САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА»
Проект по теории и практике управления
Наумова Светлана Александровна
Заместитель директора по учебно-методической работе
Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 40» г. Березники Пермского края
г. Березники, 2011
Содержание
1. Введение 2. Теоретические основы обеспечения эффективности педагогических систем. 3. Содержательная часть проекта 3.1. Общая характеристика системы управления профессиональным развитием педагогов в образовательном учреждении. 3.2. Характеристика педагогических кадров училища. 3.3. Анализ возможностей саморазвития педагогов образовательного учреждения. 3.4. Проблема, на решение которой направлен проект. 3.5. Основная идея проекта. 3.6. Задачи проекта. 3.7. Участники проекта. 3.8. Организационная структура управления проектом. 3.9. Ожидаемые результаты проекта. 3.10. Возможные риски и пути их устранения. 3.11. Этапы проекта и критерии эффективности. 3.12. Сроки выполнения проекта и достижения промежуточных результатов 3.13. Матрица ответственности 3.14. Методы и подходы проекта. 3.15. Общий план работы на срок реализации проекта. 3.16. Необходимые ресурсы проекта. 4. Результаты и развитие проекта. 4.1. Последействие проекта. 4.2. Деятельность по реализации проекта. 4.3. Модель профессионально-личностного саморазвития педагога. 4.4. Анализ изменений в индивидуальности педагогов образовательного учреждения. 5. Использованная литература 6. Приложения | 3 5 8 11 12 13 13 15 16 17 18 19 19 22 23 26 26 27 29 29 29 31 32 34 |
Введение
Основной акцент модернизации образования направлен на необходимость создания условий для наиболее полной самореализации личности. Это предъявляет повышенные требования к уровню личностно-профессионального развития педагогов, в связи с чем очень актуальна задача содействия не только профессиональному развитию педагога, но и его способности к саморазвитию. Для этого необходимо раскрыть творческий потенциал педагогов, сформировать или скорректировать гуманистические установки личности, развить навыки позитивного взаимодействия и рефлексивного мышления, т.е. применять в кадровом менеджменте образовательного учреждения не только экономические и организационно-распорядительные методы, но и социально-психологические.
В училище системный подход в управлении профессиональным развитием педагогов реализуется с 2003 года, который с середины 2008 года был переориентирован на поддержку профессионального саморазвития инженерно-педагогических работников. Необходимость направленности управления на поддержку профессионально-личностного саморазвития педагогов определилась из противоречий:
1. Между требованиями к деятельности педагога, связанными с инновациями в области образования и отсутствием у большинства педагогов образовательного учреждения осознанного интереса к освоению функции, направленной на творческое совершенствование педагогического процесса и профессиональное саморазвитие;
2. Между необходимостью переориентации деятельности педагога на новые педагогические ценности, связанные с творчеством, и недостаточной разработанностью обеспечения педагогической поддержки педагогов;
3. Между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией педагогов на управленческую деятельность в училище.
Теоретические основы обеспечения эффективности
Педагогических систем
Определяя и выстраивая вектор направленности на саморазвитие при выявлении условий по повышению эффективности системы кадрового менеджмента в образовательном учреждении, руководствовались следующими рекомендациями, которые обеспечивают успешность данного процесса:
· четкость определения конечной цели и результата, которые должны быть достигнуты;
· понимание того, что поддержка саморазвития педагогов достигается не за счет одного условия, а взаимосвязанного комплекса;
· на определенных этапах условия поддержки могут выступать как результат, достигнутый в процессе реализации (Е.М. Яковлева).
Данные рекомендации совпадают и с мнением других ученых: В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Р.А. Козлова, С.В. Сальцева, особенно в части комплексности и могут быть применены к системе кадрового менеджмента в образовательном учреждении, как подсистеме педагогической системы училища.
Управление под заданную цель (Э.Ф. Зеер, А.Я. Найн, Г.М. Романцев, А.И. Уемов) предусматривают тот тип управления системой, в которой происходит процесс порождения новых целей, обращенных в будущее. Исходя из этих позиций, поддержка саморазвития педагогов должна быть открытой, опережающей, непрерывной.
