В X – XI классах на профильном уровне в соответствии с перечнем учебников МО СК на 2009/2010 учебный год (приказ МО СК от 02.02.2009 г. № 38) рекомендуются учебники:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Гапоненко, А. В. Технология профессионального успеха (базовый уровень). 10–11 классы / А. В. Гапоненко, С. О. Кропивянская, О. В. Кузина и др. ; под ред. С. Н. Чистяковой – М. : Просвещение.

2. Семенова, Г. Ю. Технология выращивания культурных растений (профильный уровень). 10–11 классы. – М. : Вентана-Граф.

В качестве дополнительной учебно-методической литературы учитель может опираться на следующий перечень учебников:

1. Твоя профессиональная карьера. 8(9) класс / под ред. С. Н. Чистяковой. – М. : Просвещение, 2005.

2. Основы технологической культуры (профильный уровень) / под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2005.

3. Технология. 10 класс, 11 класс (базовый уровень) / под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2000.

4. Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства / под ред. И. А. Сасовой. – М. : Дрофа, 2004.

Рекомендуем сборники программ элективных курсов:

Симоненко, В. Д. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. – М. : Вентана-Граф, 2005.

Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии. 9–11 классы / под ред. С. В. Кондратьева. – М. : Глобус, 2007.

Недопустимо, ссылаясь на отсутствие новых учебников и дидактических материалов, тормозить введение в практику работы школ новых стандартов, исключать из перечня изучаемых предметов технологию или её отдельные разделы. Необходимо творчески подойти к использованию имеющихся учебников, не перегружать школьников избыточным информационным материалом, имеющимся в ныне действующих учебниках по технологии, и в то же время использовать дополнительные справочные и учебные материалы при изучении разделов программы, не нашедших отражения в книгах более позднего года выпуска.

 

Перечень дополнительной информации

о нормативных документах федерального компонента

государственного стандарта общего образования по технологии

1. О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образовании : рекомендации // Школа и производство. – 2005. –  № 1.

2. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» // Школа и производство. – 2004. – № 6.

3. О программе по технологии для неделимых 5–7 классов // Школа и производство. –  2005. – № 3.

4. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» // Школа и производство. – 2004. – № 7.

5. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнология)» // Школа и производство. – 2004. – № 7.

6. Примерная программа среднего (полного) основного общего образования (базовый, профильный уровень) // Школа и производство. – 2004. – № 8.

7. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 21.06.2006 г. № 03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».

 

 


Физическая культура


Р. С. Койбаев,

заведующий кафедрой физической

культуры и здоровьесбережения

Н. В. Пресс,

методист кафедры физической

культуры и здоровьесбережения

 

 

Согласно примерному учебному плану Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (Приказ министерства образования Ставропольского края № 324-пр от 25.06.2007 г.) в образовательных учреждениях края в 2009/2010 учебном году предусмотрено, как и прежде, три урока физической культуры в неделю.

Введение третьего урока физической культуры обосновано многими факторами, в том числе значительным повышением уровня заболеваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем, нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения у детей школьного возраста. Определяющим фактором снижения уровня здоровья и возникновения болезней является недостаточная двигательная деятельность школьников. В свою очередь, неполноценный двигательный режим обусловлен низким уровнем физкультурной образованности как детей, так и взрослых, что не позволяет широко применять многообразный арсенал средств физической культуры в сфере самосовершенствования. Несмотря на многолетние и многочисленные дискуссии по проблеме «Каким быть уроку физической культуры?» – суть его не изменилась за все годы существования учебного предмета. По мнению практиков, основная, а зачастую и единственная направленность урока – тренирующее воздействие на организм.

Однако современные подходы к преподаванию физической культуры требуют обязательной реализации образовательного компонента и формирования практико-методических навыков, без которых проблему оздоровления нации средствами физической культуры не решить.

Нормативной основой осуществления учебной и внеурочной форм организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений являются приказы Министерства образования Российской Федерации «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 г. № 2715\227\166\19 и министерства образования Ставропольского края «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Ставропольского края» от 08.08.2002 г. № 349-пр.

В соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, а также базисным учебным планом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 разработаны основные нормативные документы образовательной области «Физическая культура», которые ориентированы на реализацию современной концепции целостного формирования физической культуры личности школьников:

1.  Обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования РФ от 09.05.1998 г. № 1235).

2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1238).

3. Обязательный минимум содержания среднего полного общего образования (приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56).

4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней школы по образовательной области «Физическая культура».

Модернизация российского образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания. Учителя получили возможность широкого выбора подходов к организации учебно-воспитательного процесса, урочных и внеурочных занятий в соответствии с местными запросами, материальной базой школы, региональными и природно-климатическими условиями проживания, подготовленностью учащихся и другими факторами. Согласно приказу министерства образования Ставропольского края от 02.07.2008 г. № 01–54/3981 предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края в 2008/2009 учебном году, где установлено годовое распределение часов, что даёт возможность строить рабочий план на принципах дифференциации, вариативности и в 2009/2010 учебном году.

Учебная работа по физической культуре является важнейшим компонентом процесса укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Здоровье – понятие комплексное, поэтому необходимо смещение акцента с физической подготовки к воспитанию привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.

Приоритетной задачей в преподавании физической культуры является освоение базовых основ физической культуры, необходимых каждому человеку, с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Министерством образования и науки Российской Федерации в образовательной области «Физическая культура» рекомендованы следующие программы:

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов (авторы: д-р пед. наук В. И. Лях, канд. наук Л. Б. Кофман. – М. : Просвещение, 2004–2007).

В данной программе доминирует установка на всестороннее развитие личности и освоение школьниками основ физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, высокий уровень физического развития и двигательных способностей, сформированность знаний и навыков в области физической культуры, умения самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Программа предполагает урочные, внеклассные и внешкольные занятия. Содержание программы состоит из 2-х частей – базовой и вариативной.

При трехурочной системе физического воспитания можно рекомендовать следующее примерное распределение учебного времени для прохождения разделов программы:

 

I – IV классы

Базовая часть 70 70 70 70
Основы знаний

в процессе уроков

Гимнастика 22 22 22 22
Легкая атлетика 22 22 22 22
Подвижные игры 26 26 26 26
Вариативная часть 32 32 32 32
Туризм (или ритмическая гимнастика или ритмика) 10 10 10 10
По выбору учителя 22 22 22 22
Всего 102 102 102 102

 

Примечание: на преподавание учебного предмета «Физическая культура» в I–IV классах при 6-дневной учебной неделе рекомендуется отводить дополнительный третий час за счёт регионального (национально-регионального) компонента, при 5-дневной – за счёт внеклассной деятельности.

V – IX классы

Базовая часть 74 74 74 74 74
Основы знаний 8 8 8 8 8
Гимнастика 22 22 22 22 22
Легкая атлетика 22 22 22 22 22
Спортивные игры 22 22 22 22 22
Вариативная часть 28 28 28 28 28
Туризм (или ритмическая гимнастика или ритмика и танец) 14 14 14 14 14
По выбору учителя 14 14 14 14 14
Всего 102 102 102 102 102

X – XI классы

Базовая часть 68 68
Основы знаний 8 8
Гимнастика 20 20
Легкая атлетика 20 20
Спортивные игры 20 20
Вариативная часть 34 34
По выбору учителя 34 34
Всего 102 102

 

2. Физическое воспитание учащихся 111 классов с направленным развитием двигательных способностей (авторы: д-р пед. наук В. И. Лях и канд. пед. наук Г. Б. Мейксон, 1992 г.).

Данная программа также направлена на решение оздоровительных задач, вместе с тем её суть состоит в разностороннем развитии двигательных способностей учащихся.

3. Программа с углублённым изучением одного из видов спорта (авторы: канд. пед. наук Е. Н. Литвинов, канд. пед. наук М. Я. Виленский, 1993 г.). Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе обучения, основанного на одном из видов спорта. Материал программы состоит из четырёх разделов: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.

