Положение о внутреннем контроле
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Положение о внутреннем контроле - документ, закрепляющий порядок и принципы осуществления внутреннего контроля в организации, а также механизмы его осуществления контролирующими службами с целью недопущения нарушений установленного руководством и текущими нормативными требованиями порядка осуществления операций.

Основными задачами системы внутрибанковского контроля являются: принятие своевременных и эффективных решений, направленных на недопущение и устранение выявленных нарушений в деятельности банка, на выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности, сохранность активов банка, надлежащее состояние отчетности, позволяющей получить адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках. Система внутреннего контроля представлена в банке службой внутреннего контроля (отделом внутреннего контроля), возглавляемой руководителем. Цели ее деятельности - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка требований законодательства Российской Федерации при выполнении своих служебных обязанностей, обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой мер по минимизации рисков банковской деятельности, разрешение конфликтов, возникающих в процессе деятельности банка.

В бухгалтерии банка последующий контроль за правильностью совершения расчетно-кассовых операций возлагается на Главного бухгалтера. Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущий день, правильность оформления документов, соблюдение правил выдачи выписок клиентам по счетам должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета. О проделанной проверке делается запись в бухгалтерском журнале за подписью лиц, проводивших проверку. Порядок этой проверки должен, разумеется, быть отражен в Положении о внутреннем контроле.

Кроме того, в нем также должны найти отражение возлагаемые на систему внутреннего контроля требования к соблюдению надлежащего порядка хранения и использования печатей, штампов, бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования в корыстных целях. Учет печатей и угловых штампов банка ведется, как правило, в специальной книге, где указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся и которым выдаются под роспись.

 

Кредитная политика

Кредитная политика - внутренний банковский документ, регламентирующий принципы кредитования клиентов и формализованные правила осуществления и оформления ссудных операций. Данный документ должен быть обязательно согласован с главным бухгалтером и утвержден руководством кредитной организации.

Рассмотрим на примере структуру кредитной политики, принципы ее построения и оформления, которые могут быть рекомендованы на основании обобщенного опыта работы со многими банками.

 

Приложение N 5. Пример выдержек, иллюстрирующих структуру и общую часть Кредитной политики одного из российских коммерческих банков:

 

┌──────────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

│"Согласовано"                    │"Утверждено"               │

├──────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│Главный бухгалтер банка          │Приказом                   │

│_______________________          │Председателя Правления банка │

│"____"___________200___г.        │_______________________________ │

│                                 │N_______                   │

│                                 │от "___"_________200__г.     │

└──────────────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

 

Кредитная политика

 

Кредитная политика определяет базовые понятия осуществления ссудных операций, основные принципы кредитования клиентов банка, устанавливает формализованные правила проведения ссудных операций. Содержание Кредитной политики:

 

Общая часть

 

1. Кредитная политика банка, далее именуемого Банк, определяет общие положения и принципы организации кредитной деятельности Банка, порядок работы Кредитного отдела и Кредитного комитета Банка по предоставлению и возврату ссуд, уплате процентов, оформлению кредитной деятельности Банка. Кредитная политика устанавливает формализованные правила осуществления Банком ссудных операций.

2. Ссудные операции осуществляются Банком в соответствии с настоящей Кредитной политикой и документами, в нее входящими, Учетной политикой Банка, законодательством Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации N 61, Инструкцией Центрального банка РФ N 62а, Указанием Центрального банка РФ N 101-У и другими нормативно-правовыми документами.

3. В Кредитной политике использованы следующие понятия: Ссудная операция - операция, связанная с движением ссудного капитала, подразумевающая как предоставление банковского кредита, так и привлечение ресурсов.

Объект кредитования - цель (финансируемый проект), на реализацию которой предоставляется ссуда.

Субъект кредитования - юридическое или физическое лицо, которому предоставляется ссуда.

Обеспечение - механизм гарантии возврата Банку предоставленной ссуды.

