Профилактика агрессивного поведения детей в начальной школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В энциклопедии практической психологии под психологической профилактикой вообще предусматривает деятельность по:

- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

 - обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;

 - подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

 - своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно широкий спектр возможностей.

Профилактика агрессивного поведения детей предполагает следующий алгоритм действий:

1. Распознавание вида агрессии, поскольку каждый вид агрессии требует собственного подхода. 

2. Профилактика естественной агрессии детей:

а) контроль за соматическим состоянием ребёнка – при нарушении состоянии ребёнка воспитательное воздействие на него неэффективно.        б) тактика эмоциональной поддержки воспитательного процесса;

в) разъяснительная практика.

3. Профилактика вынужденной агрессии детей – направлена, в первую очередь, на устранение причин вынужденной агрессии.

4. Профилактика агрессии детей с неадекватным поведением:

а) выявление причины неадекватного состояния детей (внешние, внутренние:

- внешние причины: резкое изменение социальных условий, смена коллектива, негативная обстановка в семье и.т.д.;

 - внутренние причины: особенности психики, особенности личности ребёнка.

Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения, оценивая поведение ребенка современные исследователи настаивают на необходимости апеллировать только к фактам и к тому, что произошло сейчас. Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию - повышение голоса, изменение тона на устрашающий, демонстрация власти. Ниже приводится рекомендации для родителей по Профилактике детской агрессивности

Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.

Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.

Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Американские психологи установили, что дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.

Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

2. Основные подходы к коррекции агрессивного поведения. Психологическая коррекция агрессивных форм поведения в настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям.

1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).

2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).

3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).

5. Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.

6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. В качестве основного достоинства поведенческого  подхода

Н. М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер.

 Психологическое воздействие в рамках поведенческой коррекции осуществляется в следующих направлениях:

- ослабление или устранение агрессивного поведения;

- усиление ассертивного поведения;

 - развитие способности понимать свои чувства;

 - уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;

 - формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;

 - развитие способности расслабляться;

 - развитие способности самоутверждаться;

 -развитие эффективных социальных навыков (например, конструктивного разрешения конфликтов).

И. А. Фурманов признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу следующие:

1) техника позволяет «снимать» симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причины;

2) техника не имеет средств для профилактики нарушений поведения;

3) техника оказывает кратковременный эффект;

 4) техника не позволяет получить «эффект переноса»;

5)отсутствие «эффекта переноса», или иными словами генерализации, и поддержки навыков, приобретенных в ходе поведенческой терапии.

В настоящее время достаточное признание исследователей получило когнитивно–поведенческое направление в групповой психотерапии. Его суть сводится к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования – «атаки» на иррациональные убеждения, формирования способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 259.