4. Программа для малокомплектных школ с оздоровительной направленностью (автор В. Г. Большенков, 1992 г.). Реализация данной программы возможна на основе модификации системы учебных предметов при составлении различных учебных планов: за счёт перераспределения учебных часов, соединения различных классов и увеличения часов на физическую культуру. Составной частью программы являются разделы: активный и пассивный отдых, сон, рациональное питание, самоконтроль, закаливание.

5. Программа с образовательной направленностью (авторы: канд. пед наук Е. Н. Литвинов и Л. Б. Кофман). Программа предусматривает, кроме 2 часов на практические занятия, 1 час теоретической подготовки.

6. Антистрессовая пластическая гимнастика (авторы: А. В. Попков, Е. Н. Литвинов и др., 1994 г.). Это новое направление массовой оздоровительной физкультуры даёт знания о здоровье, о физическом движении, плавности движения и психическом состоянии человека, о понятии комфортности. Своеобразие данной программы заключается в том, что в ней отсутствуют традиционные нормативы. Материал программы даётся в трёх разделах: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки.

7. Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (под ред. А. П. Матвеева и др., 2003 г.). Они обеспечивают обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, целостную и последовательную систему образовательной деятельности в области «Физическая культура». Данные программы определяют содержание учебного материала и обеспечивают в целом сохранность многоуровневого образования в школе и единое образовательное пространство.

Данная образовательная область и примерные программы по предмету «Физическая культура» обеспечены учебной и методической литературой, материально-техническими средствами:

1. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: Основы знаний : учебное пособие. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001.

2. Лукьяненко, В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография. – М. : Советский спорт, 2005. – 256 с.

3. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе / Г. И. Погадаев, Б. И. Мишин. – М., 2006.

4. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического и развития и физической подготовленности. – М. : Изд-во «Советский спорт», 2003.

5. Семенов, Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. Состояние, проблемы, перспективы : монография. – М. : Изд-во «Советский спорт», 2008. – 168 с.

6. Петров, П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учебное пособие. – М. : Изд-во «Советский спорт». – 288 с.

Программа может быть составлена каждым учителем или группой учителей для своей школы, исходя из условий базы, спортивного инвентаря и оборудования.

Школа может работать по одной из этих программ, согласовав её использование с МО района, города, СКИПКРО.

Освоение содержания учебных программ основной и средней школы по предмету «Физическая культура» заканчивается итоговой аттестацией. В аттестате об окончании основного и среднего общего образования выставляется итоговая оценка по данному учебному предмету. Для дальнейшего совершенствования преподавания физической культуры необходимо:

– создать условия для проведения занятий по физической культуре, пересмотреть целевые установки и задачи физического воспитания в школе;

– усилить медицинский контроль за занимающимися, при этом особое внимание обратить на организацию занятий с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе;

– пересмотреть критерии оценки успеваемости учащихся;

– оценки выставлять за знания, технику выполнения двигательных действий, умения в физкультурно-оздоровительной деятельности и за уровень физической подготовленности с учётом индивидуальных возможностей.

Необходимо помнить, что итоговая оценка складывается из суммы баллов, при этом преимущество имеет оценка за знания. Учащиеся подготовительной группы оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов, которые им противопоказаны. Учащиеся, отнесённые к специальной медицинской группе, оцениваются по разделу «Основы знаний» и по выполнению физических упражнений для специальных медицинских групп.

Министерство образования Ставропольского края, институт повышения квалификации рекомендует школам края за основу учебной работы по физической культуре брать комплексную программу по физическому воспитанию учащихся I–XI классов, авторы: д-р пед. наук В. И. Лях, канд. пед. наук Л. Б. Кофман и Г. Б. Мейксон, 1992 г. Эта программа традиционна и наиболее приемлема с учётом материальных возможностей школ края и рекомендована для занятий методическим советом по физической культуре института повышения квалификации. Данная программа имеется во всех школах, она также опубликована в предметных журналах.

Рекомендуется как можно больше проводить уроки физической культуры на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях независимо от времени года.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.