Методы исследования агрессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Попытки диагностировать агрессивное поведение порождают ряд проблем:

 - во – первых, агрессивное поведение само по себе опасно. В силу этого обстоятельства недопустимо применять методы, при которых испытуемые (будь то дети или взрослые) могут причинить друг другу вред. Учитывая это положение, исследователи зачастую вынуждены ограничиваться наблюдением, не провоцируя испытуемых на агрессивные действия;

 - во-вторых, агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие люди, и дети в том числе, понимая, что проявление враждебности социально не одобряемо, умеют ее маскировать.

Н. М. Платонова, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, говоря о диагностики агрессивности, предлагают выделять диагностику агрессивности в узком и широком значении.

 Диагностика агрессивности в узком смысле  предполагает  определение, уточнение:

 во-первых, уровня выраженности;

во-вторых, синдром - структуры агрессивного поведения у ребенка с помощью наблюдения за поведением ребенка, опроса взрослых (близких, родителей, педагогов, работающих с ребенком) и сверстников.

Диагностика агрессивности в широком смысле - это выявление новых признаков и видов, при­чин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев, не зависящих от самооценки и оценки поведения людьми из ближайшего социального окружения.

В настоящее время принято рассматривать:

1) экспериментальные - исследователь контролирует независимые переменные;
       2)  неэксперементальные методы исследования агрессии - регистрация и описание естественно возникающих инцидентов.

Экспериментальные методы изучения агрессии предусматривают изучение последней в контролируемых и управляемых условиях. Существует несколько основных методов:

 1. Игровые методики (Bandura, Ross, Joseph, Kane, Nacci, Klapper etc.), напр. эксперименты с куклой «Бобо», когда ребенку демонстрируют видеозапись с кадрами нападения на большую куклу. После демонстрации фильма испытуемого оставляют в комнате с такой же куклой и фиксируют его реакцию.

2. Вербальное «нападение» на других (испытуемого сначала каким-либо образом фрустрируют, а потом дают возможность посчитаться со своим обидчиком в письменной форме. Полученные тексты анализируются на предмет агрессивных высказываний).

3. «Безопасное», не причиняющее реальный вред нападение на другого человека (имитация нападения по просьбе экспериментатора).

4. Якобы причиняющее реальный вред нападение (напр. это эксперимент «учитель-ученик» или «машина агрессии», когда испытуемые, сознательно введенные в заблуждение экспериментатором, действуют, искренне веря в то, что они могут каким-то образом причинить реальный вред другому человеку, хотя на самом деле это не так. Суть этих экспериментов заключается в том, что испытуемому предлагается контролировать поведение другого незнакомого человека, выполняющего то или иное задание. Если задание не выполняется должным образом, а оно, по условиям эксперимента, так не выполняется, испытуемому следует наказывать нерадивого ученика ударом электрического тока. При этом испытуемый имеет возможность воспринимать реакцию страдания своего ученика, каковой обычно является имитация криков боли.

Неэксперементальные методы представляют собой несколько способов исследования агрессии:

1) естественное наблюдение (в том числе и с применением технических средств, таких как ЭЭГ, ЭКГ);

2) полевые эксперименты (в рамках последних рассматриваются различные независимые переменные, например сила фрустрации, и их воздействие на зависимые переменные, например, интенсивность агрессивной реакции).

3) опросы (виктимологические опросы, т.е. опросы жертв агрессии; анкетирование; самоотчеты о поведении; оценки сверстников, экспертов, окружающих; изучение архивных и других материалов.

 4) психологическое тестирование (личностные шкалы, проективные методики и др.).


Дата: 2019-12-09, просмотров: 221.