Положения об отделах кредитной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Положения об отделах кредитной организации являются формализованным описанием правил деятельности каждого из подразделений, их функциональной ответственности и полномочий. На практике положения, как правило, разрабатывают руководители соответствующих подразделений, но в соответствии с действующими требованиями их должен утверждать главный бухгалтер банка.

Рассмотрим содержание и структуру положения об отделе на примере одного из российских банков.

 

Пример 2. Содержание и структура положения об отделе

 

Положение об Операционном отделе банка

 

"Утверждено"

 

Председатель Правления банка ___________________ ( )

Главный бухгалтер банка ___________________ ( )

 

1. Общая часть

 

Полное наименование Подразделения - Операционный отдел. Подчиненность Подразделения:

административная - Операционно-бухгалтерское управление;

функциональная - Операционно-бухгалтерское управление, Кредитное управление, Валютное управление.

Подразделение осуществляет свою деятельность, руководствуясь действующим законодательством, настоящим Положением, другими внутренними регламентирующими документами банка, а также разовыми распоряжениями руководства банка.

Основанием для создания и ликвидации подразделения является решение Правления банка, оформленное приказом Председателя Правления.

Подразделением руководит Начальник Операционного отдела, назначаемый и смещаемый с должности приказом Председателя Правления банка.

В своей деятельности Начальник Операционного отдела руководствуется настоящим Положением, а также должностной инструкцией, утверждаемой Председателем Правления банка.

Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения. Изменения и дополнения, вносимые в период его действия, предполагают необходимость переутверждения документа.

 

2. Функциональные обязанности подразделения

 

Операционный отдел функционирует в банке как специализированная служба, отвечающая за расчетное обслуживание клиентов.

В перечень основных функциональных обязанностей подразделения настоящим Положением включены:

* Консультирование клиентов по услугам, оказываемым банком.

* Контроль расчетно-платежных документов клиентов.

* Обеспечение расчетного обслуживания клиентов.

* Перечисление безналичных рублевых/валютных денежных средств клиентов и собственных средств банка.

* Прием, обработка, формирование, отправка электронных платежей.

* Формирование выписок по лицевым счетам.

* Обслуживание корреспондентских счетов.

* Ведение базы нормативно-справочной информации.

* Подготовка отчетности по операциям банка.

* Обеспечение работы других подразделений банка.

* Контроль и заверение документов из других подразделений банка.

 

3. Управление подразделением

 

Штатное расписание Подразделения составляет кадровая служба банка на основании потребностей Подразделения и утверждает Правление банка. Подразделение имеет следующее штатное расписание:

* Руководитель Операционного отдела.

* Заместитель руководителя Операционного отдела.

* Главный экономист Операционного отдела.

* Ведущий экономист.

* Экономист.

* Экономист.

Начальник Операционного отдела распределяет обязанности между сотрудниками Подразделения, осуществляет контроль за исполнением сотрудниками Подразделения своих должностных обязанностей.

 

4. Функциональные права подразделения

 

Настоящий раздел Положения определяет права, объективно необходимые Операционному отделу для наиболее эффективного решения перечисленных выше вопросов функциональной ответственности.

Руководитель Операционного отдела имеет право принимать участие в обсуждении любых вопросов, имеющих отношение к деятельности Подразделения, на заседании Правления банка.

Отдел имеет право, в соответствии с предварительно утвержденными сметами, на централизованное выделение материальных и финансовых ресурсов, необходимых для решения им вопросов функциональной ответственности, выполнения его сотрудниками своих должностных обязанностей.

Сотрудники отдела в рамках своей компетенции имеют право требовать от руководства структурных подразделений банка своевременной и полной передачи управленческой информации, необходимой им для исполнения должностных обязанностей.

 

5. Ответственность подразделения

 

Операционный отдел несет установленную настоящим Положением ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных должностных обязанностей.

Основанием для применения к Подразделению административных и экономических санкций могут служить:

негативная оценка клиентами банка качества обслуживания;

нарушения в деятельности Подразделения, выявленные в результате проверок, осуществляемых органами внутреннего контроля банка и государственными органами контроля.