4. Ссудные операции для Банка являются рисковыми. Риск предоставления кредита должен быть компенсирован наличием эффективной процедуры предоставления ссуды, ее отслеживания и возврата, а также обеспечения возвратности кредита.

5. Порядок предоставления Банком ссуды соответствует общепринятым принципам кредитования: платность, возвратность, срочность и целевое использование ссуды. Нарушение хотя бы одного из этих принципов приводит к искажению экономического смысла ссудной операции и нарушению интересов Банка.

6. Перечисленные принципы кредитования являются приоритетными при осуществлении ссудных операций. В случае отсутствия нормативно-правовых документов, регламентирующих какую-либо сторону кредитной деятельности, Банк при предоставлении ссуды руководствуется общими принципами кредитования.

 

Основные направления кредитной политики

 

1. Предоставление кредитных услуг является приоритетным направлением деятельности Банка.

2. Банк проводит взвешенную, разумную кредитную политику. Основные приоритеты кредитной деятельности Банка состоят в повышении качества кредитного портфеля, минимизации кредитного риска, повышении объема и доходности ссудных операций в общем совокупном доходе Банка, соблюдении экономических нормативов деятельности Банка.

3. В кредитной деятельности Банк руководствуется следующими принципами:

диверсификацией кредитных вложений по отраслям и сферам экономики;

непрерывным отслеживанием текущего состояния кредитного портфеля;

активным использованием в процессе предоставления ссуд новых схем и форм кредитования.

4. Банк предоставляет ссуды и кредитные линии различных видов, использует различные формы кредитования.

5. Банк предоставляет краткосрочные и среднесрочные ссуды заемщикам различных форм собственности. Банк осуществляет кредитование промышленности, торговых и посреднических операций, потребительское кредитование, кредитование муниципальных и государственных органов власти.

6. Банк проводит кредитование только в случае обеспечения возвратности предоставленной ссуды. Возможные виды обеспечения банковских ссуд, принимаемые Банком, могут корректироваться в соответствии с общей экономической ситуацией и конъюнктурой рынка.

7. В целях снижения риска невозврата ссуд по каждому предоставленному кредиту Банк осуществляет контроль состояния ссудной задолженности, ее целевого использования и финансового положения заемщика.

8. Банк проводит гибкую процентную политику, направленную на взаимное соблюдение интересов обеих сторон: Банка и заемщика.

9. Главной задачей Банка является развитие системы обеспечения возвратности предоставленных ссуд путем разработки собственных методик оценки кредитоспособности заемщика и постоянного отслеживания надлежащего исполнения кредитных договоров.

10. Банк планирует уделять большое внимание первичным источникам обеспечения возвратности ссуд.

10.1. Первичные источники обеспечения возвратности ссуд - информация о финансовом положении заемщика, полученная на основе анализа бухгалтерской и финансовой отчетности заемщика: отчет о движении наличных денежных средств (Cash-Flow), бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за ряд отчетных периодов.

10.2. Вторичные источники обеспечения возвратности ссуд - источники, вступающие в действие в случае неспособности заемщика исполнить свои обязательства по кредитному договору. К ним относят: заложенное имущество, гарантии и поручительства третьих лиц, страхование кредитных рисков и т.д.

10.3. При предоставлении кредита, с целью повышения качества кредитного портфеля и снижения риска невозврата ссуд, Банк проводит тщательный анализ финансовой отчетности заемщика, а также оценку потенциальной возможности невозврата ссуды.

11. В целях обеспечения ликвидности Банка и стабильности банковской деятельности Кредитный комитет собирается раз в две недели для рассмотрения текущих вопросов кредитной деятельности Банка, контроля за деятельностью Кредитного отдела Банка и постоянного отслеживания положения Банка.

