Анализ состояния культуры обслуживания в магазине «Соседи»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Культура обслуживания в магазине «Соседи» это сложное комплексное понятие, слагаемыми которого являются:

− безопасность и экологичность при обслуживании;

− эстетика интерьера, создание комфортных условий обслуживания;

− знание и соблюдение персоналом этических норм обслуживания;

− знание и соблюдение правил, устанавливающих порядок и очередность обслуживания потребителей;

− знание и соблюдение специальных правил предложения и отпуска различных товаров, а также технических навыков и приемов их демонстрации;

− знание и соблюдение основных правил торговли.

Для полной оценки состояния культуры обслуживания, произведем расчет обобщающих коэффициентов согласно материалу, который изложен в Главе 1. Показатель устойчивости ассортимента товаров определим на примере магазина «Соседи» по некоторым группам товаров (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Расчет коэффициента устойчивости ассортимента товаров

 

Группа товаров

Количество видов по ассортиментному перечню

Фактическое количество при проверках

Коэффициент устойчивости (Ку)

первой второй
Масло животное 8 7 8 0,94
Молоко, сливки 7 9 6 1,07
Молоко для детского питания 2 3 3 1,5
Кисломолочная продукция 10 15 15 1,5
Йогурт 12 12 12 1
Конфеты 25 30 30 1,2
Итого: 64 76 74 1,17

 

Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Согласно данным расчетам коэффициент устойчивости ассортимента товаров составил 1,17, что является положительным значением.

Уровень дополнительного обслуживания покупателей в магазине «Соседи» отразим в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Расчет коэффициента дополнительного обслуживания

 

Количество дополнительных услуг предусмотренных перечнем

Фактическое количество дополнительных услуг при проверках

Коэффициент доп. обслуживания (Кд)

первой второй
3 (парковка, праздничная упаковка, инфо-киоск) 3 (парковка, праздничная упаковка, инфо-киоск) 2 (парковка, инфо-киоск) 0,83

 

Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Следовательно, коэффициент дополнительного обслуживания составил 0,91, а значит необходимо обратить внимание на возможность увеличения их числа и соблюдение возможности их оказания в магазине (установка банкомата, предзаказ товара, доставка на дом и другие).

Показатель затрат времени покупателей на ожидание обслуживания определим и сведем в таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4 – Расчет коэффициента затрат времени покупателей на ожидание обслуживания

 

Тип магазина

Нормативное значение, с

Фактическое время ожидания

Коэффициент затрат времени покупателей на ожидание (Ко)

первой второй
Гастроном «Соседи» 60 55 60 0,96

 

Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания дифференцированы по типам магазинов, для исследуемого объекта розничной торговли значения данного показателя не превысили единицу, а значит затраты времени на ожидание обслуживания оптимальны.

Уровень внедрения метода торговли «самообслуживание», рассчитаем с помощью коэффициента внедрения, результаты отразим в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Расчет уровня внедрения самообслуживания

 

Показатель

Значение,

2019 г.

Коэффициент внедрения метода самообслуживания (Квн)

Число секций «через прилавок», ед. 2 -  
Число секций самообслуживания, ед. 13 -  
Итого: 15 0,86  

Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.

Следовательно, данный показатель является высоким. Однако необходимо сказать, о том, что среди секций обслуживаемых через прилавок есть отдел «Фрукты и овощи», который вызывает постоянные нарекания со стороны потребителей. Так как возникают сложности с выбором и взвешиванием фруктов и овощей в торговом зале (долгое ожидание продавца для взвешивания, неудобство выбора).

Далее рассчитаем коэффициент завершенности покупки, результаты отразим в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Расчет коэффициента завершенности покупки

 

Численность покупателей посетивших магазин (за час), чел.

Численность покупателей, совершивших покупки

Коэффициент завершенности покупки (Кзав)

135 130 0,96  

 

Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Следовательно, коэффициент завершенности покупки составил 0,96, что является высоким показателем.

Коэффициент уровня культуры обслуживания по мнению поку­пателей рассчитаем согласно данным полученным через проведенный опрос покупателей. Количество респондентов составило – 30 человек. Из них 20 женщин и 10 мужчин. Был задан вопрос «Как Вы оцениваете состояние культуры обслуживания в данном магазине?» (магазин «Соседи»). Ответы: а) «Отлично», б) «Хорошо», в) «Удовлетворительно». Результаты опроса отражены в таблице 2.7.