Некоторые ученые (Н.А. Асташова, Ю.К. Бабанский, К.Я. Вазина, В.И. Загвязинский, Б.Ю. Никитина, Г.И. Сластеник) выделяют для повышения эффективности содержания, формы и методы, при которых участники образовательного процесса (в том числе и педагоги) занимают активную позицию и максимально раскрываются в качестве объекта образовательной деятельности.
В.П. Беспалько в качестве внешних условий обеспечения эффективности видит различные виды нормативного, программного, методического обеспечения, в качестве внутренних – вид и уровень мотивации самих педагогов, отношения руководителя к данной деятельности. А Д.П. Заводчиков выделяет: содержание деятельности, социально-психологический климат коллектива, отношения в коллективе, индивидуально-личностные способности и др. Н.А. Доронин выделяет развивающую образовательную среду, ее активность.
Исходя из вышесказанного, а также учитывая результаты исследований С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, А.М. Новикова, Г.М. Романцева, В.Д. Скакуна, Г.В. Северова, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и др. были определены направления, этапы, критерии эффективности поддержки профессионального саморазвития педагогов в образовательном учреждении.
В процессе своей работы над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога мы опирались на принципы творческого саморазвития личности, предложенные В.И. Андреевым: принципы саморазвития личности, научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития педагога.
Управленческий кластер поддержки профессионального саморазвития педагогов в образовательном учреждении
Общая характеристика сложившейся системы управления профессиональным развитием педагогов в образовательном учреждении
Трудовая деятельность педагогов отличается индивидуальным характером, однако качество образования достигается усилиями всего педагогического коллектива. В том, какими будут эти усилия, а, следовательно, и качество образования, существенную роль играет эффективность системы управления профессиональным развитием педагогов.
Мы выделяем три основных уровня – административно-управленческий (1-й уровень), управление педагогическим процессом (2-й уровень), самоуправленческий (3-й уровень).
Первый уровень – административно-управленческий. Основной целью управления учебным заведением является создание целостной системы эффективной деятельности, направленной на обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов с учетом требований общества и государства к формированию личности, профессиональной подготовки и культурному развитию человека. Специфика данного уровня заключается в системообразующем характере управленческой деятельности, которая направлена на достижение целей образовательного учреждения посредством создания системы взаимодействия субъектов управленческо-педагогической деятельности, условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие, а также непрерывное развитие образовательного учреждения и системы образования в целом.
Признавая управление как деятельность администрации по развитию педагогического коллектива, нельзя не учитывать и управленческую деятельность преподавателей по развитию человека, конкурентоспособного специалиста. Управление должно отражать педагогический процесс в целом, взаимосвязь деятельности администрации, деятельности преподавателей и деятельности учащихся. Не отрицается тот факт, что административный уровень управления может влиять на конечный результат педагогического процесса, но, главным образом, опосредованно. Поэтому одним из существенных факторов целостной системы управления в системе профессиональной подготовки является управленческая деятельность педагогического коллектива как важнейшее условие эффективной профессиональной подготовки студентов.
Управление образовательным процессом осуществляется путем организации деятельности педагогического коллектива.
Каждый преподаватель, по сути, является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом).
Управленческо-педагогическая деятельность на втором – педагогическом уровне управления – также имеет несколько особенностей. Первая особенность связана с расширением границ применения управленческой деятельности в образовательном учреждении.
Следующая особенность управленческой деятельности заключается в том, что она имеет комплексный и многоплановый характер. В управленческую деятельность вовлекаются все педагогические работники, специалисты различных отраслей знаний, в своем составе она имеет общие компоненты независимо от предмета деятельности, подчиняется общим закономерностям независимо от специфики содержания общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки.
Третий уровень – самоуправленческая деятельность менеджеров образования и обучающихся. Самоуправление рассматривается как интегральная способность личности к организации самостоятельной познавательной деятельности, т.е. выделение и осознание целей деятельности, разработка плана и осуществление деятельности согласно этому плану, корректирование и регулирование действий, оценка результатов своей деятельности.
Рассматривая различные уровни управления образовательной системой, отмечу, что управленческая работа на каждом уровне имеет много общих черт, т.к. предполагает реализацию одних и тех же функций (планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль). Эти функции объединены в одну систему и находятся в сложной взаимосвязи, так как эффективность управления образовательным учреждением будет обеспечиваться за счет их преемственного и взаимодополняющего характера. При этом наиболее важное значение приобретают интегративные связи, объединяющие все функциональные компоненты, уплотняющие элементы отдельных структур и несущие в себе новое качественное образование.