С точки зрения бухгалтерской работы наиболее важные части Кредитной политики - это правила кредитования. В предлагаемом ниже варианте правила кредитования поделены в зависимости от субъекта кредитования. Могут использоваться и другие классификации. Правила кредитования должны содержать формализованные процедуры и технологию оформления ссудных операций, которые для бухгалтерии Банка будут регламентировать документооборот и являться основанием осуществления бухгалтерского учета начисленных процентов, выдачи, возврата, пролонгации и использования кредита клиентом.

Рассмотрим примерный вариант правил кредитования.

Приложение. Пример выдержек из Правил кредитования физических лиц в коммерческом банке:

1. Общие положения

1.1. Банк предоставляет долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные кредиты физическому лицу, как резиденту, так и нерезиденту, в дальнейшем именуемому Клиентом, в соответствии с законодательными актами, действующими в Российской Федерации.

1.2. Кредиты предоставляются Клиенту на коммерческой, договорной основе при соблюдении принципов обеспеченности, срочности, платности, возвратности.

1.3. Основные направления кредитной и процентной политики Банка определяются Правлением Банка в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Совета учредителей Банка.

1.4. Координацию кредитной деятельности и принятие решений о выдаче кредитов (или их пролонгации) осуществляет Кредитный комитет - постоянный рабочий орган Банка, действующий согласно Положению о Кредитном комитете.

1.5. В соответствии с выработанной Кредитной политикой Банк предоставляет кредиты Клиентам на цели, предусмотренные в их заявлении.

1.6. Приоритет при выдаче кредитов отдается Клиенту, имеющему в Банке счета.

1.7. Предоставление Банком кредитов основывается на учете необходимых потребностей Клиента в заемных средствах, наличии достаточных гарантий для своевременного их возврата.

1.8. Банк предоставляет кредиты в пределах собственного капитала и привлеченных средств, обеспечивая сбалансированность размещаемых и привлекаемых по срокам и объемам ресурсов.

1.9. Все вопросы, связанные с кредитованием, решаются Клиентом и Банком на основании кредитного договора, в котором определяются:

предмет договора;

срок и размеры кредита;

порядок выдачи и погашения кредита;

процентная ставка, условия и периодичность ее изменения, периодичность уплаты процентов;

взаимные обязательства, ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение условий договора;

обязательства Клиента, обеспечивающие гарантии своевременного возврата кредита, уплату процентов по кредиту, другие формы ответственности по долгам;

порядок разрешения споров по договору;

другие условия по соглашению сторон.

2. Порядок предоставления кредитов

2.1. Для получения кредита в Банке Клиент оформляет заявление на получение кредита с указанием его целевого назначения (либо без указания, если дело касается первоклассных заемщиков), суммы, сроков использования и формы обеспечения.

2.2. Кредитное заявление вместе с полным пакетом необходимых документов рассматривают Кредитный и Юридический отделы Банка. В ходе рассмотрения кредитного заявления Банк осуществляет комплексный анализ кредитоспособности Клиента, оценивает его финансовое положение в целях определения степени риска невозврата предоставляемого кредита.

2.3. Для выяснения возникших вопросов в процессе рассмотрения заявления Банк вправе направить своих специалистов по месту жительства и работы Клиента.

2.4. В случае, если размер кредита превышает 10 ООО долларов США или сумму в рублях, эквивалентную 10000 долларов США, по результатам рассмотрения документов сотрудники Кредитного отдела, Юридического отдела и Службы безопасности представляют в Кредитный комитет письменное заключение о возможности (или невозможности) выдачи кредита. Решение Кредитного комитета оформляется соответствующим протоколом.

2.5. При положительном решении вопроса о предоставлении кредита Банк заключает с Клиентом кредитный договор и договор обеспечения возврата выданного кредита.

3. Обеспечение возврата предоставляемых кредитов

3.1. Предоставляемые Банком кредиты обеспечиваются залогом:

недвижимости;

ценных бумаг;

ювелирных изделий;

антикварных изделий;

средствами депозитного счета.

4. Порядок использования кредитов

4.1. После подписания кредитного договора Банк открывает Клиенту отдельный ссудный счет.