Применяемые к Подразделению административные санкции реализуются в форме различных дисциплинарных взысканий, накладываемых Председателем Правления банка в установленном в банке порядке непосредственно на Начальника Операционного отдела. Начальник Операционного отдела от своего имени и в пределах своей компетенции имеет право накладывать аналогичные взыскания на сотрудников Подразделения, виновных в установленных нарушениях. Применяемые к Подразделению экономические санкции реализуются в форме централизованного уменьшения выделяемого ему премиального фонда. Руководитель Подразделения самостоятельно определяет конкретные размеры удержания премии с сотрудников, непосредственно виновных в применении к Подразделению соответствующих экономических санкций.

 

Предложенное Положение об отделе является по своей структуре довольно распространенным и включает в себя все необходимые разделы. Однако в разделе "Функциональные обязанности подразделения" можно рекомендовать в каждом конкретном случае более детально и точно определить функции отделов, а также механизмы внутрибанковского взаимодействия, необходимые для обеспечения их выполнения.

Наличие указанных Положений, регламентирующих все аспекты взаимоотношений между подразделениями, руководством и сторонними организациями, в настоящее время - один из индикаторов качественного менеджмента, и их отсутствие может повлечь за собой серьезные нарекания на те банки, где управление до сих пор практически не регламентировано внутренними документами. К сожалению, на практике это встречается в работе многих российских кредитных организаций.

 

Должностные инструкции

Следующим по важности является группа внутренних регламентирующих документов, называемых должностными инструкциями.

Должностная инструкция - это внутренний документ, содержащий формализованное описание требований к специалисту со стороны кредитной организации, его должностных прав и обязанностей, ответственности и взаимодействия с другими работниками и руководством.

Согласно Правилам ведения бухгалтерского учета N 61: "Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме". "Конкретные обязанности бухгалтерских работников" необходимо оформлять в виде утвержденных руководством банка и главным бухгалтером должностных инструкций, иными словами, согласно действующим с января 1998 года правилам, их наличие для бухгалтерских работников является обязательным.

Оформление должностных инструкций целесообразно осуществлять на основе заранее подготовленного "Стандарта на разработку должностных документов персонала банка" и "Положения о кадровой работе", которые закрепят общую форму инструкций и порядок взаимодействия руководства с персоналом кредитной организации (наем, увольнение, составление штатного расписания). Ниже в качестве примера приведена должностная инструкция ведущего экономиста Операционного отдела одного из функционирующих сегодня российских банков.

 

Пример 3. Содержание и структура должностной инструкции бухгалтерского работника

 

Должностная инструкция ведущего экономиста Операционного отдела

 

"Утверждена"

Председатель Правления банка _______________ ( )

Главный бухгалтер банка _______________ ( )

 

1. Общая часть

 

1.1. Настоящая Должностная инструкция разработана в соответствии с "Положением о кадровой работе в банке", "Стандартом на разработку должностных инструкций персонала банка" и "Положением об Операционном отделе".

1.2. Целью документа является определение формализованных квалификационных требований к должности "Ведущий экономист Операционного отдела" по утвержденному штатному расписанию банка, а также соответствующих ей прав, функциональных обязанностей и ответственности за их выполнение.

1.3. Необходимые изменения в данный документ могут быть внесены по решению утверждающих его лиц в порядке переутверждения.

1.4. Документ проходит утверждение и приобретает юридическую силу с момента визирования соответствующим специалистом.

 

2. Квалификационные и дополнительные требования

 

2.1. Образовательный уровень - высшее специальное образование.

2.2. Квалификационное требование:

отсутствие отрицательных характеристик с предыдущих мест трудовой деятельности.

2.3. Стаж работы по специальности в финансово-кредитной сфере - не менее двух лет.

2.4. Дополнительные требования:

успешное прохождение действующей в банке процедуры отбора претендентов на замещение вакантных должностей;

возраст на момент замещения - не старше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин;

отсутствие медицинских противопоказаний к трудовой деятельности высокострессового характера.

