Возникновение реактивной и проактивной агрессии определяется двумя основными факторами, а именно: тем или иным социальным событием, которое провоцирует неадекватное поведение, и эмоциями, возникающими у агрессора. Реактивная агрессия стимулируется кратковременными фрустрирующими событиями только в том случае, если они вызывают гнев. Именно гнев является необходимым компонентом реактивной агрессии. Таким образом, реактивная агрессия протекает по схеме «фрустрация – гнев – нападение».
Проактивную агрессию часто называют инструментальной, поскольку она нацелена на достижение определенного результата. Агрессор, возможно, и не хочет намеренно травмировать свою жертву, но применение физической силы бывает просто необходимо, чтобы чего-либо добиться от нее. Кроме того, проактивная агрессия сопровождается получением положительных эмоций от причиненного жертве вреда.
Шкала реактивной и проактивной агрессии помогает выявить наличие агрессии, ее направленности и интенсивности.
Анкета для педагога «Критерии агрессивности ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) составлена авторами с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе. Анкета состоит из 20 утверждений, степень соответствия поведения ребенка этим критериям позволяет сделать вывод об уровне его агрессивности.
Шкала агрессивности [А.Г. Долгова].
Агрессивное поведение школьников может психологически или физически травмировать других учеников. Шкала измеряет степень агрессивности и предполагает получение информации о частоте проявления прямых форм физической (толчки, пинки, удары) и вербальной (подтрунивание, оскорбление, угрозы, подстрекательство) агрессии, а также гнева (легкость возникновения и продолжительность вспышек гнева в течение дня). Чтобы избежать временных искажений, респондентов просят давать ответы, рассматривая свое поведение в течение последних 7 дней. Методика позволяет выявить физическую и вербальную агрессии у детей.
Примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположение о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций. По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности.
Литература
1. Беляускайте, Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.– М., 1987.– С. 67–80.
2. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное рук. / А. Л. Венгер.– М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.– 160 с.
3. Дукаревич, М. З. Рисунок несуществующего животного: Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции / М. З. Дукаревич.– М.: Изд-во МГУ, 1990.– 85 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. В. Кудзилов.– СПб.: Речь, 2003.– 146 с.
5. Истратова, О. Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Н. Истратова.– Ростов н/Д, 1998.– 23 с.
6. Лихтарников, А. Л. Диагностика и психотерапия детей групп риска / А. Л. Лихтарников.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.– 108 с.
7. Лубовский, Д. В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике / Д. В. Лубовский // Вопр. психологии.– 1990.– № 3.– С. 151–154.
8. Лукин, С. Е. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга / С. Е. Лукин, А. В. Суворов.– СПб., 1993.– 65 с.
9. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О. А. Орехова.– СПб.: Речь, 2003.– 112 с.
10. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.– М., 2000.– 346 с.
11. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.
12. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга: Метод. рук. / Л. А. Ясюкова.– СПб.: Иматон, 2001.– 123 с/
Лекция 7.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 522.