Таким образом, управление образовательным учреждением представляется как взаимодействие трех уровней (административно-управленческого, педагогического и самоуправления), которое обеспечивает эффективность функционирования системы профессионального образования.
Основная идея проекта
В процессе подготовки квалифицированных рабочих кадров главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональную среду. Необходимая «…подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постепенному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» (концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г) может осуществляться только педагогами, имеющими такие же качества. То есть творческим, саморазвивающимся педагогом, у которого на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д. К сожалению, как показывает анализ педагогических кадров образовательного учреждения, педагоги не имеют достаточного уровня психологической и технологической готовности к современной педагогической деятельности. Существует разрыв между педагогическими знаниями и педагогическими действиями, между декларированием идей гуманитарного образования и реальным состоянием дел. Педагоги в подавляющем большинстве выступают в роли предметников. Но сегодня возрастает его роль как организатора гуманитарной среды, в которой происходит духовно-нравственное и профессиональное развитие обучающихся. Он сам, его личность являются в данном случае «компонентом» содержания образования и «технологическим инструментом».
В настоящее время для нашего училища существует проблема обновления кадрового состава. Но значит ли это, что педагогам образовательного учреждения не под силу выполнение задач модернизации образования? Данный проект нацелен в том числе и на то, чтобы помочь им в решении этих задач. Нужно признать, что простыми лозунгами, повышением зарплаты невозможно привести педагога в новое состояние психологической готовности к работе, поднять на новый уровень мастерства и культуры. Необходимы дополнительные усилия, связанные с прохождением педагогов через систему психолого-педагогических тренингов, созданием активной образовательной среды, обеспечивающей выращивание гуманитарного педагога, научно-методической и управленческой поддержкой процесса профессионально-личностного саморазвития педагогов.
В ПУ № 40 в течение ряда лет ведется целенаправленная работа по созданию пространства творческого развития педагогов:
1. Информационная и консультационная работа: наличие литературы, электронные источники информации, общение с коллегами, методические индивидуальные консультации.
2. Психолого-педагогическая диагностика, внутриучилищные формы повышения квалификации: различные формы методической работы – психолого-педагогические семинары, практикумы, педагогические чтения, открытые уроки, тематические педсоветы, творческие объединения учителей, школа компьютерной грамотности, конкурсы, диагностический инструментарий.
3. Создание индивидуальных программ саморазвития: портфолио педагога, план саморазвития педагога, банк педагогического опыта, аттестация учителей, конкурс профессионального мастерства.
Создавая в училище особую среду, способную индуцировать процессы саморазвития в деятельности педагогов, полагаем, что такая среда должна быть более интенсивной и структурированной.
Сфера использования проекта
ГОУ НПО «Профессиональное училище № 40»
Задачи проекта
- создать ресурсную базу для профессионально-личностного саморазвития педагогов образовательного учреждения;
- создание и развитие комплекса условий, способных стимулировать саморазвитие педагогов в образовательном учреждении;
- выявить оптимальные параметры образовательной среды, способствующей формированию способностей к саморазвитию;
- внедрить систему мониторинга образовательной деятельности педагогов на основе компетентностного подхода;
- разработать и обеспечить принятие педагогами образовательного учреждения модели профессионально-личностного саморазвития педагога.
Участники проекта
- инженерно-педагогические работники ГОУ НПО ПУ № 40.
Руководитель проекта
Наумова Светлана Александровна – заместитель директора по учебно-методической работе ГОУ НПО ПУ № 40 г. Березники, руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник НПО.
Теоретическая подготовка руководителя проекта
Пермский региональный институт педагогических информационных технологий 2006 г. Информационные технологии в управленческой деятельности.
Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования 2006 г. Проектирование управленческой деятельности в профессиональном образовании.
Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования 2007 г. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения.
Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования 2007 г. Управление образовательным учреждением.
Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования 2010 г. Педагогический менеджмент как ведущий фактор реализации компетентностного подхода.
Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования 2010 г. Организация и содержание практик на основе ФГОС.
Координаторы проекта
Лежнева Вера Федоровна – директор ГОУ НПО ПУ № 40, Отличник ПТО РСФСР, руководитель высшей квалификационной категории.
