Одна из важнейших проблем, с которой постоянно сталкиваются сотрудники банков, - порядок их действий в случае возникновения различных нестандартных ситуаций. Как показывает практика, проблемы такого рода являются не исключением, а, скорее, постоянной составляющей банковской деятельности. В большинстве случаев сотрудники банков руководствуются своим опытом, практикой устоявшихся личностных взаимоотношений. Чаще всего это не влечет за собой отрицательных или непоправимых для банка последствий, но бывает и по-другому...
Подобная практика обусловлена целым рядом причин, связанных, главным образом, с общепринятыми нормами банковской деятельности, устоявшейся технологией работы кредитной организации. Вместе с тем современный уровень развития банковских технологий, повышающий непрозрачность многих процессов, и высокая потенциальная возможность злоупотреблений в финансовой сфере предъявляют повышенные требования не только к квалификации банковских специалистов, но и к регламентации банковской деятельности, особенно действий сотрудников в нестандартных ситуациях.
Обязательные внутренние банковские документы, такие, как должностные инструкции специалистов, положения о структурных подразделениях банка, Учетная политика, не позволяют эффективно решать эти задачи. Они регламентируют типовые действия сотрудников и не учитывают нестандартные ситуации, возникающие в банковской практике.
По нашему мнению, решением этой проблемы могло бы стать написание и утверждение Порядка действий сотрудников банка в нестандартных ситуациях - отдельного внутреннего документа, в котором бы подробно описывалась последовательность действий сотрудников в нестандартных ситуациях, учитывалось возможно большее число таких ситуаций и жестко регламентировались порядок и последовательность действий при их возникновении. Такая практика уже существует в некоторых крупных московских банках.
Очевидно, что учесть абсолютно все нестандартные ситуации не представляется возможным по объективным причинам. С другой стороны, практика показывает, что подобные случаи наиболее часты "на стыке" взаимодействий банка и клиента. Как правило, функции непосредственного взаимодействия с клиентами осуществляет отдельное подразделение банка, операционный отдел или, например, отдел по работе с клиентами. В качестве типичных примеров ситуаций из Порядка действий в нестандартных ситуациях можно привести порядок действий работников в случае обращения в банк за информацией представителей различных государственных органов (прокуратуры Российской Федерации, налоговых органов, органов Федеральной службы безопасности и т.п.), перечень вопросов, на которые не имеет права отвечать работник банка, регламентация обмена информацией между сотрудниками банка, порядок действий исполнителей в случае отхода от утвержденной технологии осуществления той или иной операции и т.д.
Главной задачей указанного документа является не полное описание всех нестандартных ситуаций, а выделение типовых ситуаций, которые потенциально могут возникнуть с высокой степенью вероятности. Предлагаемый подход предполагает определенную формализацию действий сотрудников в подобных случаях. Очевидно, что в этом документе должна быть определена подчиненность сотрудников по тем или иным вопросам в случае возникновения нестандартных ситуаций, сфера их полномочий в решении подобных вопросов.
Итак, предложив в настоящей главе примерные формы внутренних регламентов Банка, мы не претендуем на универсальность этих образцов. Руководствуясь практическими целями, мы просто разработали ряд рекомендаций, которые могут быть полезны в современном банковском деле.
Контроль и аудит
В современных экономических условиях понятие "аудит" модифицируется и расширяется. Происходит это потому, что меняется содержание аудита. Сегодня оно в действительности намного шире и сложнее определения, данного в международных и российских документах. Банки, финансовая отчетность и бухгалтерский учет, являясь предметом аудита, претерпевают существенные изменения в современных экономических условиях. Таким образом, меняется содержание предмета аудита, требуя в свою очередь изменений форм аудита, как внешнего, так и внутреннего. Сегодня можно выделить три основных типа аудита.
Первый тип можно назвать классическим аудитом. Это независимый аудит отчетности. Его цель - с достаточной долей вероятности подтвердить правильность отражения реальной деятельности во внешней отчетности организации. Этот аудит нацелен прежде всего на распутывание сознательно запутанных учетных схем, на поиск грубых упущений, нарушений законодательства, сокрытия реальных финансовых результатов. Его осуществляют независимые аудиторские компании, заинтересованные в объективности выявляемых показателей, своим именем и компетентностью подтверждающие либо опровергающие представленные данные.
Второй тип - это системный аудит. Его цель - анализ функционирования и управления организацией как системы в целом. Важнейшая составляющая системного аудита - анализ отражения деятельности организации в финансовой и бухгалтерской отчетности. Задача этого типа аудита - выявить, есть ли основания для заключения о том, что деятельность идет без нарушений различных требований и финансовое состояние организации на момент проверки позволяет ей благополучно функционировать и далее. Для этого типа аудита характерно акцентирование на формализованном внутреннем контроле, качестве общего управления, внутренних регламентирующих документах, анализе финансового состояния, поиске менее значительных бухгалтерских ошибок и недочетов. Такой аудит, как правило, проходит несколько формализовано, с использованием экономико-математических и статистических методов. Для него естественно наличие разнообразных стандартов и правил.
Третий тип - назовем его, к примеру, упреждающий аудит. Его цель - не столько утвердить отчетность, подтвердить ее законность и финансовую состоятельность организации, сколько проанализировать перспективы организации, предотвратить или минимизировать возможные потери, сделать невозможным возникновение нарушений, оценить стратегические аспекты деятельности организации. Естественно, для такого аудита на первые места выходят средства и методы прогнозирования, вопросы безопасности во всех ее аспектах, стратегическое планирование и мотивация персонала.
Процедура внешней аудиторской проверки сегодня требует включения целого ряда новых процедур. Среди них - необходимость выдачи заключения по вопросам соответствия ведения учета новым правилам бухгалтерского учета, более соответствующим международной практике и сделавшим учет заметно "прозрачнее", проверка правильности расчета и начисления налогов, повышенное внимание к качеству менеджмента, внутренним регламентирующим документам и финансовому состоянию кредитной организации.
В то же время многие нормативные документы по-прежнему сложны и неоднозначны. Ответственность за допущенные нарушения остается высокой, и в любой момент банк может подвергнуться значительным штрафам. Однако, как показывает практика, большинство штрафов начисляются по нарушениям, которые "лежат на поверхности" и были допущены лишь потому, что у занятых текущей работой специалистов банка не было достаточно времени, чтобы ознакомиться со всеми тонкостями противоречивого российского законодательства. Именно в таких условиях становится особенно важным, чтобы банковский аудитор не просто указал на ошибки и недочеты, но и помог избежать неприятностей, сэкономить ресурсы, дал квалифицированные консультации по смежным вопросам. Иными словами, банкам сегодня требуется полноценный, в нашем определении, системный аудит. Поэтому многие банки ищут сегодня именно такого, системного аудитора для внешних проверок и сами стремятся организовать внутренний аудит максимально приближенно к данной схеме.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 301.