Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.
По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные).
На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех учащихся в классе, записываются и выставляются в школьный журнал.
Таким образом, все практические работы по программе отражаются в тематическом и поурочном планировании с указанием их вида (обучающие, самостоятельные, итоговые). В школьный журнал записываются только итоговые (оценочные) практические работы:
Список дополнительной методической литературы по предмету
1. Программы элективных курсов. География. 10–11 классы. Профильное обучение / сост. В. П. Дронов. – М. : Дрофа, 2005. – 191 с.
2. Розанов, Л. Л. Введение в общую географию в 10–11 классах : учебное пособие. – М. : Дрофа, 2008 – 223 с.
3. Сборник нормативных документов. География / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004. – 141 с.
4. Сборник нормативных документов. География (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2008. – 100 с.
5. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе : методическое пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – М. : Владос, 2008. – 303 с.
6. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.
7. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе : учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 224 с.
Сайты:
http://www. geo2000. nm. ru – Географический портал.
http://geographer. ru – Географический портал.
http://rgo. ru – География сети: RGO. ru.
http://geotest. nm. ru – Сборник тестов по географии.
http://www. edunews. ru/task/exam_geo. htm – Экзамены по географии.
http://ege. edu. ru – Портал ЕГЭ.
www. fipi. ru – Федеральный институт педагогических измерений.
http://letopisi. ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
http://geo. metodist. ru – Методическая лаборатория географии.
Технология
В. Н. Даванов,
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий лабораторией
«Сельская школа» СКИПКРО;
Л. Ю. Берестовская,
доцент кафедры
профессионального образования
и технологии СКИПКРО
Преподавание технологии в 2009/2010 учебном году будет осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и следующими нормативными документами:
– федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 // Вестник образования России. – 2004. – № 12, 13, 14);
– федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 // Вестник образования. – 2004. – № 13, 14);
– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ министерства образования Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324-пр);
– федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379, сайт Минобразования и науки РФ //www.vestnik.edu.ru);
– перечнем учебников на 2009/2010 учебный год, рекомендованных министерством образования Ставропольского края (приказ от 02.02.2009 г. № 38-пр);
– обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. № 56);
– временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. № 1236).
Технология с позиций социализации учащихся занимает ключевое место в системе общего образования. В соответствии с примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края (ПУП) её изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровнях на старшей ступени общего образования. В начальной школе на изучение технологии выделено по 1 часу в неделю в I и II классах и по
1 часу в неделю в III и IV классах.
Учебное время, отведённое в I–II классах для предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год для I и II классов соответственно).
В III–IV классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» начинается освоение приёмов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ».
Основное общее образование
Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края предполагает реализацию примерной программы основного общего образования (V–IX классы) по технологии.
| Количество часов в год | ||||
V | VI | VII | VIII | IX | |
Базисный учебный план образовательных учреждений РФ | 70 | 70 | 70 | 35 | |
Примерный учебный план (недельный) | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
На ступени основного общего образования на изучение технологии в
V–VII классах выделено 2 часа в неделю, в VIII классе – 1 час в неделю, в
IX классе – 1 час. Один час технологии в VIII классе рекомендуется использовать на изучение технологий, распространённых в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Два часа учебного предмета «Технология» в IX классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся, а один дополнительный час, определённый примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края может быть использован на преподавание модуля «Черчение». В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического и профессионального образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 333.