Боталова Надежда Владимировна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ НПО ПУ № 40, Отличник ПТО РСФСР, Заслуженный учитель РФ, руководитель высшей квалификационной категории.
Жук Людмила Ивановна – председатель методической комиссии преподавателей ГОУ НПО ПУ № 40, Почетный работник НПО РФ, преподаватель высшей квалификационной категории.
Бушкова Людмила Георгиевна – мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ № 40, Отличник ПТО РСФСР, мастер первой квалификационной категории.
Промежуточных результатов
Этап | Срок | Промежуточные результаты | Срок |
I | 2008-2010 | - готовность педагогов к саморазвитию | 2008-2009 уч.год |
- выявление условий для саморазвития | 2008-2009 уч.год | ||
- наличие планов саморазвития | 2009 г. | ||
- разработка модели профессионального –личностного саморазвития педагогов | 2008 г. | ||
II | 2008-2011 | - моделирование и проверка условий активизации профессионального саморазвития педагогов | 2008-2009 уч.год |
- принятие критериев эффективности профессионального саморазвития | 2009 г. | ||
- рост количества педагогов в проведении методических мероприятий | В течение срока этапа | ||
- улучшение качества планов саморазвития | 2010 г. | ||
- самостоятельное построение педагогами образовательных траекторий повышения квалификации | 2010 г. | ||
- повышение качества подготовки учащихся | 2010 г. | ||
- повышение уровня рефлексии педагогов | 2010 г. | ||
- материальное стимулирование педагогов по результатам саморазвития | с 2009 г. | ||
- осознанный подход к повышению квалификационных категорий | 2010 г. | ||
III | 2009-2012 | - повышение квалификации педагогов | 2010 г. |
- распространение опыта педагогов на уровнях края, России | с 2010 г. | ||
- осознанная необходимость педагогов в саморазвитии | 2011 г. | ||
- удовлетворенность профессиональной деятельностью | 2012 г. |
Матрица ответственности
Участник проекта | Результат | Принципы | Инструменты мониторинга |
Директор | Материальное стимулирование педагогов по результатам саморазвития | Социализации, оптимизации | Положение о материальном стимулировании, его эффективность |
Демократизм в управлении образовательным учреждением | Информативности, индивидуализации | Тестирование удовлетворенности профессиональной деятельностью | |
Заместитель директора по учебно-методической работе | Теоретическая подготовка педагогов | Научное познание | Анализ методической деятельности педагогов, построение внутриучилищной учебы |
Выявление условий для саморазвития | Оптимизации, индивидуализации | Анализ потребностей педагогов | |
Разработка модели профессионально-личностного саморазвития | Саморазвитие личности, индивидуализации | Беседы с педагогами | |
Разработка критериев эффективности профессионального саморазвития | Индивидуализации, саморазвития личности | Беседы с педагогами | |
Рост количества педагогов, участвующих в проведении методических мероприятий | Индивидуализации, саморазвития личности | Анализ методической деятельности | |
Повышение качества подготовки обучающихся | Информативности | Итоги образовательного процесса | |
Повышение квалификации педагогов, осознанный подход к повышению квалификационной категории | Индивидуализации | Анализ аттестации педагогов | |
Распространение опыта педагогов | Саморазвитие личности, информативности | Анализ методической деятельности | |
Осознанная необходимость педагогов в саморазвитии | Социализации, саморазвитие личности | Диагностика | |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работы | Повышение качества подготовки обучающихся | Информативность индивидуализации | Диагностика воспитанности обучающихся |
Психолог | Подбор диагностического инструментария | Научное познание | Эффективность и доступность диагностических процедур |
Председатели методических комиссий | Принятие критериев эффективности профессионального саморазвития | Индивидуализации, саморазвития личности | Беседы с педагогами, наблюдение |
Улучшение качества планов саморазвития, их реализация | Индивидуализации, саморазвития личности | Анализ планов саморазвития, их реализация | |
Повышение уровня рефлексии педагогов | Индивидуализации, саморазвития личности | Диагностика, беседы | |
Осознанная необходимость педагогов в саморазвитии | Индивидуализации, саморазвития личности | Наблюдение, беседы | |
Инженерно-педагогические работники | Готовность педагогов к саморазвитию | Самоуправление, индивидуализации | Самодиагностика |
Наличие планов саморазвития, их качество | Самоуправление, саморазвития личности | Самоанализ планов саморазвития | |
Принятие модели профессионального саморазвития педагогов | Самоуправление, саморазвития личности | Самоанализ деятельности по модели саморазвития | |