 

Таблица 2. 7 – Результаты опроса

Респондент № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 а б а а б а в а а б а в а а а
Респондент № вопроса 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
1 б а в а б а б а а а б б б в б

 

Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Рассчитаем коэффициент уровня обслуживания по мнению поку­пателей в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Расчет коэффициента уровня культуры обслуживания

 

Магазин

Численность ответов «Отлично» и «Хорошо», ед.

Общее число респондентов, чел

Коэффициент уровня обслуживания (Км)

«Соседи» 26 30 0,86

 

Примечание − Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Следовательно, коэффициент уровня культуры обслуживания по мнению покупателей составил 0,86. Данное значение отражает положительное состояние, однако свидетельствует о возможности совершенствования культуры обслуживания. В частности, при опросе было уточнено, что недовольство у покупателей вызывает нехватка инвентарных корзин, нехватка ячеек для хранения личных вещей (так как ключи отсутствуют или сломаны), кроме того, покупатели недовольны внешним благоустройством территории (плохо расчищаются дорожки и парковка в зимний период).

Значимость каждого из проанализированных показателей неодинакова и приведена в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 - Значимость показателей культуры обслуживания покупателей

Показатель культуры обслуживания Значимость показателя в общем уровне культу­ры обслуживания, балл
Коэффициент устойчивости ассортимента (Ку) З1 = 0,21
Коэффициент внедрения прогрессивных методов продажи товаров (Квн)   З2 = 0,14
Коэффициент дополнительного обслуживания (Кд) З3 = 0,08
Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (Ко) З4 = 0,18
Коэффициент завершенности покупки (Кзав) З5 = 0,18
Коэффициент качества труда коллектива магазина (Кит) З6 = 0,21

 

Примечание − Источник: собственная разработка на основе [5, с. 118].

Коэффициент качества труда коллектива магазина «Соседи» принимается равным единице, так как профессиональная подготовка персонала магазина находится на высоком уровне:

− заведующая магазином имеет высшее образование по специальности «Коммерческая деятельность»;

− товаровед магазина и администратор торгового зала имеет высшее образование по специальности «Товароведение продовольственных товаров»; профессиональный уровень товароведа отмечает не только персонал магазина, но и вышестоящие инстанции;

− продавцы первой и второй категории имеют среднеспециальное образование, достаточный опыт работы; причём продавец первой категории работает в сфере торговли с самого первого дня своего трудового стажа;

− профессиональный уровень остальных рабочих и служащих находится на соответствующем уровне.

Повышению профессионального уровня персонала способствует проведение систематических лекций, что является идеологической и воспитательной работой. Заведующая магазином всегда пытается перенять опыт более удачливых торговых объектов и внедрить его в рамках своего магазина.

С учетом всех факторов определим уровень качества торгового обслуживания. Обобщающий коэффициент качества обслуживания определяется по формуле 1.4, подставим необходимые данные и определим итоговое значение:

 

Коб = ((0,21×1,17)+(0,14×0,86)+(0,08×0,83)+(0,18×0,96)+(0,18×0,96)+(0,21×1)×0,86) = 0,96

 

Следовательно, уровень культуры обслуживания в магазине «Соседи» оценивается как «Высокий», так как обобщающий коэффициент составляет более 0,9. Однако, он не равен единице, а следовательно, есть место дальнейшего повышения уровня культуры обслуживания в магазине.

Так в ходе анализа и изучения магазина были отмечены следующие недостатки, требующие устранения:

− плохо расчищенная территория в зимний период времени (пешеходные дорожки, парковка);

− нехватка инвентарных корзин и ячеек для хранения личных вещей для потребителя;

− сложность со взвешиванием фруктов и овощей в торговом зале (долгое ожидание продавца для взвешивания);

− не использует современные методы мерчендайзинга, например такие как музыкальное сопровождение и арома-маркетинг;

− малое использование возможностей по дополнительным услугам.

Из плюсов следует отметить следующие:

− широкий ассортимент товаров и гибкая ценовая политика;

− удобные часы работы и месторасположения;

− наличие парковки и инфо-киоска;

− активная маркетинговая деятельность (дисконтные карты, акции, скидки).

Таким образом, с учетом всех показателей и коэффициентов, состояние культуры обслуживания в магазине «Соседи» является высоким, оценивается как хорошо организованное, удовлетворяющее запросы покупателей, однако с учетом некоторых значений и мнения покупателей можно сделать вывод, что уровень культуры торговли в изучаемом магазине требует повышения. Его дальнейшее совершенствование должно проводится с целью сохранения имеющихся позиций и с целью расширения круга потребителей.



Дата: 2019-12-09, просмотров: 650.