Отдельно необходимо остановиться на тех банковских продуктах и услугах, которые стремятся внедрять в настоящее время. Мы назвали их "новейшими", хотя это более чем условно. Так как многие российские банки уже широко используют их на практике. Рассмотрим некоторые из этих услуг в виде таблицы:
Таблица 3
Новейшие банковские продукты
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│ Наименование │ Описание продукта │ Потенциальные │
│ услуги │ │ потребители │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Совместное │Услуга состоит в том, что банк осуществляет частичное│Малые предприятия,│
│инвестирование │финансирование какого-либо проекта совместно с клиентом в│индивидуальные │
│(инвестиционное │определенной пропорции. Такая схема более удобна клиенту, так│предприниматели, │
│плечо) │как упрощает получение необходимых ресурсов по сравнению с│бизнесмены │
│ │получением кредита. Банк выделяет ресурсы, руководствуясь не│ │
│ │столько "кредитной историей" заемщика, сколько эффективностью и│ │
│ │надежностью проекта. И так как клиент вкладывает и свои ресурсы,│ │
│ │причем их доля может быть весьма существенна (от 10 до 50%),│ │
│ │уровень риска и сама система его оценки будет отличаться от│ │
│ │риска при простом кредитовании │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Хранение ценностей│Банки стремятся предлагать разнообразные формы этой услуги, в│Физические лица │
│ │том числе и отчасти описанные выше сейфы совместного│ │
│ │использования, предназначенные для облегчения расчетов в│ │
│ │наличной форме между физическими лицами │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Консультационные │В последнее время консультационные услуги становятся очень│Практически все группы│
│операции │востребованы. К основным типам таких услуг, можно отнести:│потребителей, в│
│ │налоговое консультирование (от оптимизации налоговых платежей│зависимости от типа│
│ │для корпоративных клиентов до помощи в составлении налоговых│консультаций │
│ │деклараций для физических лиц), консультирование по│ │
│ │международной деятельности, оффшорным операциям, финансовым│ │
│ │инструментам, по подготовке проспекта эмиссии, по размещению│ │
│ │свободных ресурсов и т.п. │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Обеспечение сделок│Банки предлагают широкий спектр услуг помимо традиционного│Физические лица и│
│с недвижимостью │ипотечного кредитования. Это и правовое обеспечение сделки, и ее│корпоративные клиенты │
│ │юридическая проверка, предоставление гарантий, обеспечение│ │
│ │расчетов, организация взаимодействия с риэлтерами и т.п. │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Операции с│Такие новейшие финансовые инструменты, как опционы, фьючерсы,│Крупные корпоративные│
│производными │свопы, дают возможность банкам предлагать клиентам инструменты│клиенты, как правило,│
│финансовыми │хеджирования (страхования) рисков цен основных групп товаров,│осуществляющие │
│инструментами │процентных ставок, курсов валют и ценных бумаг, а также│международные операции │
│ │практически неограниченный спектр спекулятивных операций │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Лизинговые │Лизинг в российских условиях воспринимается в основном как│Малые предприятия │
│операции на│операция в особо крупных размерах, тем не менее он еще более│ │
│небольшие суммы │востребован в небольших размерах. Например, в случае покупки│ │
│ │торгового оборудования для небольшого магазина или автомобиля│ │
│ │для малого предприятия │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Доставка наличных│Часто помимо инкассации торговой выручки бывает и востребована│Средние и крупные│
│средств клиентам │услуга, состоящая в срочной или плановой доставке денежных│корпоративные клиенты │
│ │средств в офис клиенту, или, если так можно выразиться,│ │
│ │инкассации наоборот │ │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────────┤
│Интерактивное │Клиентам уже многих банков нет необходимости посещать офис банка│Практически все группы│
│обслуживание │со своими документами, они их могут отправить с помощью системы│потребителей │
│ │"клиент-банк" по электронным каналам связи, в том числе и по│ │
│ │Интернету. Это резко повышает удобство общения с банком │ │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────────────┘
Хотелось бы также отметить один из стратегических аспектов развития услуг в современных условиях. При работе по развитию услуг необходимо учитывать, что текущие условия рынка требуют не только грамотного построения всесторонней работы, качественного оказания и продвижения традиционных и новейших услуг, но и заставляют совершенствовать технологию оказания услуг с целью достижения максимального удобства для клиента. Для осуществления поставленной задачи необходимы постоянные, как технические, так и технологические, нововведения в процесс осуществления услуги.
В конечном итоге внедрение в практику всего комплекса мер по продвижению банковских услуг в сочетании с эффективно функционирующей системой контроля качества позволяет существенно расширить и диверсифицировать клиентскую базу, даже в условиях спада.
Организация учета
Одним из распространенных направлений совершенствования менеджмента кредитных организаций является перестройка учетной системы. Цель такой перестройки очевидна - обеспечить необходимый для нормального управления качественный уровень учета и достичь его экономической эффективности. Другими словами, затраты на качественный учет должны быть адекватны операционным доходам и не должны быть слишком обременительными.
Под системой учета обычно понимают совокупность организационных принципов, методических правил и подходов, обеспечивающих отражение хозяйственных операций в соответствии с поставленными целями и задачами. Таким образом, приходится иметь дело с двумя основными типами учета, а именно: с бухгалтерским и управленческим. Первый предназначен для выполнения нормативных требований и обеспечения оперативно-хозяйственной деятельности, второй - для полного информационного обеспечения управленческой деятельности. При этом бухгалтерский учет служит информационной базой для формирования управленческого учета.
Настоящая глава посвящена организационным принципам построения системы учета. В ней будут рассмотрены особенности построения системы бухгалтерского учета в банке, проведен сравнительный анализ структуры и принципов функционирования бухгалтерских служб на примере некоторых российских и зарубежных банков.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.