Самостоятельное построение образовательных траекторий повышения квалификации | Оптимизации, саморазвития личности | Анализ банка единых образовательных программ | |
Повышение качества подготовки обучающихся | Информативности, индивидуализации | Итоги образовательного процесса за полугодие, год, итоговая государственная аттестация | |
Повышение уровня рефлексии педагогов | Научного познания, саморазвития личности | Самоанализ рефлексивной деятельности | |
Распространение опыта на уровнях края, России | Информативности | Количество публикаций, участие в конкурсах | |
Удовлетворенность профессиональной деятельностью | Самоуправление, информативности | Диагностика, самоанализ | |
Педагогический совет | Обсуждение критериев эффективности, обобщение итогов | Информативности, оптимизации | Протоколы педагогических советов |
Методический совет | Отслеживание промежуточных результатов, определение приоритетных направлений | Научное познание, оптимизации | Протоколы методических советов |
Методы и подходы проекта
1. Гуманитарный подход, предполагающий учет субъективной реальности и субъективности каждого участника проекта.
2. Метод постоянного взаимодействия между участниками проекта.
3. Метод корпоративного и индивидуального обучения педагогов.
4. Метод со-управления и самоуправления.
5. Исследовательский метод.
6. Проектный метод
Общий план работы на весь срок выполнения проекта
Система деятельности, связанная с научно-методической, психолого-педагогической и управленческой поддержкой профессионально-личностного саморазвития педагогов образовательного учреждения, включает в себя следующие аспекты:
1. Тренинги личностного роста и психологические тренинги, направленные на формирование у учителей диагностичности, педагогической идентификации.
2. Курсы повышения квалификации, связанные с освоением гуманитарных педагогических технологий.
3. Семинары, конференции, практикумы по проблемам гуманитаризации образования, профессионально-личностного саморазвития учителя, повышения педагогического мастерства, корпоративной культуры.
4. Изучение опыта лучших образовательных учреждений страны, края.
5. Научно-исследовательская деятельность учителей.
6. Изучение опыта театральной педагогики. Применение художественных методов и приемов в педагогической деятельности.
7. Создание учителями портфолио, авторских программ личностного роста и профессионального саморазвития.
8. Работа над созданием авторских методических пособий. Публикации учителей.
9. Участие учителей в индивидуальных и коллективных конкурсах и грантах.
10. Консультации по проблемам имиджа учителя и его стиля жизни.
11. Использование новых форм методической работы.
12. Развитие ресурсной базы по научно-методическому, психолого-педагогическому, управленческому обеспечению саморазвития учителей в ГОУ НПО ПУ № 40.
Необходимые ресурсы проекта
Кадровые ресурсы
Анализ кадровых ресурсов, как основных, приведены в частях «Характеристика педагогических кадров» (стр.11) и «Анализ возможностей саморазвития педагогов образовательного учреждения» (стр.12).
Материально-технические ресурсы
- наличие методического кабинета;
- оснащенность образовательного учреждения ПК и средствами мультимедиа – 90%;
- локальная сеть;
- компьютерный класс
Информационные
- библиотека;
- печатные и электронные источники информации;
- система методической учебы;
- общение с коллегами.
Бюджет проекта (на год)
№ п/п | Расходы | Источник | Сумма |
1 | Курсовая подготовка по гуманитарным педагогическим технологиям | Бюджет (по утвержденной смете в рамках ОП) Внебюджет | 20000 20000 |
2 | Расходные материалы (бумага, картриджи, канцтовары) | Бюджет | 4000 |
3 | Обновления программного и технического обеспечения | Внебюджет Бюджет (по утвержденной смете в рамках ОП) | 30000 8000 |
4 | Издательские расходы | Внебюджет | 5000 |
5 | Стимулирование работы ИПР, психолога | Бюджет (согласно положению о выплатах стимулирующего характера) Внебюджет | 120000 35000 |
6 | Ремонт и оборудование комнаты психологической разгрузки | За счет учебно-производственных бюджет | 30000 |
ИТОГО: | 272000 |
Привлеченные средства – 90000
Последействие проекта
Результаты проекта будут распространяться через трансляцию опыта в образовательное пространство города, края, России посредством участия ИПР в конкурсах, грантах, конференциях; опубликования опыта в материалах конференций, педагогических чтений. Опыт работы может использоваться и транслироваться педагогами образовательного учреждения при реорганизации в других образовательных учреждениях города
Приложение 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распределения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. (А.Н.Майоров. Мониторинг в образовании. – СПб.: Образование – культура, 1998. – С.344).