 

3. Подчиненность, порядок назначения и смещения с должности

 

3.1. Ведущий экономист Операционного отдела административно и функционально подчинен руководителю Операционного отдела.

3.2. Выполнение распоряжений, исходящих непосредственно от иных лиц, за исключением распоряжений членов Правления банка, обязательно для него в случае формализованного закрепления соответствующих управленческих процедур во внутренних регламентирующих документах.

3.3. Ведущий экономист Операционного отдела назначается и освобождается от должности приказом Председателя Правления банка.

 

4. Должностные обязанности сотрудника

 

4.1. Ведущий экономист Операционного отдела в своей деятельности руководствуется:

действующим законодательством;

Уставом и иными внутренними нормативно-методическими документами банка;

Учетной политикой банка;

Положением об Операционном отделе;

настоящей Должностной инструкцией;

распоряжениями членов Правления банка и непосредственного руководства;

указаниями других лиц, оформленными в соответствующем порядке.

4.2. К основным функциональным обязанностям ведущего экономиста Операционного отдела, за выполнение которых он несет непосредственную персональную ответственность, относятся:

4.2.1. Прием и проверка документов клиентов.

4.2.2. Подготовка выписок по счетам клиентов.

4.2.3. Зачисление платежей клиентам.

4.2.4. Первичный контроль ежедневной отчетности Операционного отдела.

4.2.5. Формирование описи документов дня (бухгалтерского журнала);

4.2.6. Ведение внебалансового учета не оплаченных в срок платежных документов клиентов.

4.2.7. Обработка выписок из банков-корреспондентов.

4.2.8. Ведение бухгалтерского учета операций кассового управления и обменного пункта.

4.2.9. Ведение внебалансового учета бланков строгой отчетности.

4.2.10. Ведение Журнала регистрации ордеров.

4.2.11. Подготовка отчетности по операциям с физическими лицами.

4.3. При осуществлении своих обязанностей ведущий экономист Операционного отдела имеет право осуществлять операции и получать всю необходимую информацию по счетам, отраженным в Приложении N 1 к Должностной инструкции.

 

5. Должностные права сотрудника

 

5.1. По отношению к вышестоящим инстанциям сотрудник вправе:

5.1.1. Обращаться непосредственно к своему руководителю по всем вопросам, требующим его непосредственного участия.

5.1.2. Получать необходимую информацию об изменениях в обязанностях и практике выполнения работ.

5.2. По отношению к другим подразделениям, службам и сотрудникам банка сотрудник вправе:

5.2.1. Получать всю необходимую для выполнения работ информационно-правовую базу.

5.2.2. В пределах своей компетенции требовать своевременной и полной передачи управленческой информации и документов, необходимых для исполнения установленных для него должностных обязанностей.

5.2.3. Требовать необходимое для исполнения своих должностных обязанностей программно-техническое обеспечение и получать консультации по его использованию.

 

6. Должностная ответственность сотрудника

 

6.1. Сотрудник несет персональную ответственность за неисполнение своих обязанностей.

6.2. При нарушении требований индивидуального контракта, включая настоящую Должностную инструкцию, по решению членов Правления

банка или Начальника Операционного отдела к сотруднику могут быть применены следующие санкции:

6.2.1. Санкции административного характера:

предупреждение о неполном служебном соответствии;

выговор;

выговор с предупреждением о досрочном расторжении контракта;

досрочное расторжение контракта (увольнение или понижение в должности).

6.2.2. Санкции экономического характера:

удержание премии или других выплат и льгот социально-экономического характера.

6.3. Факт наступления ответственности сотрудника фиксируется членами Правления банка:

на основании неудовлетворительной оценки его деятельности со стороны руководства банка и подразделения;

с учетом обоснованных претензий к деятельности подразделения и выяснения вины в этом сотрудника.

6.4. Санкции, примененные к ведущему экономисту Операционного отдела, оформляются приказом Председателя Правления банка и фиксируются в личном деле виновного.

 

С Должностной инструкцией ознакомлен, копия мною получена.

 

__________________________ (_______________)

"____"_____________200___г.