4.2. Выдача средств в счет предоставляемого кредита производится:

в форме единовременного перечисления суммы кредита (в пределах установленного лимита кредитования) на текущий счет Клиента;

наличными из кассы Банка.

4.3. В соответствии с кредитным договором открывается лицевой счет Клиента, в котором отмечаются все банковские операции по данному кредиту.

5. Проценты

5.1. Процентные ставки по кредитам устанавливаются Председателем Правления Банка, Советом директоров.

5.2. Банк применяет, как правило, фиксированные процентные ставки, уровень которых оговаривается в кредитном договоре. Процентная ставка по выданному кредиту может быть изменена в связи с изменением учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, а также изменением конъюнктуры кредитного рынка и финансового положения заемщика.

6. Погашение кредита

6.1. Погашение суммы кредита осуществляется Клиентом в следующих формах:

единовременное перечисление всей суммы задолженности в установленный договором срок;

постепенное перечисление согласованных с Банком сумм в пределах срока кредитования в соответствии с календарным графиком платежей. Конкретная дата погашения кредита должна быть определена в кредитном договоре.

6.2. Банк может предоставлять отсрочку погашения кредита. Для рассмотрения вопроса об отсрочке погашения Клиент должен представить Банку не позднее чем за 15 дней до срока погашения кредита заявление о пролонгации кредита.

6.3. Решение об отсрочке погашения кредита принимается в порядке, определенном для выдачи кредита, и оформляется дополнительным соглашением к кредитному договору с соответствующей пролонгацией договора обеспечения.

6.4. При непоступлении платежей в погашение кредита к указанному в кредитном договоре сроку и графику платежей Кредитный отдел принимает соответствующие меры:

все разногласия и споры по договору разрешаются путем переговоров, а при недостижении соглашения сторон передаются на рассмотрение судебных органов;

обращается взыскание на заложенное имущество, предъявляется требование к поручителю.

7. Контроль банка за использованием кредита

7.1. В процессе кредитования Банк осуществляет контроль за использованием кредита, финансовым состоянием Клиента. Для осуществления контроля Банк использует права, оговоренные в кредитном договоре.

7.2. После предоставления Клиенту кредита на него заводится досье, которое состоит из оригиналов документов. Все сотрудники Кредитного отдела пользуются только копиями документов.

7.3. При нарушении Клиентом условий кредитного договора, при возникновении обстоятельств, усиливающих уровень кредитного риска, Банк вправе:

требовать изменения условий кредитного договора;

предъявить Клиенту в случае возникновения просроченной задолженности требование о возврате Банку всей суммы долга.

8. Порядок хранения документов

8.1. Кредитный договор, договор залога, гарантийные обязательства, ценные бумаги, поручительства и другие ценности, принятые в залог, хранятся в личных кредитных досье заемщиков в специально оборудованных помещениях Банка.

8.2. Во время срока действия кредитного договора Кредитный отдел Банка обязан:

контролировать своевременность перечисления сумм кредита;

контролировать своевременность уплаты Клиентом процентов за пользование кредитом и других платежей, предусмотренных договором;

Кредитный отдел Банка проверяет текущую кредитоспособность заемщика, обеспеченность кредита и его целевое использование, доводит полученную информацию до сведения руководства Банка, в необходимых случаях - до Кредитного комитета.

8.3. Ежеквартально Кредитный отдел Банка инвентаризует все действующие кредитные договоры.

8.4. Список кредитов, погашение которых вызывает сомнение, ежемесячно выносится на обсуждение Кредитного комитета. По ним следует более четко отслеживать возврат кредита, чтобы принять меры так быстро, как это необходимо.

8.5. По окончании срока действия кредитного договора Кредитный отдел Банка проверяет своевременность и правильность возврата задолженности и подводит итоги расчетов по процентам.

8.6. По погашенным кредитам на экземпляре кредитного досье делается отметка "Кредит погашен".

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 208.