В данном определении можно выделить 3 ключевых аспекта.
|
|
Мониторинг |
|
| ||||||||
|
|
|
| |||||||||
|
| |||||||||||
Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации | Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом | Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие | ||||||||||
Сейчас:
Диагностический инструментарий учителя |
| ||||||||
|
| ||||||||
Опросы |
| Продукты индивидуальной творческой работы |
| Тесты | |||||
|
| ||||||||
Зачеты |
| Контрольные работы |
| Система домашних работ | |||||
Недостатки существующей системы оценивания:
Ø процедура оценивания носит субъективный характер;
Ø процедура оценивания носит констатирующий характер;
Ø результаты обучающихся фиксируют эпизодически;
Ø полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения;
Ø причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта;
Ø и т.д.
Для проведения мониторинга важно знать:
- что ты собираешься отслеживать;
- какие возможные результаты предполагаешь получить;
- как ты можешь выявить эти результаты;
- каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.
Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:
Ø минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
Ø общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
Ø продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями)
Объекты мониторинга
Учащиеся
Этот объект включает в себя следующие показатели:
количественные, ежегодно анализируемые в начале учебного года (количество учащихся, возрастной состав, количество юношей и девушек).
Формула ОШ-1
Результаты учебной деятельности:
уровень успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях; анализ поступления учащихся в вузы, техникумы, колледжи; уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень обученности учащихся; ШТУР (школьный тест умственного развития)
Характеристики состояния здоровья, в частности:
- физическое здоровье учащихся;
- уровень физической подготовленности.
Результаты исследования психического развития учащихся, в том числе:
- исследование по типу характера;
- анализ психологического единства класса;
- выявление отношения учащихся к ОУ, включая мотивацию учения, сферу познавательных интересов и уровень адаптации учащихся в ОУ.
Контроль качества обучения
Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса или группы учащихся является показатель СОК – Степень Обученности Класса (формула К.Симонова):
- на I уровне требований
- на II уровне требований
- на III уровне требований
где: к5 – количество полученных в результате тестирования пятерок,
к4 – количество четверок;
к3 – количество троек;
N – количество учащихся в классе.
Приложение 3
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 40»
г.Березники Пермского края
П Р И К А З
От 11.03. 2010 г. № 47
г.Березники
О подготовке к педсовету
«Проблемы партнерских
отношений педагогов и родителей»
В соответствии с Положением о педагогическом совете и планом работы образовательного учреждения на 2009-2010 учебный год
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести заседание педагогического совета 31.03.2010 года на тему «Проблемы партнерских отношений педагогов и родителей».
2. Определить направления и составы творческих групп для аналитической деятельности:
2.1. «Уровень диалогичности родителей и образовательного учреждения»
Руководитель – Жук Л.И. – преподаватель литературы
Члены: Нигомедзянова Д.Н.
Колмогорова Р.И.
Покчимуртова С.А.
Максимович Л.В.
Мисюрева В.В.
Коченгина Т.В.
Соколков В.Л.
2.2. «Эффективность профессионального взаимодействия педагога с родителями воспитанников»
Руководитель – Андрианова О.Н. – преподаватель спецтехнологии
Члены: Никулина Т.Л.
Вовна Н.В.
Разумова Н.А.
Загородских О.В.
Бушкова Л.Г.
Кокарев В.Н.
2.3. «Условия оптимизации взаимодействия педагога и семьи»
Руководитель - Белина М.П. – мастер производственного обучения
Члены: Притчина О.А.
Гилев Г.М.
Гильфанова Н.Н.
Панаева О.А.
Бушков Н.А.
Истомина И.А.