 

Приложение N 1

к Должностной инструкции

 

Список счетов бухгалтерского учета, обслуживаемых ведущим экономистом Операционного отдела

 

Данное Приложение удобнее всего составлять в виде таблицы с обязательным наличием в нем следующих полей (столбцов):

Номер лицевого счета

Наименование счета

Дата начала обслуживания

Допустимые операции

 

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов - внутренний банковский документ, определяющий номенклатуру синтетических счетов, используемых в процессе бухгалтерского учета хозяйственных операций, а также принципы формирования, структуру и порядок открытия счетов аналитического учета.

Рабочий план счетов (РПС) кредитной организации формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным банком Российской Федерации. Иногда РПС является составной часть Учетной политики банка или ее приложением (в зависимости от ее оформления). Ответственность за его формирование и уточнение возлагается на главного бухгалтера или его заместителя, которые вносят изменения в рабочем порядке и должны доводить их до сведения всех бухгалтерских работников.

Можно рекомендовать следующую структуру оформления РПС:

 

 

Таблица 5

 

Пример оформления рабочего плана счетов

 

┌─────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│ Номер │    Наименование    │ Краткое содержание    │

│ раздела │                         │                         │

├─────────┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│ 1 │         2          │         3          │

├─────────┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│    │Введение                 │Определение и назначение РПС │

├─────────┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Раздел 1 │Список используемых     при│Номера счетов первого порядка,│

│    │осуществлении учета операций│их          наименование,│

│    │синтетических счетов первого│характеристика           │

│    │порядка                  │                         │

├─────────┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Раздел 2 │Список используемых при│Номера счетов второго порядка,│

│    │осуществлении учета операций│их          наименование,│

│    │синтетических счетов второго│характеристика           │

│    │порядка                  │                         │

├─────────┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Раздел 3 │Структура лицевого счета│Описание        принципов│

│    │аналитического учета     │формирования  (структуры)│

│    │                         │лицевой части аналитического│

│    │                         │счета                    │

├─────────┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Раздел 4 │Порядок внесения изменений в│Порядок внесения изменений в│

│    │РПС                      │РПС и  ответственный за│

│    │                         │поддержание актуальности РПС│

│    │                         │банка                    │

├─────────┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Раздел 5 │Порядок открытия внутренних и│Утвержденный     порядок,│

│    │клиентских счетов        │регламентирующий  процесс│

│    │                         │открытия     внутренних и│

│    │                         │клиентских счетов        │

└─────────┴──────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

 

Первые два раздела оформляются посредством исключения неиспользуемых счетов из Плана счетов кредитных организаций, утвержденного Банком России.

Что касается структуры лицевого счета, то в той части, которая утверждена Центральным банком Российской Федерации, она общеизвестна. Принципы формирования семи произвольных символов лицевого счета в большинстве банков индивидуальны. Многие банки стремятся максимально информативно использовать данные разряды. Например, ссудные счета могут содержать фиксированные разряды, в которых отображается тип заемщика, степень обеспеченности, группа риска и другая информация. В таком случае собственно на "номер счета" остается всего несколько символов (от двух до четырех). На данных символах собственно нумерация также может идти по разным алгоритмам: иногда открывают счета не по порядку, а через один или как-либо по-другому. Структура лицевой части может различаться для разных типов счетов. Так, например, для расчетных счетов первый символ лицевой части по рекомендации Центрального банка Российской Федерации можно использовать для признака транзитного счета (для зачисления выручки перед обязательной продажей). "1" на этом символе будет признаком такого счета, "0" будет означать, что счет является обыкновенным расчетным счетом. Все подобные особенности формирования номеров должны быть зафиксированы именно в данной части РПС.

Порядок открытия счетов также должен быть документально утвержден. Лицевые счета клиентов, как правило, открываются на балансе банка согласно Положению о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов. Внутрибанковские и внебалансовые лицевые счета - на основании распоряжений бухгалтерии и/или служебных записок исполняющих операции подразделений. Счета, открытые клиентам, регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные страницы. Страницы нумеруются, книга прошнуровывается и опечатывается, заверяется подписью главного бухгалтера и хранится у него в сейфе.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 289.