимосвязь деятельности администрации, деятельности преподавателей и деятельности учащихся. Не отрицается тот факт, что административный уровень управления может влиять на конечный результат педагогического процесса, но, главным образом, опосредованно. Поэтому одним из существенных факторов целостной системы управления в системе профессиональной подготовки является управленческая деятельность педагогического коллектива как важнейшее условие эффективной профессиональной подготовки студентов.

    Управление образовательным процессом осуществляется путем организации деятельности педагогического коллектива.

    Каждый преподаватель, по сути, является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом).

    Управленческо-педагогическая деятельность на втором – педагогическом уровне управления – также имеет несколько особенностей. Первая особенность связана с расширением границ применения управленческой деятельности в образовательном учреждении.

    Следующая особенность управленческой деятельности заключается в том, что она имеет комплексный и многоплановый характер. В управленческую деятельность вовлекаются все педагогические работники, специалисты различных отраслей знаний, в своем составе она имеет общие компоненты независимо от предмета деятельности, подчиняется общим закономерностям независимо от специфики содержания общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки.

    Третий уровень – самоуправленческая деятельность менеджеров образования и обучающихся. Самоуправление рассматривается как интегральная способность личности к организации самостоятельной познавательной деятельности, т.е. выделение и осознание целей деятельности, разработка плана и осуществление деятельности согласно этому плану, корректирование и регулирование действий, оценка результатов своей деятельности.

    Рассматривая различные уровни управления образовательной системой, отмечу, что управленческая работа на каждом уровне имеет много общих черт, т.к. предполагает реализацию одних и тех же функций (планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль). Эти функции объединены в одну систему и находятся в сложной взаимосвязи, так как эффективность управления образовательным учреждением будет обеспечиваться за счет их преемственного и взаимодополняющего характера. При этом наиболее важное значение приобретают интегративные связи, объединяющие все функциональные компоненты, уплотняющие элементы отдельных структур и несущие в себе новое качественное образование.

    Таким образом, управление образовательным учреждением представляется как взаимодействие трех уровней (административно-управленческого, педагогического и самоуправления), которое обеспечивает эффективность функционирования системы профессионального образования.







Дата: 2019-12-22, просмотров: 207.