3. Творческим группам изучить теоретические основы проблемы, провести диагностику ситуации, выработать пути выстраивания диалогического пространства педагогов и родителей. Представить справки для обсуждения на заседании педагогического совета.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на зам.директора по УВР Боталову Н.В.
Директор В.Ф. Лежнева
Приложение 4
ПЛАН РАБОТЫ
На 2009-2010 учебный год
Форма занятий: | практикумы |
Цель занятий: | психолого-педагогическая поддержка педагога, самоактуализация его личности. |
Задачи практикумов: | обогащение психолого-педагогической культуры педагога; осознание своей индивидуальности и проявление ее в педагогической деятельности; развитие способности всестороннего и адекватного познания себя и других, самопринятие и самопонимание; овладение приемами и техниками, стимулирующими самоактуализацию личности; организация на личностную модель взаимодействия с учащимися. |
№ п/п | Месяц | Тема заседания | Диагностика | Ответственный | |||
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Программа индивидуального саморазвития. Старт учителя. | Определение социотипа | Боталова Н.В. | |||
2 | Октябрь | Самоактуализация личности | Самоактуализационный тест | Андрианова О.Н. | |||
3 | Ноябрь | Педагогическая направленность личности | Профессиональная направленность учителя. Ориентированность педагога | Гильфанова Н.Н. | |||
4 | Декабрь | Самопознание. Его место в процессе саморазвития | Диагностика самооценки. Реализации потребности в саморазвитии. | Разумова Н.А. | |||
5 | Январь | Педагогическое общение | Диагностика стилей педагогического общения | Вовна Н.В. | |||
6 | Февраль | Эмоционально-волевые качества личности учителя | Диагностика рефлексивности | Жук Л.И. | |||
7 | Март | Творческая направленность личности учителя | Определение преобладающего стиля деятельности | Истомина И.А. | |||
8 | Апрель | Принципы позитивного педагогического взаимодействия | Диагностика доминирующей перцептивной модальности | Никулина Т.Л. | |||
9 | Май | Анализ и решение педагогических ситуаций | Определение доминирующего уровня проблемности при решении пед.задач | Гилев Г.М. | |||
10 | Июнь | Итоговое заседание. Самопрезентация | Боталова Н.В. | ||||
Ожидаемые результаты:
|
1. Обогатится педагогическая культура учителя; на практике будет внедряться личностная модель взаимодействия с учащимися. 2. Будет создан конструктор для проведения практикумов. 3. Будут подготовлены самопрезентации. | ||||||
ПЛАН РАБОТЫ
На 2010-2011 учебный год
Форма занятий: | Практикумы. |
Цель занятий: | Создание условий для успешной деятельности педагога в условиях внедрения технологии индивидуализации образования. |
Задачи практикумов: | · Обеспечение педагога знаниями, навыками для внедрения составных технологий индивидуализации, изучения передового опыта; · обогащение аксиологическими знаниями, педагогической философией через саморазвитие; · проявление индивидуальности через педагогическую деятельность; · обеспечение управления на элементарном уровне; · установление отношений сотрудничества, взаимодействия между педагогами; · транслировать ответственность как основу профессионализма; · организация на личностную модель взаимодействия с учащимися |
№ п\п | Месяц | Тема заседания | Форма | Ответственный | Предполагаемые результаты |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Направление деятельности педагога в условиях внедрения технологии индивидуализации обучения. Разработка структуры «ШАР-2» | Практическое занятие | Жук Л.И. | Результаты диагностики Определены территории риска Разработаны карты сопровождения, маршруты деятельности педагога |
2 | Октябрь | Мировоззренческая позиция педагога в организации ИО Технология морального возвышения | Дискурсивная деятельность | Боталова Н.В. | Обретение профессиональных навыков Развитие рефлексивных навыков |
3 | Ноябрь | Педагогика понимания - основной компонент индивидуализации образования | Практикум | Вовна Н.В. | Развитие творческой активности |
4 | Декабрь | Результативность внедрения в образовательный процесс моделей персонифицированного образования | Практикум Консилиум | Разумова Н.А. | Формирование способности работать в команде |
5 | Январь | Мониторинг причин ценностно-смысловой дезориентированности | Практическое занятие | Гильфанова Н.Н. | Формирование гармоничной личности |
6 | Февраль | Формы, приемы, техники формирования компетенций и фундаментальных понятий у обучающихся | Дискурсивная | Андрианова О.Н. | Достижение профессионального результата |
