Системного психологического сопровождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

агрессивных младших школьников

 

Этап Количеств занятий Задачи Средства и методы
Ориентировочный 1 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми 2. Знакомство детей с нормами, правилами поведения на занятии. 3. Формирование чувства близости с другими детьми. 1. Игры на знакомство. 2. Средства и приемы, направленные на формирование чувства принадлежности к группе.
Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций 2 1. Актуализация конфликтных ситуаций, ситуаций вызывающих проявление агрессивности в различных сферах. 2. Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития 3.Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия. 4. Создание условий и предоставление ребенку возможности осознать неконструктивность собственного агрессивного поведения. 1.Эмпатическое слушание 2.Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами. 3.Арттерапия.
Конструктивно – формирующий 11 5. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. 6.Обучение ребенка отреагированию собственного гнева приемлемыми способами, отреагирование ситуации в целом. 7.Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении. 8.Формирование способности к произвольной регуляции деятельности (обучение навыкам контроля и управления собственным гневом). 1.Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры- драматизации. 2.Арт-терапевтические методы. 3.Различные варианты работы с гневом. 4.Упражнения, направленные на развитие эмпатии, осознание себя. 5.Релаксационные техники.
Обобщающе - закрепляющий 3 1. Обобщение сформированных на конструктивно – формирующем этапе адекватных форм и способов поведения, коммуникации 2.Перенос приобретенного позитивного опыта в практику реальной жизни. 1.Игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя. 2.Проигрывание реальных жизненных ситуаций. 3.Получение обратной связи от родителей, учителей о приобретенном опыте ребенка, эффективности его практического применения.

Собственной опыт работы в качестве педагога психолога, а также специфика   обучения детей в начальной школе, позволяют говорить о необходимости  проведения трех коррекционно-развивающих  программ системного психологического сопровождения  агрессивных младших школьников за период обучения в начальной школе.

Первая программа предназначена для первоклассников, ее осуществление целесообразно  приурочить ко второму полугодию (окончанию первого класса). Осуществлять программу сопровождения в первом полугодии не видится необходимости в силу ряда причин. Во-первых, первое полугодие - это время адаптации ребенка к школе, без того достаточно сложный и напряженный период в жизни первоклассника. Во-вторых, некоторое повышение агрессивности в этот период вполне закономерно, проявляется на адаптивном уровне, носит временный защитный характер. В-третьих, программа диагностики предполагает активное участие учителей (заполнение опросника, анкеты), что также требует времени для детального изучения каждого ребенка, наблюдения за ним.

Вторая программа психологического сопровождения агрессивных младших школьников предназначена для учащихся третьих классов и носит преимущественно профилактический характер.

Осуществление третьей программы целесообразно  во втором полугодии четвертого класса. Возможное повышение агрессивности к моменту окончания начальной школы, с одной стороны, может быть обусловлено возрастными особенностями – началом подросткового периода, с другой стороны, многими детьми достаточно болезненно переживается переход в среднее звено.

 

Литература

 

1. Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева.– СПб.: Речь, 2004.– 184 с.

2. Агрессия детей и подростков / Под ред. Платоновой.– СПб.: Речь, 2004.– 316 с.

3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева.– М., 1994.– 135 с.

4. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азаров, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева.– М., 2001.– 347 с.

5. Бишоп, С. В. Тренинг ассертивности / С. В. Бишоп.– СПб.: Питер, 2001.– 256 с.

6. Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии / К. Бремс.– М., 2002.– 421 с.

7. Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: Ме­тод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав.– СПб.: Комздрав, 2004.– 334 с..

8. Ватова, Л. Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Н. Ватова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 8.– С. 55–58.

9. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Метод. пособие / И. П. Воропаева; Науч. ред. Г. Ф. Кумарина.– М., 1993.– 137 с.

10. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия / В. И. Гарбузов.– СПб., 1994.– 196 с.

11. Гарднер, Р. Психотерапия детских проблем / Р. Гарднер.– СПб., 2002.– 416 с.

12. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль; Пер. с нем. Н. Скородума; Послесл. В. Зеленского.– СПб., 2000.– 218 с.

13. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии / Ю. Г. Демьянов.– СПб., 1999.– 224 с.

14. Джинотт, Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Х. Дж. Джинотт; Пер с англ.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.– 272 с.

15. Егошкин, Ю. В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук / Ю. В. Егошкин.– М., 1995.– 17 с.

16. Заморев, С. И. Игровая психотерапия / С. И. Заморев.– СПб.: Речь, 2002.– 136 с.

17. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров.– М.: Просвещение, 1993.– 192с.

18. Зимелева, З. А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессии у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / З. А. Зимелева.– М., 2002.– 23 с.

19. Иванова, Г. П. Театр настроений: коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у младших школьников / Г. П. Иванова.– М., 2006.– 196 с.

20. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского.– М.: Прометей, 1994.– 136 с.

21. Игумнов, С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ. посо­бие / С. А. Игумнов; Под ред. В. Т. Кондратенко.– М., 2001.– 176 с.

22. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие / О. А. Карабанова.– М.: Рос. пед. агентство, 1997.– 191 с.

23. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова.– СПб.: Питер, 2004.– 224 с.

24. Кондракова, И. Э. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Э. Кондракова.– СПб., 2000.– 20 с.

25. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.– 2002.– № 10.– С. 31–33.

26. Лэндрет, Г. М. Игровая терапия: искусство отношений / Г. М. Лэндрет; Пер. с англ.– М.: Междунар. пед. академия, 1994.– 358 с.

27. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребен­ком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2002.– 190 с.

28. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2003.– 136 с.

29. Михайлова, Н. Ф. Психология и пси­хотерапия насилия (ребенок в кризисной ситуации) / Н. Ф. Михайлова, Н. А. Зиновьев.– СПб.: Речь, 2003.– 240 с..

30. Мустакас, К. Игровая терапия / К. Мустакас.– СПб.: Речь, 2003.– 282 с.

31. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова.– М.: Академия, 2003.– 448 с.

32. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова.– М.: Сфера, 2000.– 448 с.

33. Реан, А. А. Детская агрессия / А. А. Реан // Педагогика и психология.– 2002.– № 4.– С. 37–42.

34. Романов, А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач / А. А. Романов.– М.: Плэйт, 2002.– 112 с.

35. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: Альбом диагностических и коррекционных методик / А. А. Романов.– М.: Романов, 2001.– 48 с.

36. Савицкая, К. Н. Сценарий учебно-воспитательных занятий по программе воспитательно-коррекционного воздействия на агрессивных детей / К. Н. Савицкая.– Киев, 1990.– 113 с.

37. Самоукина, Н. А. Игры в школе и дома / Н. А. Самоукина.– Ярославль: Академия развития, 2004.– 208 с.

38. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.– М., 2000.– 346 с.

39. Семенака, С. И. Игровые методы коррекции агрессивного поведения детей: Практ. пособие / С. И. Семенака, Е. А. Тупичкина.– Армавир, 2003.– 60 с.

40. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Науч.-метод. рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой.– СПб., 2003.– 320 с.

41. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.

42. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры / С. А. Черняева.– СПб.: Речь, 2002.– 168 с..

43. Ялом, И. Групповая психотерапия: Теория и практика / И. Ялом; Пер. с англ.– М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.– 575 с.

Лекция 8.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 283.