7 | Март | Результативность внедрения элементов технологии сопровождения, творчества, контактного взаимодействия, гармонизирующего диалога, формирования глобального мышления… | Консилиум Практикум | Истомина И.А. | Достижение профессионального результата Повышение качества преподавания дисциплины |
8 | Апрель | Внедрение разумной педагогики. Воспитание обучением – содействие развитию индивидуальности | Дискурсивная | Гилев Г.М. | Выработка рекомендаций |
9 | Май | Многообразие элементов мониторинга самовоспитания и саморазвития участников внедрения технологии ИО | Дискурсивная | Кокарев В.Н. | Составление экранов; карт, листов результативности |
10 | Июнь | Результативность внедрения индивидуальных образовательных маршрутов и деятельности групп повышенного внимания в рамках реализации технологии ИО и программы «ШАР-2» | Практикум | Боталова Н.В. | Повышение результативности преподавания дисциплин. Понимание задачи с оценкой ситуации и ресурсов для ее решения. Достижение профессионального результата. |
Приложение 5
Диагностика педагогических затруднений, форм поддержки и распространения педагогического опыта (по данным анкетирования за 2008-2009 уч.год)
Мастера п/о | Преподаватели |
САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА»
Проект по теории и практике управления
Наумова Светлана Александровна
Заместитель директора по учебно-методической работе
Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 40» г. Березники Пермского края
г. Березники, 2011
Содержание
1. Введение 2. Теоретические основы обеспечения эффективности педагогических систем. 3. Содержательная часть проекта 3.1. Общая характеристика системы управления профессиональным развитием педагогов в образовательном учреждении. 3.2. Характеристика педагогических кадров училища. 3.3. Анализ возможностей саморазвития педагогов образовательного учреждения. 3.4. Проблема, на решение которой направлен проект. 3.5. Основная идея проекта. 3.6. Задачи проекта. 3.7. Участники проекта. 3.8. Организационная структура управления проектом. 3.9. Ожидаемые результаты проекта. 3.10. Возможные риски и пути их устранения. 3.11. Этапы проекта и критерии эффективности. 3.12. Сроки выполнения проекта и достижения промежуточных результатов 3.13. Матрица ответственности 3.14. Методы и подходы проекта. 3.15. Общий план работы на срок реализации проекта. 3.16. Необходимые ресурсы проекта. 4. Результаты и развитие проекта. 4.1. Последействие проекта. 4.2. Деятельность по реализации проекта. 4.3. Модель профессионально-личностного саморазвития педагога. 4.4. Анализ изменений в индивидуальности педагогов образовательного учреждения. 5. Использованная литература 6. Приложения | 3 5 8 11 12 13 13 15 16 17 18 19 19 22 23 26 26 27 29 29 29 31 32 34 |
Введение
Основной акцент модернизации образования направлен на необходимость создания условий для наиболее полной самореализации личности. Это предъявляет повышенные требования к уровню личностно-профессионального развития педагогов, в связи с чем очень актуальна задача содействия не только профессиональному развитию педагога, но и его способности к саморазвитию. Для этого необходимо раскрыть творческий потенциал педагогов, сформировать или скорректировать гуманистические установки личности, развить навыки позитивного взаимодействия и рефлексивного мышления, т.е. применять в кадровом менеджменте образовательного учреждения не только экономические и организационно-распорядительные методы, но и социально-психологические.
В училище системный подход в управлении профессиональным развитием педагогов реализуется с 2003 года, который с середины 2008 года был переориентирован на поддержку профессионального саморазвития инженерно-педагогических работников. Необходимость направленности управления на поддержку профессионально-личностного саморазвития педагогов определилась из противоречий:
1. Между требованиями к деятельности педагога, связанными с инновациями в области образования и отсутствием у большинства педагогов образовательного учреждения осознанного интереса к освоению функции, направленной на творческое совершенствование педагогического процесса и профессиональное саморазвитие;
2. Между необходимостью переориентации деятельности педагога на новые педагогические ценности, связанные с творчеством, и недостаточной разработанностью обеспечения педагогической поддержки педагогов;
3. Между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией педагогов на управленческую деятельность в училище.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.